Журнал «Библиополе» издается с 2001 года. Периодичность - 12 номеров в год. Самая актуальная информация, методические рекомендации, практические советы, готовые разработки на каждый день – все это можно найти в данном специализированном журнале. Публикации авторов помогут расширить профессиональный горизонт и покорить новые вершины мастерства. На его страницах можно почерпнуть бесценный опыт руководителей и специалистов, которые много лет трудятся в отрасли и добились заметных результатов. Предлагаем вам познакомиться с наиболее интересными публикациями на страницах журнала «Библиополе» № 10 за 2022 год.
Верёвкина, А. Литературное приключение с ветерком : по страницам классики — на велосипеде / А. Верёвкина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 48–51. - (Досуг. Культура. Книга. На улицах города).
Из опыта проведения специалистами библиотеки № 3 им. П.А. Суханова ЦБС г. Сургута городского велобиблиоквеста. По условиям велобиблиоквеста участники могут любым доступным способом искать ответ на вопрос: находить информацию в интернете, звонить друзьям и т. д. Важную роль играет скорость выполнения заданий, поскольку мероприятие имеет соревновательный характер.
Галиченко, Л. Два в одном: умный и теплый дом : [беседа с директором Централизованной библиотечной системы г. Усть-Илимска] / Л.П. Галиченко. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 2–9. - (От первого лица. Искусство управления).
Центральная городская библиотека им. Н.С. Клестова-Ангарского по словам автора статьи после участия в национальном проекте «Культура» в 2021 году предстает в нескольких амплуа — как туристический оператор, организатор интеллектуального движения и как центр творческого развития. Специалисты стремятся к тому, чтобы библиотека стала «третьим местом» - территорией радости и позитива. В библиотеке создана современная медиастудия, работают курсы компьютерной грамотности, открыт виртуальный концертный зал.
Герина, А. Тяжело в учении, легко в преображении : от экспериментов с пространством до дизайн-проекта / А. Герина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 10–12. - (Готовим кадры вместе. Деловые игра).
Игровой практикум — современный формат обучения, который позволяет смоделировать реальные профессиональные задачи. Тематика таких тренингов может быть разнообразной: социальное проектирование, искусство публичных выступлений и т.п. Автор статьи, главный библиотекарь Донской государственной публичной библиотеки г. Ростова-на-Дону описывает мероприятие, которое поможет разобраться в вопросах функционального зонирования и продемонстрировать целый спектр потенциальных решений.
Козлитина, Е. Знаменитые и забытые: братья Стругацкие : практическое руководство по творчеству фантастов / Е. Козлитина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 57–71. - (Территория чтения. В рабочую папку специалиста).
Из опыта работы Центральной городской библиотеки им. Чехова г. Ялта с книгами братьев Стругацских.
Костель, М. Заступая на Вахту Памяти : объединяем школьников и ветеранов / М. Костель. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2022. – № 10. – С. 26–28. – (Патриотическое воспитание. Уроки мужества).
Из опыта совместной работы библиотеки № 2 ЦБС Соликамского городского округа со школой № 15 по реализации проекта «БТР-2020. Боевые традиции и ритуалы Российской армии».
Ксенофонтова Р. Растим финансистов отличников! : в формате лекций, деловых игр, онлайн-марафонов / Р. Ксенофонтова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 38–42 – (Досуг. Культура. Книга. Образовательный кейс).
Из опыта реализации библиотекой-филиалом № 22 «Smart-библиотека» г. Якутска проекта «Онлайн-школа финансовой грамотности», представляющего собой видеоуроки с экспертами. Были выбраны 10 тем, изучение которых позволяет слушателям овладеть базовыми знаниями и получить простые, доступные советы: «Кэшбек» от государства»; «Страхование жизни»; «Банковские карты»; «Личный финансовый план» и др.
Матвеев, А. К сервисам — поклику мыши : от государственных платформ до культурных порталов / А. Матвеев. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 29–32. – (Правовой центр в действии. Портал знаний).
