ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
Временные правила пользования библиотеками
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Центральная библиотека
им. А.Н. Зырянова

Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

2022 – год культурного наследия народов России
 

 

Русские ценности

 



Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

А. Суворов

 

Одной из форм нематериального культурного наследия народов России является празднично-обрядовая культура. К празднично-обрядовой культуре относятся не только традиции, обряды, обычаи, праздники, но и мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие нацию, её самобытность, уникальность, её социальную и духовную особенность.

 

 

Давно известно, что русский народ не похож ни на европейцев, ни на азиатов. Русские самобытны, у них собственный менталитет и собственная система ценностей.

Ценностями называют социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о мире, своём месте в нём, людских добродетелях и пороках, поступках и поведении людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.

Что же представляют из себя русские ценности и откуда они берут своё начало?

 

Цельность нравственности русских людей определялась православной верой. Ф.М. Достоевский говорил: «Всё, чего ищет русский народ, заключается для него в Православии – в одном Православии и правда и спасение народа русского».

К вере восходили все оценки и утверждения в области нравственности. «Креста на тебе нет» – говорили человеку, совершившему бессовестный поступок. «Живёт по-божески» – говорили о тех, кто был совестлив и милосерден.

Вера, как и язык, объединяла и продолжает объединять русский народ в единое целое, в единую общность, живущую с Богом в душе.

 

Соборность (коллективизм). Исторически сложилось, что развитие русского народа, русского государства и русской культуры были заложены в системе ценностей земледельческой крестьянской общины, или как раньше говорили «мир».

Потребность существовать вместе со своим «миром» – одна из ярчайших черт русского народа. Русский человек привык рассчитывать и надеяться на поддержку своего «мира», своей общины и «мир» направлял людей для помощи больным, вдовам или сиротам, помогал погорельцам, нищим и странствующим

Русский человек – это соборный человек, цели и интересы коллектива он всегда ставит выше личных интересов.

 

Государственность. Русские как этнос существуют более тысячи лет, и большую часть этого времени они были государствообразующей нацией, ядром российской государственности, сплачивающей все другие народы России.

Значительную часть своей истории русское государство формировались в условиях военного противостояния (за всю историю России на каждые два года войны приходится один год мира!), что всегда заставляло пренебрегать интересами отдельных людей ради сохранения народа в целом. Именно поэтому русские являются государственным народом, то есть таким народом, который умеет формировать что-то общее. В любом общем деле русский легко ставит общие ценности выше личных.

Индивидуализм у русских очень сложно реализуем. Это связано с земледельческой крестьянской общиной. Все её члены наделялись равными наделами, поскольку индивидуальное хозяйство часто гибло под ударами стихии. Если равенство, а не индивидуальная свобода являлось благом для личности, то равенство могло быть обеспечено только государством. Отсюда традиция подчинённости государству.

Русской соборности был свойственен образ вождя, сочетающий единоначалие и народное доверие. Единоличный вождь всегда был символом сильного русского государства.

Но русские всегда рассматривали власть как нечто против народа, а не для народа. К закону русские относились как к чему-то навязанному. Благотворительность и сочувствие всегда превосходили закон по важности. Например, было принято оставлять на ночь за порогом ломоть хлеба и кружку молока – на случай, если мимо пойдёт беглый каторжник.

Обязанности человека по отношению к власти всегда были безусловными, а права личности – никогда, поэтому борьба за них представлялась делом безнадёжным. Получение этих прав русские видели только в ниспровержении власти.

 

В социальном равенстве крестьянской общины родилась такая русская национальная черта, как справедливость. Без её понимания и воплощения невозможна жизнь в коллективе.

На Руси всегда жили по совести. Человек, который затаил обиду и собирается мстить за неё, не встречал сочувствия. «Мщения русский народ почти на понимает», – писал этнограф XIX века С.Я. Дерунов. Зато у русских есть обычай просить прощение как внутри семьи, так и в общине. Не случайно, последнее воскресенье перед Великим постом получило название «прощёного дня».

 

Нестяжательство. Отношение к деньгам. Общество, основанное на идеях равенства и справедливости, не могло утвердить богатство как ценность. Для западного человека главное – деньги и материальное благополучие. Но не для русского. Стремление к материальному благополучию и жизненный прагматизм внутренне не присущи русским.

У русских грехом считалось алчное стремление к безграничному увеличению богатства. Просто став богатым нельзя было заслужить уважение русской общины. Русский презирает тех, кто имеет больше, чем заслужил. В тоже время человека, заработавшего своё состояние в поте лица, русский уважает.

 

Однако, русское отношение к труду очень своеобразно. Всем хорошо известна поговорка «Работа не волк, в лес не убежит», из которой следует, что в системе русских ценностей труд занимает подчиненное место. Русский работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, ему свойственны наплевательство и разгильдяйство. Эту черту связывают с огромными просторами русской земли, неисчерпаемостью ее богатств.

Трудолюбие русских проявляется в честном и ответственном исполнении своих трудовых обязанностей, но не подразумевает инициативности, стремления выделиться из коллектива. Трудолюбие носит азартный, авральный характер мобилизации всех сил для выполнения трудовой задачи. А потом происходит спад. Размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило.

 

Честь и достоинство. Ещё до отмены крепостного права А.С. Пушкин писал о русском крестьянине: «…есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи?». Н.В. Гоголь о внутреннем такте и манере поведения писал: «Крестьянин наш умеет говорить со всеми себя высшими, даже царём, так свободно, как никто из нас, и ни одним словом не покажет неприличия…»

Понятие чести у русских включало: для мужчин – отсутствие оснований для оскорблений, и умение ответить на незаслуженное поношение; для девушек – чистоту; для женщин – отсутствие измен.

Понятие чести соединялось у русских людей прежде всего с сознанием честного выполнения своего долга – в труде, исполнении данных обязательств. О чести и достоинстве, твёрдом слове есть множество пословиц: «Разум, совесть, да честь – лучшее, что у человека есть», «Бесчестье хуже смерти», «Бедный молодец честью богат», «Не давшись слова крепись, а давши держись».

 

Ценности русской культуры указывают на ее устремленность к некоему высшему смыслу. Для русского человека нет ничего более волнующего, чем поиски этого смысла, идеала. Ради этого оставляли дом, семью, становились отшельниками или юродивыми (и те, и другие были весьма почитаемы на Руси).

Именно вера в идеал позволяла человеку вырваться за пределы обыденности, вынести всю тяжесть реальности. Вера в идеал стала особой чертой русского характера – терпения.

 

Терпение и страдание. Это важнейшие ценности для русского человека наряду с самоограничением и воздержанием, жертвованием собой в пользу другого. Русский вытерпит многое, если будет знать, зачем это нужно.

В русском понимании мир движется вперед только посредством жертв, терпения и самоограничения: «Всякое дело терпением одолеть можно». Личностным страданием русский завоевывает личную внутреннюю свободу: «Долготерпение приносит благословение».

 

Самоотверженность. Подвиг. Презрение к смерти, возможность погибнуть ради чего-то очень важного уходит корнями в готовность терпеть и страдать.

Подвиг у русских – это не личное геройство, он всегда должен быть направлен «вне человека»: смерть за свое Отечество и Родину, «подвиг за други своя». Бессмертную славу получали люди, жертвовавшие собой ради других на глазах у своей общины: «На миру и смерть красна».

В основе русского ратного подвига, самоотверженности русского солдата всегда лежало презрение к смерти: «Тот побеждает, кто смерть презирает», а уж потом – ненависть к врагу: «Бей врага не в бровь, а в глаз – таков народа наказ», «Врага обратить вспять – еще не благодать; врага растоптать – вот то благодать».

Перечисленные ценности противоречивы: русский одновременно мог быть храбрецом на поле боя и трусом в гражданской жизни; мог быть предан государю и одновременно грабить царскую казну; мог быть послушен власти, но в нём жило вечное стремление к бунту. Очевидно, это позволило всем исследователям говорить о «загадочной русской душе», широте русского характера, о том, что «умом Россию не понять».

 

Однако, русские ценности уже не являются такими незыблемыми, как раньше. Ценностями современного общества становятся потребление, нажива, развлечения и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека.

Да, ценности разрушаются. Но до их окончательного отмирания ещё далеко. Для того чтобы оставаться русскими нам нужно не забывать свои традиции, истинные ценности и моральные устои, доставшиеся нам от наших предков.

 

Использованная литература:

 

  • Место общины в сознании крестьян. – Текст : непосредственный // История культуры Южного Зауралья : монография / автор проекта и ответственный редактор В. В. Подливалов. – Курган, 2005. – Т. 1 : Становление древних цивилизаций. Феодальный и капиталистический периоды. – С. 239–242.
  • Национальный характер и менталитет / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. – Текст : непосредственный // Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2000. – С.134–150.
  • Русские / Г. Н. Чагин. – Текст : непосредственный // Народы и культуры Урала в XIX–XX вв. : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Г. Н. Чагин. – Екатеринбург, 2002. – С. 35–120.
  • Русский национальный характер и менталитет / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. – Текст : непосредственный // Этнопедагогика и этнопсихология / В. С. Кукушкин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 207–233.
  • Традиционный нравственный идеал и вера / М. М. Громыко. – Текст : непосредственный // Русские : научное издание / ответственные редакторы В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. – Москва, 1999. – С. 653–685.

 

Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф

методико-библиографического отдела

Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова

 

9-06-2022

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Россия - без жестокости к детям!
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru