Я был просто поражен той сердечностью, непосредственностью, откровенностью, отличавшими переговоры с г-ном Брежневым... Генеральный секретарь продемонстрировал ясное понимание вопроса, глубокое знание проблемы и в то же время проявил большую откровенность в их изложении.
Валери ЖИСКАР Д'ЭСТЭН,
Президент Французской Республики
В рубрике «EX LIBRIS» декабрьского номера журнала «Родина» представлен отзыв на 720-станичную монографию Андрея Савина и Виктора Дённингхауса «Леонид Брежнев. Опыт политической биографии».
Исследование написано в жанре политической биографии. Авторы отказались от хронологического изложения событий, все повествование организуется вокруг фигуры Брежнева.
Основным документальным источником для написания книги послужил «бортовой журнал» Брежнева – его рабочие и дневниковые записи за 1964–1982 годы, а также большой массив документов из личного фонда Брежнева в Российском государственном архиве новейшей истории. Дополнительными источниками стали дневниковые записи и воспоминания современников Брежнева, начиная от представителей советских элит, лиц ближайшего окружения, и заканчивая текстами рядовых советских граждан.
Результаты многолетних научных изысканий авторов высвечивают грани личности Брежнева как человека и политика и направленны на разоблачение многогранного брежневского мифа.
Миф № 1 – брежневская лень.
Брежнев, с 1964-го по 1982 год стоявший во главе Советского Союза, воспринимался современниками как ленивый государственный деятель, любитель награждать самого себя орденами, комический герой многочисленных анекдотов и живое олицетворение эпохи застоя.
Авторы подвергают этот миф аргументированной научной критике. Дневники приемной генсека, его личные записи свидетельствуют о весьма напряженном образе жизни Брежнева вплоть до конца 1974 года, даже в отпуске работавшего ежедневно по 10–12 и более часов в сутки.
Миф № 2 – брежневская малообразованность.
Демонстрируя собственную научную объективность, авторы книги подробно цитируют негативные отзывы современников о якобы невысоком интеллектуальном уровне Брежнева. Например, академика Г.А. Арбатова: «Человек этот был типичен для верхушки тогдашней политической элиты. Начиная уже с того, что, имея формально диплом об окончании вуза, был малообразованным и даже не очень грамотным. Способностей он был средних, культуры низкой. Фильмы предпочитал смотреть о природе или животных; серьезные картины редко мог досмотреть до конца; в театре, по-моему, вообще многие годы не бывал. Его самыми большими слабостями как руководителя государства были почти полное отсутствие экономических знаний, консерватизм, традиционность и прямо-таки аллергия на новое».
Авторы монографии считают, что Брежнев был политическим реалистом, скептически относился к любым философским спорам с идеологической подоплекой. То есть для всех тех, кто избрал философствование своим доходным промыслом, Брежнев был человеком не очень грамотным. Гораздо более взвешенную и многогранную характеристику Брежневу дал его многолетний спичрайтер А.Е. Бовин: «[Брежнев был] человеком далеко не глупым. Скажу больше: требовался недюжинный ум, чтобы столь длительное время возглавлять одну из двух сверхдержав. Плохо было с образованием. Но [он] не стеснялся сказать: Не знаю, не стеснялся задавать вопросы. Книг не читал. Книгами для Брежнева служили люди, специалисты, эксперты, с которыми он встречался и беседовал. Он был хорошим собеседником – умел слушать. Умел располагать к себе людей вниманием, вовремя заданным вопросом, интересом к содержанию беседы. И умел воспринимать аргументы».
Миф № 3 – брежневская некультурность.
Из книги неожиданно выясняется, что якобы ленивый, малообразованный и некультурный Брежнев обладал феноменальной памятью: знал наизусть много стихов (Блока, Надсона, Апухтина, Мережковского, Пушкина, Лермонтова, Есенина) и был в состоянии до самой старости декламировать их.
В одном из стихотворений Семена Надсона нашелся ключик к пониманию того, почему Леонид Ильич, хорошо помнивший время Большого террора, весьма скептически относился к политическим репрессиям в целом, особенно против единомышленников.
Но странно: собратья по общим стремленьям
И спутники в жизни на общем пути, –
С каким недоверьем, с каким озлобленьем
Друг в друге врага мы старались найти!..
Генсек никогда не стремился искать скрытых «врагов народа» ни в ближайшем окружении, ни среди тех, кто рассказывал брежневские анекдоты, которые, кстати, сам с интересом слушал. Период нахождения у власти Л.И. Брежнева характеризовался самыми низкими показателями деятельности тайной полиции в СССР. Так, если при Хрущеве в 1956–1965 годах ежегодно осуждалось около 575 человек, то при Брежневе в 1966–1980-х – 123 человека, а в 1981–1985-х – 119 человек.
Миф № 4 – брежневское место в Истории
В стихотворении «Недостроенный памятник» любимого генсеком Алексея Апухтина есть фрагмент, который может быть использован для постижения личности Брежнева:
Да, управлять подчас бывало нелегко!
Но всюду – дома ли, в Варшаве, в Византии –
Я помнила лишь выгоды России –
И знамя то держала высоко.
Генеральный секретарь ЦК КПССС Леонид Ильич Брежнев, подобно Екатерине II, всегда помнил выгоды государства Российского и высоко держал знамя государственных интересов: «...Есть две вещи, которые всегда были и будут наиболее близки моему сердцу, всегда были и будут предметом моих главных забот. Это хлеб для народа и безопасность страны».
Если смотреть на период брежневского правления в масштабе большого исторического времени, то именно эти две главные заботы составляют единственное историческое содержание брежневской эпохи. Если в 1964 году, когда Брежнев пришел к власти, среднемесячная зарплата рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР составляла 90 рублей 10 копеек, то в год его смерти в 1982-м она выросла до 177 рублей 30 копеек. Рост зарплаты достиг 97%!
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев (1906–1982)
Обилие закладок в книге А. Савина и В. Дённингхауса «Леонид Брежнев. Опыт политической биографии» – лучшая оценка работы авторов
Доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель Центра истории искусств и культуры Института всеобщей истории РАН, заместитель шеф-редактора журнала «Родина» Семён Аркадьевич Экштут в отзыве на статью А. Савина и В. Дённингхауса «Леонид Брежнев. Опыт политической биографии» пишет: «Всё написанное имело непосредственное или опосредованное отношение к моей жизни и судьбе. Поэтому я искренне рад, что в нашу историческую память возвращается масштабная фигура незаурядного государственного деятеля. Великая архивная революция продолжается – и нас ожидают новые неожиданные встречи с «дорогим Леонидом Ильичом».
Экштут, С. Другой Леонид Ильич : заметки на полях мощной монографии, открывшей нам незнакомого Брежнева / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 12. – С. 62–68. – (EX LIBRIS Родины).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.