Зал краеведения Центральной библиотеки представляет читателям очередной обзор новинок краеведческой литературы, пополнивших фонд библиотеки во втором полугодии 2014 года.
Охапкин, Ю.Д. Крестовско-Ивановская ярмарка / Юрий Дмитриевич Охапкин. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 2014. – 140 с.
Уникальный, бесценный историко-краеведческий труд, посвященный изучению одной из самых богатых ярмарок Российской Империи в годы расцвета купечества – Крестовско-Ивановской. Автор книги Юрий Дмитриевич Охапкин, член Общества уральских краеведов, представил в книге описание ярмарки в лучшие ее годы (1877-1887).
Книга включает множество исторических документов, статистических данных, фотографий разных лет, а также описание географии, населения, хозяйства районов южного Урала. Особую ценность представляют документальные свидетельства очевидцев появления, становления и развития Ивановского торжка, как сначала называлась ярмарка.
«Ивановская или Постниковская ярмарка после Нижегородской и Ирбитской по справедливости считается важнейшею во всей империи. Здесь построены лавки, харчевни и другие публичные заведения …».
В первой главе представлены данные об истории появления Ивановского торжка, которая связана с легендой об иконе усечения главы Иоанна Предтечи. По преданиям, сохранившимся в народе, икона была найдена стоящей у березового пня, на том месте, где находится ныне Храм Усечения главы Иоанна Предтечи. Икону обнаружил крестьянин, приехавший сюда за дровами. Вскоре недалеко от церкви, куда многие паломники приходили поклониться чудотворной иконе, появился торжок, где крестьяне, а потом и купцы, стали продавать пилигримам товары: пряники, калачи, сельские произведения и т.д.
«Ярмарка находится в самых благоприятных условиях. Место, занимаемое ярмаркой, окружают поля, села и деревни».
Последующие главы книги посвящены товарообороту ярмарки на разных этапах развития, организации транспорта и торговли, а также кустарному производству, которое было широко распространено на ярмарке. Книга проиллюстрирована множеством архивных фотографий и документов.
В последней главе приведены интересные факты из истории проведения Крестовско-Ивановкой ярмарки, например: о гастролях Шадринского театра и синематографа, данные о воровстве и конокрадстве на ярмарке, о появлении фальшивомонетчиков, кулачных боях, конных бегах и других развлечения.
«С 1870 гг. существовал на Крестовско-Ивановской ярмарке и настоящий театр. «Ярмарочный храм Мельпомены, - писал один из современников, – расположился совсем на лоне природы. Деревянное здание театра вмещало 16 лож, 4 литерных, 18 рядов партерных мест, 80 мест на балконе и галерку на 200 человек. При театре работал буфет, имелись дамская комната и комната для курящих».
Несмотря на большое количество ссылок на документы, написана книга интересным и понятным для читателя языком, позволяющим с легкостью разобраться в специфических экономических терминах и диалектных выражениях, для этого в книге имеется словарь терминов.
Любители истории найдут для себя немало интересных документов и фактов в книге, смогут окунуться в центр социальной и экономической жизни русской провинции 19 века.
Литвинова, В.В. «С чего начинается Родина...». Краеведение / Валентина Васильевна Литвинова. – Куртамыш, 2013. – 340 с.
С чего начинается родина? Этот риторический вопрос задают себе люди с давних времен. Автор краеведческого сборника «С чего начинается родина…» для себя и своих земляков нашла ответ на этот вопрос. Валентина Васильева Литвинова работала над книгой более 10 лет, собирала материал в российских и местных архивах, изучала древние чертежи и карты Белозерского района Курганской области, записывала беседы с односельчанами, воспоминания родственников, старожил села. Несмотря на большой объём документов, использованных в книге, автор представил их не отстраненным холодным объективным взглядом исследователя-препаратора, он субъективен в лучшем смысле этого слова, поскольку одушевлен чувством причастности к истории, окрашен собственными воспоминаниями, памятью рода.
Рассказ о родном селе автор начинает со своей истории и истории своей семьи. Такое близкое знакомство с автором подкупает читателя с первых страниц и помогает лучше понять всю книгу в целом. Первый раздел книги посвящен истории освоения и присоединения к России территории нынешней Курганской области и всей Сибири. Особое внимание уделено Белозерскому району и с. Скаты. Множество ссылок на документальные источники позволяют воссоздать картину заселения территорий за Уральскими горами, передать основные вехи истории формирования Зауралья как части России.
Второй раздел - это всестороннее изучение жизни с. Скаты. Книга знакомит читателя с бытом, фольклором, ремеслами, образом жизни сельчан. Оживляют текст, делают его более увлекательным множественные примеры частушек, поговорок, сказок, заговоров, молитв, а также переписок жителей села. Тексты практических советов по воспитанию детей и ведению быта, проведению свадебных и погребальных обрядов, проводов в армию, записанные со слов бабушки автора, коренной жительницы с. Скаты, дают представление об особенностях личной и общественной жизни сельчан.
Серьезное краеведческое исследование, представленное в книге, будет интересно не только специалистам-историкам, но и читателям, интересующимся историей сел южного Зауралья.
Шадринская старина. 2013. Краеведческий альманах. Вып. 21 / состав. и отв. ред. С.Б. Борисов. – Шадринск : Шадринский пединститут, 2013. – 196 с.
Пополнил фонд нашего зала очередной 21 выпуск краеведческого альманаха «Шадринская старина». В сборнике представлены статьи известных шадринских краеведов: Иовлевой В.Н., Перуновой А.Н., Борисова С.Б., Плотниковой А.В., Бяковой Л.А., а также сотрудников гос. архива в г. Шадринске, сотрудников Шадринского краеведческого музея.
Новый сборник, как и предыдущие, представляет собой копилку краеведческих данных об истории города и его обитателях. Статьи 21 выпуска посвящены истории создания шадринского медицинского колледжа, детско-юношеской библиотеки им. К.Д. Носилова, общественной организации «Трезвый Шадринск», Шадринскому краеведческому музею.
Иовлева В.Н. публикует статью о Константине Николаевиче Донских, шадринском краеведе и личном секретаре Д.К. Носилова.
Особый интерес представляет биография актера Шадринского народного театра Дмитрия Петровича Найданова. В статье рассказывается о детстве, семье Дмитрия Петровича, становлении его как актера, обучении в Екатеринбургской театральной студии и в Московском ГИТИСе, работе в Шадринском и Челябинском театрах.
Дмитрий Петрович оставил нам не только костюмы, главное, он оставил свой накопленный опыт, «как надо жить и как стать уважаемым человеком всеми, среди которых вы живете». Артист - это роль особая. Он учил, как надо правильно говорить, правильно ходить и не только на сцене, но и в жизни. И во всем ты должен относиться с уважением к человеку, к любому - независимо от того, знаешь ты его много лет или только что встретил на улице. «Вы всё должны знать и уметь для себя и для ваших ролей, всё делать сами - в первую очередь, научиться шить костюмы для себя и для своих ролей, включая реквизит, бутафорию, украшения, всё, что нужно для полного раскрытия образа. Вот так вы войдете в роль. И когда закончатся репетиции и вы будете готовы к премьере завтра, накануне обязательно перед премьерой сходите в баню, отмойте тело, наденьте чистое бельё, на которое вы завтра наденете приготовленный вами театральный костюм, чтобы выйти на сцену, к зрителям, на премьеру. Сцена - это святое место, и ты должен быть чист и душой и телом».
О важных для развития города Шадринска архитектурных сооружениях пишет краевед Л.А. Бякова в статье «Мосты на реке Исеть». В далекие времена, о которых пойдет речь, река Исеть была глубокой, полноводной, с быстрым течением судоходной рекой. Вода являлась бесценным источником питьевой воды.
Дата постройки первого моста, плотины через реку Исеть в районе города не установлена из-за отсутствия документов. Первое упоминание о мосте значится в рапорте Шадринского градского старосты Сергея Хлызова от 1 октября 1802 г.: «Стоящий на реке Исети мост возможно немедленно поправить, а к совершенному исправлению того моста, какой потребен лес, чинить приготовление Мост поправлен и состоит ноне к провозу безопасным. До приготовления к прочному и вновь исправление того моста, к мостовому исправлению лесу в продаже не имеется».
Так же в сборник вошли статьи, посвященные Народному образованию в г. Шадринске в дореволюционный период.
Особенно интересной для читателей, интересующихся историей и археологией, будет статья, посвященная географии расположения мест захоронений в г. Шадринске, в которой представлены документальные и свидетельские описания погостов, располагавшихся в черте города.
Погосты во все времена устраивались подальше от поселений, в нашем случае - за острожной стеной. До нас дошли документальные источники и воспоминания очевидцев о наличии и местах расположения погостов и небольших групповых захоронениях в нашем городе.
На дальних погостах часто строили церкви, которые так и назывались кладбищенскими (построенные изначально только для отпевания и поминовения усопших). Со временем, когда границы города расширялись, и погосты оказывались внутри городских кварталов, церкви переводились в разряд приходских. Около них прекращались массовые захоронения, только священников данной церкви и в исключительных случаях уважаемых в городе людей, чаще всего тех, кто при жизни радел о данном храме.
Погорелке 350 лет (1663-2013 гг.) / авт.–состав. А.А. Пашков. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2014. – 84 с.
Желающим познакомиться с историей города Шадринска зал краеведения может предложить множество источников литературы: книги, сборники, газеты, журналы, найти информацию о микрорайонах города сложнее, несколько строк в краеведческих сборниках и все. Поэтому книги о микрорайонах города в фонде зала краеведения представляют особую ценность, одна из них «Погорелке 350 лет», выход которой приурочен к юбилею микрорайона.
Книгу можно было бы назвать летописью, так как исторический материал представлен в хронологическом порядке, начиная с 1663г., когда были построены первые дома и до 2013 года, когда Погорелка стала современным, комфортным микрорайоном.
Среди новинок особое место занимают две книги известных шадринских авторов, презентация которых состоялась в ЦБ им. Зырянова : «На тех знакомых перекрестках…» Игоря Михайловича Гаева и «Дети войны» Алексея Андреевича Мехонцева.
Гаев, И.М. На тех знакомых перекрестках... : очерки / Игорь Михайлович Гаев. – Куртамыш, 2013. – 55 с.
Новая книга шадринского краеведа, педагога, писателя Игоря Михайловича Гаева представляет собой собрание статей автора из периодической печати г. Шадринска с 1994–2005 г. В статьях, вошедших в сборник, автор освещает вопросы по истории России и Шадринска («Пушкин и Шадринцы», «Куренковы», «Декабристы в Шадринске» и т.д.), по истории развития образования в г. Шадринске и Шадринском р-не («Ольховской школе грамотности – 150 лет», «Учите же ваших детей…»), размышляет о духовном и нравственном воспитании, о сохранении исторической памяти, о связи поколений («Шадринск, милый для меня», «С верой, надеждой, любовью»).
Каждый человек – отдельное звено в сложной системе родственных связей. В каждом из нас – кровь наших предков. Именно духовная потребность сохранить святые места предков делает землю обитаемой, и все дороги ведут к нам и через нас в будущее. Можно изменить строй, поменять название страны, но Родина останется прежней. И постоянными остаются принципы, на которых держится жизнь. Среди них – верность земле предков, их память.
Последняя глава книги «Незабываемые встречи» посвящена Т.С. Мальцеву, зауральскому хлеборобу. Автор рассказывает о своем знакомстве с Терентием Семеновичем, о впечатлении, которое на него произвел этот удивительный человек.
«Заочное знакомство произошло, когда мне было чуть больше 10 лет. Однажды в руки попался журнал, где рассказывалось о человеке, который выращивает много хлеба и ходит босиком по полям. Меня это поразило. Когда дитё бегает босиком – понятно, но взрослый хлебороб!.. Я тогда ещё подумал : «Странные на свете есть люди…».
Мехонцев, А. А. Дети войны : рассказы / Алексей Андреевич Мехонцев ; вступ. В. Арапов. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – 95 с.
Тема Великой Отечественной Войны – особая тема для всех жителей России, и шадринцы не исключение. Несмотря на то, что на территории Зауралья не было тяжелых, кровопролитных боев, тяготы военного времени коснулись всех. Алексей Андреевич Мехонцев, член Союза художников России, Член Союза писателей России, педагог, автор книг: «От капели до капели», «Сердечные ритмы» и т.д., решил показать читателям войну другими глазами, глазами ребенка, одного из поколения «детей войны». Детей, чье детство совпало с ужасом военного лихолетья, бомбежек и пожарищ, страшной нужды и горького сиротства. Об этом поколении с тяжелой судьбой и пишет в своей книге А. Мехонцев.
В начале книги автор знакомит читателя с героями, с простыми девчонками и мальчишками, которым выпала печальная доля взрослеть во время войны. Разные истории, разные герои в книге являются гранями общего повествования, отражающего важный и трагичный отрезок истории страны. Автор не бросает своих героев, проходит вместе с ними все этапы жизни: отрочество, юность, поиски себя, разделяет тяготы не простого периода перестройки. Что бы ни происходило с «детьми войны», как бы не сложились их жизни, трудный опыт существования в военное время закалил их характеры. Трудом этого поколения были построены новые электростанции, освоены целинные земли, достигнуты успехи в освоении космоса, и многие другие достижения, которыми новые поколения страны пользуются сегодня.
Сказка детства : лучшие произведения зауральских авторов – участников областного литературного конкурса / сост. В. Филимонов. – Шумиха, 2013. – 555 с.
И если добрый нежный свет
Зажжешь в глазах детей искрою,
То дети, как цветы, в ответ
Все лепестки свои раскроют.
Книга «Сказка детства» создана по итогам областного литературного конкурса на лучшее произведение для детей. Организаторы, учреждая Положение о конкурсе, руководствовались тем, что современная литература крайне мало уделяет внимания воспитанию юных и совсем юных читателей. В книге собраны стихи, сказки, рассказы, воспоминания писателей со всей Зауральской земли.
Лиризм, глубина мысли, ясность литературного образа, бесконечное уважение к родному краю, глубокое понимание детских запросов и их душевное состояние, романтическое восприятие действительности – вот качества, которые присущи авторам опубликованных произведений.
Многие шадринские писатели и поэты приняли участие в создании этого замечательного подарка для детей и их родителей. Знаменитый шадринский поэт А. Виноградов, с присущим только детям и великим волшебникам даром, оживляет в своих стихах все вокруг, рассказывает об удивительной зауральской природе.
ГРИБНОЕ БРАСТВО
Сырые грузди, что медузы,
Сухие – скрытны по-мужски.
Грибного братства крепки узы:
Груздки – почти всегда дружки.
ЭСТАФЕТА ЛЕТА
Это лето, этот лес,
Этот праздник ягод,
Этот мир грибных чудес –
Эстафета на год.
Знаменитый дуэт шадринских детских писательниц Валентины Калгановой и Тамары Лоховой представляют в книге не только стихи, но и загадки для малышей.
Вот страшилка для детей
Разгоняет всех чертей:
В кепке бархатной, колючей
Великан стоит могучий,
Прикоснешься – сразу : «Ох»
Укусил…
МОЗАИКА ЛЕТА
Заглянуло на лужайку –
Выложить из клевера мозаику.
Настелило мягкие тропинки –
Клеверные коврики – картинки:
Розовые, белые – живые
Новые тропинки луговые.
Представил свои рассказы педагог, писатель, краевед Алексей Никитич Мурзин: «Баклушинские флотоводцы», «Жар-птица», «Заяц на дереве», «Один счастливый день» и т.д. В том числе мистический рассказ «Леший» про загадочного обитателя Зауральских глухих лесов.
Устали. Болтовня, шутки, смех давно иссякли, силы, похоже тоже. Огибаем очередной дремучий мыс. И вдруг… Мороз пронзает до самых пяток, во рту моментально пересыхает, а кожа на голове как-то неприятно натягивается…Ужасный, леденящий вопль: и нечеловеческий и человеческий сразу. Резкий и звонкий в начале, затухающий и воющий в конце.
И тишина июньского солнцежара…
Не сговариваясь, припустили мы, не разбирая дороги, к деревне, прямиком по незрелой пшенице, по рыхлому чернозему. И оглянуться страшно.
В книге опубликованы стихи шадринских поэтов: Сергея Александровича Перунова, Веры Алексеевны Шаровой. И конечно, рассказы о девочке Антошке, автором которых является библиограф ЦБ г. Шадринска, Людмила Валентиновна Ляпустина.
Пока все своими делами были заняты, Антошка решила непременно барабашку найти. Познакомиться и все потерянные вещи назад вернуть. Или обменять, например, на фантики от конфет. Мама недавно грозилась выкинуть их. А так они и пользу принесут, и маме не мешают.
На нее смотрят глаза-бусины и еще был виден колпачок, красно-оранжевый. Барабашка! Взгляд добрый, Антошка протянула руку. Осторожно взяла, не страшно даже, а интересно. Выбежала из кладовки. Чтобы поскорее рассмотреть.
Прошли годы… Кажется все это было совсем недавно. И вот уже 5-летняя Василиса делится секретом о своей маме Антонине Петровне «Она не строгая, она притворяется».
Не надо взрослеть и притворяться строгими. Давайте оставаться детьми.
Казанцева, Л.В. Акварель моей души : стихи, песни / Лидия Владимировна Казанцева ; вступ. ст. Е. Соколова. – Шадринск, 2013. – 60 с.
Книга шадринской поэтессы и художницы Лидии Казанцевой «Акварель моей души» - это собрание тонких, изящных, полупрозрачных стихов, словно нарисованных акварелью. Стихи дополнены картинами автора, или наоборот. В книге гармонично соединяются искусство поэзии и живописи, между ними теряется грань, погружая читателя в лирический мир творчества Лидии Владимировны. Он окутывает читателя атмосферой красоты и интеллекта, утонченного вкуса и доброжелательности.
Как пишет об авторе рецензент книги Е. Соколова: «В поэтических излияниях Лидии Казанцевой сквозит улыбка Чеширского кота: то лукавая усмешка, то восторженный смех. В ее лирике царствует душа: плачущая и хохочущая. Внимательная и легкомысленная, юная и вечная... Душа Романтика, израненного неразрешимым противоречием между жестокостью реальности и своим представлением о Добре и Красоте».
Экспромт с дождем, немного грустью,
Как блюз сейчас он мне звучит.
В осеннем шепоте тревожном
Он листопадом полетит.
И я, как странник одинокий,
Бродячий в мире музыкант
Я буду петь свой блюз в дороге
И вспоминать, что было там...
Была весна и наша встреча,
И нежность робкая моя,
И поцелуй твой будет вечно
В листве шептать он для меня.
И все мы странники в дороге,
И песнь у каждого своя.
С притворной скромностью порою
Мы прячем чувство от себя.
А блюз звучит, звучит повсюду
Мне в тихом шорохе дождя:
«Люблю, грущу и помнить буду
Тебя, единственный, всегда»!
Все что было, немного жалею
Может юность, влюбленность свою.
Беззаботное сладкое время,
Словно сахар растаял в чаю.
Ну, а чай тот давно уж остывший,
Да, и привкус - лишь горечь одна.
Вместо чая полынь заварила,
Вот и пью я сейчас все до дна.
Легкость красок на бумаге,
Чудеса от рук везде:
Там осенние мотивы
В акварели на листе.
Радость, грусть, прощанье с летом
В яркой радуге цветов.
Звуки старого романса
В акварели слышу вновь!
Своих поклонников в 2013 году порадовал новыми стихами известный Зауральский поэт Анатолий Предеин. Два поэтических сборника пополнили фонд зала краеведения: «Качка» и «Нет у времени остановок». Автор не разочарует своих поклонников, стихи наполнены философскими размышлениями о жизни, мире и человеке. Современные темы переплетаются с вечными вопросами, создавая неповторимую атмосферу душевного разговора поэта с читателем.
БАЛЛАДА О КНИГАХ
Когда в коричневой ночи,
Как пропасть, мрачной и глубокой,
Подвыпившие палачи
Выбрасывали их из окон, —
В багряных сполохах костров
Они так яростно горели,
Как будто лица их врагов
Навек запомнить всем велели.
А кованые сапоги,
Глумясь над мыслью благородной,
Ломали строчкам позвонки
И в землю втаптывали злобно.
Однако дули сквозняки
На одурманенной планете,
И черной злобе вопреки
Рождались книги, будто дети.
Не зная смерти и преград,
Над задымлёнными полями
Слова гремели, как набат,
Как приговор над палачами.
…
Я — романтик. Этого не скрою.
Как раба, прагматика мне жаль:
У него лишь деньги за душою,
Оттого в глазах его печаль.
Когда в сердце бродит лишь нажива,
А не святость чувства, не любовь,
Бытие становится, как лживость,
Как проклятье Бога и веков.
Брозинский, В. Л. Средостение : стихотворения / В.Л. Брозинский. – Куртамыш, 2013. – 104 с.
Сборник стихов молодого курганского поэта Владимира Брозинского с необычным названием «Средостение».
Образ стены – один из постоянных в творчестве поэта. В его первой книге, вышедшей в г. Кургане в 2011г. под названием «Белые улицы», есть несколько стихов с этим образом. В названии второй «Средостение» - звучит эта же тема.
Всем своим творчеством Брозинский определенно говорит: «Я – поэт городской, урбанист.» Добавим – не только урбанист, но и лирик, и философ, и художник (в прямом смысле этого слова), и неутомимый искатель новых поэтических форм, нового поэтического языка.
ЛЕТНЕЕ УТРО
Как важно, что луна видна так ясно,
Хотя уже давно светло, как днем.
Она мерцает бледным и прекрасным,
Похожим на предчувствие огнем.
И думает счастливою приметой
Разбиться оземь, издавая звон...
Как важно то, что в тень квадраты света
Ложатся, отразившись от окон,
А новый день серьезен до смешного...
Как много скрытого значенья в том,
Что в жажде небывалого улова
Затих рыбак упрямый под мостом,
И ветер, удалой и бесшабашный.
Пасет у горизонта облака...
Как важно то, что мне ничто не важно,
Пока в моей руке твоя рука.
Шляпникова, И. Босая душа : стихи / Ирина Шляпникова. – Шадринск : Кредо, 2013. – 72 с.
В 2013 в г. Шадринске была выпущена книга Каменк-Уральской поэтессы Ирины Шляпниковой «Босая душа», весной 2014 г. в Центральной библиотеке им. А.Н. Зырянова состоялась презентация этой книги.
Шадринск - город далеко не случайный для поэта. Это город её юности. Здесь прошли её студенческие годы. Именно во время учебы в Шадринском пединституте Ирина Шляпникова впервые серьёзно приобщилась к поэзии в студенческой литературной студии, которой руководил известный уральский поэт Александр Виноградов. Когда-то давно Александр Михайлович подарил студентке свою третью книгу «Вешница» с пожеланием «найти свое песенное слово». И своеобразным ответом благодарной ученицы своему учителю, прозвучавшим через 34 года, как раз явился сборник «Босая душа».
Босая душа – это душа родом из детства: искренняя, чистая, умеющая удивляться, радоваться и плакать. «Ведь именно такая душа способна ощутить на дороге жизни все её неровности: спуски, подъемы, суровую твердь правды и вязкость проблем, нежное прикосновение любви и уколы времени, боль от ошибок – и счастье от радостного (несмотря ни на что!) пути…» — говорит Ирина Шляпникова.
Душа
Душа моя, что маешься, скажи,
Чего тебе, признайся, не хватает?
Ты не греши, не жалуйся на жизнь,
Ведь жизнь есть жизнь, в ней всякое бывает!
Быть может, оттого страдаешь ты,
Что велико земное притяженье,
А хочется небесной высоты?
Не потому ль ты терпишь пораженья?
Не потому ль ты плачешь по ночам,
Что так крепки условностей объятья,
И что далек твой розовый причал,
И нежное из грез весенних платье?
Как часто без оглядки ты живешь,
Ты тратишь свои чувства, как транжира,
И тот, кто был в твою обитель вхож,
Вдруг скажет, что ты бесишься от жира.
Что ты, мол, строишь много из себя,
Тебе бы, непоседе, отдохнуть бы...
И каждый, кто не понял, тот судья!
А судьи кто? Да те, кто лезет в судьбы!
Пусть тешатся, а ты, душа, не плачь,
Рвись в высоту, коль хочется подняться,
Все напрочь измени, переиначь,
Чтоб только навсегда собой остаться!..
Дыхание востока в произведениях Германа Травникова / ред. Л.А. Саверский ; худ. оформитель Г. Травников, А. Травникова ; допечатная подготовка А. Травникова ; вступ. ст. О. Богомолов – Тюмень : Тюменский дом печати, 2012. – 160 с. : ил.
Фонд зала краеведения пополнила новая книга, посвященная творчеству нашего земляка, народного художника России Германа Травникова. Герман Алексеевич хорошо известен в Курганской области и далеко за ее пределами. Вся жизнь Г. Травникова прошла в Зауралье, родился в с. Мехонское в 1937г., учился в Свердловском художественном училище, сегодня живет и работает в г. Кургане. Работы Германа Алексеевича находятся в Государственной Третьяковской галерее, более чем в 30 музейных собраниях городов России и Зарубежья.
Новая книга «Дыхание востока» включает в себя работы, написанные художником во время путешествий по странам Ближнего и Дальнего Востока. Слово «Восток» рождает в воображении множество образов, это и бескрайние арабские пустыни, и шумные турецкие базары, и загадочные китайские пейзажи.
Картины, собранные в книге, переносят читателя, точнее зрителя, в художественную галерею, где переходя от картины к картине, можно с помощью пояснений составителей книги лучше понять и почувствовать созданное кистью художника дыхание востока.
Первые картины посвящены родным Зауральским степям. Особое впечатление производит картина «Курган», написанная в 1970. Горящее в лучах заходящего солнца вспаханное поле, одинокий холм, стоящий вдалеке, как тень древнего кургана великого воина, напоминает о многовековой истории Зауралья.
В начале своего творческого пути Травников большое внимание уделял пейзажам северного Казахстана, земель, где проходит граница между западной и восточной культурами.
Молодым еще человеком Г.А. Травников путешествовал по республике Тува с художниками из Всероссийской группы акварелистов. Туву нередко называю сердцем Азии. Лежащая в огромной котловине, в окружении ожерелья из Алтайских и Саянских гор, Тува - просто райское место для художников.
Образы других ближневосточных соседей России – Узбекистана и Туркменистана, воплотились в серии ярких и самобытных полотен, здесь и черноокие женщины в ярких нарядах, и маленькие аулы, затерявшиеся горах, и древние города.
Под впечатлением от путешествия, точнее паломничества по странам Арабского востока, в том числе по библейским местам – Иордании и Израилю, граница между которыми проходит по священной для всех христиан реке Иордан, были созданы удивительные по своей духовной силе полотна.
Уважаемые читатели, мы приглашаем вас познакомиться с новинками краеведческой литературы на выставке в зале краеведения ЦБ им. А.Н. Зырянова.
Д.А. Хохлова, библиограф зала краеведения ЦБ им. А. Н. Зырянова