ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
Временные правила пользования библиотеками
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Центральная библиотека
им. А.Н. Зырянова

Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

2022 – год культурного наследия народов России
 

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

 

  

 

 

 

Творенья русских умельцев дороже душе моей всяких иных.

Б. Дубровин 

 

Наряду с устным народным творчеством, исполнительским искусством, празднично-обрядовой культурой к нематериальному культурному наследию народов России относятся техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, с народными музыкальными инструментами, с традиционным народным костюмом, с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

 

Народные традиционные ремесла и промыслы являются частью культурного наследия народов России. Классификация народных промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов: дерева, глины, металла, камня, кости, ткани.

 

Изделия из глины, шерсти, льна, меха и кожи 

Глина. Гончарное производство является древнейшим и едва ли не самым распространенным промыслом по всей России. Им занимались всюду, где имелись залежи глины. Изготовляли посуду, цветную керамическую плитку – изразцы для облицовки печей, наружных стен храмов и дворцов. С XVIII века в России появилась майоликовая посуда – толстостенные изделия из цветных глин, покрытые эмалью и расписанные. Одним из наиболее известных центров по производству майоликовой посуды стали промыслы, получившие название «Гжель». С начала XIX века гжельский промысел становится одним из главных центров отечественного производства фарфоровой и фаянсовой посуды, не утратившей традиционных форм и приемов росписи до настоящего времени. 

Гжель. Сервиз фарфоровый.

 

Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки, топники, рыльники, жарёхи. Сбывали гончарные изделия на Ирбитской, Шадринской, Челябинской, Камышловской, Тюменской ярмарках.

Фаянсовое производство посуды и роспись фарфора в начале XIX века было налажено в Нижнем Тагиле. У таволожской керамики (по названию сёл Верхние и Нижние Таволги Невьянского района) исстари существовал свой особый, непередаваемый стиль – формование и литьё в гипсовых формах, точение на гончарном круге, применение древнейшего способа обработки – лощения и традиционная таволожская ангобная роспись (ангоб – глина, разведённая до консистенции сметаны).

 

 

 

Уральской глиняной посуде были присущи широкий в диаметре верх, отсутствие узкой горловины

 

Таволожская керамика – крупнейшее предприятие народных художественных промыслов Урала

 

 

Гончарный промысел в Шадринске существовал с начала основания поселения. Рядом с Шадринском всегда было много глин: синяя, зелёная, белая, красная. Каждая шла для изготовления разных вещей. Красная – для кирпича. Кирпичных производств в округе было много. Белая – на побелку. Из синей и зелёной делали посуду. С Крестовско-Ивановской ярмарки гончарные изделия местного промысла расходились по всей России.

 

С 1822 по 1850 год в Шадринске работал фарфоровый завод братьев Фетисовых. Это было первое такого рода предприятие на Урале и в Сибири. Фабрика выпускала фарфоровую посуду: чашки, чайники, молочники, сахарницы, тарелки, блюдца, банки для мазей, солонки, курительные трубки и детские игрушки. Ручки посуды украшали давленным орнаментом. Ассортимент фаянсовых изделий был также разнообразен: тарелки, блюда, миски, различные мелочные изделия. Тарелки расписывали по борту синей краской в виде пятен.

 

В советское время гончарный промысел в Шадринске почти исчез.

Возрождение началось в 2000-е годы. В настоящее время в Центре народной культуры «Лад» действует гончарная мастерская.

Мастера-художники мастерской «Горшеня» не только восстановили традиционную технологию производства, но и выработали свой особый узнаваемый стиль.

Изделия шадринской мастерской «Горшеня»

 

Из глины в России делалась не только посуда. Широко производились игрушки, статуэтки, свистки, украшения и предметы интерьера. В ряде мест изготовление игрушек вылилось в самостоятельные промыслы. Чаще всего делали игрушки-свистульки. У каждой был собственный характер, особенные черты, не свойственные остальным.

Самые известные глиняные игрушки: старооскольская, абашевская, дымковская, филимоновская, каргопольская, романовская, дивеевская.

 


 

 

Абашевские игрушки-свистульки

Дивеевская игрушка

Каргопольская игрушка

 

 

На Урале глиняные игрушки делались по типу каргопольских игрушек-свистулек. Глину раскатывали в лепешку и сворачивали на пальце в «пустышку».

Знаменитого шадринского гуся в 1995 году слепила и расписала мастер-гончар Галина Михайловна Болотова. Её игрушка-свистулька стала любимым шадринским сувениром. Сейчас подобных «гусей» лепят и другие мастера.

 

Шадринский гусь Г.М. Бологовой

  



 

Изготовление художественного стекла в России имеет глубинные истоки, но наибольшего расцвета производство изделий из стекла достигло в XVIII–XIX веках. На стекольных заводах выпускали посуду, игрушки, пуговицы и прочие изделия. Одним из центров по производству стекла и хрусталя стал поселок Гусь-Хрустальный во Владимирской губернии. У гусевского хрусталя уникальные грани изделий. Лучи света, преломляясь через них, создают игру, напоминающую переливы драгоценных камней.

 

 

Мех и кожа пушных животных. Данный промысел особенно необходим в районах проживания народов Севера. Изготовление из меха оленя, кожи морских животных одежды, сумок, бытовой утвари – это национальные художественные ремесла северных народов. Мех соболя, куницы, лисы, бобра использовался как отделка одежды.

 

С XVII века в Зауралье занимались шубным, кожевенным, овчинным и пимокатным промыслами. Из шерсти и меха животных «катали» валенки. В различных регионах России у валенок было своё название: в Сибири их называли «пимами», в Тверской губернии – «валенцами», а в Нижнем Новгороде – «чесанками». Название зависело ещё и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали волнушечками и выходками, а из овечьей – катанками.

Нынче спрос на валенки упал. Но они возвращаются в моду, теперь их расшивают орнаментом и рисунком.

 

 



 

По технике изготовления изделия народных промыслов делят на: 

вышивку, кружево, ткачество, вязание 

Ткачество. Плетение из лозы является предшественником ткачества. А прообразом современных тканей были ткани из волокон растений. В настоящее время в Тобольске возрождается старинный промысел хантов и манси – выработка полотна из стеблей крапивы. Искусство вить нити и ткать из крапивы считалось утраченным, но сегодня можно своими руками сделать крапивную нить и простое изделие из неё.

 

Узорное ткачество – древнее самобытное искусство, распространённое вплоть до XX века. Материалом для ткачества служили лён, конопля, овечья шерсть, тряпочки.

Узорные ткани домашнего изготовления применялись для шитья и украшения одежды: сарафанов, юбок-понёв, рубах, передников; для убранства крестьянской избы: полотенца, скатерти. Обязательной принадлежностью каждого дома были половики. Их называли ткаными ковровыми дорожками.

 

Особое внимание в ткачестве уделялось узорным тканым поясам. Существует разное название подобной техники ткачества: «на дощечках», «на кружках», «на топках», «на табках». В Зауралье пояса ткали на дощечках – небольших пластинках размером 50x50 мм. Такая техника позволяла выполнять как простые орнаменты, так и сложные геометрические рисунки. Простые пояса ткались из шерсти, праздничные выполнялись из тонкой покупной шерсти высокого качества – гаруса.

 

Большого мастерства требовало от зауральцев изготовление многоцветных гарусных вожжей, на которых могло быть выткано какое-либо изречение, имя, фамилия владельца или мастерицы. Такие вожжи предназначались для праздничной упряжи. Гарусные вожжи в Притоболье невеста дарила жениху, чтобы украсить «поезд», на котором молодые ехали в день свадьбы.

 

Распространённым и интересным видом узорного ткачества было ковроделие.  

Искусство ковроткачества возникло на Кавказе. Республика Дагестан представляет собой один из всемирно известных исторических центров ковроделия. Изготовление безворсовых ковров также является традиционным для народного искусства башкир.

Развитие русского ковроделия было связано с ямским промыслом. Ковры служили для покрытия сидений в санях и повозках, использовались как попоны для лошадей. Теплые санные ковры для дальних зимних поездок изготовляли в селах близ больших сибирских трактов.

Ковры ручной выработки уникальны. Известны ковры Тюменского края – ишимские. Их отличительным рисунком стала центральная розетка из ярких цветов, чаще роз, на чёрном фоне.

Ишимские ковры

 

Из Тюмени ковроткачество пришло в Шадринский уезд. В XIX веке ковровый промысел возник в селе Канаши. Канашинские ковры известны под общим названием «сибирских». Вначале изготовлялись махровые ковры и паласы (безворсовые ковры), позже, в 1930-х годах, началось изготовление ворсовых ковров с геометрическим узором и растительным орнаментом.

Канашинская ковроткацкая фабрика за время своего существования заработала отменный имидж не только на бывшем пространстве СССР, но и за рубежом. Достаточно сказать, что ковер работы канашинских мастериц хранится в Королевской галерее в Лондоне, канашинскими коврами любовались жители Лейпцига, Брюсселя, Загреба, Будапешта, Монреаля, Дамаска, Милана и других городов. С началом перестройки ковроткацкая фабрика перестала существовать.

 

 

Вязание и пуховязание. Жители северных и центральных районов России вязали на спицах и крючком рукавицы, чулки, онучи, шарфы и шапки. Яркой декоративностью отличались цветные узорные варежки мастериц Архангельской области, чулки и носки вязальщиц из Республики Коми.

Неповторимыми образцами народного творчества остаются вязаные из козьего пуха платки. Изготовление знаменитых оренбургских ажурных платков сложилось как промысел еще в XVIII веке. Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это и теплая тяжелая шаль и тонкий, легкий, ажурный платок «паутинка». Мягкими, пушистыми и лёгкими оренбургские платки делает пух местной породы коз.

Оренбургские платки не раз были удостоены высоких наград: медаль Всемирной выставки в Лондоне (1851, 1862), медаль в Чикаго (1897), медаль Всемирной выставки в Брюсселе (1958).

 

 

Вышивка. Искусство украшения тканей вышивкой в России было развито повсеместно. Это такое же традиционное искусство, как роспись или резьба по дереву.

Вышивка имела магическое значение. Ведь одежда у славян – не только для защиты от холода и непогоды, но и от сглаза, порчей или болезней. Именно поэтому узор на изделиях русских мастеров так важен. На протяжении многих веков он практически не менялся, но вышивка каждого региона неповторима – все это определяет уникальность народной вышивки как части культурного наследия России.

Вышивали в России шелком, золочеными и серебряными нитками, жемчугом и бисером. Вышивкой украшали княжеские одежды и церковные облачения, крестьянские рубахи, головные уборы, полотенца и другие предметы домашнего обихода.

Особую славу русскому вышивальному искусству создало золотое шитье, которое украшало культовые предметы: облачения священников, плащаницы. Русские монастыри были главными хранителями этого искусства.

 

На развитие зауральской вышивки повлияли женские монастыри, каждый из которых имел вышивальную мастерскую. Такая мастерская была в Верх-Теченском женском монастыре.

На Урале была распространена вышивка крестом. Подзоры к кроватям, вышитые крестом, были во всех южно-уральских домах. Обычно их вышивали по холсту, а позднее по фабричной ткани.

Традиционной вышивкой Зауралья является филейное шитье. Филейка – это вышивка по плетёной сеточке. Изготавливали скатерти, украшали подзоры, концы полотенец. Вышивались филейки к свадьбе в качестве приданого.

Филейки плели и после войны, и в 50-е годы. Потом как-то разом всё оборвалось. Сейчас это искусство возрождается, но применяют филейную вышивку для платков и шалей.

 

Уникальным называют учёные зауральскую вышивку портянок. Такая мода была: вышить дроле – любимому – портянки. Эта традиция была только в Шадринском уезде, больше ничего подобного на Урале не встречалось. Даже в частушках пелось, как исхитрялись девушки, чтобы сделать милому подарок:

Рассуседки-бабоньки

Насказали мамоньке,

Насказали на меня,

Что портянки шила я.

Мамонька поверила

Пошла, холсты проверила…

 

 

В XVII веке в России появились первые мастерские, где плели тончайшее кружево, не уступающее западноевропейским образцам. Первоначально кружева плели из золотых и серебряных нитей, а позднее из льняных, хлопчатобумажных и шелковых. Кружево было одноцветным и многоцветным, мерным и штучным.

До сих пор необычайной филигранностью отличается вологодское кружево, которое плетется из льняной тесьмы на коклюшках. Восхитительные узоры могут быть в форме плавных орнаментов или целых картин. В технике вологодского кружева встречаются не только предметы одежды – воротнички, пелерины, платки, перчатки, но и украшения интерьера – скатерти и покрывала.

 

Кружевоплетение на коклюшках на территории Южного Зауралья, получило широкое распространение в XIX веке. Промысловым центром по плетению кружев считали село Макаровское Шадринского района. Много кружевниц работало и в соседних сёлах: Красномыльском, Осеево, Батуринском.

Применение кружев было чрезвычайно разнообразно: их пришивали к женскому белью (сорочкам), к занавескам, полотенцам, подзорам на кровать, накидкам на подушки. Кружева сшивали и получали дорожки на комод, диван, тумбочку.

 

 

Ещё один способ украшения тканей – набойка. Ткани с печатными рисунками широко использовались в оформлении платков, шалей, сарафанов, салфеток, скатертей. Традиции русской набойки ярко представлены платками и шалями Павловского Посада. Павловопосадские платки с узором из цветов (как правило, роз и георгинов), собранных в букеты или гирлянды и по сей день пользуются народной любовью.


 

Павловопосадский платок Вологодское кружево



 

 

Ещё об одном виде промысла нельзя не упомянуть – производстве пряников. В XVII–XIX веках – это распространённый народный промысел. Их дарили в качестве подарков, сувениров, подносили в «почесть», выпекали для «колядок», свадебных гуляний и поминальных вечеров. В них даже играли.

Пряники для русского народа были любимым лакомством. Кислые, пресные, пышные и сдобные. В виде птичек, рыбок, букв и даже имен. Печатные, вырезные и лепные. Для печатных пряников использовали доски-формы, вырезанные из натурального дерева. В фондах Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова хранится четыре таких доски.

В конце XVII века Н.Л. Скалозубов упоминал о курганских пряниках: «…Пряников в день выпекают до 150 пудов». Своими пряниками славились и шадринцы, ими они торговали на ярмарках Урала. Со знаменитой Крестовско-Ивановской ярмарки пряники везли по всему Уралу и Сибири. Отправляли их «в плетеных коробах да в холщовых мешках», завернув каждый пряник в вощеную бумагу.

К концу XIX века в Шадринске изготавливалось около 20 сортов пряников. Самые вкусные и дорогие пряники были медовые, подешевле – сахарные, еще дешевле – из ржаной муки и сусла.

Самой крупной была кондитерская фабрика А.М. Анчугова, где выпекались пряники-сюрпризы. Внутри них были маленькие игрушки или кольца.

Предназначение пряников было различным. Для обычных дней предлагались мелкие пряники без особых украшений и рисунков. Для особых случаев готовились пряники «подносные». Говорят, что шадринские пряники не уступали по вкусу знаменитым тульским пряникам. Оба вида пряников занесены на «Вкусную карту России». Шадринский по праву занял своё место на ней!


Пряник тульский Пряник шадринский

 

 

 

Народные художественные промыслы России – часть национального наследия и самобытной культуры русского народа. Многие из народных промыслов, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. В Курганской области стараются сохранять и развивать виды народного декоративно-прикладного искусства, традиционные для нашего края.

 

Использованная литература 

  • Зыкрянова, И. М. Художественная обработка кожи, меха, флока, пуха и других материалов : учебное пособие / И. М. Зыкрянова, Д. Зыкрянова. – Курган : Зауралье, 2008. – 102 с. – Текст : непосредственный.

 

  • Город-пряник / Ю. Черняховская. – Текст : непосредственный // Жегалова, С. Пряник, прялка и птица Сирин : книга для старших классов / С. Жегалова, С. Жижина, З. Попова, Ю. Черняховская. – Москва, 1983. – С. 83–101.

 

  • Народное искусство и народные художественные промыслы / С. Б. Рождественская. – Текст : непосредственный // Русские / ответственные редакторы В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. – Москва, 1999. – С. 775–781.

 

  • Пряничные доски / М. И. Зуева. – Текст : непосредственный // Избранные статьи по искусствоведению / составитель и ответственный редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 2011. – С. 22.

 

  • Тканые на дощечках (топках) пояса как элемент традиционного русского костюма жителей Урала и Зауралья / Елена Александровна Фокина. – Текст : непосредственный // Приисетье в пространстве и времени : сборник научных статей / составитель Н. Зольникова. – Шадринск, 2018. – С. 4–9.

 

  • Фартуки (запоны) из с. Неонилинского / Марина Казанцева. – Текст : непосредственный // Казанцева, М. Волшебный мир традиционной культуры : сборник материалов / Марина Казанцева. – Шадринск, 2009. – С. 42–43.

 

  • Шадринская глина / Марина Казанцева. – Текст : непосредственный // Казанцева, М. Волшебный мир традиционной культуры : сборник материалов / Марина Казанцева. – Шадринск, 2009. – С. 11–14.

 

 

Подготовила О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела

Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

 

12-08-2022

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru