В игре, да в попутье людей узнают
Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. Сухомлинский
Одной из форм нематериального культурного наследия народов России является празднично-обрядовая культура. К празднично-обрядовой культуре относятся народные игры и забавы.
Игровая культура – явление многозначное. Народная игра отражает конкретные формы жизнедеятельности людей, в ней на всем протяжении исторического развития этноса проявляются и фиксируются важнейшие характеристики нации, общественные преобразования, конкретный для данного народа жизненный уклад, особенности мировоззрения, степень культурного развития, культурные межнациональные связи.
Примером могут стать народные игры народов Кавказа. Экономика, культура и быт кавказских народов во многом схожи. Много общего и в игровой культуре, которая служила средством физического и духовного развития личности, укрепления здоровья и отдыха людей, подготовки их к труду, обороне и активной жизни в суровых условиях гор.
У чеченского и ингушского народа много игр, имитирующих традиционные занятия: уборку урожая, стрижку овец, приготовление сыра.
В играх народов Кавказа много единоборств, упражнений, связанных с физической силой. Особенности геополитических условий диктовали необходимость с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства. В этом регионе сохранились силовые игры с сюжетами военного характера, представленные в аллегорическом виде. Так, только в Дагестане насчитывается более восьми вариантов борьбы. Своеобразием отличаются игры в Северной Осетии, которые продолжаются иногда от трех до пяти дней.
Игровая культура чувашского народа разнообразна и самобытна. Существуют игры, которые не встречаются у других народов. Большинство игр носит групповой характер и связаны с имитацией трудовых операций.
Игры и праздники рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания подрастающего поколения, поэтому у чувашского народа много игр для детей.
Народные игры имели не только воспитательное значение, они требовали от участников физических усилий, а ещё ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости.
Спортивные игры являются наиболее полезными из всех, ибо их спецификой является тренировка физических способностей. Известны игры «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».
К спортивным играм можно отнести игровую культуру финно-угорских народов. Большинство игр проводятся в зимнее время года на льду с использованием инвентаря, изготовленного из дерева.
Для народов Севера России характерны игры на выносливость.
В Табанин. Мужские забавы
На протяжении многих столетий народные игры были частью повседневной жизни и главным весельем в праздниках и гуляньях.
Русские народные игры отличались большим разнообразием. Их можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Поводырь»).
|
|
В. Маковский. Игра в бабки
|
Г. Травников. Лапта – игра весенняя
|
Среди русских игр есть производственные: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. К образцу скотоводческих игр можно отнести очень популярную детскую игру «Гуси–лебеди».
Бытовые игры делятся на: общественные и семейные. Семейные – на: девичьи, любовные, женитьбу и семью. Сюжет общественных игр воспроизводит определенные исторические события, сражения.
Игровая культура народов Урала изучена мало. Уральские игры подразделяются на развлекательные, не связанные с трудовыми и обрядовыми процессами и праздничные, связанные с общественными и семейными торжествами.
Развлекательные – «Горелки», «Бабки», «Силен-волен на городу стоит» («Царь горы»). К ним можно отнести игру «Уральский мяч» – своеобразный вид лапты. «Катание по шестам» было широко распространено во многих местах Среднего Урала. Устраивали его не только русские, но и другие народы.
Игры могли относиться к обрядности. Среди таких игр можно назвать «Медведь в гостях» (обряжали человека в медведя, он плясал и всех веселил). «Покойники»: в этой игре воплощалась мысль о возрождении. В деревнях Зауралья играли в «Гусар»: нарядно одетых парней заставляли выполнять различные команды и за это давали угощения.
Среди обрядовых игр практически отсутствуют игры с пищевыми продуктами. Играли лишь с тем, что осталось после приготовления пищи – костями, черепками от разбитой посуды, угольками и золой из печи. Исключением стало яйцо. В традиции славянских народов существует огромное количество представлений о магических возможностях и ритуальном значении яйца.
