Полтора миллиона голосов за Зауральскую святыню
Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь занял 25-е место во Всероссийском мультимедийном проекте «Россия 10».
Подведены итоги масштабного мультимедийного проекта «Россия 10». Общенародным голосованием, в котором приняли участие огромное количество россиян, а общее число поданных голосов составляет 224 605 768, выбраны 10 символов России: Кижи, Коломенский кремль, Мамаев курган и скульптура «Родина–мать зовет», Мечеть имени Ахмата Кадырова «Сердце Чечни», Нижегородский кремль, Озеро Байкал, Петергоф, Псковский кремль, Ростовский кремль, Троице- Сергиева Лавра.
Далматовский монастырь занял 25 место во Всероссийском рейтинге. По данным газеты Исеть. – 2013. - № 41. – С. 2, на конкурс было заявлено 799 российских достопримечательностей.
Все победители находятся под пристальным вниманием не только организаций по охране памятников культуры, но и потенциальных туристов. В газете Зауралье. – 2013. – 17 окт. – С. 3. наши земляки делятся своими впечатлениями и дают ценные советы о посещении памятников «золотой десятки», например, что перед посещением Петергофа стоить запастись едой, или почему на озеро Байкал лучше ездить зимой.
То, что зауральская святыня вошла в тридцатку финалистов это тоже своего рода победа. Как пишет Исеть. – 2013. – № 42. – С. 23, Далматовский монастырь сплотил вокруг себя зауральцев, и узнать о нашем незаслуженно забытом памятнике архитектуры теперь могут жители всей России.
Чем же уникален наш победитель – Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь?
В Путеводителе по Курганской области. – 2012. – С. 36. значиться, что монастырь был основан в 1644 году иноком Далматом (или Долматом), в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским. Он родился в 1549 году в городке Березове. А в 1642 году удалился в один из монастырей Верхотурского уезда, где постригся в монахи.
Дальнейшая его жизнь, как пишет газета Ваша выгода. – 2013. – 30 июля. – С. 4, была тесно связана с нашим краем. Монастырь, основанный Далматом, стал не только духовным, но и просветительским центром Приисетья. В 1714 году здесь было открыто училище, где детей обучали чтению, письму и счету.
Судьба Далматовского монастыря волнует не только наших современников, в номере газеты Исеть. – 2013. – № 35. – С.14 представлена статья Николая Васильевича Здобнова, опубликованная в газете «Известия». – 1924. – 11 марта, в которой он подробно описывает историю и значение монастыря для Урала и Сибири.
В 2004 году Старец Далмат был причислен к лику святых. Информационный журнал Городской помощник. Зауралье. – 2013. – 12 марта. – С. 61. сообщает, что особую роль, при принятии решения о канонизации сыграло детище Далмата, Свято-Успенский мужской монастырь, ставший славным продолжением деяний святого.
Одним из главных вопросов на сегодняшний день являться восстановление Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря. Как пишет Зауралье. – 2013. – 7 нояб. – С. 3, подготовлена проектно-сметная документация ремонтно-реставрационных работ. Проект предполагает восстановление всех памятников, входящих в состав ансамбля, в то чисел воссоздание утраченных объектов. По данным газеты Исеть. – 2013. – № 42. – С. 23 на реставрацию из федерального бюджета в 2013 году выделены 50 миллионов рублей.
С более подробной информацией о Далматовском монастыре можно ознакомиться на официальном сайте: http://dalmat.su
Свято - Введенская обитель
Своим появлением Введенский женский монастырь обязан старцу Далмату. Газета Исеть. – 2013. – 13 нояб. – С. 22 приводит данные, что в возрасте 85 лет Далмат Исетский обратился с просьбой к Тобольскому митрополиту Павлу о строительстве женского монастыря при Далматовской мужской общине, вскоре грамота на построение была получена, и в 1702 году на берегу реки Исеть возвысился Введенский женский монастырь.
История Введенского женского монастыря была не простой. В 1742 году он был перемещен в Верхтеченское поселение Далматовского мужского монастыря, но спустя 20 лет обитель была упразнена. И лишь в 1850 году стараниями Ксении Зыряновой обитель был восстановлен.
Как в свое время Далматовский монастырь, так и Введенский женский монастырь стал не только духовным, но и образовательным центром Приисетья. Монастырь был первым в Сибири училищем, в котором девочек обучали не только ремеслам, но и письму и счету.
Вестники олимпиады.
За время 123-дневного шествия по России огонь побывал в 2900 населенных пунктах и городах всех 83 регионов страны.
Эстафета олимпийского огня по России стала самой продолжительной по времени и самой протяженной по расстоянию в истории проведения Олимпийских игр. Она преодолеет более 65000 километров, что в полтора раза больше экватора Земли.
Почетной миссии нести олимпийский огонь удостоятся 14 тысяч факелоносцев.
16 декабря город Шадринск встретил главный символ Сочи 2014 – олимпийский огонь. Газета Исеть. – 2013. – № 51. – С. 3 напоминает, что национальная эстафета огня XXII зимних олимпийских игр 2014 года на территории России стартовала в Москве 7 октября 2013 года.
Как сообщает газета Ваша Выгода. – 2013. – 17 дек. – С. 3 по улицам города Шадринска факел пронесли 20 факелоносцев, среднее время в пути с горящим факелом у каждого составляло 2 минуты.
Право первой пронести факел по Шадринску, было предоставлено Алле Важениной, мастеру спорта международного класса по тяжелой атлетике, призеру Олимпийских игр в Пекине.
Кстати, Алла была утверждена на эту почетную роль одной из первых в городе Шадринске. Газета Шадринский курьер. – 2013. – 31 мая. – С. 2 сообщает, что первые шадринские факелоносцы были выбраны еще в конце мая 2013 года. Вместе с Аллой в этот список попал мастер международного класса по жиму штанги лежа Артем Рубцов.
Эстафета началась в 10:30 на Привокзальной площади с торжественного приветствия Олимпийского огня на Шадринской земле. Одним из самых ярких и запоминающихся моментом мероприятия, по мнению газеты Шадринский курьер. – 2013. – 17 дек. – С. 1 стал этап на стадионе «Торпедо», где мастер спорта международного класса по мотоспорту Артем Новик провез факел на своем стальном коне.
Артем делится впечатлениями с Исеть. – 2013. – № 51. – С. 12: «Настроение замечательное, впечатления самые положительные. Очень приятно, что в нашем, хоть и маленьком, городе есть люди, благодаря которым проводятся такие массовые мероприятия».
Основные празднования проходили на Центральной площади, куда в 11:10 последний шадринский факелоносец Николай Власов, получивший пламя из рук Геннадия Буркова, внес горящий олимпийский символ.
Власов Николай Владимирович, доцент кафедры спортивных дисциплин ШГПИ, заслуженный работник физической культуры РФ, тренер по легкой атлетике: «Проект эстафеты позволил стать столицами олимпийских игр множеству городов России. Спортсменам, тренерам каждому любителю спорта это дорогого стоит. Праздник спорта мы запомним на всю жизнь, а потом будем рассказывать нашим детям и внукам».
Завершая свою речь, Николай Владимирович сообщил, что дарит свой факел городу.
Далекое – близкое.
150 лет со дня открытия первого общественного банка Пономарева
Шадринск – купеческий город. Несмотря на то, что купеческое сословие давно кануло в лету, и сегодня можно услышать, как Шадринск называют городом торговли.
В книге Миненко, Н.А. Город на Исети. Шадринск, 1997. – С. 68 приводится выдержка из повести сибирского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб», в которой описывается Шадринск конца XIX века: «Купечество составляло здесь все. Сообразно этому купеческому складу устроился и весь город. Купец сказывался во всем. Самым живым местом являлся старый гостиный двор, а затем – Хлебная площадь, усаженная крепкими купеческими хороминами…»
Купечество в Шадринске процветало за счет многочисленных ярмарок. И вскоре возникла необходимость открытия в городе банка. В газете Исеть. – 2013. – 30 окт. – С. 22 сообщается, что первый в городе общественный банк открылся 150 лет назад 6 сентября 1863г.
Его учредителем стал выходец из крестьянской семьи, уроженец Далматово, впоследствии надворный советник, крупный промышленник, владелец Холуницких чугунно—плавильных и железодетальных заводов Дмитрий Дмитриевич Пономарев (1784 -1844).
Банк располагался в здании Городской управы (сегодня ул. Михайловская , 73). Банк был открыт с основным капиталом в 15000 рублей, ему позволялось производить прием вкладов, учет векселей, выдачу ссуд под залог. К середине 1870-х годов оборотный капитал банка достигал двух миллионов рублей в год.
В разное время директорами банка были именитые купцы: С.П. Гущеваров (первый директор); П.В. Ночвин (с 1865г); И.П. Малюга (с 1866); Г.А. Ушков (с 1872-1875); Н.А.Донских (с 1894-1913).
В газете Исеть. – 2013. – 30 окт. – С. 22 указана дата закрытия банка – декабрь 1918 года, когда банк был национализирован. В дальнейшем его заменили сберегательные кассы.
Банк вел активную благотворительную деятельность. В книге Шадринск в именах земляков. – Шумиха, 2012 – С. 93 упоминается о выдаче именных стипендий общественного Пономарева Банка детям местных жителей, для продолжения образования в высших учебных заведениях столицы и за рубежом, в их числе известный русский скульптор И. Д. Шадр.
Также Д.Д. Пономарев выделял вместе с братом большие благотворительные средства на строительство Далматовского Успенского монастыря, на эти деньги была воздвигнута нарядная пятиглавая церковь во имя иконы Божьей Матери – Всех скорбящих Радости (1881г.).
80 лет со дня падения Курганского метеорита.
Многими событиями останется, памятен 2013-й год. Эхо одного из них и теперь отчетливо слышно, а именно визит небесного гостя, случившийся 15 февраля. Он получил название Челябинского метеорита. Наделав небывалого переполоха и учинив не малые разрушения, тем не менее, он прославил Челябинск и область. Но и на нашу долю в прошлом уже случался свой метеорит, вошедший в историю именно как Курганский метеорит.
Он пронесся рано утром 80 лет назад 2 октября 1933 года «с ужасным грохотом пальбой и свистом, в окружении ослепительного света».
В газете Зауралье. – 2013. – 17 окт. – С.13, представлены письменные свидетельства очевидцев этого необычного явления.
Начальник ст. Варгаши Я.Н. Масаров: «Утром 2 октября мой помощник Т. Потехин рассказал следующее: около 4 часов утра московского времени он вышел на платформу и сразу же услышал сильный шум в воздухе, с некоторыми перекатами… он увидел черное облако, оно двигалось на север, в хвосте его оставалась светящаяся полоса, постепенно с удалением облака тухнувшая…».
Д. А. Хохлова, библиограф ОСВО ЦБ им. А. Н. Зырянова