Лето 1915 года было периодом отступления русской армии, войска отошли далеко на восток, оставив недавно завоёванные города Львов, Перемышль, Варшаву, Лодзь, Вильно… Но и в этот период русские солдаты показывали примеры необычайного мужества и стойкости. Так гарнизон небольшой крепости Осовец выдержал три штурма.
Сегодня необходимо воздать соответствующие почести героям Первой мировой войны.
Ещё в сентябре 1914 года 40 немецких пехотных батальонов пытались взять крепость Осовец сходу. В феврале 1915 года была предпринята вторая попытка штурма крепости. Крепость бомбили аэропланы, обстреливали тяжёлыми снарядами артиллерии через каждые четыре минуты. Русские укрепления выстояли. Тогда в июле 1915 года, враг решил действовать наверняка, применив волшебное, как ему казалось, супероружие. Ядовитые газы.
6 августа 1915 года против защитников крепости была предпринята газовая атака. Газовая волна 12–15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Там, где она проходила, жухла и чернела трава, свёртывались и осыпались листья. Средства индивидуальной защиты у наших воинов отсутствовали.
Через несколько часов, считая, что гарнизон крепости мёртв, немцы пошли в наступление. У каждого немца были дубинки с гвоздями – для добивания, чтобы пули на русских не тратить. Но когда пехота подошла к передовым укреплениям крепости, навстречу им поднялись выжившие защитники – чуть больше 60 человек. Это была 13-я рота Землянского полка во главе с командиром В. К. Котлинским, военным топографом, которого после смертельного ранения сменил подпоручик В. М. Стржеминский.
Котлинский В.К. |
Стржеминский В.М. |
Вид наступавших был ужасен…, лица солдат были обмотаны окровавленными тряпками. Сотрясаясь от дикого кашля, держа винтовки наперевес, они шли вперёд!
Эта «атака мертвецов» настолько поразила противника, что немцы в панике бросились назад!
У нас в стране об «атаке мертвецов» не говорили, потому что все, кто выжил, ушли в Белое движение.
Подробнее об атаках на крепость Осовец, о судьбах защитников и коменданта крепости можно узнать из статей:
Алексеев, Р. «Атака мертвецов», или русские не сдаются / Роман Алексеев // Русский дом. – 2015. – № 8. –
С. 26.
Алексеев, Р. Атака мертвых / Роман Алексеев // Родина. – 2015. – № 9. – С. 44–47. – (Судьбы Родины).
Буровцев, А. Крепость Осовец : атака мертвецов [Электронный ресурс] / Анатолий Буровцев, Константин Ришес. - режим доступа : http://bagira.guru/vojna/ataka-mertvetsov.html. – Загл. с экрана.
Спустя 10 лет о крепости заставил вспомнить следующий случай. В польском к тому времени Осовце проводили работы по разбору завалов. Обнаружили лаз, стали спускаться в него и услышали окрик: «Стой! Кто идёт?». Поляков остановил русский часовой, все эти годы бессменно нёсший службу по охране складов…
В день, когда был взорван вход в склад, он стоял на посту в подземном тоннеле. Придя в себя, солдат осознал всю тяжесть происшедшего, но продолжал надеяться, что русские вернутся и откопают склад. А жильем его, по счастливой случайности, оказался интендантский склад. В нём были большие запасы сухарей, консервов и других продуктов. Здесь даже оказалось солдатское успокоительное - махорка. А спички и большое количество стеариновых свечей позволяли разогнать гнетущую тьму. Тут была и вода. Стены подземного склада всегда были влажными, и кое-где на полу под ногами хлюпали лужи.
У подземного часового все эти годы был свой календарь. Каждый день, когда наверху, в узком отверстии вентиляционной шахты, угасал бледный лучик света, солдат делал на стене зарубку, обозначающую прошедший день. В воскресенье зарубка была длиннее других. А когда наступала суббота, он соблюдал армейский «банный день». Его еженедельная «баня» состояла в том, что он шел в отделение склада, где хранилось обмундирование, и брал из тюка чистую пару солдатского белья и новые портянки. Он надевал свежую сорочку и кальсоны и, аккуратно сложив свое грязное белье, клал его отдельной стопой у стены каземата. Эта стопа, растущая с каждой неделей, и была его календарем, где четыре пары грязного белья обозначали месяц, а пятьдесят две пары – год подземной жизни.
Остается загадкой, как коротал девять лет одиночества этот человек, как он сохранил свой рассудок и не забыл человеческую речь.
…Солдату предложили остаться в Польше, но он рвался на родину. Советский союз встретил солдата царской армии более чем скромно. И подвиг его остался не воспетым, поскольку не было, по мнению идеологов новой страны, места подвигам в царской армии. Ведь только советский человек мог совершать подвиг. И реальный подвиг реального человека превратился в легенду. В легенду, которая не сохранила главного - имени героя.
Подземный часовой крепости Осовец. Ок. 1924–1925 гг.
Скиба, Я. Девять лет под землёй : русский солдат, простоявший в карауле бессменно девять лет, остался верен присяге… [Электронный ресурс] / Ярослав Скиба. - режим доступа : http://www.historymania.info/view_post.php?id=119. – Загл. с экрана.
Подвиг неизвестного русского солдата бессменного часового впечатляет так, что может вдохновить даже на стихи, эту историю уже в поэтическом слоге представил Алексей Гусельников "Подвиг русского солдата или девять лет под землёй" (http://clubnps.ru/stih/8346-podvig-russkogo-soldata-ili-devyat-let-pod-zemlyoj.html).
В 1963 году вышел сборник военной прозы Сергея Сергеевича Смирнова "Рассказы о неизвестных героях", в котором рассказ "Бессменный часовой (Пока еще легенда)" повествует о якобы защитнике Брестской крепости в Первую мировую войну. В рассказе автор описывает результаты своего исследования с целью назвать имя того самого бессменного часового.
Современный русский живописец Василий Игоревич Нестеренко больше года работал над картиной, посвящённой защите крепости Осовец. Картину «Мы русские, с нами Бог!» он посвятил не только подвигу русского воинского духа Первой мировой, но и дню сегодняшнему, подвигу «300 стрелковцев», день за днём перемалывавших украинскую армию на подступах к Славянску…
Нестеренко В.И. Мы русские, с нами Бог! 2014.
О создании картины «Мы русские, с нами Бог!», об исторических работах В. И. Нестеренко «Избавление от Смуты», «Триумф российского флота», «Гибель нашествия», «Распятие», их значении и влиянии на современную жизнь, о достоверности и художественном вымысле на полотнах художника Нестеренко; допустимо ли отклонение художественного произведения от исторических реалий рассказывается в статьях:
Нестеренко, В. И. Пророческие картины Нестеренко / Василий Игоревич Нестеренко ; беседовал А. В. Полынский ; фото В. Кошлакова // Русский дом. – 2015. – № 8. – С. 27–29. – (Галерея).
Алексеев, Р. Задыхались под Осовцом, умирали под Ленинградом / Роман Алексеев // Родина. – 2015. – № 9. – С. 48–50. – (Судьбы Родины).
Вид крепости Осовец
Эти и другие журналы можно читать в секторе периодической литературы Центральной библиотеки им. А.Н Зырянова (ул. Свердлова, 59).
Фёдорова О.Ю., главный библиограф МБО ЦБ им. А. Н. Зырянова