Игры с яйцами – это первые игры после Великого поста, когда вообще было не принято играть. Позднее на улицу «выйдут» лапта, шаровки, городки. Настанет время качелей, хороводов, гуляний.
Самая простая игра с яйцами, сохранившаяся по сей день – когда двое берут по яйцу и ударяют ими друг о друга. Проигрывает тот, у кого яйцо разбилось. Удачливый игрок мог выиграть не один десяток яиц (в Тавдинском районе сметливые парни отлили свинцовое яйцо, покрасили его и насобирали целое ведро яиц).
Существовал вид игр, связанных с катанием яиц. В катании соревновались мужчины и ребятишки, женщины чаще были зрителями.
|
|
Катание яиц на Пасху
Праздничная открытка
|
Ф. Сычков. Игры на Пасху
|
Отличие всех русских игр и национальных игрищ в том, что в них проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству и задорности. Практически каждая из русских игр имеет свой смысл, свою поэзию и эстетику.
Многие народные игры и развлечения забыты, но их всё чаще включают в народные праздники.
Использованная литература
- Бобрихин, А. А. К символическому истолкованию весенних игр с яйцами / А. А. Бобрихин. – Текст : непосредственный // Традиционная культура Урала : альманах / А. А. Бобрихин, О. Б. Ворончихина, В. В. Липина [и др.]. – Екатеринбург, 2004. – С. 170–178.
- Игры и развлечения / Г. Н. Чагин. – Текст : непосредственный // Народы и культуры Урала в XIX–XX вв. : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Г. Н. Чагин. – Екатеринбург, 2002. – С. 101–108.
- Лягинскова, О. Б. Весенние игры с яйцами / О. Б. Лягинскова. – Текст : непосредственный // Традиционная культура Урала : альманах / А. А. Бобрихин, О. Б. Ворончихина, В. В. Липина [и др.]. – Екатеринбург, 2004. – С. 178–183.
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.
Игра – это искра,
зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. Сухомлинский
Одной из форм нематериального культурного наследия народов России является празднично-обрядовая культура. К празднично-обрядовой культуре относятся народные игры и забавы.
Игровая культура – явление многозначное. Народная игра отражает конкретные формы жизнедеятельности людей, в ней на всем протяжении исторического развития этноса проявляются и фиксируются важнейшие характеристики нации, общественные преобразования, конкретный для данного народа жизненный уклад, особенности мировоззрения, степень культурного развития, культурные межнациональные связи.
Примером могут стать народные игры народов Кавказа. Экономика, культура и быт кавказских народов во многом схожи. Много общего и в игровой культуре, которая служила средством физического и духовного развития личности, укрепления здоровья и отдыха людей, подготовки их к труду, обороне и активной жизни в суровых условиях гор.
У чеченского и ингушского народа много игр, имитирующих традиционные занятия: уборку урожая, стрижку овец, приготовление сыра.
В играх народов Кавказа много единоборств, упражнений, связанных с физической силой. Особенности геополитических условий диктовали необходимость с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства. В этом регионе сохранились силовые игры с сюжетами военного характера, представленные в аллегорическом виде. Так, только в Дагестане насчитывается более восьми вариантов борьбы. Своеобразием отличаются игры в Северной Осетии, которые продолжаются иногда от трех до пяти дней.
Игровая культура чувашского народа разнообразна и самобытна. Существуют игры, которые не встречаются у других народов. Большинство игр носит групповой характер и связаны с имитацией трудовых операций.
Игры и праздники рассматривались народом как важнейшие факторы воспитания подрастающего поколения, поэтому у чувашского народа много игр для детей.
Народные игры имели не только воспитательное значение, они требовали от участников физических усилий, а ещё ума, ловкости, хитрости, присутствия духа в любой ситуации, неутомимости и настойчивости.
Спортивные игры являются наиболее полезными из всех, ибо их спецификой является тренировка физических способностей. Известны игры «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната».
К спортивным играм можно отнести игровую культуру финно-угорских народов. Большинство игр проводятся в зимнее время года на льду с использованием инвентаря, изготовленного из дерева.
Для народов Севера России характерны игры на выносливость.
В Табанин. Мужские забавы
На протяжении многих столетий народные игры были частью повседневной жизни и главным весельем в праздниках и гуляньях.
Русские народные игры отличались большим разнообразием. Их можно условно поделить на мужские («Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские («Ладушки», «Сорока-ворона»), коллективные («Горелки», «Прятки», «Ручеек», «Поводырь»).
|
|
В. Маковский. Игра в бабки
|
Г. Травников. Лапта – игра весенняя
|
Среди русских игр есть производственные: охотничьи, скотоводческие и земледельческие. К образцу скотоводческих игр можно отнести очень популярную детскую игру «Гуси–лебеди».
Бытовые игры делятся на: общественные и семейные. Семейные – на: девичьи, любовные, женитьбу и семью. Сюжет общественных игр воспроизводит определенные исторические события, сражения.
Игровая культура народов Урала изучена мало. Уральские игры подразделяются на развлекательные, не связанные с трудовыми и обрядовыми процессами и праздничные, связанные с общественными и семейными торжествами.
Развлекательные – «Горелки», «Бабки», «Силен-волен на городу стоит» («Царь горы»). К ним можно отнести игру «Уральский мяч» – своеобразный вид лапты. «Катание по шестам» было широко распространено во многих местах Среднего Урала. Устраивали его не только русские, но и другие народы.
Игры могли относиться к обрядности. Среди таких игр можно назвать «Медведь в гостях» (обряжали человека в медведя, он плясал и всех веселил). «Покойники»: в этой игре воплощалась мысль о возрождении. В деревнях Зауралья играли в «Гусар»: нарядно одетых парней заставляли выполнять различные команды и за это давали угощения.
Среди обрядовых игр практически отсутствуют игры с пищевыми продуктами. Играли лишь с тем, что осталось после приготовления пищи – костями, черепками от разбитой посуды, угольками и золой из печи. Исключением стало яйцо. В традиции славянских народов существует огромное количество представлений о магических возможностях и ритуальном значении яйца.
Игры с яйцами – это первые игры после Великого поста, когда вообще было не принято играть. Позднее на улицу «выйдут» лапта, шаровки, городки. Настанет время качелей, хороводов, гуляний.
Самая простая игра с яйцами, сохранившаяся по сей день – когда двое берут по яйцу и ударяют ими друг о друга. Проигрывает тот, у кого яйцо разбилось. Удачливый игрок мог выиграть не один десяток яиц (в Тавдинском районе сметливые парни отлили свинцовое яйцо, покрасили его и насобирали целое ведро яиц).
Существовал вид игр, связанных с катанием яиц. В катании соревновались мужчины и ребятишки, женщины чаще были зрителями.
|
|
Катание яиц на Пасху
Праздничная открытка
|
Ф. Сычков. Игры на Пасху
|
Отличие всех русских игр и национальных игрищ в том, что в них проглядывает исконная любовь русского человека к веселью и движениям, к удальству и задорности. Практически каждая из русских игр имеет свой смысл, свою поэзию и эстетику.
Многие народные игры и развлечения забыты, но их всё чаще включают в народные праздники.
Использованная литература
Бобрихин, А. А. К символическому истолкованию весенних игр с яйцами / А. А. Бобрихин. – Текст : непосредственный // Традиционная культура Урала : альманах / А. А. Бобрихин, О. Б. Ворончихина, В. В. Липина [и др.]. – Екатеринбург, 2004. – С. 170–178.
Игры и развлечения / Г. Н. Чагин. – Текст : непосредственный // Народы и культуры Урала в XIX–XX вв. : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Г. Н. Чагин. – Екатеринбург, 2002. – С. 101–108.
Лягинскова, О. Б. Весенние игры с яйцами / О. Б. Лягинскова. – Текст : непосредственный // Традиционная культура Урала : альманах / А. А. Бобрихин, О. Б. Ворончихина, В. В. Липина [и др.]. – Екатеринбург, 2004. – С. 178–183.
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.