Наряду с устным народным творчеством, исполнительским искусством, празднично-обрядовой культурой к нематериальному культурному наследию народов России относятся техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, с народными музыкальными инструментами, с традиционным народным костюмом, с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.
Быт – это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт – это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад», «традиционная бытовая культура».
Русский быт складывался в течение многих сотен лет, подвергаясь изменениям и дополняясь из века в век. В различных социальных слоях быт мог коренным образом отличаться, но понятие «русский традиционный быт» тесно связано с устройством быта деревенских жителей, потому что вплоть до XIX века 85% населения России составляло крестьянство.
Крестьянское хозяйство было натуральным: всё, что было необходимо для его ведения и существования семьи, производилось своими руками. Покупали только соль, она была привозной и дорогой. Считалось за хороший тон покрепче насолить угощение желанного гостя. Нежеланный гость, наоборот, уходил «несолоно хлебавши».
Обычный быт русских крестьян состоял из хозяйской работы по дому, уходом за скотом и пахотой в поле. Трудовые будни наступали ранним утром, а вечер заканчивался трапезой, чтением молитвы и сном. Русский быт был основан на верованиях, которые четко определяли время для разного вида работ, отдыха; традициях – неписанных правилах поведения; навыках, которые затрагивали все аспекты жизни; представлениях, передающихся из поколения в поколение.
Особенности традиционного русского быта можно понять через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной жизни и работе.
Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира, здесь продолжал свой род.
На Руси основным строительным материалом для жилья было дерево. Практически все жилые дома, дворцы, большинство храмов и крепостей строились деревянными со стенами из круглых бревен. Яркой особенностью было обилие резных украшений, росписи, а также архитектурных деталей – резных крылечек, балконов, галерей, наличников, карнизов и т.д.
Каменное строительство в России стало развиваться с XV века. На Урале в 1698 году начала формироваться артель строителей для возведения каменных сооружений в Верхотурье. В 1701–1704 годах в Тюмени из камня возводилась Благовещенская церковь и колокольня. Каменная стена Далматовского Успенского монастыря «строить начата в 1713 году для защиты от воровских людей». Первыми каменными сооружениями Шадринска считаются Спасо-Преображенский собор, заложенный в 1771 году и Николаевская церковь, построенная в 1797–1802 годах. Первой каменным жилым зданием на плане города Шадринска 1807 года значился жилой дом купца И.Г. Фетисова, построенный в 1801–1802 годах.
Русские переселенцы, заселявшие Урал и Сибирь, принесли с собой традиции северно-русской строительной культуры. Сруб ставили на камни или деревянные стойки высотой до двух метров. За счёт этого образовывалось нижнее помещение – подклет, служивший чаще всего хозяйственным целям. Дом состоял из двух срубов. Жилое помещение с печью называлось избой. К избе присоединялись сени – неотапливаемое хозяйственное помещение и горница – холодное жилое помещение или клеть (в Шадринском уезде клеть называлась «кладью»).
Избы в старину ставились без всякого плана, но «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать. Со временем их стали выстраивать фасадом, то есть лицом, к дороге, и получилась «улица».
Жилище для человека имело символическое значение. Место проживания наделялось защитными силами, понятие о которых воплощалось в строительных приёмах, декоре, словесных и ритуальных действиях.
Например, матица, находившаяся посредине потолка, осознавалась границей двух миров – внешнего (заднего) и внутреннего (переднего) с божницей. Под матицей благословляли сына на сватовство, вошедший в дом считал доброжелательным отношение к нему хозяев, когда ему предлагали перейти за матицу.
Окна – глаза на лице дома, связь с внешним миром, должны были смотреть на полуденнную сторону. Запрещалось из окна выливать воду, выбрасывать мусор: под окном могли находиться добрые духи и ангел-хранитель. Окна украшали наличниками. На них наносили мотивы-обереги, отпугивающие зло. Ставни защищали от лихих людей, от тёмных сил. Считается, что ставни – явление чисто уральское и сибирское.
Символическое значение имел порог. Он считался границей двух миров – жилого и внешнего. Для защиты от нечистых духов порог переступали с молитвой и крестным осенением. В Зауралье у порога родители жениха встречали молодых, благословляя их иконой. Запрещалось разговаривать через порог, сидеть на нём. Возле порога избавляли от недугов.
Жилище русского человека отличалось единым принципом построения внутреннего пространства избы, где всё было продумано и всё имело своё значение. Небольшое помещение, около 20–25 кв. м, было организовано таким образом, что в нём располагалась семья в семь-восемь человек.
Основное пространство занимала печь. С ней был связан весь быт и вся жизнь. Её использовали для отопления, приготовления пищи, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду, зерно. В теплом устье печи мыли и лечили младенцев. В мифологическом сознании народа печь и пространство за ней наделялись свойствами границы между человеческим и потусторонним мирами. Считалось, что за печью живет домовой.
На лавку, рядом с печью, складывались выпеченные хлеба. Это место в избе называлась «середа», «печной угол» или «бабий угол», «бабий кут». Сюда уходили женщины и девицы, если в доме появлялись посторонние мужчины. Здесь стояла вся посуда, здесь женщина работала, отдыхала, растила детей. Рядом с печью висела колыбель. Во время свадьбы это место становилось святым. Перед очагом русской печи девушка выла причёты, ей заплетали косы, надевали женский головной убор.
Около русской печи над дверьми находились полати. Влезали на полати по ступеням, прилаженным к стенке печи. По вечерам или во время праздников на полатях сидели дети. Под печью сбоку располагался голбец. Он прикрывал лестницу для спуска в подполье (подклет), где хранились съестные припасы. Иногда голбец использовался как лежанка. Кругом стен в избе ставили лавки.
В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Парадной частью избы был «красный угол». Он всегда находился по диагонали от печи. Здесь на божнице размешались иконы, стоял стол, за которым происходили не только каждодневные трапезы, но и отмечались все важнейшие семейные события (крестины, свадьба, похороны, календарные праздники). Святой угол старались выделить, украсить лубочными картинками, литографиями, фотографиями родных. На божницу вешали вышитые или тканые полотенца, в праздники ставили вербу, берёзовые ветки. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, пасхальное яйцо, поминальники. Туда же складывались все важные документы: долговые расписки, счета.
Под иконами находилось самое почетное в избе место, в обычные дни оно принадлежало главе семьи, по праздникам – наиболее уважаемым гостям, во время свадьбы – молодожёнам.
Самое почетное место в «красном углу» занимал стол. В XI–XII веках стол делали глинобитным и неподвижным. Подвижные деревянные столы появляются лишь к XVII–XVIII векам. Стол делали прямоугольным и обязательно покрывали скатертью. Стол никогда не выносили из избы, при продаже он продавался вместе с домом.
Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, и солонка с солью. Это должно было обеспечить достаток и благополучие дома.
Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого тоже обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны с какой заходили.
Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место – во главе стола – занимал хозяин дома.
«Задний угол» дома был мужским. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д.
Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Почти в каждом доме был ткацкий станок (кросны), а также прялка.
Важную часть интерьера крестьянской избы был сундук – богато декорированный или окованный полосами железа прямоугольный ящик с крышкой. Его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. Иногда сундуки разного размера выставляли один на другой в горку до потолка. В сундуках хранили одежду и ценные вещи, собирали приданое для невесты. Сундуки служили скамьёй, а иногда и местом для сна.
В каждом доме был самовар. Самовары появились около трех веков назад. К XX веку самовар настолько широко вошёл в быт зауральских крестьян, что нет ни одной описи имущества, где бы он не был упомянут наряду с недвижимым имуществом и скотом. Самовар и чайная посуда служили атрибутами престижа и богатства.
Полы в избе застилались холщовыми половиками. В зауральских домах поддерживалась редкостная чистота. Полы мылись еженедельно по субботам, перед праздниками – скреблись, печи белились.
Н. Фомин. В избе
Основой питания русского населения с древнейших времен был хлеб. Муку наравне с крупами добавляли в похлебки, делали заправки для кислых щей, варили кисель, готовили квас. Место картофеля до его распространения занимала репа, подававшаяся на стол в пареном и вареном виде. Значительную роль во время весенне-летнего времени играл лук, а также летние заготовки: соленые грибы и огурцы, квашеная капуста, моченые и сушеные яблоки и ягоды, мед. Использовалась в пищу и рыба, ее солили, сушили, вялили и квасили. Яйца считались лакомством. Мясо русские крестьяне ели в основном по праздникам в осенне-зимний период.
В Зауралье питание отличалось от Центральной России большим разнообразием блюд и питательностью. Популярность пользовались пироги, хворост, оладьи, разного рода каши, капуста, и, конечно, пельмени. Основными напитками в Шадринском уезде, подававшихся в будние дни и по праздникам, были квас, пиво.
Деревенская изба представляла собой целый комплекс различных хозяйственных и жилых построек. Избу окружали птичники, загоны для скота, сараи, амбары. Чем зажиточнее и состоятельнее был человек, тем добротнее у нег была усадьба. Хозяйственный двор был обширен, с местом для выгула птицы, проходами к колодцу, сараям и хлеву, огороду. Практически всегда имелся палисад с цветником и скамейками.
На Урале и в Зауралье преобладал северный (архангельский тип усадьбы, когда сарай, конюшня, хлев и даже баня находятся рядом с жильём и закрываются крышей), с тем только отличием, что в Зауралье двор крышей не перекрывали. Чисто уральской особенностью являлось мощение двора каменными плитами или настилом из брёвен.
Надворным строением считалась «погребница» – место над ледником, которое заставлялось или подвижными ларями, или перегороженными сусеками. Здесь у хозяина были кадки, бочонки, лагуны, корчаги и прочее. Сами ледники выкладывались из дикого камня или лиственных срубов. Лёд для ледника кололи на реках и озёрах весной.
Каждый хозяин строил баню. Часто их ставили в стороне от жилых домов и построек. Парились до самозабвения, потом, передохнув, мылись. Баня служила не только чистилищем, но и лечебницей. От многих болезней помогала избавиться баня, за что люди говорили о ней уважительно, содержали в чистоте и порядке.
Хотя большинство поселений Зауралья ставили по берегам рек и озёр, но часто центром, вокруг которого возводились дома и хозяйственные постройки становился колодец. Колодец был культовым сооружением, и немудрено, ведь вода – основа жизни, и без неё обойтись не мог никто. Источники воды украшали резьбой, орнаментами, на Троицу – березовыми веточками и лентами, всегда закрывали крышкой.
|
|
Русские колодцы были с домиком или с крышей. По типу подачи воды существовали конструкции с журавлем либо коловоротом. Для больших колодцев устанавливалось маховое колесо диаметром до двух метров.
|
В хозяйственной деятельности русских людей было много орудий труда, предназначенных для занятий земледелием, скотоводством, рыболовством, огородничеством, пасечным пчеловодством и бортничеством, а также кустарными и отхожими промыслами.
По русским традициям хозяйственный инвентарь (сохи, косули, серпы, косы, грабли), значительное количество видов утвари (бондарная, токарная) и транспортные средства (телеги, сани, лодки) были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. Известный специалист в области русского народного декоративного творчества В.С. Воронов писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников – от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка – поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки – всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты».
Наша задача – сохранить то, что создано предками, сохранить красоту этих вещей.
Использованная литература
- Чагин, Г. Н. Народы и культуры Урала в XIX–XX вв. / Г. Н. Чагин. – Екатеринбург : Сократ, 2002. – 296 с. – Текст : непосредственный.
- Чернышев, С. Ф. Наш край / С. Ф. Чернышев. – Шатрово : Шатровская типография Шадринского ПО «Исеть», 1993. – 47 с. – Текст : непосредственный.
- Жилище и усадьба в системе поселений Южного Зауралья. Одежда и питание жителей края. – Текст : непосредственный // История культуры Южного Зауралья : монография. Т 1 : Становление древних цивилизаций. Феодальный и капиталистический периоды / [автор проекта и ответственный редактор В. В. Подливалов]. – Курган, 2005. – С. 386–406.
- Застройка дореволюционного Шадринска / В. П. Пузырёв. – Текст : непосредственный // Пузырев, В. П. Шадринское Зауралье : статьи, очерки, воспоминания. – Москва, 2014. – С. 15–20.
- Пацукова, Л. И. Явление небесного оленя (заметки о семантике шадринских наличников) / Л. И. Пацукова. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краеведческий альманах / ответственный редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 1994. – С. 149–157.
- Предмет из прошлого : [о хлебной лопате – саднике]. – Текст : непосредственный // Ваша выгода. – 2022. – 11 октября (№ 80). – С. 9. – (Заимка).
- Предмет из прошлого : [о прялке]. – Текст : непосредственный // Ваша выгода. – 2022. – 6 сентября (№ 58). – С. 9. – (Заимка).
- Предмет из прошлого : [о сундуке]. – Текст : непосредственный // Ваша выгода. – 2022. – 26 июля (№ 70). – С. 9. – (Заимка).
- Прибылев, В. Жилище, одежда и питание зауральских крестьян в середине XIX века / В Прибылев. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краеведческая хрестоматия (вторая половина XVII–первая половина XIX вв.) / ответственный редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 1996. – С. 219–223.
- Традиционная крестьянская культура. – Текст : непосредственный // История Земли Курганской. Часть II (1861–1917) : учебное пособие по истории родного края / [авторский коллектив Кислицын В. А., Никитин В. А., Савельев В. Г., Свищев П. А.]. – Курган, 1998. – С. 122–151.
- Успенский, Т. Очерк юго-западной половины Шадринского уезда / Т. Успенский. – Текст : непосредственный // Шадринская старина : краеведческая хрестоматия (вторая половина 50-х–начало 80-х гг. XIX в.) / ответственный редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 1997. – С. 4–32.