Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 г. в городе Станиславе (ныне – Ивано-Франковск, Украина). Отец – белорус, мать – украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию, отец и мать работали сельскими учителями.
В 1965 году С. Алексиевич окончила среднюю школу в Копаткевичах Гомельской области. Работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школе.
В 1972 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета. В 1973 – 1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», в 1976 – 1984 годах – руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Неман».
В 1983 году С. Алексиевич принята в Союз писателей СССР.
С начала 2000-х годов жила в Италии, Франции, Германии. C 2013 года снова живёт в Белоруссии.
Светлана Алексиевич работает в художественно-документальном жанре. Среди своих учителей она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Её повести «У войны не женское лицо», «Последние свидетели», «Цинковые мальчики», Чернобыльская молитва» и «Время секонд хэнд» составили уникальный цикл «Голоса Утопии».
Первая опубликованная книга Алексиевич «У войны не женское лицо» была написана в 1983 году. Эта документальная повесть, основанная на записях рассказов женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне. Общий тираж книги к концу 1980-х достиг 2 млн. экземпляров. По книге было поставлено множество спектаклей. Её публикации предшествовало создание по сценарию Светланы Алексиевич режиссёром Виктором Дашуком одноимённой серии семи документальных телефильмов (1981—1984). А ведь мало кто знает, что тогда, в 1970-е, Алесь Адамович, Василь Быков и Янка Брыль одолжили ей 5 тысяч рублей. Она взяла отпуск и поехала по всей стране с магнитофоном с бабинами записывать воспоминания свидетелей Великой Отечественной войны. Оказалось, что есть не только генеральская, окопная, солдатская правда о войне. Есть и женская правда с жестоким бытом, с первой и последней любовью перед смертью, с необходимостью не только перевязать раненого, но и убить, чтобы победить.
Вторая книга писательницы, «Последние свидетели: книга недетских рассказов» (1985 г.) основана на воспоминаниях о Великой отечественной войне тех, кто пережил её в детском возрасте. Такую книгу нельзя было придумать. Её можно было только услышать. Детский дом эвакуировался из горящей Белоруссии в Поволжье. Когда репродуктор объявил об освобождении Минска, дети становились друг другу на худенькие плечи, чтобы достать и поцеловать ту тарелку на стене…
Третья книга, «Цинковые мальчики» (1989) – непростые монологи тех, кого страна отправила воевать в Афганистан, но потом забыла про них, стала предметом ряда судебных разбирательств солдатских матерей, видевших в своих сыновьях только героев.
В 1997 году опубликована «Чернобыльская молитва». Книга, написанная на основе бесед со свидетелями Чернобыльской катастрофы. Эта книга не столько об аварии, сколько о поведении человека в пограничной ситуации, о том, что мир остается по-прежнему очень хрупким. «Человек вечно находится между добром и злом. Единственное место, где ты можешь победить зло, это в своей душе. Больше нигде. Но это немало» – так ей тогда казалось.
В 2013 году выходит книга «Время секонд хэнд», в которой Алексиевич рассматривает проблему влияния истории страны на сознание её граждан, в частности формирование феномена «советского человека». Эта книга – исповеди людей, в одночасье оказавшихся на обломках советской цивилизации.
Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, французский, немецкий, шведский, польский, китайский, норвежский и другие языки и опубликованы миллионными тиражами.
К 2015 году Алексиевич стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград. Среди них – премия Ремарка (2001), Национальная премия критики (США, 2006), приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) за книгу «Время секонд хэнд», а также премия Курта Тухольского «За мужество и достоинство в литературе», премия Андрея Синявского «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская книжная премия «За вклад в европейское взаимопонимание», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и другие.
Светлана Алексиевич – автор более двух десятков сценариев документального кино и трёх театральных пьес.
Российская критика по-разному оценивает творчество Светланы Алексиевич. Одни критики называют ее «блестящим мастером художественно-документальной прозы», другие характеризуют творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику.
В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». Светлана Алексиевич – первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии; она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе.
Предлагаем вам познакомиться со следующими книгами С. Алексиевич и материалами, подготовленными по произведениям писателя.
Алексиевич, С.А. У войны не женское лицо: Документальная проза / Светлана Алексиевич. – М.: Правда, 1988. – 464 с.
Алексиевич, С.А. Последние свидетели: книга недетских рассказов / Светлана Алексиевич. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 175 с.
Алексиевич, С.А. У войны не женское лицо. Последние свидетели: Повести / Светлана Алексиевич. – М.: Советский писатель, 1988. – 367 с.
Алексиевич, С.А. Цинковые мальчики: Документальные проза / Светлана Алексиевич. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 172 с.
Алексиевич, С. Большая жизнь маленького человека / С. Алексиевич ; беседовал А. Сотников // Сельская новь. – 2006. – № 6. – С. 43.
Белорусская писательница С.А. Алексиевич о себе и своем творчестве
Алексиевич, С.А. Чернобыльская молитва: фрагменты из книги / Светлана Алексиевич // Хрестоматия по литературе XX века. – М., 2002. – С. 612 – 669.
Ларин, С. Тяжелая память / С. Ларин // Новый мир. – 1986. – № 6. – С. 253 – 257.
Лаури, Н.М. Урок по повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» / Н.М. Лаури // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 24 – 28.
Липневич, В. Прощание с вечностью / В. Липневич // Новый мир. – 1997. – № 6. – С. 214 – 218.
Петрова, Л.В. Читательская конференция по книге С. Алексиевич «Последние свидетели» / Лидия Петрова // Литература в школе. – 2006. – № 5. – С. 35.
Сухих, И. Мы были на войне, которой не было / И. Сухих // Литературное обозрение. – 1991. – № 10. – С. 54 – 57.
Тищенко, О.Н. Изучение повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» на факультативном занятии / О.Н. Тищенко // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 29 – 31.
Юферова, Я. Только в любви человек равен человеку / Ядвига Юферова // Российская газета. – 2015. – 9 октября. – С. 12.
Л.В. Бухарова, библиограф ОСВО ЦБ им. А.Н. Зырянова