Недавно в журналах «Родина» и «Русский дом» были опубликованы статьи о применении в боевых действиях Первой мировой войны удушающего газа иприта. Немецкий химик Фриц Хабер получил поощрение за разработку этого смертоносного оружия. Но были люди, которые предвидели последствия изобретения и пытались остановить изготовление отравляющих веществ.
Таким человеком была Клара Иммервар – жена химика. Талантливая и своенравная Клара с юности увлеклась химическими опытами. Но женщине сложно было пробиться в науку, её отказывались принимать в институт, студенты пели её издевательские песенки, лаборанты портили пробирки. Позднее Кларе Иммервар, доктору наук, автору множества публикаций, отказывали в работе в химической лаборатории института, где занимался опытами её муж – Фриц Хабер.
В декабре 1914 года в лаборатории доктора Хабера прогремел взрыв. На руках Клары умер в страшных мучениях лучший сотрудник лаборатории. А потом муж стал испытывать препараты на животных. Клара спорила с мужем, просила образумиться. Она кричала про убийство, когда лабораторию посещали генералы и министры кайзеровской Германии. Но химик Хабер неотвратимо превращался в Доктора Смерть.
22 апреля 1915 года на фронте прошли испытания отравляющего газа. В общей сложности пострадали 100 000 человек. 2 мая Хабер праздновал победу. Поздней ночью Клара выпустила себе пулю в грудь… Это был поступок профессионала, осознававшего своё бессилие.
Хабер горевал недолго. Но в своём рвении и азарте он забыл о своём происхождении. А к власти в стране пришёл нацизм…
Все родственники Хабера, его братья и сёстры погибли в концлагере Дахау от газа, который создал химик Фриц Хабер…
Сорвина, М. Одинокий голос Клары Иммервар / Марианна Сорвина // Знание-сила. – 2015. – № 10. – С. 54– 61. – (Человек войны).
В то время, когда один учёный разрабатывал новые виды смертельного оружия, другой занимался изучением насекомых. Это был Жан-Анри Фабр. Его и сегодня называют самым знаменитым энтомологом всех времён и народов, но мало кто может объяснить – что же сделал этот учёный, какие теории выдвинул?
Он превратил свой участок в микрозаповедник для насекомых и в энтомологическую лабораторию под открытым небом. Здесь он изучал соотношение инстинкта и разума у своих подопечных. И хотя все труды учёного доказывали, что поведение насекомого – лишь проявление инстинкта, в нём нет ничего разумного и сознательного, но слог, выбор слов, построение фраз проникнуты уважением к этим созданиям. «Энтомологические воспоминания» Фабра были номинированы на Нобелевскую премию по литературе.
Как учёный занимался многолетними исследованиями, какие проводил остроумные полевые эксперименты, что из них переняли учёные XX века, рассказывается в статье:
Жуков, Б. Натуралист на пустыре / Борис Жуков // Знание-сила. – 2015. – № 10. – С. 84– 89. – (Люди науки).
Этот и другие номера журнала «Знание-сила» можно найти в секторе периодики Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О. Ю., ведущий библиограф МБО ЦБ им. А.Н. Зырянова