|
Кожанки скрипящие, погоны золотые.
Облака кипящие, лица молодые.
Под крылом высоким – тундра и тайга,
Под крылом высоким – белые снега.
За снегами белыми страшный бой идёт.
Дотяни, прошу тебя, друг мой, самолёт. |
Эти незатейливые слова песенки 73-летней давности у современного читателя могут вызвать недоумение. Какой страшный бой шёл тундре и тайге? И куда нужно дотянуть другу-самолёту?
В 1941 году президентом Ф. Рузвельтом был принят закон о ленд-лизе, по которому США могли передавать любой стране в аренду или в заём военную технику, оружие, снаряжение, продовольствие и многое другое.
Ленд-лиз не был полностью бесплатным, но и платным был не в полном объёме. Поставки в СССР оценивались по западным источникам в 11,3 млрд долларов. Союзническая помощь по ленд-лизу осуществлялась тремя путями. Арктический конвой – быстрый, но самый опасный маршрут. Тихоокеанский – безопасный, но очень длинный. Трансиранский – по горным дорогам, почти не действовавший.
Поэтому 9 октября 1941 года решено было создать воздушную трассу «Аляска – Сибирь» протяжённостью 6450 км. У этой трассы были и другие имена: «Воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль», «Красноярская воздушная трасса», «Сталинская трасса». Долгое время о ней знали только специалисты. Лишь в 1992 году был снят гриф секретности и АлСиб стал доступен всем.
Схема трассы АлСиб
Это трасса была тяжелейшим испытанием и при строительстве самой трассы и, особенно, при перегонке самолётов, для которой в 1942 году было снято с фронтов почти семь сотен лётчиков. По официальным отчётам по трассе было доставлено в СССР 7908 самолётов. Основной поток машин шёл во время Сталинградской и Курской битвы, когда каждый самолёт был на вес золота. По трассе доставлялись автомобили, тракторы, двигатели, строительные механизмы и материалы, обмундирование, продукты, медикаменты и др. грузы.
Сегодня может показаться странным, что полёты были сопряжены со смертельным риском. Эка невидаль, перелететь опытному лётчику над родной страной на новеньком самолёте! Но это были полёты над бескрайней сибирской тайгой, где нет никаких опознавательных знаков, где зима девять месяцев, пурга и морозы.
Потери при перегонах были огромные. На просторах Дальнего Востока и Восточной Сибири лежит ещё много самолётов с надписью на агрегатах Made in USA.
И остаются не захороненными останки их пилотов…
В Якутске и на Аляске погибшим пилотам поставлены памятники.
Памятник лётчикам трассы АлСиб в Якутске
Памятник лётчикам трассы АлСиб на Аляске
О трассе АлСиб можно прочитать в статьях:
Англо-американское сближение. Принятие закона о ленд-лизе // История Второй мировой войны 1939–1945. – М., 1974. – Т. 3. – С. 196–201.
Бирюков, М. Трасса над «терра инкогнита» / Михаил Бирюков // Техника-молодёжи. – 2015. – № 11. – С. 22–27. – (Оружие Победы).
О подготовке трассы, строительстве сети аэродромов, об этапах перегонки, сложностях, встречавшихся на пути.
Меньшиков, В. На секретной трассе «Алсиб» / Виталий Меньшиков // Техника-молодёжи. – 2013. – № 10. – С. 16–19 ; № 9. – С. 20–24. – (Из истории современности).
Воспоминания штурмана перегоночного авиационного полка о его участии в перегоне американских самолётов через Аляску и Сибирь.
Старжинский, Н. Пора сказать Америке спасибо / Николай Старжинский // Эхо планеты. – 2012. – № 4. – С. 40–45.
О военно-технической помощи Америки Советскому Союзу во время войны.
Кочетов, А.Иностранный легион / Андрей Кочетов // Мото. – 2011. – № 5. – С. 64–71.
О присылаемых по ленд-лизу мотоциклах.
Васильева, В. Победа приплыла на пароходах / Варвара Васильева // Эхо планеты. – 2009. – № 32. – С. 10–12.
Какие грузы присылали по ленд-лизу Великобритания и США.
Степанов, В. Средства связи по ленд-лизу / В. Степанов // Радио. – 2009. – № 5. – С. 4.
О действии ленд-лиза в 1942–1945 гг.
Эти и другие статьи по теме можно найти в секторе периодики и на абонементе Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова (ул. Свердлова, 57).
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф МБО ЦБ им. А. Н. Зырянова