ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова
 

Милые зеленые горы!.. Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше. Да, я опять хожу по этим горам, поднимаюсь на каменистые кручи, спускаюсь в глубокие лога, подолгу сижу около горных ключиков, дышу чудным горным воздухом, напоенным ароматом горных трав и цветов, и слушаю, что шепчет столетний лес…

 

Мамин-Сибиряк, Д.Н. Зеленые горы / Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк / Зеленые горы, пестрый народ. В поиске связующих нитей. – Екатеринбург : Сократ, 2008. – С. 22.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Уральские горы - край мастеров, рудознатцев, кладоискателей и ремесленников. Уральская земля подарила России и миру несметные россыпи самоцветов, каслинское литье и златоустовский булат, шедевры камнерезного искусства и чеканки. Суровы, могучи и мудры древние Уральские горы. Но не каждому открывают они свои тайны. Ибо есть красота внешняя, есть мудрость «на каждый день», а есть нетленная красота, сокровенная мудрость – и вот они-то дорого стоят. Называют их еще тайными силами, отголоски которых и сегодня слышны в народных преданиях и легендах.

 

Кириллова, И.А. Мастера изумрудного края / И.А. Кириллова. – Челябинск: Изд-во «Аркаим», 2010. – 192с.

 

Впервые об Уральских горах упомянул древнегреческий историк Геродот, назвав их Рифейскими в своей книге «История в 9 томах». В этой же книге он описал жителей Урала и прилегающих к нему территорий - исседонов. Этот полулегендарный древний народ получил свое название от реки Исеть, которая течет по Среднему Уралу и Зауральским землям. Слово «ДОН» у Скифских народов означало «РЕКА». Значит Исседон (Исее –река) - река Исеть. Если все это - правда, то река Исеть носит свое имя более 2500 лет!

 

Лаврова, С. Урал . Кладовая земли / Светлана Аркадьевна Лаврова. – М.: Изд-во «Белый город», 2011. – С. 10.

 

Геродот так описывает исседонов : « Исседоны, чванящиеся длинными волосами (собственно гривами) – эти люди живут по соседству с Бореем, многочисленные и очень доблестные воины, богатые конями и стадами овец и быков. Каждый из них имеет один глаз на прелестном челе, они носят косматые волосы и являются самыми могучими из всех мужей».

 

Сведения об исседонах большинство исследователей считают не достоверными, однако одна археологическая находка заставила задуматься об истинности этой точки зрения.

 

В кургане «Елесина Яма» археологом В.К. Сальниковым был найден обломок чаши, сделанной из человеческого черепа. Эта находка очень похожа на описание Геродота похоронного обряда исседонов.

 

« …когда умирает чей-то отец, все родственники пригоняют скот, закалывают его и мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части также и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом все мясо смешивают и устраивают пиршество. С черепа покойника снимают кожу, вычищают его изнутри, затем покрывают позолотой (в других источниках серебром) и хранят как священный кумир. Этому кумиру ежегодно приносят обильные жертвы. Жертвоприношения совершает сын в честь отца, подобно тому, как это происходит на празднике эллинов. Этих людей считают правильными, а женщины у них совершенно равноправны с мужчинами».

 

Несмотря на явное сходство, нельзя со стопроцентной вероятностью считать, что исседоны и были тем самым племенем, которое обитало на территории Урала и Зауралья.

 

Парунин, А.В. Таинственное племя исседонов /А.В, Парунин // Шадринская провинция : Матер пятой регион. научно-практической конференции. –Шадринск, 2004. – С. 89.

 

Был еще один таинственный народ на Урале – чудь, о котором не сохранилось почти никаких достоверных сведений. Легенды гласят, что были они добры, не знали грехов и преступлений, плавили металлы, делали диковинные вещи. Кто говорит, они были великаны-красавцы, кто – заросшие шерстью карлики.

 

Лаврова, С. Урал . Кладовая земли / Светлана Аркадьевна Лаврова. – М.: Изд-во «Белый город», 2011. – С. 10.

 

Вот как излагает легенду о чуди Андрей Яншин: «Якобы жил на Урале народ с тем¬ной кожей, статный, красивый и мудрый, владевший тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Но вот стала расти в горах белая береза, что означало по древнему предсказанию скорый приход сюда посланцев белого царя, который установит свой порядок. И что же? Чудь выкопала ямы, перенесла туда все свои сокровища, поставила стойки, навалила сверху камни, зашла в укрытия, вырвала стойки и камнями засыпалась. По некоторым легендам - так чудь похоронила себя заживо».

 

Но, естественно, это уже поздние легенды, поздние интерпретации... На самом деле на этом предание не заканчивается. «...Не навсегда ушла чудь. Когда вернется счастливое время, и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять чудь со всеми добытыми сокровищами»,- читаем мы окончание этой легенды в книге Н. К. Рериха «Сердце Азии».

 

Кириллова, И.А. Мастера изумрудного края / И.А. Кириллова. – Челябинск: Изд-во «Аркаим», 2010. – 192с.

 

Еще в конце XIX века существовал на Урале обычай: люди приносили на кладбище блины и клали их на все могилы. Приговаривая: «Помяни, Господи, чудского дедушку, чудскую бабушку…» А в деревнях до сих пор сохранилась дразнилка: «Чудь белоглазая, чудь белобрысая».

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Горбунов, Ю. Двое любящих и Бог / Юрий Горбунов // Уральский следопыт. –2014. – (№ 1) янв. – С.6.

 

Много лет считалось, что Урал до пришествия русских населяли полудикие племена, занимались охотой и рыболовством, пасли лошадей и коз, пекли хлеб. Жили бедно, поселки были маленькие, убогие, землянки рыли кое-где. А потом был найден ГОРОД…

 

Лаврова, С. Урал. Кладовая земли / Светлана Аркадьевна Лаврова. – М.: Изд-во «Белый город», 2011. – С. 14.

 

Это самый древний найденный археологами город в России (если не считать город Дербент в Дагестане) – город Аркаим.

 

Лаврова, Светлана Аркадьевна.Удивительный Урал : С.А. Лаврова ; ил. Е. Колеватых. – Екатеринбург : Сократ, 2013. – С. 33.

 

Аркаим был построен 3800 лет назад (некоторые археологи утверждают, что Аркаим еще старше, ему 4800 лет).

 

Обнаружение Аркаима явилось настоящей сенсацией. Образно его называют “Дедушкой Трои”, потому что он старше воспетого Гомером города на многие и многие сотни лет.

 

Парфенов, С. Загадки Аркаима / Сергей Парфенов // Урал, 2005. – № 10. – С. 10.

 

Аркаим стал первым и самым исследованным поселением с круговой конструкцией, преднамеренной планировкой площади, мощными укреплениями. Здесь раскопаны жилища, металлургические печи и колодцы, даже ливневая канализация.

 

Кулагина, Г.А. Веселая энциклопедия Уральских следопытов : 100 игр по истории, культуре, географии Урала / Г. А. Кулагина ; общ. ред., науч. перераб. И. С. Огоновская. - Екатеринбург : Сократ, 2006. – С. 11.

 

Аркаим (как и знаменитый Стоунхенд в Англии) – крупнейшая обсерватория, из которой можно было очень точно определять время восходов и закатов, координаты небесных тел, время обращения Луны.

 

Эта уникальная городская культура возникла посреди Великой степи буквально из ниоткуда и несколько столетий спустя словно туда же сквозь землю провалилась.

 

Голядин, А. Аркаим и другие забытые города Урала / Александр Голядин // Знания – сила, 2013. – № 12. – С. 99.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Аркаим, как и другие обнаруженные вскоре города, представляет собой модель Вселенной. Люди, жившие здесь, поклонялись Солнцу и огню. Возможно, это был храмовый город, и здесь постоянно проживало несколько сотен человек: жрецы, ремесленника стражники. Остальные приходили в город на религиозные праздники из близлежащих небольших поселений.

 

Кем же были жители древнего Аркаима?

 

Ученые находят много схожего в обычаях жителей Аркаима с древними описаниями в индийских и иранских источниках. На основании этого считается, что в Аркаиме жили легендарные арии, появившиеся на Урале то- ли из Индии, толи из Ирана.

 

Голядин, А. Аркаим и другие забытые города Урала / Александр Голядин // Знания – сила, 2013. – № 12. – С. 99.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Кириллова, Н. Аркаим – колыбель цивилизации / Н. Кириллова // УРФО, - 2012. – № 6-7. – С. 63.

 

Не случайно Аркаим называют местом силы, колыбелью человеческой цивилизации. С Аркаимом связанно много загадок, и последняя из них – почему он погиб?

 

Лаврова, С. Урал. Кладовая земли / Светлана Аркадьевна Лаврова. – М.: Изд-во «Белый город», 2011. – С. 15.

 

Еще немало удивительных открытий таит в себе Уральская земля. И это не только 4000-летние города, но и, по некоторым данным, 10000–летняя статуя древнего бога. Имя его мы никогда не узнаем, тем не менее, это был великий бог.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Васильев, А. Нанотехнологии стотысячелетного возраста, или Когда был рай на Урале Антон Васильев // Уральский следопыт. –2011. – (№ 8) авг. – С. 26.

 

В 1890 году его статую извлекли из Шигирского торфяника. Древние мастера каменным топором сделали пятиметровый идол из цельного ствола лиственицы, вырезали лицо, покрыли его тело магическими узорами. Шигирский идол это самая древняя деревянная скульптура на земле!

 

Она старше египетских пирамид и Ноева ковчега. Чудо, что его нашли!

 

В прежние времена на Урале жило много народов, и у каждого были свои боги. Башкиры верили в аджарха, а золотодобытчики называли его Великий полоз, где змея проползет, там золотая жила. По преданию живет он рядом с озером Увильды и может плавать по воде.

 

Лаврова, С. Урал . Кладовая земли / Светлана Аркадьевна Лаврова. – М.: Изд-во «Белый город», 2011. – С. 20.

 

Не только устные предания сохранили память о полозе, но и мастер уральского сказа П.П. Бажов. Вот как он описывает полоза в рассказе «Про великого полоза».

 

« …И вот видят ребята — человека того уж нет. Которое место до пояса — все это голова стала, а от пояса шея. Голова точь-в-точь такая, как была, только большая, глаза ровно по гусиному яйцу стали, а шея змеиная. И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. И то диво, костер-то потух, а на полянке светло стало. Только свет не такой, как от солнышка, а какой-то другой, и холодом потянуло. Дошел змей до Рябиновки и полез в воду, а вода сразу и замерзла по ту и по другую сторону. Змей перешел на другой берег, дотянулся до старой березы, которая тут стояла, и кричит:

 

— Заметили? Тут вот и копайте! Хватит вам по сиротскому делу. Чур, не жадничайте!»

 

Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей: путешествия со сказами Бажова / авт. очерков: А. П. Черноскутов, Ю. В. Шинкаренко. - Екатеринбург : Сократ, 2011. – С. 90.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Есть еще одно интересное предание о битве полоза и его змей с армией муравьев сохранилось до наших времен.

 

«…Тихо ночью в лесу. Спал полоз в покоях. Десять гадюк глаз не смыкали, покой царя охраняли.

 

Как солнышко взошло, гадюки муравьев увидели, страшным голосом зашипели, змеиный мир разбудили.

 

Проснулся полоз. Свернулся в большое колесо и на мурашишек кинулся, а за ним—вся погань змеиная. Пышет огнем полоз, страшен он. А муравьи все бегут и бегут, нет конца их рати несметной.

 

Долго бились гадюки, а одолеть муравьев не смогли. Облепили муравьи все кругом, не стало ходу воинам змеиным. Верно в старину люди поговорку сложили: «Бывает и так, муравей льва одолевает». Так оно и по¬лучилось: хоть и долго мурашишкам с полозом биться пришлось, но победителями вышли.

 

Как упала последняя змея, от бессилья по земле растянулась, муравьи поползли на гору, где дворец полозов стоял, да весь его по песчинке и разнесли. Все золотые песчинки в землю снесли, зарыли поглубже.

 

Слежалась земля — слежалось и золото. Вот откуда будто у нас в горах золото появилось...»

 

Голубая жемчужина: легенды , предания, сказы дореволюционного Урала / литер. запись С. К. Власова ; ред. М. Г. Китайник. - Челябинск : Челябинское книжное издательство, 1958. – С.30.

 

Но гораздо более известна другая волшебная обитательница Урала, которая может превращаться в ящерицу – знаменитая Хозяйка Медной горы, красавица в Малахитовом платье. Это не Павел Бажов придумал ее, своими сказами он прославил ее. Хозяйка олицетворяла силу и мощь горы, камня, Урала. В Хозяйку свято верили те, кто «в горе робили» - рудничные рабочие. Она могла одарить камнем, могла и «перекинуть» его в пустую породу. Почему хозяйка превращалась в ящерку? Наверное, потому что открытый выход углекислой меди по цвету и форме похож на это животное.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Хозяйка Медной горы. Вячеслав Назарук.

 

«…Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать — девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Слыхать — лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все. Весело, видно, ей.

 

Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.

 

— Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.

 

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить…».

 

Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей: путешествия со сказами Бажова / авт. очерков: А. П. Черноскутов, Ю. В. Шинкаренко. - Екатеринбург : Сократ, 2011. – С. 112.

 

Есть на Урале не только легенды о древних духах природы, но и о внеземных гостях. В Башкирии есть место – Куркараук. Это – диковинный горный пейзаж, скалы похожие на бетон с вмурованными в него камнями, причем камни не похожи на уральские, их привезли издалека. «Куркараук» в переводе означает «Смотри, черная стрела». Прилетала будто бы в старые времена сюда черная стрела огромная, выше сосен. Оттуда вышли высокие люди и стали что то строить из странных материалов. Потом черная стрела улетела, увезла пришельцев а бетон оставила… Правда геологи утверждают что это горные породы похожие на бетон с вкраплениями, называются конгломераты. И принесли их на Урал вовсе не пришельцы а древний ледник, который покрывал Урал около полумиллиарда лет назад.

 

Лаврова, С. Урал . Кладовая земли / Светлана Аркадьевна Лаврова. – М.: Изд-во «Белый город», 2011. – С. 21.

 

Урал - древние горы, и люди здесь начали селиться очень давно. У каждого последующего народа свои были и легенды переплетались с преданиями, сохранившимися от племен, живших на этой территории раньше. Они обрастали все новыми и новыми подробностями. Так и получилось, что Урал – не только старые полуразрушенные горы, но и сосредоточение мудрости древних исчезнувших народов. Поэтому не удивительно, что многие горы, реки и даже камни на Урале имеют свои имена, истории и предназначение, не редко называют их Каменными Стражами.

 

Например, фигуры Каменных Братьев и их Сестер на Семибратской горе.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Или знаменитые – Сем Истуканов на северном плато хребта Мань-пупынг – ньёр, что переводиться как «малая страна богов». Это величественные фигуры стали настолько популярны, что их даже внесли в список «7 чудес России».

 

Бердюгина, Н, Слепухин, А. Скала «Манси» / Наталья Бердюгина, Алексей Слепухин // Уральский следопыт. –2013. – (№ 6) июнь. – С. 20.

 

Еще одной из таких удивительных гор являться Азов-гора. Происхождение слова «Азов» трактуют по - разному. Говорят, что название горы происходит от ее внешнего вида, острая вершина похожа на зуб (от татарского «азау» - зуб). Гора Азов всегда привлекала людей какой-то таинственной силой. Есть предание, что в горе существует закрытая пещера, в которой хранит богатства девка Азовка. Говорят, что сокровища эти спрятал Пугачев и хранить их оставил свою жену – девку Азовку. В пещере скучно одной, а людям на глаза не любила Азовка показываться. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает Азовка на самой вершине горы огонек, пламя которого никакой ветер погасить не может .

 

Предание о девке Азовке, которая с несметными сокровищами «старых людей» скрылась в недоступных недрах горы, послужило основой для сказа П.П. Бажова «Доброе имячко».

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Но клад здесь все-таки был найден. И клад этот оказался особым. На вершине горы были найдены 44 древние медных монеты и бронзовые культовые изделия, а чуть позже в гроте на той же горе были найдены 10 идолов, обращенных ликами на восток.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

Карпов, С. Легенды и клады Азов-горы / Станислав Карпов // Уральский следопыт. –2012. – (№ 9) сент. – С. 24.

 

Немало еще легенд и тайн хранит этот прекрасный и сказочный край Уральский.

 

В глубоких пещерах ждут смельчаков искателей несметные богатства, а на вершине гор и притаились их охранники, древние, как сама природа, духи Уральских гор.

 

Во все времена легенды являлись не просто страшными сказками на ночь, это были способы выражения духа народа, стремления преодолевать трудности во что бы то не стало.

 

Словно невидимые нити, эти легенды и сказы соединяют сегодняшних нас и таинственных древних чудей, которые любили и понимали эту землю, знали ее богатства, но никогда не разоряли, не уничтожали. Сохранение и приумножение природных и культурных богатства Урала не должно быть обязанностью современных людей, это должно стать частью мировоззрения народа, естественным желанием каждого человека.

 

Вы можете подробнее познакомиться с литературой, посвященной загадкам и тайнам Урала, посетив выставку «Тайны Зеленых гор» в зале краеведения Центральной библиотеки им. А.Н Зырянова.

 

"Легенды Уральских гор". Новая литература зала краеведения Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова

 

 

Д. А. Хохлова, библиограф ОСВО ЦБ им. А. Н. Зырянова
12-08-2014

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru