В 1967 году на советские экраны вышел фильм «Свадьба в Малиновке», который и в настоящее время считается одной из лучших музыкальных комедий отечественного кино. Фильм, действие которого разворачивается во время Гражданской войны на Украине, смотрится непринуждённо и весело. Но во время работы над картиной между её создателями разгорались порой совсем нешуточные баталии.
У «Свадьбы…» долгая история. В 1930-м году одноимённую пьесу для театра написал на украинском языке драматург Леонид Юхвид, а композитор Алексей Рябов – либретто оперетты «Свадьба в Малиновке».
На русский язык пьесу перевёл Виктор Типот. Он в партитуре Рябова разочаровался. Музыка была неплохой, но исключительно украинской, ей не хватало всесоюзной широты, размаха. Типот обратился к Борису Александрову, сыну Александра Александрова – создателя ансамбля песни и пляски Красной армии. Александров оперетт никогда ранее не писал, но решил пойти на эксперимент. 8 ноября 1937 года состоялась премьера в Москве. Одновременно в Харькове показали ту же оперетту на музыку Рябова. И всё же в довоенные и послевоенные годы, в музыкальных театрах страны игралась «Свадьба в Малиновке» на музыку Александрова.
Спустя три десятилетия на киностудии «Ленфильм» решили сделать экранизацию. Договор заключили с Юхвидом. Режиссёром фильма был назначен Андрей Тутышкин, актёр театра и кино («Волга-Волга», «Карнавальная ночь»), театральный режиссёр. Редакторы «Ленфильма» исключили из пьесы Юхвида часть диалогов как имеющие налёт театральности, другую часть адаптировали в действие. Летом начались съёмки.
В отношении мест, где снимали «Свадьбу в Малиновке», бытуют неоднозначные суждения. Существует два предполагаемых места, в которых могли проходить съемки натуры. Это село Малиновка в Харьковской области и село Малиновка в Полтавской области. Много съемок проводилось в селе Хорошки Полтавской области. Здесь была найдена господская усадьба, схожая с описанием поместья из оперетты.
Когда на съёмочную площадку приехал сценарист Леонид Юхвид, он устроил разнос режиссёру и членам съёмочной группы. Юхвиду не понравились ни выбор натуры, ни эскизы, ни костюмы героев. И особенно – вольное обращение с текстом сценария. И когда драматург попросил режиссёра уделить ему время для беседы, тот заявил, что «это невозможно» да ещё и обвинил Юхвида, что он своим приездом сорвал ему съёмочный день.
Конфликт режиссёра и сценариста был не единственным. Претензии заявили наследники Виктора Типота. Атака была отбита на том основании, что в сценарии фильма от текста осталось только четыре (!) стихотворных строки.
В картине снималось немало именитых актеров: Евгений Лебедев, Зоя Федорова. Атамана бандитов и его отца сыграли отец и сын, московские актеры Андрей и Григорий Абрикосовы. На роль красного командира Назара Думы сразу утвердили фактурного Владимира Самойлова. Его жену Софью сыграла никому не известная Людмила Алфимова из Киевского ТЮЗа. Дочь Назара и Софьи Ярину должна была сыграть Лариса Голубкина. Но она отказалась от съёмок из-за поездки в Японию.
Ярину сыграла Валентина Николаенко, актриса, отчисленная из ленинградского театрального института за то, что снялась в эпизоде фильма «Не забудь… станция Луговая». Правда, режиссеру пришлось успокаивать Гелия Сысоева, утвержденного на роль Андрейки – возлюбленного Ярины. Он уже репетировал с Голубкиной некоторые эпизоды.
На роль Попандопуло был утвержден актёр Одесского театра оперетты Михаил Водяной.
В образе артиллериста Яшки Бойко Тутышкин хотел видеть только Михаила Пуговкина. Но ассистент режиссера надеялся продвинуть на роль Яшки другого актёра и делал вид, будто Пуговкина не может найти. В конце концов Тутышкин позвонил Пуговкину сам. Артист с удовольствием принял приглашение.
Местные жители предоставляли артистам жилье, снабжали свежими домашними продуктами. Михаил Пуговкин вспоминал: «Жили на квартирах. Каждый вечер под яблонями накрывали на стол и чаевничали со скороспелым клубничным вареньем. Коля Сличенко брал гитару и пел цыганские романсы. Интересная была экспедиция. Мы почувствовали запах села. Это было хорошее время».
Местные жители снимались в массовке. Все остались довольны, кроме председателя колхоза: работа на полях останавливалась, все село с утра до ночи толпилось возле съемочной площадки.
Для танцевальных сцен был приглашен столичный коллектив «Жок». Но рядом с профессиональными танцорами лихо отплясывали селянки всех возрастов и комплекций.
Михаил Пуговкин полтора месяца учился танцевать под руководством балетмейстера Галины Шеховской. Танцевать Пуговкину было непросто из-за полученной на войне травмы. Артист репетировал ради минутного эпизода, в котором он вместе с Зоей Федоровой исполняет танец «втустепь». (Танец «тустеп», в переводе с английского – двойной шаг – появился в Америке в 1920-х годах. Действие же фильма происходит в 1919 году).
Чемпионом по оригинальным фразам можно считать актера Михаила Водяного, сыгравшего Попандопуло, адъютанта атамана Грициана Таврического. Актёр часто работал не по тексту, импровизировал. Вот некоторые из его высказываний: «Если так пойдет дальше, я тоже разбегусь в разные стороны»; «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера»; «На тебе сто мильонов. Да бери усе, я себе еще нарисую!»; «Нажми на клавиши, продай талант!» В 2013 году в селе Малиновка Харьковской области установлен памятник этому персонажу.
Съемки «Свадьбы в Малиновке» продлились полтора года и закончились двумя настоящими свадьбами. Один из местных жителей влюбился в девушку-шофера, которая возила режиссера фильма, и уехал за ней в Ленинград. А Людмила Алфимова, сыгравшая солдатку Соню, вышла замуж за председателя местного колхоза.
«Свадьба в Малиновке» вышла на экраны страны в сентябре 1967 года, составив серьёзную конкуренцию в комедийном жанре вышедшей тогда же «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая. Киноленту посмотрели более 74 миллионов зрителей.
В 1968 году на Всесоюзном фестивале в Ленинграде «Свадьба в Малиновке» получила награду за лучший комедийный ансамбль: приз вручили актерам Зое Федоровой, Владимиру Самойлову, Михаилу Водяному и Михаилу Пуговкину. Комедия быстро разошлась на цитаты: «И шо это я в тебя такой влюбленный?», «Кони стоят пьяные, хлопцы запряженные!», «Я тебе оторву голову и скажу, шо так и бУлО!», «Сыграй что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац... и мимо!», «Я вам заявляю совершенно официально – скуки больше не будет. Мы ее – бац, бац! И мимо».
Устарел ли сегодня кинофильм «Свадьба в Малиновке»? Скорее всего, нет, потому что затрагивает вечные темы любви и жизни, войны и мира. Фильм можно смотреть, сегодня он как никогда современен.
Стрекалов, И. Какая «Свадьба…» без скандала! : нешуточные страсти на съёмках комедии о гражданской войне / Илья Стрекалов. – Текст : непосредственный // Родина. – 2024. – № 5. – С. 87–89. – (Фильмы Родины).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.