Из опыта реализации Библиотекой правовой и экономической информации ЦБС Московского района г. Санкт-Петербурга проекта «Основы цифровой грамотности», адресованного людям среднего и старшего возраста. Задача библиотекарей было не просто познакомить горожан с существующими государственными электронными ресурсами и сервисами, но и объяснить, как пользоваться действующими платформами. В статье предложена программа курса «Основы цифровой грамотности».
Михедова, М. Колючие снаружи, добрые внутри, или что предложить взрослеющим «ёжикам» / М. Михедова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 43–47. – (Досуг. Культура. Книга. Мир детства).
Из опыта работы Центра интеллектуального развития детей и молодежи ЦБС г. Муравленко с «трудными» подростками.
Моисеева, Ю. Новые способности «Курочки Рябы» : театр сказки с лечебным эффектом / Ю. Моисеева. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 72–73. – (Территория чтения. В интерактивном формате).
Давно доказан психотерапевтический эффект художественной литературы. Подтверждено также, что игровая активность — неотъемлемый компонент гармоничного, всестороннего развития маленьких читателей, в том числе ребят с ОВЗ. Специалисты Центральной детской библиотеки им. А. Гайдара г. Белгорода соединили то и другое в проекте «Интегративный театр “Волшебная ширма“». В нём нашла отражение многолетняя работа ЦДБ по социальной реабилитации детей, имеющих особые потребности.
Пирогова, К. Следишь за техническими новинками? Приходи в «Фаблаб»! : приемы самовыражения, инструменты личностного развития / К. Пирогова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 52–55. – (Досуг. Культура. Книга. Научная лаборатория).
Из опыта работы отдела «Фаблаб-Норильск» ЦБС г. Норильска, который открывает огромное количество возможностей для самовыражения. Мастерская отдела оснащена станками с числовым программным управлением, 3D-принтерами, ручными инструментами и измерительными приборами. Ресурсы доступны всем, кто желает изготовить необходимые детали, макеты или собрать электронное устройство. Начинающие самоделкины в «Фаблабе» также могут освоить паяльное мастерство и прокачать свои навыки в графическом дазайне.
Плотникова, А. Без ярлыков: принципы взаимодействия с особенным ребенком : концепция проведения инклюзивных занятий / А. Плотникова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 74–77. – (Социальная адаптация. Равные возможности).
Автор статьи, координатор инклюзивных проектов Центра детского чтения «Библиотека книжных героев» ЦБС Петроградского района г. Санкт-Петербурга пишет: «Мы убеждены, что все дети, независимо от особенностей своего развития, должны иметь возможность читать книги в доступном для них формате, полноценно включаться в жизнь общества. И главная задача здесь — обеспечить ребятам инклюзивное будущее. А потому наш коллектив нацелен прежде всего на организацию дружелюбного пространства библиотеки. Его ключевые составляющие — инфраструктура, необходимая пользователям с ОВЗ, и план мероприятий, адаптированных по содержанию. Настоящий материал посвящен оснащению и методам работы с ребятами, имеющими ментальные нарушения...»
Сафронова, О. Островки знаний на паре квадратных метров : мобильный комплекс: пространство, функционал, план мероприятий / О. Сафронова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 33–37. – (С доставкой на дом. КИБО).
Автор статьи, заведующий сектором мобильной службы Дворца культуры — Ульяновской научной библиотеки им. В.И. Ленина отмечает: «Организация книжной среды с каждым годом становится все сложнее. «Возрастное» зонирование, составление дизайн-проектов для модельных библиотек, подготовка различных по назначению площадок — перечень задач в этом направлении обширен. Особняком стоит вопрос формирования подвижного и многфункционального пространства КИБО. КИБО — это библиотека, «упакованная» в салон или фургон автомобиля. Ограниченность площади вызывает определенные трудности, но с другой стороны рождает новые опции для мобильного обслуживания пользователей, поскольку можно эксплуатировать как внешнее, так и внутреннее пространство. Приемы, действующие в стационарной библиотеке, для таких комплексов работают несколько иначе. О том, что учесть при создании читальни на колесах, поговорим в настоящей статье...».
