С чего начинается учитель
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика является сам учитель.
А. Дистервег
В течение XIX века в России шёл процесс развития образования, в частности открытия начальных сельских школ. В 1864 году попечение о народном образовании было возложено на земства. К 1900 году в Шадринском уезде работали 82 земские школы. Они охватывали 30% детей школьного возраста, но это была только одна девятая часть детей.
Учительство Курганского округа было разнородным по социальному составу и уровню образования. Среди учителей были священники, дети священников, отставные солдаты, бывшие полицейские надзиратели, поселенцы, а иногда просто смышлённые дети. Школам нужны были учителя.
Зауральские учителя, в основном, оканчивали Омскую женскую гимназию, Курганскую прогимназию, Шадринское женское училище, Тобольское епархиальное женское училище. Своих высших учебных заведений в Зауралье не было.
Положение с учителями усугубилось в первые годы Советской власти. К преподаванию стали привлекать грамотных и политически благонадёжных лиц. Подготовка зачастую ограничивалась двух-трёхнедельными курсами. В 1920 году 4-х месячные курсы учителей были открыты в Кургане. В 1930-е годы были открыты Курганский и Шадринский педтехникумы. К 1932 году в Зауралье было уже 6 таких учебных заведений. Проблема нехватки учителей была решена только с открытием в 1939 году на базе педтехникума двухгодичного Шадринского государственного учительского института (ШГУИ).
Фото 1. Шадринское реальное училище.
В этом здании в 1939 году открылся Шадринский учительский институт.
На исторический, физико-математический, русского языка и литературы факультеты ШГУИ в 1939 году было зачислено 116 человек. На трёх кафедрах работали 15 преподавателей. Это были высококвалифицированные специалисты, выпускники российских и европейских университетов. Директором института стал Павел Александрович Малков.
Первый выпуск был осуществлён в июне 1941 года. Но уже в конце июня более 40 человек студентов и преподавателей ушли на фронт. Вместе со студентами на фронт ушли директор института П.А. Малков.
10 декабря 1943 года, в связи с образованием Курганской области, был открыт Шадринский государственный педагогический институт (ШГПИ) – первое высшее заведение области. В институте работал 31 преподаватель, организовано 6 кафедр. На учёбу было принято 240 студентов. Уже на следующий год среди преподавателей и студентов появляются фронтовики.
Новым испытанием на прочность для института стал 1952 год. Все факультеты Шадринского педагогического института переводились в город Курган в полном составе, перевозилось оборудование, библиотека, лаборатории. В Курган переехали многие преподаватели. Так на базе Шадринского пединститута был создан Курганский педагогический институт. Шадринский институт вновь стал учительским с двумя факультетами: русского языка и литературы и физико-математическим. В 1954 году ШГУИ был вновь преобразован в ШГПИ. Институту было предоставлено под учебный корпус нынешнее здание по ул. К. Либкнехта.
В 1959 году в ШГПИ были открыты факультеты дошкольной педагогики и начального образования, в 1962 году – иностранного языка. В 1967 году вступил в строй новый учебный корпус со спортивным залом на втором этаже.
В 1977 году построено девятиэтажное общежитие для студентов. В 1980 году введён в строй двухэтажный пристрой к учебному корпусу со столовой и лабораториями физико-математического факультета. В 1989 году состоялся первый набор на специальность «учитель труда и общетехнических дисциплин». В 1991 году открылся индустриально-педагогический факультет и отделение физической культуры и спорта.
В 1995 году открылась аспирантура по специальностям: общая педагогика, теория и методика обучения информатике, теория и методика дошкольного образования, педагогическая психология.
В 1998 году был осуществлён набор на специальность «Юриспруденция и история» на филологическом факультете, а с 2001-го начинает работать самостоятельный факультет истории и права. В 2008 году по специальности «История» введена специализация «Краеведение и исторический туризм».
16 марта 2016 года приказом Министерства образования и науки РФ Шадринский государственный педагогический институт переименован в Шадринский государственный педагогический университет (ШГПУ).
В настоящее время на четырнадцати кафедрах университета работает более 130 преподавателей, из которых более 87% имеют ученую степень доктора или кандидата педагогических, психологических, философских, исторических, филологических, биологических, географических, экономических и физико-математических наук. За годы существования учебного заведения число выпускников составило почти 50 тысяч.
Одним из направлений развития ШГПУ является укрепление и расширение международного сотрудничества. Установив дружеские отношения с Арменией, Беларусью, Болгарией, Германией, Казахстаном, Кыргызстаном, университет осуществляет совместную подготовку специалистов.
Информационной основой образовательной и научной деятельности института является библиотека ШГПУ. Её фонд насчитывает более 430 тысяч документов, это одна из самых крупных библиотек Зауралья. Гордостью библиотеки является коллекция редких книг XVII–начала XX вв. по различным отраслям знаний. Фонд библиотеки ежегодно обновляется, приобретаются новые учебники по всем дисциплинам, энциклопедии, справочники, монографии, электронные документы. Библиотека выписывает более 200 наименований журналов и газет.
Здание ШГПУ в XXI веке
В настоящее время ШГПУ – сложный комплекс взаимодействующих структур осуществляющий подготовку специалистов по 38 специальностям. В состав университета входят:
Институт информационных технологий, точных и естественных наук.
В основе лежит физико-математический факультет, который является одним из старейших факультетов института, его история началась в 1939 году. В 2020 году к факультету присоединилась кафедра биологии и географии с методикой преподавания.
На базе института реализуются 14 образовательных программ бакалавриата: семь программ с двумя профилями подготовки, например, «Математика» и «Информатика», «Биология» и «Химия», «Технология» и «Изобразительное искусство», «Технология» и «Машиностроение и материалообработка»; четыре программы по направлению «Профессиональное обучение» («Экономика и управление», «Технология продукции и организация общественного питания», «Транспорт»); программы по направлению «Информатика и вычислительная техника», «Прикладная информатика в экономике», «Государственное и муниципальное управление».
Гуманитарный институт. Образован в 2016 году в результате слияния двух факультетов: «Факультета русской и западно-европейской филологии» и «Факультета истории и права». В состав гуманитарного института входят 4 кафедры.: истории и права, филологии и социально-гуманитарных дисциплин, теории и практики германских языков, педагогики.
На базе института реализуются программы по направлению подготовки :«Русский язык» и «Литература», «Иностранный язык», «Русский язык как иностранный», «История» и «Обществознание», «Правоведение и правоохранительная деятельность», «Управление образованием», «Цифровые трансформации в управлении образованием», «Перевод и переводоведение».
Институт педагогики и психологии. Образован 1 сентября 2020 года в результате слияния «Педагогического факультета» и факультета «Коррекционной педагогики и психологии». На базе Института реализуются 14 образовательных программ по 6 направлениям подготовки: «Социальная работа», «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Музыкальное образование», «Логопедия», «Дефектология», «Психология управления образованием», «Профессиональная деятельность педагога в условиях инклюзивного образования», «Технология и организация экскурсионных услуг».
Факультет физической культуры. Выпускники факультета могут работать: учителем физической культуры, учителем основ безопасности жизнедеятельности, преподавателем-организатором ОБЖ, тренером-преподавателем в образовательных организациях дополнительного образования, заниматься менеджментом в сфере физической культуры и спорта.
В настоящее время задача ШГПУ, как и всей российской системы образования – подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности. Педагоги должны владеть не только знаниями, умениями и навыками по своему направлению подготовки, но и педагогическими компетенциями. Для этого в педагогических вузах страны при поддержке Министерства просвещения РФ открываются технопарки универсальных педагогических компетенций.
Технопарк универсальных педагогических компетенций Шадринского педуниверситета – это современная технологическая площадка для междисциплинарных и метапредметных исследований, учебных проектов, демонстрационного экзамена, практической подготовки, мастер-классов, лекций, повышения квалификации, организации просветительских мероприятий, профориентационной деятельности.
Технопарк универсальных педагогических компетенций – это инновационное, не имеющее аналогов подразделение университета. Он состоит из двух кластеров: естественнонаучного, где проводятся лабораторные исследования по биологии, физике, химии и другим естественным наукам. Второй кластер –робототехника, современные IT-технологии.
В Курганской области технопарк ШГПУ– это первый технопарк, созданный в высшем учебном заведении. Всего в России 33 таких научно-исследовательских парков.
На базе Технопарка универсальных педагогических компетенций ШГПУ создан Центр по работе с одарёнными детьми и молодежью «Малый университет». Это даёт возможность школьникам Шадринска, Шадринского района и всей Курганской области дополнительно изучать такие предметы как математика, информатика, физика, биология, химия, а Центру выявить и поддерживать одаренных детей.
В ШГПУ существует площадка для организации творческих проектов в рамках народных художественных ремесел и промыслов, декоративно-прикладного искусства и дизайна – Центр искусств, ремесел и дизайна. Новое структурное подразделение Шадринского университета будет выпускать профессиональных художников, дизайнеров, декораторов.
В Центре также могут заниматься дети, школьники, люди среднего и «серебряного» возраста. Предусмотрены несколько направлений обучения: современное искусство (витражная роспись по стеклу, ткани, изготовление игрушек, современная живопись и др.); ремёсла и промыслы (гончарное мастерство, ткачество); лаборатория дизайна (графический дизайн, дизайн жилых и офисных интерьеров). Центр работает с привлечением народных мастеров художественных промыслов, ведущих дизайнеров.
Шадринский государственный педагогический университет – старейший вуз Зауралья, научный, культурный центр всего региона. Здесь работают замечательные преподаватели, талантливые ученые. Среди выпускников ШГПУ – заслуженные учителя, почетные работники образования, мастера спорта, чемпионы Европы чемпионы мира. ШГПУ есть чем гордиться, а у всех жителей Шадринска есть возможность гордиться своим вузом и высочайшим уровнем образования в нём.
Использованная литература
- Преподаватели Шадринского государственного педагогического института 1940-х–1980-х гг. : краткий словарь-справочник / С. Б. Борисов, Е. А. Бурлакова, Л. А. Лепихина. – Шадринск, 2012. – 108 с. – Текст : непосредственный.
- Шадринский государственный педагогический институт: 1939–2009 гг. / Шадринский государственный педагогический институт ; составитель и редактор С. Б. Борисов. – Шадринск : Изд-во Шадринского пединститута, 2009. – 448 с. – Текст : непосредственный.
- Булыгина, М. В. Из истории подготовки педагогических кадров в Зауралье / М. В. Булыгина. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы модернизации педагогического образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 65-летию Шадринского государственного педагогического института. 22 октября 2004 года. – Шадринск, 2004. – С. 26–30.
- Куприн, В. А. Шадринский педагогический институт на пороге XXI века / В. А. Куприн. – Текст : непосредственный // Наука и образование Зауралья. – 1999. – № 3–4. – С. 130–136.
- Могутнов, В. П. К вопросу об истории образования Зауралья / В. П. Могутнов. – Текст : непосредственный // Культура Зауралья: прошлое и настоящее : сборник научных трудов / ответственный редактор В. В. Подливалов. – Курган, 2003. – Вып. 5. – С. 50–52.
- Пушкарёв, Н. Г. Этапы большого пути / Н. Г. Пушкарёв. – Текст : непосредственный // Наука и образование Зауралья. – 1999. – № 3–4. – С. 136–138.
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова