ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
Временные правила пользования библиотеками
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Центральная библиотека
им. А.Н. Зырянова

Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

2022 – год культурного наследия народов России
 

 

Народные инструменты - культурное достояние России

 

  

 

 

 

Каждый музыкальный инструмент – это история музыки.

А. Норам

 

 

Наряду с устным народным творчеством, исполнительским искусством, празднично-обрядовой культурой к нематериальному культурному наследию народов России относятся техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, с народными музыкальными инструментами, с традиционным народным костюмом, с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории народа и часть его культурного наследия. Духовная жизнь, бытовой уклад, эстетические и нравственные устои – всё нашло отражение в музыке и в способах её исполнения.

 

 

            Можно предполагать, что по древности происхождения дудки и рожки были самыми первыми музыкальными инструментами. Потом появились жалейка, рог, свирель; волынка, гудок и трубные инструменты – трубы, бубны, набаты. Трубная музыка впервые упоминается в 1151 году, когда при осаде Киева осаждённые и осаждаемые били в бубны и трубили в трубы.

До Петра Великого русский народ чурался музыки, боясь нечистой силы, будто бы кружившей во время игры. Царь Пётр считал, что музыка возвышает чувство, смягчает грубость нравов, поэтому в XVII столетии появились многие из музыкальных инструментов: барабан, литавры, варган, орган. Музыкальные инструменты и музыка развивались при Екатерине II, Павле I, Александре I. Появились бандура, кобза, цимбалы, балалайка, лира, гитара. В конце ХIХ века появились гармоники, в начале ХХ века – баяны.

 

 

Среди музыкальных инструментов древнейшими являются ударные – бубен, барабан, набат, накры, тулумбас, ложки, трещотки, колокол.

Например, бубны существовали практически у всех народов Земли и были неотделимы от религиозных и магических действий. Бубен у шаманов и жрецов до сих пор важный инструмент в их ритуальной практике.

На Руси существовала особая разновидность этого инструмента – ратный бубен. Ратный бубен имелся в дружине у каждого воеводы. Применялись бубны для звуковой связи войск, подачи команд и для устрашения врага. Использовались разновидности ратных бубнов – тулумбас и набат. Скорее всего, набаты были огромных размеров, их перевозили на повозках в четыре лошади. А звук извлекали одновременно 8 набатчиков.

В среде бродячих музыкантов бытовал бубен скомороший. На его внутреннюю сторону подвешивали колокольчики.


 

А. Глебов. Скоморохи

 

Одним из древнейших среди ударных является инструмент под названием било. Било – это деревянная или металлическая доска, по которой ударяли молотком. Использовали в те времена, когда колоколов еще не было. В этой функции било просуществовало в раскольничьих скитах вплоть до нашего столетия. До сих пор используются на Афоне.


 

Било в скиту Святой Анны. Афон

 

Колокол – родственник древнерусского била. Первое упоминание о нем относится к ХI веку. А уже в ХV веке западноевропейские путешественники называли русские звоны национальным явлением. В русском колоколе, в отличие от западноевропейского, подвижной частью является язык, а не корпус.

Кроме церковно-ритуальной, колокола выполняли политическую, гражданскую, военную функции. Об этом говорят их названия: «осадный», «всполошный», «вечевой». Колокола различались по весу – малые зазвонные (4–80 кг). Большие: повседневный (1600–8000 кг), воскресный и праздничный могли весить 16 тонн и более.

  



 


 

Среди группы струнных народных инструментов древнейшими считаются гусли, домра, гудок. Позже, примерно в ХVII–XIX веках, стали распространяться балалайка, лира, бандурка и семиструнная гитара.

Гусли – древнейший струнный щипковый музыкальный инструмент восточных славян. Впервые гусли упоминаются в 591 году.

На Руси бытовали гусли звончатые. Образцы этого инструмента, найденные во время археологических раскопок Древнего Новгорода, относятся к XI веку. Упоминания о гуслях встречаются в древнерусских лубочных картинках, летописях, житиях святых, фресках, сказках, пословицах и песнях. Умели играть на гуслях богатырь Добрыня Никитич; Садко – герой новгородских былин; Вещий Боян.


 

Гусли. Г. Нэлепп в роли Садко в опере Римского-Корсакова


К середине XIX столетия гуслярное искусство стало вымирать. Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли. Звучание их придает музыке неповторимый колорит.

 

Домра– старинный русский струнный щипковый инструмент с тремя, а иногда и четырьмя струнами. Домры различались по величине, это подтверждают литературные источники, в которых упоминаются «домришко», «домра», «домра басистая».

Первые сведения о домре появились в 1530 году в «Поучениях митрополита Даниила», где говорится об игре церковнослужителей на домрах, гуслях и гудках. Записи дворцовых расходов ХVII века также свидетельствуют об активном использовании этих инструментов.

Судьба домры трагична. Исполнителями на этих инструментах были скоморохи. В 1648 году вышел указ царя Алексея Михайловича об уничтожении скоморошества. Вместе со скоморохами пострадали инструменты. Прекратилось и производство домр, поскольку не только за игру, но и за изготовление и хранение следовало наказание. К середине ХVII века не осталось ни одного инструмента.

В конце ХIХ века домра была восстановлена В.В. Андреевым. (Василий Васильевич Андреев (1861–1918) – композитор, виртуоз-балалаечник, музыкальный просветитель, дирижёр, основатель Великорусского оркестра русских народных инструментов).

Сегодня домра – это инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни.

 

Балалайка это музыкальный символ русского народа. Первое письменное упоминание о балалайке датируется 13 июня 1688 года. Придя на смену домре, балалайка быстро распространилась в народе, а затем и в более образованных кругах.


 

О. Симонова. Балалайка

Примитивность и несовершенство конструкции долгое время удерживали инструмент на уровне народного творчества. Неизвестно, как бы сложилась судьба балалайки, не окажись на её пути В.В. Андреева. Увидев в ней огромный потенциал, Андреев усовершенствовал инструмент, максимально расширив его возможности. Балалайки, подобно скрипкам, стали изготовлять из лучших пород дерева. Из фольклорного инструмента она превратилась в концертный, на котором можно исполнять не только русские народные песни и наигрыши, но и произведения композиторов-классиков.

 

Гитара – это музыкальный инструмент, в котором элементом, издающим звук, является струна (струны), натянутая между двумя фиксированными точками.

Предшественниками гитары считаются щипковые инструменты, которые ещё не имели грифа: кифара и цитра. Изначально шейку инструментов делали из пустотелых сосудов и объёмных предметов: панциря черепахи, высушенных плодов тыквы, выдолбленных деревянных отрезков ствола.

Деревянный корпус из верхней и нижней деки и боковин (обечаек) придумали в Древнем Китае. Испанцы модернизировали гитару, придав форму, близкую к современной. В XV веке у инструмента было пять парных струн. Такой инструмент стал музыкальным символом Испании. Уже к концу XVIII века сложился современный облик гитары.

 

Богата и самобытна история гитары в России. Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI веке н.э. славяне играли на кифаре и гуслях. А ближайшей предшественницей гитары считается украинская бандура.

В России была известна четырехструнная гитара. Пятиструнную завезли из Европы, но она не имела большого успеха. Шестиструнная гитара появилась в конце XVIII века. Вскоре к ней добавили одну струну и изменили строй. Семиструнную гитару начали называть русской. До середины XX века семиструнная гитара была популярна не только в России, но и по всей Европе. Часто использовалась в песенном творчестве цыган.

К середине XIX века фортепьяно, скрипка и виолончель решительно вытеснили гитару с концертной эстрады, но уже в середине XX века интерес вернулся из-за появления электрогитар. 

 



 

К клавишно-духовым и язычковым инструментам относят гармонь и баян.

Принцип звукоизвлечения гармоник был известен 2–3 тысячи лет до нашей эры. В странах Юго-Восточной Азии – в Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Японии существовали музыкальные инструменты этого типа: кэн, шэн и другие.

Семейство гармоник появилось в конце ХIХ века. Гармоники были ножными, губными и ручными. Губные гармоники для России были малохарактерны, распространение они получили в Германии. Ножные гармоники присутствовали в России в виде фисгармоний. Ни губные, ни ножные гармоники к русским народным инструментам не относятся. Под термином «гармоника» подразумевается только класс ручных гармоник – гармонь, баян, аккордеон.

Первые образцы ручных гармоник в России появились в 30–40-е годы ХIХ столетия и быстро распространились по всей стране. Инструмент нравился благодаря небольшим размерам, сильному звуку, относительной легкости овладения. Но русские мастера внесли существенные изменения в устройство и гармонь стала называться русской (с русским строем). Кроме того, в каждой местности стали появляться инструменты, приспособленные к особенностям местного фольклора. Знамениты были тульские, саратовские, ливенские, елецкие, вологодские, вятские гармони.


 

Гармонист. Федоскинская миниатюра.


В 1907 году гармонисты П. Стерлигов и Я. Орландский-Титаренко сконструировали хроматическую гармонику, которая была названа именем древнерусского поэта-певца Бояна. Современный баян представляет собой и «хор», и «оркестр», ему подвластны различные стили и жанры классической, народной и современной музыки.

 

 



 

 

Музыкальный инструментарий Урала сформирован тюркскими, восточнославянскими, финно-угорскими, прибалтийскими и другими народами. На рубеже XIX–XX веков на Урале можно было встретить: татарскую думбру и татарские гусля; казахский кобыз; белорусскую дуду; марийские кюсле и ковыж; мансийский нерьпь; киргизский кыяк.

 

Существовали привозные инструменты: цитры, цимбалы, гитары, балалайки, домры, тамбуры, мандолины, бандуры украинские, колесные лиры; и те, что изготавливались в крае: гармони, фисгармонии, гусли многострунные, балалайки конструкции Андреева, гитары, домры. Например, на выставке Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) в 1887 году были выставлены гусли работы слепого мастера Сысертского завода С.Д. Косарева. Мастерская С.А. Янова с 1886 года выпускала гармони. Гармони производила мастерская братьев Потехиных. В начале ХХ века работал скрипичный мастер А.П. Карманов, изготавливавший домры и мандолины.

 

Уровень исполнения музыки бывал очень высоким. Например, в «Салде жили два местных музыканта – балалаечник и исполнитель на бандурке, которые разыгрывали народные песни, заменяли целый оркестр: инструменты у них плакали, рыдали, и в тоске изнывали, или, перейдя в весёлый, бравурный тон, залихватски откалывали плясовую так, что, казалось, всё ходуном идёт!»

 

В 1930-х годах в торговой сети появилась мандолина, которая быстро и горячо была воспринята городской и сельской интеллигенцией, русской, башкирской, татарской. Новый инструмент обладал прекрасными внешними и акустическими данными, на нем хорошо звучали современные мелодии.

 

Ни одна уральская вечерка не обходилась без гармошки и балалайки. Гармоники пришли Урал вместе с русскими переселенцами в конце XIX века и распространились среди башкир, татар, марийцев, удмуртов и других народов. Мастер Ф.Д. Перминов из Нижнего Тагила создал гармошку, которая имела неповторимый нежный голос. В звучании, мелодичности она превосходила знаменитые тогда тальянки.

 

Просветительские идеи В.В. Андреева распространялись по всей стране, Урал не был исключением. В городах и в сельской местности собирались любительские ансамбли и оркестры. В 1901 году был создан балалаечный оркестр в Нижнем Тагиле. Он был первым в российской провинции. В репертуаре были обработки русских народных песен, вальсы, польки, марши.


 

Нижнетагильские музыканты


В начале XX века в Екатеринбурге работал домрово-балалаечный оркестр, в 1920–1923 годах был организован кружок гитаристов.

 

 

Музыка, исполняемая с помощью русских музыкальных инструментов, продолжает радовать своим звучанием слушателей. Так, в мае 2022 года в Новосибирске завершился V Международный фестиваль оркестров народных инструментов. Перед слушателями выступили шесть коллективов из Сибири, Урала, Бурятии и Башкортостана, представив самые неожиданные сочетания современной музыки и этнических инструментов.

Оркестр русских народных инструментов (ОРНИ) Пермской филармонии – один из самых ярких, интересных и любимых публикой коллективов.

В 2021 году Уральский государственный русский оркестр народных инструментов «Звёзды Урала» (г. Екатеринбург) отметил 35-летний юбилей.

Зауральский оркестр русских народных инструментов – один из старейших коллективов Курганского областного музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича. В феврале 2016 года небывалый восторг у слушателей Шадринска вызвала концертная программа оркестра.

 

 

Народные музыкальные инструменты не раз попадали в опалу, умирали, но заново возрождались. Они – часть культурного достояния России.

 

 

Использованная литература

  • Васильев, Ю. Рассказы о русских народных инструментах / Ю. Васильев, А. Широков. – Москва : Советский композитор, 1986. – 88 с. – Текст : непосредственный.
  • Вертков, К. Русские народные музыкальные инструменты / К. Вертков. – Ленинград : Музыка, 1975. – 279 с. – Текст : непосредственный.
  • Газарян, С. С. В мире музыкальных инструментов : книга для учащихся старших классов / С. С. Газарян. – Москва : Просвещение, 1985. – 223 с. – Текст : непосредственный.
  • Коба, Е. А. Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов : методическая шпаргалка : PDF / составитель Е. А. Коба. – Текст : электронный // ГКУК «ЧОДБ им. В. Маяковского» : сайт. – URL : http://kultura174.ru/htmlpages/Show/DetskijCHelyabinsk/Biblioteki/Centralnyj/CHelyabinskayaoblastnayadetska (дата обращения 19.08.2022).
  • Смирнова, Т. От волынки до мандолины : музыкальные инструменты и мастерские рубежа XIX–XX века / Татьяна Смирнова, Татьяна Фомина. – Текст : непосредственный // Уральский следопыт. – 2019. – № 12. – С. 28–33. – (Река времени).

 

Подготовила О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела

Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

 

8-09-2022

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Россия - без жестокости к детям!
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru