ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

2022 – год культурного наследия народов России
 

 

С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся

 


Самая существенная черта русского народного промысла –

праздничное ощущение радости.                        Л.Н. Толстой

 

Наряду с устным народным творчеством, исполнительским искусством, празднично-обрядовой культурой к нематериальному культурному наследию народов России относятся техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами, с народными музыкальными инструментами, с традиционным народным костюмом, с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

 

 

Народные художественные ремесла и промыслы являются частью культурного наследия народов России. Это, как правило, изготовление предметов ручным способом из местного сырья и материала. Мастерство в изготовлении предметов быта передавалось из поколения в поколение.

Происхождение промыслов различно. Зарождение одних связано с бытом, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба.  

В изделиях народных ремесел и промыслов отражаются традиции национальных культур и отличительные особенности каждого региона. Следование традиции и одновременно творческое отношение мастера придавало каждому изделию узнаваемость и вместе с тем неповторимость.

Некоторые из народных ремесел и промыслов прекратили свое существование, но оставили заметный след в национальной художественной культуре. Многие художественные промыслы существуют в настоящее время.

 

 

Классификация традиционных народных ремесел и промыслов обычно проводится с учетом используемых в производстве поделочных материалов: дерева, глины, металла, камня, кости, ткани.

 


 

Изделия из твердых материалов

(дерево, береста, лоза, металл, камень, кость)

 

Дерево. Деревянные промыслы всегда занимали особое место в богатой лесами России. Ведущими техниками были и остаются различные виды декоративной резьбы.

На Руси резьба по дереву называлась резным делом, а рисунок – узорочьем. В каждом регионе сложились свои виды резьбы. Например, богородскую и абрамцево-кудринскую резьбу по дереву отличал плоский рельеф. Работы мастеров Вологодской, Кировской, Томской, Иркутской, Архангельской областей выделялись трехгранной выемчатой резьбой.

 

На Урале и в Западной Сибири известны своей деревянной резьбой Тюмень, Тобольск, Свердловск, Челябинск. Резьбой украшали жилища, орудия труда, мебель. Чаще всего в резьбе использовались солярные или солнечные сюжеты (в Зауралье на досках наличников показывали три позиции движущегося Солнца – восходящего, дневного, заходящего), зооморфные (кони, птицы, животные), растительные. Все сюжеты наделялись охранительными или приносящими плодородие свойствами.

 

Интересна тюменская деревянная резьба. Декор многих деревянных домов второй половины XIX века близок к золочёной (иконостасной) резьбе, украшавшей интерьеры столичных дворцов и церквей: пышные розы, виноград, груши, яблоки, ананасы, листья, раковины, свитки.

Такие особенности ставят резьбу Тюмени в разряд уникальных. Объясняется это тем, что в Тобольской губернии возводилось много храмов, резные работы в которых велись как местными мастерами, так и теми, кто прибыл из Киева и Москвы.

Иконостасная резьба, живя вне храма, на улицах Тюмени, на воротах и наличниках наполнялась иным содержанием, становилась ближе к человеку и теплее.

 

К тюменской деревянной резьбе близки резные работы шадринских мастеров. Здесь резчиками также были мастера иконостасов, отсюда барочная пышность работ. Резные украшения на постройках Шадринска относятся к последней трети XIX – началу XX веков.

 



К числу самобытных промыслов резьбы по дереву относится изготовление детских игрушек. Детям как продолжателям рода русский народ всегда уделял особое внимание.

Так история богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Мастера делали не только обычные скульптурки, но и специальные движущиеся фигурки. Наиболее известные богородские деревянные игрушки – кузнецы, курочки, клюющие зёрна, пляшущий мужичок.

Самая известная из деревянных игрушек – матрёшка. Ставшая символом страны игрушка появилась в 1891 году. Выточил куклу обычный токарь. Затем она была раскрашена и приобрела вид русской девочки с такими же, только меньшими копиями внутри. В общей сложности матрёшка состоит из 8 частей.

Богородские кузнецы Cемёновская матрёшка

 



Роспись. Работы из дерева часто расписывались красками. Расписывались прялки, ковши, чашки, ложки, чарки, сундуки, шкатулки, мебель. Широко известны федоскинская, палехская, хохломская, волховская, мезенская, мстерская росписи по дереву.

 

На севере Прикамья и Зауралья также бытовала роспись по дереву, в том числе и домовая. Расписывали стены, потолки, припечные доски, шкафы. В росписи предпочитали изображать цветы, кусты с распустившимися листьями, гирлянды, «райских птиц», круги, символизирующие Солнце. Ярким явлением в росписи Среднего Урала стала обвинская роспись Пермского края. Она схожа с Урало-Сибирской, в ней специфических приемов немного, но они очень яркие.

 

Для Шадринской декоративной росписи характерен яркий и контрастный фон. Каждый изображённый элемент имел своё значение: цветы – символ взрослого начала; цветочный бутон – детский символ; листья – символ плодородия; птица – символ счастливой жизни. Жизнерадостные цвета и необычный орнамент привлекали внимание, создавали хорошее праздничное настроение, добавляли цвет и краски в долгую и серую уральскую зиму. Шадринская роспись пользовалась огромным успехом, изделия расходились по всей России.

Мастерская шадринской художественной росписи Юрия Кислицына, 2014 

 



 

Отдельный вид промысла был связан с изготовлением предметов из березовой коры – бересты. Из неё делали туески, короба, корзины, солонки, обувь. Некоторые изделия теснили, расписывали, украшали.


Шадринского мастера Владимира Махнюка знает весь мир, его берестяные изделия выставлялись не только в России, но и в Шанхае, Париже, в Саудовской Аравии и в США.

 



 

Плетение из лозы – это старинное ремесло, которое широко бытовало как в России, так и в Шадринском крае. Из лозы изготовлялись нехитрые бытовые предметы: корзины для грибов, снасти для ловли рыбы, гусиные гнезда и прочие полезные в хозяйстве вещи. Из нее и сегодня плетут множество изделий, подходящих для современного интерьера: вазы для букетов и блюда для фруктов, рамы для зеркал и абажуры для настольных ламп, ширмы, мебель и детские игрушки.

Работа мастера лозоплетения В.И. Струнина (1938–2015), Шадринск 

 



 

Металл. Железо было известно еще нашим предкам – славянам. Уже в XI веке кузнечное ремесло получило большее распространение, изготавливали мечи, замки и ключи, топоры и ножи, гвозди и иглы, котлы, гири и многое другое.

Прославили кузнечное дело и навеки включили его в народные промыслы оружейные столицы России – города Тула и Златоуст. Например, златоустовская гравюра родилась в начале XIX века как искусство украшения холодного оружия и превратилась в уникальный вид декоративно-прикладного искусства. Русские мастера Иван Бушуев, Пётр Тележников, Ефим Бушуев, Иван Бояршинов стали мастерами техники художественного убранства металла. Произведения искусства, созданные этими художниками-гравёрами, украшают залы ведущих музеев России.

Сегодня в Златоусте несколько десятков художественных мастерских, которые производят авторское украшенное холодное оружие, разнообразную посуду, наборы для охотников, предметы сервировки стола и украшения интерьера.

 

Уже более двух веков производят чугунные изделия и предметы на заводах в городах Касли и Куса. Знаменитое каслинское литье представляет собой известный русский промысел, заключающийся в изготовлении скульптур, предметов декоративно-прикладного характера, а также архитектурных сооружений из чугунных элементов.

Каслинские мастера прославились на весь мир. С конца XVIII века их работы были популярны в странах Европы и Азии. В начале ХХ века на Всемирной выставке в Париже продукция Каслинского завода была высоко оценена экспертами и получила большую золотую медаль «Гран-при».

 

Роспись по металлу. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Особым явлением стала декоративная роспись по металлу. Многим знакомы великоустюжский мороз по жести, ростовская финифть, жостовский и нижнетагильский подносы.

Нужно отметить, что именно тагильский промысел является родоначальником удивительного по красоте и самобытности подносного производства. Одним из основателей лаковой росписи по металлу считается Андрей Степанович Худояров, создавший рецепт необычайно прозрачного и стойкого «хрустального» лака. В скором времени тагильские («сибирские») подносы заняли прочные позиции на российских ярмарках и даже вывозились на экспорт за границу.

Отличительной особенностью тагильского подносного письма, является то, что цветы в композиции располагаются свободно, не перекрывая друг друга, в нём нет многослойной техники письма, они пишутся за один прием.

Жостовские мастера переняли опыт художников из Нижнего Тагила, но создали свой стиль. Классический фон жостовского подноса – черный, иногда красный, синий, зелёный, серебряный, основной мотив росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Кроме цветочной росписи на тагильских и жостовских подносах изображались жанровые сцены и пейзажи. В Нижнем Тагиле – сцены на античные сюжеты, в Жостове – чаепития, катания на тройках. Но основное отличие в производстве изделий было то, что на Урале подносы всегда были металлические, жостовские – из папье-маше.

Тагильские и жостовские подносы

 

Уральские художественные промыслы описаны в сказках П.П. Бажова «Чугунная бабушка» – о каслинцах, «Хрустальный лак» – о лаке, которым покрывали нижнетагильские подносы.

 


 

 

Колокололитейный промысел. Нигде в мире колокола не достигли такого совершенства и разнообразия, как в России. Русские колокола – лучшие не только по своей форме и искусству исполнения, но и по интересным решениям. Из 12 крупнейших колоколов мира шесть были отлиты в России, три из них не были превзойдены никем. 

В 1914 году в России насчитывалось около 20 колокольных заводов. На Урале колокола начали отливать в начале XVIII века в Невьянском заводе.

 

Было колокололитейное производство и в Шадринске. Его основал в тогда еще деревне Осеевой в 1819 году купец третьей гильдии Григорий Шишкин. Предприятие действовало до 1920-х годов. Шишкинские колокола отливали для церквей и монастырей Пермской, Тобольской, Екатеринбургской и Оренбургской епархий, для Войсковой казачьей церкви в Омске, Далматовского Успенского монастыря. Один из колоколов хранится в Шадринском краеведческом музее им. В.П. Бирюкова.

 

Дужные (ямские) колокольчики, как сигнальные устройства в гужевой езде были более примитивны и отличны от больших колоколов. Центрами дужно-колокольного литья за Уралом были Суксун, Кунгур и Тюмень. До наших дней дошло небольшое количество кунгурских колокольчиков.

Известны колокольчики так называемой «шадринской» формы. Отличаются они особым пояском. На обрезе юбки вдавленными буквами значилось – «Шадринский фасонъ». Отливал такие колокольчики в городе Шадринске мастер Василий Поднебеснов, а позднее мастер Е.С. Клюиков.

 

Невозможно не упомянуть об уникальном предмете, аналогов которому в мире нет – самоваре. Самоварное дело родилось на Урале, где активно добывали металл – медь и латунь. В документах 1740 года сообщается о 16-ти фунтовом медном самоваре, произведенном в посёлке Суксун Пермского края.

Постепенно производство перекочевало в Тулу, где были лучшие мастера в обработке металла, да и сбыт продукции шел через крупные города. Тульские самовары производились из латуни, меди и продавались на вес. Форма их была порой весьма причудливой. Сегодня знаменитые тульские самовары продолжают выпускать на заводе «Штамп».


Тульские самовары 

 



 

Камнерезный и ювелирный промыслы. Ювелирное искусство – это вид декоративно-прикладного искусства, связанный с изготовлением художественных украшений, предметов быта из драгоценных и других металлов, часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, выполненных с особым мастерством и изысканностью. 

Ювелирный промысел развивался на основе металлообрабатывающих промыслов: литье, ковка, чеканка, тиснение, позолота, инкрустация, волочение проволоки, филигрань, зернь. Например, из бронницкого промысла по изготовлению кольчуг и доспехов родилась ювелирная фабрика по выпуску украшений: цепочек, колье, браслетов.

В XVIII веке на Урале были открыты уникальные месторождения самоцветов. Это стало толчком к развитию камнерезного и ювелирного дела в стране. Стали создаваться гранильные фабрики, а Южный Урал стал одним из мировых центров камнерезного промысла. Уральская огранка камня до сих пор ценится во всем мире, а изделия из малахита, яшмы, мрамора служат образцами в мировом искусстве.

XIX век стал временем расцвета ювелирного дела. Этот период прославлен именами крупнейших ювелиров, основавших собственные фирмы мирового значения: Фаберже, Болин, Грачёвы, Сазиковы. Их изделия отличались фантазией, роскошью, высоким качеством художественного исполнения. Но уже XX век практически свёл на нет все прежние достижения. Ювелирное дело перешло на производство однотипных изделий.

  



 

Резьба по кости. Искусство резьбы по кости возникло еще в те времена, когда наши предки делали из бивней мамонтов иглы и наконечники для стрел. Со временем косторезное дело превратилось в высокохудожественное производство. В Западной Европе резные костяные изделия носили название «резьба руссов».

Богатая и славная история у холмогорской косторезной школы. Ещё в XVII веке холмогорские косторезы Указом царя Алексея Михайловича были приглашены в Москву для работы в Оружейной Палате.

Косторезный промысел практикуют до сих пор на Чукотке (поселок Уэлен). Он основан на древних культурных традициях эскимосов и чукчей. Здесь создается гравюра и скульптурная резьба на моржовых клыках. Тончайшая работа, выразительные фигурки зверей, людей и сказочных существ – чукотская резная кость считается одной из самых впечатляющих.


Моржовая кость – прекрасный материал для изготовления шахмат

 

 

Народные промыслы, соединив ремесло с художественным творчеством и мастерством многих поколений народных умельцев, стали традиционными, а изделия народных промыслов востребованными до настоящего времени.

 

 

Использованная литература

 

  1. Калганов, В. Колокола. Колокольчики / Вячеслав Калганов. – Шадринск : ПО Исеть, 2004. – 86 с. – Текст : непосредственный.
  2. Курганские ремесленники / [МБУ «ЦБС г. Кургана» ; под редакцией А. В. Кислицына ; редколлегия: О. Г. Ерофеева, А. С. Жарова ; художник С. Б. Никишина]. – Курган : Нафаня, 2013. – 16 с. – (Детям о Кургане ; кн. 3). – Текст : непосредственный.
  3. Чагин, Г. Н. Народы и культуры Урала в XIX–XX вв. / Г. Н. Чагин. – Екатеринбург : Сократ, 2002. – 296 с. – Текст : непосредственный.
  4. Шайхтдинова, Н. Деревянная резьба Тюмени / Неля Шайхтдинова ; фотосъёмка А. В. Свердлов. – Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 1997. – 156 с. – Текст : непосредственный.
  5. Волшебный чугун / М. И. Зуева. – Текст : непосредственный // Избранные статьи по искусствоведению / составитель и редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 2011. – С. 31–32.
  6. Деревянная резьба / М. И. Зуева. – Текст : непосредственный // Избранные статьи по искусствоведению / составитель и редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 2011. – С. 17–18.
  7. И флейты водосточных труб / М. И. Зуева. – Текст : непосредственный // Избранные статьи по искусствоведению / составитель и редактор С. Б. Борисов. – Шадринск, 2011. – С. 23–24.
  8. Народное искусство и народные художественные промыслы / С. Б. Рождественская. – Текст : непосредственный // Русские / ответственные редакторы В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. – Москва, 1999. – С. 773–793.
  9. Центры традиционных народных промыслов России / Н. В. Ягодинская, С. А. Малышкин. – Текст : непосредственный // Ягодинская, Н. Культурно-исторические центры России / Н. В. Ягодинская, С. А. Малышкин.. – Москва, 2009. – С. 250–268.

 

 

Подготовила О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела

Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

 


1-07-2022

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru