Сегодня читатель, завтра лидер.
Маргарет Фуллер.
У каждого человека время от времени возникают разные вопросы, и среди них встречается и такой « А что же почитать?». Ответ на него предлагается в информационном обзоре «Литературные журналы – I квартал 2014 г.»
Проза
Кучерская, М. Химия «жду» : рассказы / Майя Кучерская // Знамя. – 2014. – № 1. – С. 92–123.
Майя Кучерская печатается с тремя рассказами. «Плач по уехавшей учительнице рисования и черчения» – сложная картина переживаний пятнадцатилетней девочки-подростка. «Маргиналии-2» — своего рода психолого-физиологический очерк нравов участников научной литературной конференции. «Химия “жду”», давший название всей подборке — о превратностях любви, настигшей людей, обремененных семьями.
Слаповский, А. Сценарий / Алексей Слаповский // Знамя. – 2014. – № 1. – С. 56–91.
Сценарий Алексея Слаповского так незатейливо и называется: «Сценарий». Герой — писатель, сочинитель сериалов для телевидения, мучается над созданием сериала — таким, чтобы угодить всем: невзыскательному зрителю и очень взыскательному телевизионному начальству. Сюжеты — выдуманные и реальные — переплетаются, остроумная игра держит и героя, и читателей в азартном напряжении.
Зорин, Л. Памяти Безродова : повесть ; Стук колотушки : монолог / Леонид Зорин // Знамя. – 2014. – № 2. – С. 8–46.
Переплетение судеб двух русских писателей разных поколений составляет содержание первой повести. Герой монолога «Стук колотушки» — провинциальный юноша, отважившийся завоевать Москву. Наверное, и вправду «Бог его любит», поскольку ему везет, несмотря на катастрофическую неуместность затеи: явиться в столицу в разгар чудовищного мракобесия и государственного антисемитизма.
Стяжкина, Е. Развод : повесть / Елена Стяжкина // Знамя. – 2014. – № 3. – С. 74–95.
Повесть Елены Стяжкиной «Развод» — о распаде тридцатилетнего брака крупного чиновника, усвоившего жесткие правила номенклатурного бытия, и женщины, так и не сумевшей вписаться в эти правила.
Юнгер, Э. Африканские игры : повесть / Эрнес Юнгер ; пер. с немец. Е Воропаева // Иностр. лит. – 2014. – № 1. – С. 3–75 ; № 2. – С. 77–135.
О чем же повесть классика немецкой литературы ХХ столетия Эрнста Юнгера (1895 – 1998) . Обыкновенная история: под воздействием книг мечтательный юноша бежит из родных мест за тридевять земель на поиски подлинной жизни. В данном случае, из Германии в Марсель, где вербуется в Иностранный легион, укомплектованный, как оказалось, форменным сбродом. Новобранцы-наемники плывут в Африку, куда, собственно, герой повести и стремился.
Янь, М. Колесо мучительных перерождений : главы из романа / Мо Янь Юнгер ; пер. с кит. и вступ. И. Егорова // Иностр. лит. – 2014. – № 3. – С. 163–182.
Опубликованы главы из романа китайского писателя лауреата Нобелевской премии Мо Яня (2012) «Колесо мучительных перерождений». Автор дал основания сравнивать себя с Маркесом: эпическое повествование охватывает пятьдесят лет китайской истории с 1950-го по 2000 год.
Слаповский, А. Лучший : рассказ / Алексей Слаповский // Новый мир. – 2014. – № 2. – С. 100–107.
Герой рассказа Слаповского обычный, среднестатистический пенсионер, борется за свое человеческое достоинство, и в борьбе этой, несмотря на всё, тем не менее, побеждает. Так, по крайней мере, думает он сам.
Арабов, Ю. Столкновение с бабочкой : роман / Юрий Арабов // Октябрь. – 2014. – № 1. – С. 3–84 ; № 2. – С. 3–66.
Герой романа узнаваем с первой страницы: «Владимир Ильич внимательно вгляделся в собственное отражение в зеркале и осторожно потрогал веснушку под левым глазом. Человек в сорок семь лет, не нашедший себя, конечно же, является пародией на человечество. А еще и с юношескими веснушками, а еще – почти лысый и роста небольшого, когда на большинство людей смотришь снизу вверх и приходится даже становиться на цыпочки, чтобы заглянуть им в глаза. А что в глазах? Пустота и аквариум, как у покойного государя Николая Павловича. Провалил, истукан, все дело…»
Волос, А. Калитка : рассказ / Андрей Волос // Октябрь. – 2014. – № 2. – С. 126–129.
Андрей Волос родился в Душанбе. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина. Публикуется в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Знамя» и др. Автор нескольких романов и книг рассказов. Лауреат международной литературной премии «Москва-Пенне» (1998), Государственной премии РФ (2000), «Русский Букер» (2013). Живет и работает в Москве.
Эдин , Е. Ведьма в соседней квартире : повесть / Евгений Эдин // Урал. – 2014.– № 1. – С. 11–83.
Это «манихейская повесть» Евгения Эдина. У одного студента по соседству завелась молодая ведьма, она же его преподавательница, плюс они становятся любовниками. Но у этой ведьмы есть еще и муж, уже совершенно запредельной эзотерической мощи.
Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смещение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально - к свету и тьме.
Малейко, А. Моя мама любит художника : повесть / Анастасия Малейко // Урал.– 2014.– № 2. – С. 136–172. – (Детская).
В нашей жизни всегда что-то происходит, а когда у тебя подростковой возраст, то события и эмоции просто захватывают. И оказывается, что с родителями происходит то же самое…
Убогий, А. Рукопись : роман / Андрей Убогий // Наш современник. – 2014.– № 1. – С. 15–91.
Роман «Рукопись» - это дневник человека оказавшегося на необитаемом острове. Этот дневник нашла геологоразведочная экспедиция и альманах «Зори Севера"» решает его опубликовать.
Ефимов, И. Бунт континента : роман / Игорь Ефимов // Звезда. – 2014.– № 3. – С. 8–54.
Согласитесь, захватывающее начало? «Тот памятный день начался с приятного сюрприза: сеньор Альберти, нанятый Джефферсоном для музыкальных занятий, явился на урок с новым дуэтом Луиджи Боккерини для скрипки и клавесина, только что присланным из Парижа. Марта, несмотря на беременность, согласилась оставить полуторогодовалую Патси на попечении кормилицы Урсулы, и они с увлечением музицировали втроем два часа в достроенном крыле главного дома. Юпитер растопил камин с раннего утра, запах сосновых поленьев висел в нагревшемся воздухе…»
Соколовская, Н. «Не все мы умрем, но все мы изменимся…» / Наталья Соколовская // Звезда. – 2014.– № 2. – С. 163–175.
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся…» Эти слова апостола Павла как нельзя лучше применимы к трагедии, произошедшей в середине ХХ века, трагедии известной в нашей стране и в мире: ленинградскому апокалипсису — блокаде. О том страшном времени рассказывает и следующее произведение.
Гранин, Д. Как жили в блокаду / Даниил Гранин // Звезда. – 2014.– № 1. – С. 61–64.
Тахо-Годи, Е. Платонов : повесть / Елена Тахо-Годи // Звезда. – 2014.– № 1. – С. 19–48.
« …До Нового года оставалось несколько часов, но верилось в это с трудом. Оттепель, черная жижа по щиколотку — мерзкая московская так называемая зима и без сегодняшнего позора наводила тоску и уныние. Маргарита Сергеевна, подобрав повыше шубу, чтобы не запачкать подол, перешагивала или с бесполезной осторожностью пыталась обходить особо глубокие лужи, с отвращением глядя на окружающую ее жирую черную грязь....»
Эссе. Публицистика. Критика.
Крыщук, Н. О прозе Даниила Гранина / Николай Крыщук // Звезда. – 2014.– № 1. – С. 65–70.
Даниил Александрович Гранин (настоящая фамилия Герман, родился 1 января 1919, Вольск, Саратовская губерния, по другим сведениям — Волынь Курской области) — русский писатель и общественный деятель.
Богданова, О. Самый чеховский рассказ Бунина / Ольга Богданова // Звезда. – 2014.– № 2. – С. 217–230.
Анализ рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Богуславская, О. За юношеский максимализм / Ольга Богуславская // Знамя. – 2014. – № 1. – С. 233–236.
Ольга Бугославская рассматривает издания для подростков Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Типа смотри короче», «Время всегда хорошее», «Москвест» и роман-сказку «Гимназия № 13».
Прилепин, З. Почему вы либералы / Захар Прилепин // Наш современник. – 2014.– № 1. – С. 118–133.
Эссе и рассказы Прилепина всегда неоднозначны, мысли интересны и чувством юмора. Всем, интересующимся политической и не только жизнью, советую прочитать.
Коростелева, В. Уральский самоцвет / Валентина Коростелева // Наш современник. – 2014.– № 1. – С. 263–266.
О Бажове Павеле Петровиче (15(27).1.1879, Сысертский завод, близ Екатеринбурга, — 3.12.1950, Москва, похоронен в Свердловске), русском и советском писателе.
Поэзия
Изварина, Е. Стихи / Евгения Изварина // Звезда. – 2014.– № 2. – С. 69–70.
Плавали в полыни
руки разведя
слышали богини
пенье про себя
или горловое
виноградный звук
уносило в море
искрами из рук
зерна урожая
будущей войны
не перегружая
лодочку луны.
Степанов, Е. Стихи / Евгений Степанов // Звезда. – 2014.– № 2. – С. 71–72.
Дачный сад
из тебя не вышло гения
мощной ни одной строки
с философской точки зрения
это право пустяки
из тебя не вышло сильного
бизнесмена-торгаша
…ни дворца у моря синего
ни большого барыша
но зато без промедления
утром ты выходишь в сад
как награды за мучения
яблоки в саду висят
и жена на кухне стряпает
ты ей яблоки несешь
и тоска куда-то драпает
в сердце радостная дрожь
печка точно вожделение
помогает быть в тепле
о какое наслаждение
ты находишь на земле.
Кушнер, А. Стихи / Александр Кушнер // Звезда. – 2014.– № 1. – С. 3–6.
Летала бабочка одна
И перед нами на дорогу
Садилась, словно смущена
Тем, что одна летать должна,
Скрывая страх свой и тревогу.
И поминутно раскрывать
Свои узорчатые крылья,
Потом их складывать опять
И восхищать нас, развлекать,
Употребляя все усилья.
Всю смелость вкладывая в свой
Полет — не для себя, дрожащей,
Как палый лист, — для нас с тобой,
Чтоб знали мы, кто здесь, живой,
Владеет тайной настоящей.
Лиснянская, И. Время цветов и пчел : стихи / Инна Лиснянская // Знамя. – 2014.– № 1. – С. 52–55.
Четвёртое августа. Завтра медовый Спас.
Сладкое время цветов и пчёл.
Месяц уснул, и проснулся утренний час,
Но облаков происки не учёл.
Дождь зарядил, пятые сутки льёт.
Солнце не видно за тяжестью облаков,
Одна малиновка всё же с утра поёт, —
Музыку слышу, но не разбираю слов.
Ягодинцева, Н. И только плеск воды под веслами… : стихи / Нина Ягодинцева // Урал.– 2014.– № 3. – С. 118–122.
Испуганному сердцу невдомёк,
Что всё уже сбылось, и невозвратно.
И по любой из тысячи дорог
Возможно вновь пройти тысячекратно.
Уже нельзя вернуть небытию
Неосторожный плеск воды о камни,
И ветер, проводящий по жнивью
Невидимыми тёплыми руками,
И лёгкий свет, затепленный в душе,
Когда в короткий час прозрений тайных
Вином тоски в серебряном ковше
Обносит ночь гостей своих случайных…
Ляпустина Л.В. библиограф МБО ЦБ им. А. Н. Зырянова