Инициатива празднования Дня дельфинов-пленников исходит от борцов за права животных, считающих недопустимым использование дельфинов и других морских млекопитающих в милитаристских целях и содержание их в неволе. В 2007 году ЮНЕСКО объявила о начале кампании, направленной на защиту дельфинов, в связи с чем 2007 год был объявлен Годом дельфина, а затем продлен и на 2008 год.
Всемирный день защиты слонов был установлен по инициативе экологов и неравнодушных людей, обеспокоенных сокращением численности самых крупных сухопутных млекопитающих на планете. В течение года отмечается несколько праздников, посвященных слонам: Всемирный день слонов – 30 ноября, День слона в Таиланде – 13 марта, Всемирный день защиты слонов – 22 сентября, Всемирный день защиты слонов в зоопарках – 20 июня.
Всемирный день защиты слонов в зоопарках впервые был отмечен в 2009 году. Задача этого дня — освобождение всех слонов мира из неволи.
В 1992 году на международной конференции в Рио-де-Жанейро борьба с опустыниванием и засухой определена как важнейшая задача человечества. Впервые же проблемы опустынивания и засухи были подняты на международной конференции ООН в 1977 году.
Главная причина опустынивания – нерациональная хозяйственная деятельность людей, сокращение площади лесов, неправильная эксплуатация обрабатываемых земель и увеличение территорий выпаса скота. Это приводит к разрушению природных экосистем, оскудению состава животного мира и растительности вплоть до полного исчезновения отдельных видов, к ухудшению влагооборота, изменению природных ландшафтов и в итоге к возникновению неблагоприятной экологической среды для жизни людей. Население в засушливых районах сталкивается с такими проблемами, как ухудшение здоровья, потеря дохода, отсутствие продовольственной безопасности.
30% площади Земли относится к категории засушливых, они сильно уязвимы перед опус тыниванием. Подвергшиеся деградации районы можно обнаружить во многих странах. Ярким примером опустынивания стало Аральское море, уровень которого сильно упал в связи с забором вод на сельскохозяйственные нужды. Сегодня Арал – это зона экологического бедствия.
В России процессами опустынивания затронуто около 46,8% сельхозугодий. Зона опустынивания затронула Ростовскую, Астраханскую и Волгоградскую области, Поволжско-Уральский регион, юг Западной Сибири, Забайкалье. Особенно ярко эти процессы проявились в Астраханской и Волгоградской областях, где наибольшую опасность представляет засоление почв.
15 июня 1918 года сотрудники Станции юных любителей природы в Сокольниках (Москва) провели первую организованную экскурсию. С этого времени взяло старт юннатское движение, охватившее впоследствии всю страну. А в русском языке появилось новое слово – юннат.
Юннаты или юные натуралисты – это члены юннатских кружков в школах, дворцах и домах пионеров, станций юных натуралистов. Главная задача юннатского движения – воспитание у школьников интереса и любви к природе, навыков выращивания растений и ухода за животными, проведение опытнической работы, изучение и охрана природы родного края.
Если мы утром пытаемся понять, какой будет день – пасмурный или солнечный, то мы говорим о погоде. Если в каком-то регионе круглый год хорошая погода (или, наоборот, плохая), то мы говорим о климате. То есть погода – понятие краткосрочное, сугубо местное, а климат – это режим погодных условий, характерных для данной местности, за десятилетия.
На климат влияют многие факторы: географическая широта местности, высота над уровнем моря, рельеф местности, движение воздушных масс, солнечная радиация и др. На климате планеты отражается и деятельность человека – массовые вырубки лесов, осушение болот, строительство плотин и водохранилищ, а также выбросы в атмосферу газообразных отходов производств. Вмешательство человека ведёт к глобальному изменению климата. Учёные спорят что это будет – похолодание или потепление, но уверены, что мы находимся на пороге новой синоптической эры.
Солнце является ближайшей к Земле звездой. Наша планета возникла около Солнца и жизнь на ней зародилась тоже во многом благодаря ему. Учеными было подсчитано, что возраст Солнца около 4,5 миллиардов лет.
Солнце является для нашей планеты мощнейшим источником космической энергии. Оно дает нам свет и тепло, которые необходимы не только людям, но также растениям и животным.
День 26 апреля 1986 года стоит в особом ряду памятных дат, потому что в этот день в маленьком украинском городке на Чернобыльской АЭС был разрушен взрывом ядерный реактор. 170 тонн ядерного топлива было выброшено из 4-го энергоблока. Вырвавшееся на свободу радиоактивное облако смертоносным одеялом покрыло близлежащие территории. Радиоактивному загрязнению подверглись 17 областей России, Белоруссия, Украина, 17 стран Европы.
Праздник ведет свою историю с 1992 года, а в нашей стране с 1996 года. Основная цель праздника – продвижение экологических знаний и формирование экологической культуры населения, информирование общественности о состоянии дел в области охраны окружающей среды.
Ежегодно во многих странах мира отмечается этот красивый весенний праздник. Свою историю он ведет из Англии, где был учрежден в 1984 году. Жители Великобритании считают, что подснежники, посаженные вокруг дома, уберегут его жителей от злых духов. Но прежде всего подснежники – первые цветы, которые появляются после зимних холодов и символизируют они начало весны, победу тепла над холодом, дарят надежду на лучшее. Подснежники украшают многие городские клумбы, а их разведению в Соединенном Королевстве уделяется столько же внимания, сколько, разведению тюльпанов в Голландии.
Латинское название подснежника – «галянтус» – «молочный цветок». Это растение известно еще с I тысячелетия, в средние века его почитали как символ непорочности, а повсеместно выращивать стали в XIX веке. Сегодня подснежники произрастают на многих территориях Земного шара, всего их насчитывается около 20 видов, но практически все они занесены в Красную книгу.
7 апреля 1948 году была создана Всемирной организация здравоохранения, поэтому этот день и назван днём здоровья. Ежегодное проведение Дня здоровья вошло в традицию с 1950 года. Каждый год день здоровья проходит под разными девизами: «В безопасности твоей крови – спасение жизни многих», «Активность – путь к долголетию», «Беременность – особое событие в жизни», «Защитим здоровье от изменений климата», «Старение и здоровье», «Хорошее здоровье прибавляет жизни к годам» и др.
Всемирный день здоровья – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья, избавления от вредных привычек. К числу так называемых вредных привычек относят курение, склонность к частому употреблению спиртных напитков, пристрастие к сладкому или перееданию.
Многие учёные, писатели, общественные деятели вели правильный образ жизни, прожили долгую жизнь и оставили огромное наследие. Но можно привести и множество примеров, когда люди имели вредные привычки, но тоже прожили нормальный срок и добились результатов в творчестве. Почему же мы ратуем за здоровый образ жизни? Сравним организм человека, например, с двигателем самолёта или крылом. Тогда вредные привычки – всё равно что горючее с опасными примесями или деформированное крыло. Самолёт, может быть, и взлетит, да лететь будет недолго! Зачем же человеку самому наносить ущерб своему здоровью, получая временное удовольствие?!
Все мероприятия Дня здоровья проводятся для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни и стремились к его сохранению.
Список литературы
Золин, Н. Г. Воспитание культуры здорового образа жизни / Н.Г. Золин // Юношеские б-ки России. – 2006. – № 3. – С. 65–74.
Митяева, А. М. Дневник здоровья школьника // Здоровьесберегающие педагогические технологии / А. М. Митяева. – М., 2008. – С. 15, 163.
Ильин, А. Г. Здоровый образ жизни /А. Г. Ильин // Формирование здорового образа жизни российских подростков / под. ред. Л. В. Баль. – М., 2002. – С. 29–33.
Голикова, Т. Здоровье становится трендом / Т. Голикова // Здоровье. – 2009. – №9. – С. 54–57.
Егорова, Н.А. Тематика бесед о здоровье / Н. А. Егорова // Классный руководитель. – 2011. - № 1. – С. 87–90.
Ерофеев, М. Б. Здоровьесберегающая роль внеклассных физкультурно-спортивных мероприятий / М. Б. Ерофеев // Воспитание школьников. – 2009. – № 10 – 13–17.
Константинов, А. Составляющие здоровья / А. Константинов // Свет. – 2009. – № 5. – С. 15–17.
Солопов, Е. Ф. Проблемы здоровья, здорового образа жизни людей в ряду глобальных проблем современности // Концепции современного естествознания / Е. Ф. Солопов. – М., 1999. – С. 212– 227.
Кубракова, Т. Пусть всегда будет завтра : пропаганда здорового образа жизни / Т. Кубракова // Библиополе. – 2010. – № 12. – С. 51–53.
Назарова, Е. Н. [Формирование здорового образа жизни] // Здоровый образ жизни и его составляющие / Е. Н. Назарова. – М., 2008. – С. 59-70, 156–173, 176–178.
Фёдорова, И. В. «Здоровая личность» : программа воспитания одиннадцатиклассников / И. В. Фёдорова // Кл. руководитель. – 2008. – № 2. – С. 25–31.
Фильчагова, Т. И учить, и воспитывать : из опыта борьбы с вредными привычками / Т. Фильчагова // Библиотека. – 2011. – № 8. – С. 30–33.
Чугунова, Н. П. [Физминутки] / Н. П. Чугунова // Нач. школа. – 2008. – № 9. – С. 65–67.
Шарифулина, А. [Весёлые физкультминутки] / А. Шарифулина // Нач. школа. – 2006. – № 5. – С. 94–95.
Список сценариев и мероприятий
Алибаева, С. Ф. «Сто друзей» : пресс-конференция о вредных привычках / С. Ф. Алибаева // Досуг в школе. – 2010. – №1. – С. 16–18.
Байзан Е. Л. [Эстафеты к Дню здоровья] / Е. Л. Байзан // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 2. – С. 76–77.
Бондаренко, Л. Жить или умереть? : сценарий программы для юношества / Л. Бондаренко // Сценарии и репертуар. – 2010. - № 4. – С. 33–51.
Ермоленко, В. В. Папа, мама, я – спортивная семья : спортивные старты / В. В. Ермоленко // Нач. школа. – 2007. – № 5. – С. 116–118. // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 4. – С. 33–51.
Захарова, Л. Три ступени. Ведущие вниз : литературно-поэтическая композиция для классного часа в средней школе / Л. Захарова // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 4. – С. 18–32.
Иванова, О. Здоровье – это здорово! : игра-викторина / О. Иванова // Библиотека предлагает. – 2012. – № 1. – С. 163–172.
Кодолова, Е. Н. Путешествие в страну здоровья : санитарно-просветительная программа / Е. Н. Кодолова // Школьные игры и конкурсы. – 2011. – № 6. – С. 3–8.
Колокольцева, Л. В. «Весёлый турпоход» : сценарий /Л. В. Колокольцева // Досуг в школе. – 2010. – №1. – С. 5–7.
Крестовская, Е. Мы сделали свой выбор : сценарий молодёжной акции / Е. Крестовская // Сценарии и репертуар. – 2010. – № 4. – С. 2–10.
Лепина, А. М. Фильм о здоровом образе жизни / А. М. Лепина //Последний звонок. – 2010. – № 10. – С. 27–30.
Литвинова, Л. С.Формирование здорового образа жизни / Л. С. Литвинова // Нравственно-экологическое воспитание школьников : основные аспекты, сценарии мероприятий. 5–11 классы. – М., 2007. – С. 103–147. – (Методическая библиотека).
Метлицкая, А. А. Секреты здоровья : сказка для кукольного театра // Педсовет. – 2011. – № 4. – С. 25–26.
Семиглазова, Н. И. Здоровому образу жизни – да! : выступление агитбригады / Н. И. Семиглазова // Игровая библиотека. – 2011. – № 7. – С. 28–31.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57) Фёдорова О.Ю.,
завсектором МБО
1 апреля вся планета отмечает Международный день птиц. Он возник в США в 1894 году. Дата проведения праздника выбрана не случайно: как раз в это время из теплых краев возвращаются пернатые. Взрослые и дети в этот день благоустраивают места обитания водоплавающих птиц, вывешивают новые кормушки и скворечники.
Был у наших предков в преддверии весны такое интересное действо как свистопляска. Выходил деревенский люд на улицу с глиняными свистульками в виде птиц. А ещё для встречи весны выпекали печенье в форме птичек: жаворонков, галок, скворцов, куликов, воробьев. По представлениям предков пернатые гости на крыльях весну приносили. Печёных жаворонков поднимали ввысь, к небу, пели песни-веснянки. Поэтому и прижился День птиц в России. Уже в XIX веке в России была организована охрана птиц, к началу ХХ века этим делом занималось несколько десятков организаций. В городах открывались и детские организации — так называемые Майские союзы для изучения и защиты птиц. Эмблемой союзов была летящая ласточка.
В 1910 году было основано первое в стране Общество охранителей природы, символом которого стало птичье гнездо. Участники общества подкармливали птиц и развешивали для них гнездовья. После революции детские Майские союзы прекратили свое существование, но идею охраны птиц подхватили юннатские организации. Летом 1924 года прошел первый и единственный в СССР Всесоюзный съезд юннатов, на котором предложили вновь учредить День птиц.
С 1926 года эту дату отмечали в СССР уже как официальный праздник. Празднование Дня птиц оборвала война, но в 1948 году движение возродилось. Оно сошло на нет к 60–70-м годам, но снова возродилось в 1999 году.
Кроме Международного дня птиц, отмечается еще один очень известный птичий праздник —Всемирный день мигрирующих птиц (вторые выходные мая).
Богат мир птиц и в нашей области. Они живут в населённых пунктах, в лесах и степях, на болотах. Только хищных видов птиц насчитывается более 30. Некоторые виды возвращаются к нам на лето из тёплых стран. Другие только останавливаются во время перелёта. Летом у нас обитает около 200 видов птиц. А на зиму в нашу местность прилетают птицы с севера. Их около 65 видов.
Но число видов птиц стало уменьшаться. Так в Красную книгу Курганской области внесены 46 видов птиц. Среди них виды уникальные для мировой и российской фауны – баклан, орлан-белохвост, лебедь-кликун, большая белая цапля, дятел чёрный, журавль серый, чернозобая гагара и др. Одна из интересных и необыкновенных птиц Зауралья – кудрявый пеликан. Этот редкий вид тоже находится под угрозой исчезновения. Он включён в Красные книги Международного Союза Охраны природы, Российской Федерации, в Приложение к Конвенции СИТЕС и в Красную книгу Курганской области. Наша задача сегодня – сохранить те виды птиц, которые живы сегодня.
Литература
Вохминцева, Л. Памятник природы – орёл-могильник / Л. Вохминцева // Природа Зауралья. – 2003. – № 3. – С. 8.
Дементьева, Т. В. Мы хотим, чтобы птицы пели : экологический утренник / Т. В. Дементьева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 5. – С. 38–41.
День птиц или весенний новый год // Природа Зауралья. – 2003. – № 3. – С. 1.
Заикина, Е. А. Фольклорный праздник, посвящённый Международному дню птиц / Е. А. Заикина // Воспитание школьников. – 2010. – № 2. – С.77–80.
Зябликова, Л. Год под знаком лебедя / Л. Зябликова // Библиотека в школе.– 2009. – № 12. – С. 17–20. Список литературы о лебедях. Лебедь в кино, поэзии, литературе, балете, астрономии, в ювелирном деле.
Колоскова, Н. Е. Птичий праздник : кроссворды о птицах / Н. Е. Колоскова // Библиотека в школе.– 2011. – №.4. – С. 20, 29, 30–33.
Кубарева, А. В. Пернатые соседи : орнитологическая игра / А. В. Кубарева // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 1. – С. 104–107.
Рябицев, В. К. Птицы Среднего Урала : справочник-определитель / В. К. Рябицев, В. В. Тарасов. – Екатеринбург, 2007. – 283 с.
Образцова, Л. Н. Кормушка на опушке : познавательная программа о птицах / Л. Н. Образцова // Школьные игры и конкурсы. – 2012. – № 1. – С. 2–3.
Подымако, Л. Л. День птиц : игра «Поле чудес» / Л. Л. Подымако. – 2010. – № 12. – С. 29–30.
Сберечь обязаны : редкие и исчезающие животные и растения, памятники природы и заказники Курганской области : справочник . – Челябинск, 1989. – 208 с. – (Природа и мы).
Тарасов, В. В. Кудрявый пеликан / В. В. Тарасов // Природа Зауралья. – 2003. – № 2. – С. 4. – (По страницам Красной книги).
Усова, Н. В. Птицы в литературных произведениях : викторина / Н. В. Усова // Школьные игры и конкурсы. – 2011. – № 4. – С. 10–11.
Чебан, Л. С. Перелётные птицы : конспект занятия / Л. С. Чебан //Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. – № 1. – С. 54–55.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57)
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить –
Без воды нам не прожить.
22 марта отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды. Этот день был установлен 22 февраля 1993 года по решению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. В этот день поднимается проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к ее решению. В России этот день впервые отмечался в 1995 г. под девизом “Вода – это жизнь”.
Период 2005 – 2015 гг. объявлен Международным десятилетием действий “Вода для жизни”.
Известно, что 70% поверхности Земли покрыто водой, но из них 97,5% солёная и только 2,5% всего объема – пресные воды (реки, ручьи, озера, болота). За последние 100 лет потребление воды увеличилось в 7 раз. 70 % пресной воды в мире используется для сельскохозяйственных нужд.
По мнению международных экспертов, проблема дефицита пресной воды, станет одной из самых острых к середине ХХI века. По прогнозам ученых к 2025 г. жители нашей планеты будут страдать от недостатка пресной воды.
Россия – великая водная держава, по объему речного стока она занимает второе место в мире после Бразилии. На территории России насчитывается 2,5 млн. рек и 2,7 млн. озёр. Тем не менее, проблема загрязнения водоемов и нехватки питьевой воды в России одна из самых актуальных.
В Курганской области протекает 6 крупных рек. Реки принадлежат в речной системе Оби. Главная река области – Тобол. Тобол длиннее таких рек, как Эльба и Висла. Наиболее крупными притоками Тобола являются Исеть, Миасс, Уй, Кочердык, Куртамыш, Юргамыш.
В области 2943 озера, многие из них стали популярными благодаря лечебным свойствам воды. Одна из проблем области – загрязнение имеющихся водных источников. Основные поставщики воды – реки Тобол, Исеть, Миасс, Уй. Но вода, которую они приносят к нам, уже загрязнена стоками от промышленных предприятий Екатеринбурга, Челябинска, Кустаная. Несмотря на обилие вод, в Зауралье ощущается нехватка питьевой воды. Особенно остро дефицит питьевой воды проявляется в Лебяжьевском, Мокушинском, Петуховском и Частоозёрском районах.
На Ревуне. Река Исеть.
Река Исеть в окрестностях Каменск-Уральского
Предлагаем ответить на несколько вопросов о водных ресурсах Шадринского района.
Назовите 10 рек Шадринского района. Как охраняются водные источники в Курганской области?
Какие водные памятники природы расположены в Шадринской районе? В чём их значимость?
Назовите версии происхождения реки Исеть.
Назовите протяжённость реки Исеть и её притоки.
В каком году в Исеть были выпущены раки?
Какой Святой источник Курганской области получил статус памятника природы?
Литература
Волкова, Е. В. Вода – чудесный дар природы : выставка-викторина / Е. В. Волкова // Оглянись, остановись, подумай… : сборник эколог. сценариев / ред. О.Н. Полетаева. – Курган, 2006. – Вып. 1. – С. 74–77.
Вохменцева, Л. Д. Гидронимы водных объектов Курганской области. – Курган, 2003. – 99 с.
Лаврентьев, М. В. География Курганской области / М. В. Лаврентьев, К. Ф. Садовский. – Челябинск, 1970. – 70 с.
Матвеев, А. К. Гипотеза о происхождении реки Исеть // Нёройки караулят Урал : путешествие в топонимию / А. К. Матвеев. – Свердловск, 1976. – С. 47.
Мокеев, В. М. [Что водилось в реке Исеть] // Шадринск / В. М. Мокеев. – Челябинск, 1975. – С. 128.
Науменко, Н. И. Особо охраняемые природные территории Курганской области. – Курган, 2001. – 150 с.
Что имеем, как храним (Природные ресурсы Зауралья) / сост. Ю. А. Тюрин. – Курган, 1993. – 173 с.
Полымских, В. Текущая из камня / В. Полымских // Шадрин курьер. – 2000. – 14 дек. – Прил. : с. 7. – (Пятницы на Михайловской, 82).
Река Исеть : дайджест. – 2-е изд. / сост. Е. В. Шутилина, Ю. В. Распопова. – Шадринск, 2008. – 81 с.
Святой источник // Жемчужины природы Южного Зауралья / сост. А. В. Зырянов, Н. И. Науменко. – Курган. – С. 14.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Основателем этого Дня считается известный американский общественный деятель Джон Мортон, который в 1840-х годах предложил установить день, который будет посвящен озеленению. Так появился День дерева, в течение которого было высажено около миллиона деревьев. Начиная с 1970 года, смысл праздника расширился до общей идеи охраны окружающей среды, и появилось новое название – День Земли.
Этот праздник отмечается в день весеннего равноденствия. При проведении праздника в штаб-квартире Организации Объединённых Наций, находящейся в Нью-Йорке, в течение минуты звонит колокол мира. Этот колокол был подарен ООН Японией 45 лет назад. Он вылит из монет, которые пожертвовали жители более 60 стран. Колокол мира звучит не только в Нью-Йорке, ему вторят голоса колоколов в других городах Земли. Этим показывается, что проблема сохранения жизни – проблема всего человечества.
В календаре международных праздников существует два Дня Земли – в День весеннего равноденствия, а второй – 22 апреля. Первый имеет миротворческую и гуманистическую направленность, второй – экологическую.
В России День Земли отмечается с 1998 года, а в марте 2000 года праздник получил официальный статус. Однако, к сожалению, он проводится не так масштабно, как в других
странах, хотя с каждым годом все больше и больше людей принимает участие в этом мировом празднике.
Кроме Всемирного дня Земли 23 марта отмечается Час Земли. Это ежегодная международная акция, организованная Всемирным фондом дикой природы. Она заключается в том, что в этот день в назначенное время люди в разных странах мира на один час отключают свет и другие электроприборы. Час Земли – это символическая акция бережного отношения к природе, общественный призыв к мерам по сохранению климата нашей планеты и заботы об ее ограниченных ресурсах. Впервые идея выключить электричество на час была реализована в 2007 году в масштабах одного города – Сиднея (Австралия).
Сидней во время акции
Ночной Сидней
Логотип акции
Логотип акции выглядит как «60+», что обозначает призыв к участникам выйти за границы одного часа и сделать еще один шаг ради планеты, начать экономить воду, чаще пользоваться общественным транспортом, копить и сдавать макулатуру, не загрязнять планету мусором и т. д. С тех пор акция все более набирает обороты. Например, Час Земли 2011 года объединил уже около 2 млрд. участников в 135 странах мира.
Россия официально присоединилась к акции в 2009 году – в ней приняли участие более 20 российских городов, а в 2011 году – 11 миллионов россиян. В России в рамках акции «Час Земли» прошли многочисленные мероприятия – светящиеся велопробеги, запуск светящихся шаров, лекции, чаепитие при свечах, экологические уроки для школьников, конкурсы и фестивали.
Однако для сохранения мира и всего живого на планете недостаточно только одного дня, мы должны не только помнить о Земле, но и защищать её все 365 дней в году.
Сценарии мероприятий
Борзенкова, Т. Г. Всемирный День Земли : праздник для учащихся начальных классов / Т. Г. Борзенкова // ПедСовет. – 2010. – №.2. – С. 24–26.
Верещагина, Т. День Земли : фольклорный праздник / Т. Верещагина // Сценарии и репертуар. – 2003. – Вып. 5. – С. 21–27
.
Владимирова, Л. А. Мы все в ответе за свою планету : экологический вечер / Л. А. Владимирова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – № 3. – С. 22–26.
Волкова, М. А. Человек и природа : лит.-муз. композиция / М. А. Волкова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 2. – С. 65–67.
Гудимов, В. Школьный праздник, посвящённый Дню Земли (по мотивам сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») / В. Гудимов // Воспитание шк. – 2001. – № 1. – С. 67–72.
Дворянинова, М. П. Мы в ответе за будущее планеты : сценарий / М. П. Дворянинова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 2. – С. 23–24.
Джартанова, Г. Д. Сохраним Землю – сохраним жизнь : устный журнал / Г. Д. Джартанова // Досуг в школе. – 2010. – № 2. – С. 23–25.
Ельцова, И. Наш общий дом : викторина / И. Ельцова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. – № 2. – С. 47–49.
Земсков, А. И. Год Земли в Год чтения / А. И. Земсков // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 88–92; № 3. – С. 80–85.
Киреева, Н. «Берегите Землю…» : конспект интегрированного занятия / Н. Киреева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. – № 1. – С. 63–65.
Лекомцева, Д. Г. Земля – наш общий дом : викторина для 9–10 кл. / Д. Г. Лекомцева // Читаем, учимся, играем. – № 1. – С 108–112.
Лесных, Е. В. «Земля – наш дом» : круглый стол / Лесных Е. В. // Досуг в школе. – 2006. – № 5. – С. 3–5.
Мизгирёва, Т. А. 22 апреля – Всемирный день Земли : стихи / Т. А. Мизгирёва // Чем развлечь гостей. – 2009. – № 1. – С. 87.
Пашенцева, С. А. Берегите Землю, берегите! : экологическая игра / С.А. Пашенцева // Весна. Календарные праздники для детей. – М., 2008. – С. 59–62. – (Библионяня).
Яковлева, О. И. Земля – наш дом : экологическая линейка / О. И. Яковлева // Последний звонок. – 2001. – № 1. – С. 15–16.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О.Ю.,
завсектором МБО
Первый день весны совпадает с праздником – Международным Днем кошек! Основателями праздника стали редакция журнала «Кот и Пес» и Московский музей кошки. Это они 1 марта 2004 года предложили организовать праздник, посвященный нашим любимым питомцам. Девиз праздника: «Любовь к кошкам – навсегда!»
Хотя праздник не получил официального статуса, его с удовольствием отмечают и в других странах. В каждой стране он празднуется по-своему.
Особенно ярко отмечают Международный День кошек в Великобритании. Это не удивительно, поскольку в Англии одна кошка спасает минимум 10 тонн зерна ежегодно, а несколько десятков животных официально охраняют от мышей реликвии в Британском музее. В этот день всех без исключения питомцев, и домашних, и состоящих на службе у государства, поздравляют, угощая их кошачьими деликатесами и разнообразными блюдами. А для некоторых питомцев хозяева даже шьют специальную праздничную одежду и украшают своим питомцам домики.
В Австралии тоже почитают кошек за их ратный труд на благо государства. Каждой кошке охраняющей склады провизии от грызунов, утверждается пожизненная пенсия, Она выдаётся мясом и молоком. В Китае в честь этого праздника ужесточили меры наказания для тех, кто плохо обращается с кошками. Теперь обидчику пушистого питомца грозит крупный штраф, и даже арест сроком на 15 суток!
Многие страны в этот день открывают специальные парки для прогулки с кошками. Кошачьи дизайнеры изготавливают для кошек целые коллекции одежды. Существуют даже специальные гостиницы для кошек, чьи хозяева вынуждены оставить там своих питомцев на время командировки или путешествия, в которых животные чувствуют себя не просто хорошо, а прекрасно, благодаря чуткому уходу и превосходному питанию.
Неспроста Международный День Кошек празднуется 1 Марта. Кошки, как и наступление весны, ассоциируются с теплом и нежностью, с теми чувствами, которые возникают у нас весной, они согревают наши сердца и заставляют нас улыбаться, даря хорошее настроение и море позитива. Пусть этот праздник станет и для вас хорошим поводом побаловать своего питомца.
Мы желаем всем кошкам иметь свой дом, заботливых хозяев и вкусную натуральную еду.
Афоризмы о кошках
Кошка постарается удержаться на ваших коленях, даже когда вы встаете со стула. До последней минуты она надеется, что у вас проснется совесть и вы сядете обратно.
(П. Браун)
Кошкам удаётся невозможное — с высоты своего невысокого роста смотреть сверху вниз на всех людей. В доме, где есть кошка, других украшений не нужно.
(У. Бэйтс)
Только любители кошек знают, что такое всегда теплая, роскошная, меховая грелка.
Сценарии мероприятий для детей младшего школьного возраста
Бондаренко, Л. Н. Они помогли победить в годы Великой Отечественной войны : классный час / Л. Н. Бондаренко // Педсовет. – 2005. – № 8. – С.7.
Волосевич, С. Домашние животные и их детёныши. / С. Волосевич // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 3. – С. 39.
Стихи, загадки о кошках.
Макаева, В. Г. «У него усы, как спицы, он мурлычет, песнь поёт…» / В. Г. Макаева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 1. – С.55–57.
Петрова, И. Г. Пушистые лапки / И. Г. Петрова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 1. – С. 63–66.
Свечникова, И. В. Зоологическое путешествие : о домашних животных / И. В. Свечникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 3. – С. 42–43 – (Интересно всё на свете).
Скрипачёва, Е. Н. Как много кошек на земле! : эколого-эстетический урок / Е. Н. Скрипачёва // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. – № 8. – С. 32–34.
Солонец, И. Б. Всё о кошках : викторина / И. Б Солонец // Школьные игры и конкурсы. – 2007. – № 12. – С. 8.
Стеблянова, Е. В Мяукины беседы : театральное представление / Е. В. Стеблянова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 4. – С. 25–29
Толстова, Н. Праздничная Котовасия / Н. Толстова // Сценарии и репертуар. –2012. – № 1. – С. 62–72.
Филиппова, Г. В. Кис Кисыч / Г. В. Филиппова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 1. – С. 57–68.
Щербакова, А. А. Наше любимое «мяукало» / А. А. Щербакова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 1. – С. 52–53.
Сценарии мероприятий для детей среднего школьного возраста
Бесова, М. А. Кошкин бал : сценарий семейного праздника / М. А. Бесова // Начинающим актёрам : сборник – Мн., 2002. – С. 77–85. – (Праздник в школе).
Воловода, И. В. Кошки – это кошки : познавательно-развлекательная программа /
И. В. Воловода // Педсовет. – № 12. – С. 11.
Ильина, Л. А. «Леопольд, выходи!» : литературная игра в «кошки – мышки» /
Л. А. Ильина // Друзья наши меньшие. – Мн., 2008. – С. 24–31.
Козина, Л. Выставка кошек : сценарий проведения / Л. Козина // Воспитание школьников. – 2006. – № 1. – С. 78–80.
Кокшарова, В. А. Путешествие в страну Мурляндию : устный журнал / В. А. Кокшарова // Педсовет. – 2007. – № 7. – С. 11–12.
Коцеруба, Н. В. О котах и кошках: избранное : рекомендательный список книг для детского чтения / Н. В. Коцеруба // Библиотека в школе. – 2011. – № 6. – С. 18–20.
Пашнина, В. М. Про котов, котят и кошек – обитателей окошек : игра / В. М. Пашнина // Последний звонок. – 1012. – № 5. – С. 3–5.
Рытанович, О. П. Наши любимые / О. П. Рытанович // Друзья наши меньшие. – Мн., 2008. – С. 3–16. – (Праздник в школе).
Стеблянова, Е. В. Веселья час : познавательная программа – Мн., 2008. – С. 68–79. – (Праздник в школе).
Щербакова, А. «Живут на земле существа неземной красоты» : урок-КВН / А. Щербакова // Воспитание школьников. – 2009. – № 2. – С. 76–80.
Ягодская, О. Н. «Кэт-шоу» : конкурс для кошек и их хозяев / О. Н. Ягодская // Педсовет. – 2009. – № 12. – С. 2–3.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Перед природой человек и зверь
Слабы,
поскольку мы – её частица,
Преодолев бесчисленность потерь,
Она опять всесильно возродится.
Пусть век жесток,
и человек жесток,
Нам не отвергнуть высшего закона.
И бабочка садится на цветок,
А не на глыбу серого бетона.
Сергей Хомутов
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. В нашей стране много дат, связанных с охраной и защитой животного, растительного мира, воды, земли, воздуха и человека. Об отдельных событиях и праздниках года будет рассказано на «Экологической странице». Она предназначена широкому кругу читателей, преподавателям, воспитателям.
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. В нашей стране много дат, связанных с охраной и защитой животного, растительного мира, воды, земли, воздуха и человека. Об отдельных событиях и праздниках года будет рассказано на «Экологической странице». Она предназначена широкому кругу читателей, преподавателям, воспитателям.
19 февраля – Международный день защиты морских млекопитающих
Отмечается с 1986 года и называется также Днем Кита. Он считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и других живых существ, обитающих в морях и океанах. В этот день, после 200 лет беспощадного истребления Международная китовая комиссия ввела запрет на китовый промысел. Он действует и поныне и означает, что по всему миру охота на китов, а также торговля китовым мясом запрещена. После запрета коммерческого китобойного промысла численность некоторых видов китов начала восстанавливаться. В настоящее время разрешены только аборигенный промысел китов исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения, а также изъятие китов в научных целях. Многие из морских млекопитающих находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную книгу Российской Федерации и Международного союза охраны природы. Почему их так называют?
Эти обитатели моря истинные млекопитающие: у них четырёхкамерное сердце; они теплокровны; самки рожают живых детёнышей и кормят их молоком; имеют волосы на коже.
Млекопитающие могут жить под водой, но, дышат они легкими, а не жабрами, как все рыбы. Исходя из этого, становится ясно, что под водой млекопитающие долго находиться не могут. Им нужно постоянно всплывать, чтобы пополнять запас воздуха в крови. Считается, что морские млекопитающие жили когда-то на поверхности земли. Некоторые морские животные могут жить и в воде, и на суше. Кто относится к морским млекопитающим?
•Отряд китообразные, куда относятся киты, дельфины и морские свиньи. • Отряд сирены, включающий дюгоней и ламантинов. • Представители отряда хищных, куда относят выдр и каланов. • Ластоногие, включающий тюленей и морских львов. Как долго млекопитающие могут не дышать?
Морские млекопитающие могут находиться под водой разное количество времени. Например, киты могут не дышать под водой от 2 до 40 минут. Кашалот может не дышать под водой до полутора часов. Тюлень пребывает под водой 15 мин., погружаясь на глубину до 150 м. Арктический тюлень Уэделла погружается на глубину до 600 м на 70 мин. Чем питаются морские млекопитающие?
Морские млекопитающие, как и сухопутные, бывают хищниками и травоядными. Например, сирены — это единственные вегетарианцы среди морских млекопитающие, а киты и дельфины — хищники. Травоядные млекопитающие питаются различными водорослями, а хищникам необходима животная пища — рыбы, рачки, моллюски или мелкие тюлени. Какое морское млекопитающее самое крупное?
Самое крупное морское млекопитающее — голубой кит. Благодаря своим размерам он занесен в книгу рекордов Гиннеса. Средняя длина гиганта — 25 метров. А средний вес — 100 тонн. Несмотря на устрашающий вид киты не опасны для людей, так как они питаются исключительно рыбой и планктоном. Какое морское млекопитающее самое опасное?
Самое опасное морское млекопитающее — это касатка. Несмотря на то, что она не нападает на человека, все же является грозным хищником. Ее боятся даже киты. Недаром касатку называют китоубийцей. Кроме китов, она может вести охоту на дельфинов, морских львов, тюленей и котиков, а также на их детенышей. Были случаи нападения касаток на лосей и оленей, которые переплывали узкие прибрежные каналы. Какое морское млекопитающее самое дружелюбное?
Самое дружелюбное к человеку морское млекопитающее — это дельфин. Известно много случаев, когда дельфины спасали людей, попавших в кораблекрушение. Дельфины никогда не нападают на людей. Дельфины очень умные и учеными установлено, что их мозг может быть еще более развитым, чем мозг человека. Дельфинов используют при лечении детских заболеваний. Человек, благодарный этому замечательному животному, увековечил его в памятниках.
Вот такими интересными созданиями являются морские млекопитающие. Они величественные и удивительные. У них огромный размер и они умеют общаться друг с другом. Еще одной их характеристикой является то, что они мирные и проживают свою жизнь семьями, заботясь и любя членов своей группы.
Список литературы
Богатырёва, Н. А. В царстве Нептуна : сценарий / Н. А. Богатырёва // Педагогическое творчество. – 2008. – № 12. – С. 7–8.
Бульванкер, В. О китах и китёнышах // От кота до кита / В. Бульванкер. – Л., 1991. – С. 62–66.
О памятниках китам и дельфинам.
Гик, Е. Братья меньшие на пьедесталах : памятники животным за заслуги перед людьми / Е. Гик // Свет. – 2010. – № 4. – С. 39–42.
Дозье, Т Киты и другие морские млекопитающие / Т. Дозье; пер. с англ. Л. Ждановой. – М., 1980. – 129 с.
Жуков, Б. Поющий тихоход / Б. Жуков // Вокруг света. – 2009. – № 3. – С. 96– 104.
О китах.
Зотова, Л. В. Обитатели подводного мира : пьеса для детей 6–8 лет / Л. В. Зотова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 7. – С. 56–57. – (Как прекрасен этот мир).
Зуева, С. В. Путешествие в морские глубины : театрализованная постановка // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 5. – С. 78–84.
Крюкова, Н. С. Путешествие в подводный мир : внеклассное занятие / Н. С. Крюкова // Досуг в школе. – 2002. – № 3. – С. 14–16.
Молюков, М. И. Звери Красной книги СССР / М. И. Молюков, О. Л. Россолимо. – М., 1989. – 192 с.
Поведение животных / вып. ред А. Перминов – М., 2003. – 191 с. – (Большая энциклопедия природы).
Рязанцева, Л. М. «В подводном царстве Нептуна» : морской калейдоскоп / Л. М. Рязанцева // Педсовет. – 2012. – № 1. – С. 9–12.
Херсонов, А. Когда дельфинов « ставят под ружьё» / А. Херсонов // Чудеса и приключения. – 2012. – № 5. – С. 56–59.
Об использовании дельфинов в военном деле.
Щербакова, А. А. Обитатели морских глубин : 19 февраля – Всемирный день китов / А. А. Щербакова / Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. – № 12. – С. 55–57. – (Интересно всё на свете).
[Экологи и дельфинотерапия] // Знание-сила. – 2010. – № 11. – С. 56.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. В нашей стране много дат, связанных с охраной и защитой животного, растительного мира, воды, земли, воздуха и человека. Об отдельных событиях и праздниках года будет рассказано на «Экологической странице». Она предназначена широкому кругу читателей, преподавателям, воспитателям.
2 февраля – День болотно-водных угодий
Это событие призвано обратить внимание общественности и правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий в поддержании устойчивого развития планеты.
В понятие водно-болотных угодий включаются пресные и солёные озёра, болота, торфяники, заболоченные леса, реки и их дельты, водохранилища, лиманы, лагуны.
Болота возникли на планете более 400 млн. лет назад. С давних времён эти увлажнённые, трясинистые участки суши притягивали человека своей таинственностью, внушали ему страх. Не зря в народном фольклоре сохранилось много легенд, поверий, преданий и небылиц об этом загадочном месте.
Одно из самых крупных болот в мире находится в долине реки Нил. Площадь его в сезон дождей равна площади Англии. Болото почти непроходимо, но и здесь живут люди. Растительность, не имеющая корней, образует плотную плавучую массу, подобную ковру. На таких островках жители строят свои хижины.
Для охраны водно-болотных угодий 2 февраля 1971 г. была подписана Рамсарская конвенции. В настоящее время к ней присоединилось 144 государства. Угодья, объявленные государством Рамсарскими, заносятся в список угодий международного значения.
Водно-болотные угодья рассматриваются, в первую очередь, как места обитания водоплавающих птиц, а также редких и ценных объектов растительного и животного мира. Здесь добывают торф, горючее, удобрения. Исследователь обнаружит археологические и исторические памятники – стоянки первобытного человека, партизанские землянки, святые источники. А местный житель принесёт с болота корзинку клюквы или грибов-красавцев.
Россия обладает самыми большими в мире ресурсами водно-болотных угодий. Их площадь 1800тыс. квадратных километров. 35 объектов имеют статус международного значения.
Немало водно-болотных угодий на территории Курганской области. Ряд из них, имеющих большую ценность, объявлены памятниками природы или включены в состав заказников.
Также, как реки и озёра, болота имеют свои названия – Озерки, Большое, Берёзовый рям, Батуринская и Таволжанская согры. В области два типа болот – верховые и низинные. И те, и другие живописны и привлекательны. Водно-болотные угодья играют большую роль в поддержании экологического равновесия, регулировании водного стока, являются истоками малых рек. На озёрах развита охота, рыболовство. Многие озёра благодаря составу воды и донных отложений, наличию пляжей и живописному ландшафту являются популярными местами отдыха.
Непревзойдённая ценность водно-болотных угодий ведёт к необходимости их охраны.
Список литературы
Вохменцева, Л. Д. Легенды и гидронимы Зауралья // Земля Курганская: прошлое и настоящее. – Курган, 1995. – Вып. 12. – С. 192–196.
Легенды об озёрах Курганской области – Медвежье, Донки и др.
Евдокимов, А. И. «Космические озёра» / А. И. Евдокимов // Природа и человек. XXI век. – 2012. – № 1. – С. 40–43.– (Идеи. Гипотезы. Открытия).
Об озёрах, которые образовались от падения космических тел. Сеть таких озёр протянулась от Кургана до Новосибирска.
Зырянов, А. Нужны и человеку и птице / А. Зырянов // Природа Зауралья. – 2001. – март (№1). – С. 5. – (2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий).
О значении болот и водных угодий области.
Зырянов, А.Отдыхайте с пользой для души / А. Зырянов // Природа Зауралья. – 2001. – июнь (№4). – С. 8.
О лечебных озёрах Курганской области – хлоридных, сульфатных, гидрокарбонатных. Оно из них – оз. Боровое в Шадринском районе.
Иванова, Л. Н. Водоёмы : конспект урока для 2 класса / Л. Н. Иванова // Нач. школа. – 2004. – № 8. – С. 66–67.
Капецкая, Г. А. Экологическая игра «Паутина» / Г. А. Капецкая // Последний звонок. – 2012. – № 12. – С. 7–8.
Сценарий по теме «Болота, растительный и животный мир, донные отложения, торф, легенды о возникновении».
Маковеева, А. Кладовые солнца А. Маковеев // Природа Зауралья. – 2002.– февр. (№12). – С. 1. – (Всемирный день водно-болотных угодий).
О значении болот и водных угодий области.
Мёртвые воды // Урал. следопыт. – 1985. – № 7. – С. 13–15.
Прошлое и настоящее уральских озёр.
Михайлова, Н. М. Спасите речку : экологический праздник–акция на природе / Н. М. Михайлова // Чем развлечь гостей. – 2009. – № 4. – С. 31–34. – (Ох уж эти детки).
Моисеев, А. Озеро-родник. / А. Моисеев // Челябинск. – 2003. – № 11. – С. 48–49.
Об уральском озере Тургояк
. Науменко, Н. И. Растительность болот // Флора и растительность южного Зауралья / Н. И. Науменко. – Курган, 2008. – С. 75–79.
Наш лечебный потенциал // Природа Зауралья. – 2003. – июнь (№ 6). – С. 3.
О грязевыхозёрах Курганской области – Медвежье, Горькое, Птичье, Суханово, Узково и др.
Новиков, С. М. Болота Западной Сибири / С. М. Новиков, Е. А. Романова // Человек и стихия. – Л., 1978. – С. 82–83.
Парамонова, В. Н. Кладовые природы / В. Н. Парамонова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 91–95.
Сценарий мероприятия о водных ресурсах для учащихся 3–6 классов.
Серафимов, А. [Озёра Шадринска] / А. Серафимов // Шадрин. старина, 1993 – Шадринск, 1993. – С. 11.
Хранители чистой воды : экологическая беседа о болотах / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова // Ролевые игры по экологии : пос. для учителей // Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. – М., 2000. – С. 98–101.
Чекин, В. Самый главный ресурс / В. Чекин // Природа Зауралья. – 2001. – март (№1). – С. 1–2.
О водных ресурсах области.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. В нашей стране много дат, связанных с охраной и защитой животного, растительного мира, воды, земли, воздуха и человека. Об отдельных событиях и праздниках года будет рассказано на «Экологической странице». Она предназначена широкому кругу читателей, преподавателям, воспитателям.
29 января –День защиты от ядерной угрозы
Этот день празднуется с 1985 года, с момента принятия Делийской декларации о принципах свободного от ядерного оружия мира. Декларация содержит призыв прекратить угрозы развязывания ядерной войны,гонку ядерного вооружения, сократить и постепенно ликвидировать ядерные арсеналы.
Каково же действие ядерной бомбы на окружающую среду? Ударная волна может уничтожить многомиллионный город. Светящийся огненный шар, образующийся при взрыве, достигает радиуса 150 км. Он вызывает пожары, обгорание предметов, ожоги у людей и животных. Загрязнение от радиации и пыли распространяется на сотни и более километров. Повышенные дозы радиации приводят к росту раковых заболеваний у людей, патологий у новорожденных, генетическим мутациям. В результате крупномасштабной ядерной войны может произойти глобальная климатическая катастрофа. Сгорят города и леса, облака из радиоактивной пыли окутают Землю непроницаемым слоем, что неминуемо приведет к резкому падению температуры у земной поверхности, гибели животного и растительного мира.
Первые испытания ядерного заряда было произведено: США в 1945 г, СССР в 1949 г., Великобританией в 1952 г., Францией в 1960, Китаем в 1964 г. Всего в мире, по оценкам экспертов, произведено более 128 тыс. ядерных боеприпасов.
Хотя ядерное оружие использовалось в военных действиях всего дважды (в 1945 г.), все последующие десятилетия государства увеличивали свои ядерные потенциалы. Бомбы, опустошившие Хиросиму и Нагасаки, сейчас затерялись бы в огромных ядерных арсеналах сверхдержав как ничтожные мелочи. Например, мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, составляла 15 килотонн; взрывная мощь ядерных ракет, появившихся в начале 1990-х годов, достигает 20 млн. т. Это в 1540 раз больше.
В 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, подготовленный комиссией ООН по разоружению. К 2000 г его подписали 178 из 185 государств – членов ООН. Не являются участниками договора Израиль, Индия, Пакистан и Бразилия. Договор о нераспространении ядерного оружия запрещает владеть ядерным оружием всем странам, кроме пяти ядерных держав (Великобритания, КНР, Россия, США и Франция).
Территория Зауралья оказалась загрязнённой в результате аварии в 1957 году на ПО «Маяк», (где значительные группы людей и населения подверглись облучению) и неконтролируемого сброса больших объёмов технологических отходов в р. Теча, которая протекает по территории Курганской области и Шадринского района. Загрязнёнными оказались территории пяти районов области. Ущерб здоровью населения и социально-экономическому развитию области проявляется до настоящего времени.
Ядерный взрыв имеет и мирное применение – в строительстве (рытьё котлованов, выемка грунтов, обрушение препятствий в горах), в горнодобывающей промышленности (дробление руды), в сейсмологии (контроль за землетрясениями), в космосе (изменение траекторий движения, разрушение астероидов).
Ядерное оружие губительно для человечества! Пусть же атом применяется только в мирной деятельности!
Список литературы
Авченко, В. О. Дом у подножия вулкана / О. В. Авченко // Знамя. – 2012. – № 3. – С. 187–195.
О последствиях аварии на японской АЭС в 2011 г.
Атом уходит на Запад и на Восток : главная тема // Эхо планеты. – 2011. – №23. – С. 2–15.
О Китае и Индии – современных атомных державах.
Барабанова, А. Уральская катастрофа: полвека спустя / А. Барабанова // Исеть. – 2007. – 17–23 окт. (№ 42). – С. 8–9. – (Экология).
К 50-летию аварии на ПО «Маяк».
Бондарева, Л. Пока Чернобыль глядит в наши души : информационный час для школьников старшего возраста / Л. Бондарева // Библиотека предлагает. – 2012. – № 1. – С.60–64.
Губарев, В. Как создавалась атомная бомба / В. Губарев // РФ сегодня. – 2009. – № 12. – С. 38–40.
Губарев, В.Главная «Борода» Атомного проекта / В. Губарев // РФ сегодня. – 2009. – № 18. – С. 46–47.
О Курчатове, руководителе центра по созданию атомной бомбы.
Жариков, А. Д. Полигон смерти : экологический триллер / А. Д Жариков. – М., 1997. – 187 с. – (Рассекреченные жизни).
Об атомных испытаниях на полигонах в Семипалатинске.
Жербин, Е. А. Мирные профессии нейтронов / Е. А. Жербин. – М., 1989. – 96 с. – (Народный ун-т).
Об использование атома в мирных целях
Комфортно ли жить на «ядерной бочке»? // Эхо планеты. – 2007. – № 2. – С. 5–9.
История и современность ядерного оружия.
Макаров, О. Сказание о бродячем реакторе / О. Макаров // Популярная механика. – 2009. – № 3. – С. 28–34. – (Технологии).
Оськина, Е. Б. «Это горькое слово Чернобыль» : вечер памяти / Е. Б. Оськина // Калейдоскоп юбилейных дат : сборник. – М.,2006. – Вып. 2. – С. 166–173.
Обеспечение безопасности населения и окружающей среды в зоне влияния ПО «Маяк» // Природные ресурсы и охрана окружающей среды Курганской области в 2003 г. : доклад / В. П. Шевелёва. – Курган, 2004. – С. 141.
Образцов, П. Соавтор Творца / П. Образцов // Эхо планеты. – № 47. – С. 34-36. – (Герои ненашего времени).
О создании в Германии в 1930–40-х гг. атомной бомбы
Паскевич, С. Чернобыль. Реальный мир / С. Паскевич, Д. Вишневский. – М., 2011. – 221 с.
Решетов, В. Реабилитация атома / В. Решетов // Вокруг света. – 2011. – № 4. – С. 60–66.
О чернобыльской катастрофе, которая стала уроком для ядерщиков.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Перед природой человек и зверь
Слабы,
поскольку мы – её частица,
Преодолев бесчисленность потерь,
Она опять всесильно возродится.
Пусть век жесток,
и человек жесток,
Нам не отвергнуть высшего закона.
И бабочка садится на цветок,
А не на глыбу серого бетона.
Сергей Хомутов
2013 год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. В нашей стране много дат, связанных с охраной и защитой животного, растительного мира, воды, земли, воздуха и человека. Об отдельных событиях и праздниках года будет рассказано на «Экологической странице». Она предназначена широкому кругу читателей, преподавателям, воспитателям.
Одна из первых дат в экологическом календаре года – 11 января – День заповедников и национальных парков.
Заповедник – особо охраняемое пространство, полностью исключённое из любой хозяйственной деятельности, с целью сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также охраны редких и исчезающих видов растений и животных.
Идея сохранения природы с целью её сбережения возникла не в наше время. Сохранились сведения, что ещё до нашей эры правители некоторых государств принимали природоохранительные законы. Одним из старейших заповедников Европы является известная всем Беловежская пуща. Охрана её природных богатств началась в XI веке.
На Руси заповедные участки возникали в местах поселения ценных для человека видов животных – бобров, туров. Летописи времён княгини Ольги упоминают о наличии таких территорий.
Первый в России заповедник был создан в 1910 году на острове Вайка в Эстонии (в те времена прибалтийские республики входили в состав Российской Империи). 11 января 1916 года основан Баргузинский заповедник в Приморском крае.
Заповедники бывают разных видов и выполняют разные природоохранные функции. Самыми главными считаются государственные биосферные заповедники. По всему миру сеть биосферных заповедников занимает примерно 10% всей суши. В 130 странах их больше ста тысяч. В России 21 биосферный заповедник.
Всего же в России 101 заповедник и 35 национальных парков. Их общая площадь около 40 миллиона гектаров (2% территории РФ), сохраняют они около 80% животного и растительного мира России.
В Курганской области нет заповедников, а есть особо охраняемые природные территории и зоологические заказники. В области 15 зоологических заказников областного и 1 федерального значения. В сеть охраняемых территорий области входят: Крутихинский агроландшафтный заказник; 74 памятника природы: зелёные зоны, леса; озёра, источники, болота и согры; музей-заповедник Т. С. Мальцева.
У каждого заповедника своя судьба, но все они требуют нашего общего бережного отношения и защиты.
Список сборников и сценариев
Ворончихин, В. Б. Особо охраняемые природные территории Курганской области / В. Б. Ворончихин // Экологическая культура общества : материалы круглого стола. – Курган, 2002. – С. 24–25.
Заповедники / вып. ред. А. Перминов. – М., 2003. – 192 с. – (Большая энциклопедия природы).
Международные экологические акции в школе : конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления. 7–9 классы / авт.-сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград, 2006. – 123 с. – (В помощь преподавателю).
Науменко, Н. И. Особо охраняемые природные территории Курганской области / Н. И. Науменко, А. В. Зырянов, Н. А. Огнева. – Курган, 2001. – 150 с.
Сто великих заповедников и парков /авт.-сост. Н. А. Юдина. – М., 2004. – 416 с. – (Сто великих).
Арон, Г. С. Экологическая игра по теме «Природа и экология Зауралья» / Г. С. Арон // Последний звонок. – 2003. – № 9. – С. 13–16.
Борсук, А. И. Заповеди природы : мероприятие для учащихся 5–7 классов / А. И. Борсук // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 5. – С. 107–108.
Дегтярёва, М. С. Земля надеется на нас : игра-путешествие / М. С. Дегтярёва, Л. В. Черемисина // Оглянись, остановись, подумай… : сборник экологических сценариев для библиотек / Курганская обл. б-ка им. А. К. Югова. – Курган, 2006. – Вып. 1. – С. 77–82.
Как безмерно оно, притяженье Земли! : театрализованное представление / Л. И. Жук // Земля заветная / ред.-сост. Л. И. Жук – Мн., 2005 – С. 26. – (Праздник в школе).
Ток-шоу «Сохраним биологическое разнообразие планеты» / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова // Ролевые игры по экологии : пособие для учителей / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова. – М., 2000. – С. 8–18.
Экология для детей и взрослых : сценарии мероприятий // Читаем, учимся, играем. – 1999. – № 5. – С. 8, 30, 34, 80–81, 119.
Эту и другую литературу по теме можно найти в отделе периодики, краеведения и методическом отделе ЦБ им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).