Говорят, что наша история сама по себе менее других занимательна;
не думаю: нужен только ум, вкус, талант.
Можно выбрать, воодушевить, раскрасить и читатель удивится…
Николай Карамзин.
Задача журнала «Родина» в 2024 году – знакомить с самыми значимыми, интересными, малознакомыми или забытыми страницами истории страны.
Основная тема декабрьского номера журнала «Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!» посвящена Международному дню кино.
С появлением кинематографа в 1895 году человечество получило совершенно новый вид искусства. Первым художественным фильмом Российской империи стала снятая в 1908 году «Понизовая вольница» – эпизод из жизни атамана Степана Разина.
В честь Международного дня кино журнал «Родина» рассказывает о семи исторических фильмах: «Броненосец Потёмкин», «Петр Первый», «Чапаев», «Иван Грозный», «Андрей Рублёв», «Звезда пленительного счастья», «Агония», ставших легендами отечественного кинематографа и оставивших глубокий след в истории отечественной и мировой культуры:
Зайцева, Е. Царское дело советских режиссёров / Екатерина Зайцева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 32–34. – (Международный день кино. Стоп-кадр).
Солдаты, вернувшиеся с войны и ставшие актёрами (Никулин, Папанов, Смирнов, Смоктуновский, Герд, Басов, Весник, Этуш, Боярский, Гуляев, Миронов, Винник, Прокопович, Юматов, Заманский), сотворили великий советский кинематограф и по праву стали именоваться народными заслуженными артистами:
Экштут, С. Сержанты войны – маршалы кинематографа / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 12–19. – (Международный день кино. Крупный план).
В феврале 1950 года на экраны страны вышел фильм «Кубанские казаки» – яркая история, которая дарила зрителям радость и оптимизм. «В фильме Пырьев не рассказывал об искалеченных войной людях, ни о голоде, ни о лишениях, – вспоминал режиссёр Г. Чухрай. – …Он думал о своём измученном народе и хотел, как мог, ободрить его»:
Стрекалов, И. «Кубанские казаки»: успокоительное лекарство или лакировка действительности? / Илья Стрекалов. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 20–23. – (Международный день кино. Гвоздь проката).
«Первым зрителем» СССР был Иосиф Сталин, человек, который был для одних фильмов «ключом», а для других – «замком»:
Недошивин, В. Иосиф Сталин: сам себе режиссёр : роль вождя в прокатных и выжженных судьбах создателей великих картин / Вячеслав Недошивин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 24–31. – (Международный день кино. Скрытая камера).
В настоящее время российская киноиндустрия не планирует сбавлять обороты. Завершаются съёмки сериала о жизни известного путешественника и этнографа, исследователя Приморья Владимира Арсеньева (народный артист России Евгений Миронов):
Роганов, Н. Евгений Миронов: «Я хочу, чтобы об Арсеньеве узнало как можно больше людей» / Николай Роганов ; фото Сергей Михеев. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 40–43. – (Международный день кино. Съёмки).
В 2024 году прошла демонстрация телесериала о российском государственном деятеле, реформаторе Петре Аркадьевиче Столыпине:
Экштут, С. «Столыпин»: невеликое потрясение для России : грустные заметки историка об очередном историческом телесериале / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 35–39. – (Международный день кино. Премьера).
«Зритель любит исторические сериалы и почти всегда в благодушном настроении приступает к их просмотру, – пишет автор статьи. – Так думал я перед началом просмотра сериала, снятого режиссером Алексеем Андриановым по книге Бориса Фёдорова «Пётр Столыпин: «Я верю в Россию» (2002). В итоге мы получили очередную мыльную оперу, в некоторых сериях превратившуюся в дешевую мелодраму, снятую в исторических интерьерах».
Возможно, в российском кинематографе ещё появятся великие режиссёры, такие как Марлен Хуциев (1925–2019). Он снял не так много – 11 фильмов, среди них «Застава Ильича», «Весна на Заречной улице», «Июльский дождь», «Два Фёдора», «Был месяц май» и другие, однако этого хватило, чтобы войти в историю отечественного кинематографа:
Лепский, Ю. Застава Хуциева : в будущем году мы будем отмечать столетие блистательного кинорежиссёра Марлена Хуциева / Юрий Лепский. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 44–46. – (Международный день кино. Продлённый сеанс).
В основе концепции, выделяющей «Родину» среди других исторических изданий, – показать человека на историческом переломе. Герой публикации, даже давно ушедший, должен приходить к читателю живым.
В декабрьском номере этот герой – Сергей Иванович Четвериков (1850–1929), русский промышленник, общественно-политический деятель, меценат.
Предпринимательская династия Четвериковых началась с его деда, основавшего в 1831 году Городищенскую сукновальную (суконную) фабрику.
После внезапной смерти отца Сергей Иванович в 21 год возглавил предприятие и сразу же столкнулся с тем, что «дело стоит на грани гибели» – у отца были огромные долги. «Я поставил себе задачу работать до тех пор, пока последняя копейка долга отца не будет заплачена». Через 36 лет все вернул.
Что он сделал? Сегодня сказали бы, нашел «новую нишу». Стал выпускать тонкое фасонное сукно (проще говоря, с рисунками). Завлек иностранных спецов. Но главным стало «устройство быта рабочих, уничтожение ночных работ для женщин и малолетних и перевод 12-часовой работы на девятичасовую». Это 1871 год!
Он гордился тем, что рабочие в забастовках 1905 года выдвинули только политические требования, обращенные к верхам империи, но не выдвинули экономические к нему, владельцу фабрики. Значит, все было так, как нужно. Новая школа, новые квартирные дома для рабочих, новое ремесленное училище, Народный дом с залом собраний, театром и клубом, общественные бани и прачечная, новая чайная, новая больница, площадки для игр, место для праздничного отдыха вдоль набережной, здание потребительского общества.
Он, смешно сказать, попал под тайный надзор полиции, когда сделал попытку создать союз рабочих на фабрике и кассу взаимопомощи рабочих на случай забастовок. «В 1907 году я внес в собрание пайщиков предложение об участии как служащих, так и рабочих в прибылях фабрики, что и было осуществлено…». Еще раз – год 1907-й, участие рабочих в прибылях!
Сергей Иванович Четвериков и его фабрика. Фото начала XX века
А что сейчас? Городищенская фабрика разорена, она сдается по кускам в аренду. Через 100 лет после того, как Четвериков был лишен всех прав. Но, может быть, у нее еще есть будущее? Это неизвестно. Но ради будущего нельзя вычеркивать имени промышленника – никогда больше.
А мы должны вернуться к ощущению российского частного промышленника, как того, кто все на свете может сделать. С его инженерной страстью, со службой и любовью к людям и делу. Если он – настоящий, то сам себе – жесточайший судья, он сам все сделает и расширится сам, он опередит всех, ему нужны только простые и удобные условия существования. Так должно быть. Тогда и мы – будем.
Миркин, Я. Промышленник Сергей Четвериков: товарищество на судьбе : он полвека пестовал свою фабрику как любимого ребёнка – и как назидание потомкам / Яков Миркин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 69–71. – (Мастера Родины).
С момента своего создания и до наших дней «Родина» пишет не только о событиях, но и о людях, вовлеченных в эти события и сознательно стремящихся отыскать свой честный путь в жизни. И в каждом выпуске, можно прочесть статьи об этих людях, а через их судьбы увидеть историю своей родины.
Алина Пекова. Королева высоты : что тянет в горы молодую альпинистку , первой из россиян поднявшуюся на все 14 восьмитысячников планеты / Алина Пекова ; Андрей Ванденко. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 72–83. – (Беседы с Андреем Ванденко).
На всей планете наберется не более шести десятков человек, сумевших подняться на все 14 восьмитысячников. Первым заветной цели достиг итальянец Р. Месснер. На это ему понадобилось 16 лет. 31-летняя альпинистка Алина Пекова уложилась в срок в десять раз короче.
В преддверии новогодних праздников журнал «Родина» предлагает самые оригинальные рецепты традиционного новогоднего блюда.
Одним из фаворитов зимней закуски является студень. У русского народа существует пословица: «На дворе студень – мерзнуть будем, на столе студень – тепло людям».
Студень, он же холодец, разница между названиями скорее географическая, чем гастрономическая. Студнем это блюдо называли в северных и северо-западных областях страны, тогда как в южных регионах более распространен был холодец. Иногда их разделяли по видам используемого мяса. Студень готовили из говядины, холодец – из свинины.
Это блюдо известно в русской кухне еще со времен «Домостроя». В конце XVIII– начале XIX веков считалось едой бедняков. Но, несмотря на это, у него были поклонники даже среди монарших особ. Царь Петр I неизменно начинал свою трапезу с этой закуски.
Декабрьский номер журнала «Родина» предлагает подборку оригинальных рецептов всеми любимого блюда: говяжий из «Книги о вкусной и здоровой пище» (1939), из петуха Вильяма Похлёбкина, яблочный от Елены Молоховец.
Зайцева, Е. На столе студень – тепло людям! / Екатерина Зайцева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 90–93. – (Кухня Родины).
Обзор журнала подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.