Соколова, Е. Чего боялись наши предки? : экспозиция по воспоминаниям знаменитого земляка / Е. Соколова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 78–80. – (Наглядно. Занятно. Информативно. Возрождение национальных традиций).
Из опыта организации специалистами Центральной библиотеки г. Балаково выставки-экспозиции «Чего боялись наши предки?», посвященной традициям, крестьянскому быту и убеждениям жителей Саратовской губернии.
Степина, А. Фавориты на полке : содержательные аспекты и технические нюансы книжных видео роликов. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 13–16. - (Компьютер в свободном доступе. Формы работы)
Сотрудники детской библиотеки № 1 им. В.Е. Сорочкина г. Брянска постоянно ищут новые идеи и форматы, которые помогут увлечь ребят художественными произведениями. На очередной проект библиотекарей вдохновила деятельность буктьюберов (Буктьюбер — блогер, неравнодушный к литературе. В своих видеороликах он эмоционально и живо рассказывает о прочитанных им произведениях и тех, которые на очереди; говорит о том, что за книга у него в фаворитах или, наоборот в «черном списке»). Автор статьи отмечает: «Мы решили пойти по их стопам и рассказать школьникам о литературе нескучно, зрелищно и оригинально. Одним из способов стала разработанная программа продвижения книги в виртуальной среде «А мы читаем!».
Филина, М. Северная коллекция : в слове, в звуке, на планшете / М. Филина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 17–22. – (Хроники краеведа. Самиздат).
Из опыта работы Муниципальной библиотечной системы г. Северодвинска по проекту «Картинки с придумками», в ходе его реализации должен был появиться аудиографический сборник историй «Про наш Архангельский край». «Картинки с придумками» - это: 20 литературных произведений, 20 иллюстраций, 20 раскрасок, 32 голоса, 20 аудиосказок.
Чиндина, М. Оживающие сюжеты : необычные экранизации, ролевые игры и серьезные обсуждения / М. Чиндина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 69–72. – (Территория чтения. Классики. Современники).
Из опыта реализации модельной библиотекой №8 Самарской муниципальной информационной библиотечной системы проекта «ВнеКЛАССное чтение». Цель его — популяризация современной подростковой литературы. Любимое месте подростков библиотеки №8 — литературное кафе «Читкофф», где можно пообщаться за чашкой кофе, обменяться мнениями о прочитанном, устроить вечер настольных интеллектуальных игр.
Шаповал, Л. «Когда я стану гидом...» : выстраиваем маршруты / Л. Шаповал, Е. Маркович. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2022. – № 10. – С. 23–25. – (Хроники краеведа. Библиотуризм).
В 2020 году детская библиотека им. Н. Островского — филиал № 1 ЦБС г. Таганрога стала первой модельной в городе. В 2021 году, когда Министерство культуры РФ объявило о проекте «Гений места» по развитию креативных индустрий, стала его участником. Свою точку концентрации талантов библиотекари задумали организовать по направлению «туризм». Авторы отмечают: «… первую нашу инициативу, отвечающую замыслу запустили под названием «SmallГид» (от англ. Small – “маленький»). Суть ее заключается в том, что детям предлагается примерить на себя роль начинающих экскурсоводов. Все мероприятия проводятся с использованием информационных технологий. Электронные презентации, виртуальные экскурсии сопровождают рассказ профессионала. Интерактивные викторины помогают в закреплении материала. Целевая аудитория проекта — дети младшего и среднего школьного возраста, интересующиеся историей Таганрога и жулающие научиться рассказывать о воем родном городе другим».
Малахова О.В.,
заведующий методико-библиографическим отделом