Если говорить о форме, – прообразом всех искусств
является искусство музыканта.
Если говорить о чувстве – искусство актера.
О. Уайльд
Как известно, частью нематериального культурного наследия народов России является исполнительское искусство – песни, танцы, музыкально-инструментальное исполнение, театр, цирк и сказительство.
Народный театр, цирк и сказительство можно отнести к зрелищно-игровому искусству.
Народный театр – традиционное драматическое творчество народа, органически связанное с устным народным творчеством. Народный театр ведет своё начало от балагана, райка, театра Петрушки, вертепа, народной пьесы, народной драмы.
Становление зрелищных видов искусства началось с народных гуляний, где были популярны игры ряженых. Рядились в старика, старуху, в животных, чаще в медведя и козу, мужчина переодевался в женскую одежду и наоборот. Костюмы ряженых, а также разыгрываемые ими сценки, передавались из поколения в поколение.
Организацию народного театра связывают и с выступлениями скоморохов – известных потешников, шутов, балагуров. Слово «скоморох» пришло на Русь в XI веке вместе с переводами греческих текстов на древнеславянский язык. Хотя у русских к этому времени уже существовало много равнозначных слов: «игрец», «глумец», «глумотворец», «прелестник», «смехотворец». Даже в пословицах, с виду иронически относящихся к скоморохам, слышится расположение к ним народа: «Бог дал попа, а черт –скомороха».
М. Щрилев. Скоморохи
На Руси бытовало три вида кукольного театра: театр марионеток (где куклы управлялись с помощью ниток. Широкого распространения он не получил), театр Петрушки с перчаточными куклами (куклы надевались на пальцы кукольника) и вертеп (в нем куклы неподвижно закреплялись на стержнях и передвигались по прорезям в ящиках. Был распространен в основном в Сибири и на юге России).
Главным персонажем особо популярного в России театра Петрушки (именовался также как Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, а на юге – Ваня, Ванька, Рататуй, Ру-тютю) была кукла. Декораций театр Петрушки не знал, он состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами и мелкой бутафории. Кукольник в сопровождении шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления.
П. Литвиненко. Петрушка. 1914
У казахов существовало своё национальное кукольное представление – ортеке, где героем был горный козёл. Искусство ортеке – представление, где объединялись музыка, танец и кукольный театр. Ортеке увлекались как дети, так и взрослые. Это было и обрядом, и забавой.
Уже в XI веке дело бродячих артистов процветало и имело успех. Кроме скоморошничества развивались и пользовались популярностью балаганы. Слово «балаган» произошло от персидского слова, означавшего «балкон», «комната». Так называли легкие постройки для торговли на ярмарках. Позднее балаганами стали называть не только сооружения для бродячей труппы, но и само действие.
Представления балаганов были самыми разноплановыми: здесь можно было встретить и дрессированных зверей, и рукопашные бои, и сатирические сценки, а также танцоров, жонглеров и акробатов, демонстрацию бородатых женщин и людей с различными физическими уродствами. Балаганные выступления были началом цирковых представлений.
Чрезвычайно интересную страницу истории народного театрального и циркового искусства на Руси представляла медвежья потеха. Главный герой потехи – медведь смешил собравшийся народ своими действиями, которые сводились к пародированию поведения, манер и привычек людей.
В Семёнов. Скоморохи с медведем
Цирк представлял собой наиболее демократичный вид искусства, так как пользовался огромной популярностью среди всех возрастных и социальных категорий зрителей.
Происхождение цирка связано с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже – с основами рекламы. Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту.
Чревовещание идет от шаманов, свершавших культовое действо. Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями. Конный цирк – от гонок колесниц, а джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока. Искусство канатоходцев зародилось в среде ремесленников, занимающихся плетением канатов: чтобы продемонстрировать крепость своего изделия, мастера ходили и прыгали по канату, натянутому между двумя подставками.
С конца XVII века в России началась новая форма народного драматического искусства – народный театр. Пьесы народного театра нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.
По содержанию народные драмы можно разделить на три группы: героические – рассказы о бунтарях («Лодка», «Шлюпка», «Шайка разбойников», «Атаман Буря» и др.); историко-патриотические («Как француз Москву брал», «Царь Максимилиан», «О богатыре и русском воине» и др.); бытовые («Барин и Афонька», «Барин и приказчик», «Мнимый барин» и др.).
Чаще всего в народном театре ставили драмы «Царь Максимилиан» (существовало более 30 вариантов) и «Шайка разбойников». Иногда в «Шайку разбойников» включали драматические сценки из самостоятельно бытовавших пьес «Мнимый барин», «Афонька Малый и барин голый». В постановках использовались отрывки из пушкинских «Братьев-разбойников», а в «Царе Максимилиане» – из лермонтовского «Демона». Привлечение стихотворных отрывков из классических произведений русской литературы (кроме Пушкина и Лермонтова использовались Козлов, Огарев, Баратынский, Веневитинов) способствовало приобщению широких народных масс к «большой» литературе.
Актёры народного театра после спектакля. 1914
Дореволюционный Урал был мощным очагом бытования народных драм, ибо их бунтарские мотивы, вольнолюбивые идеалы отвечали запросам и потребностям борьбы трудящихся Урала против эксплуататоров.
Горнозаводской Урал скоро перенял увлечение народной драмой, а из уральских рабочих посёлков (заводов) драма перекочевала к уральскому и приуральскому крестьянству. Когда начальство запрещало публичное выступление, исполнители ходили по домам и там давали свои представления.
Помимо того, что народные драмы развлекали народ, они являлись сатирой на помещиков, полицию, купцов, попов, а также «богатых мужиков». Любопытно, что высмеивались не только русские, но и татарские купцы (диалогическая сценка «Татарский хозяин и работник»). И это было чертой, свойственной именно уральской народной драме.
О характере местных народных драм можно судить по немногим образцам, дошедшим до нас. Прежде всего это «Скоморошьи игрища», записанные И.С. Зайцевым в 1932 году в Саткинском районе Челябинской области. Появление и бытование этой драмы относится к эпохе крепостного права. Это злая сатира на беззакония, чинимые барами, а также на чиновно-бюрократический суд.
Сатирической сценкой является пантомима «Великий грех водку пить», которая разыгрывалась в с. Сосновском Ольховского района Курганской области (бывшего Шадринского уезда Пермской губернии). Это была язвительная издевка над монашеской распущенностью, прикрываемой маской святости и непогрешимости. Широко были распространены на Урале «масляничные указы», пришедшие из среды оренбургского казачьего войска.
«Шайку разбойников» ставили и на Урале. Несомненный интерес у зрителей вызывала романтическая сторона разбойничьей жизни с ее суровой и яркой экзотикой, опасностями, своеобразной патетикой. На Урале герои драмы часто связывались с именем Степана Разина, в текст вводились песни разинского цикла. Во многих местах Урала «Шайка разбойников» разыгрывалась с фигурой Ермака, особенно в пунктах, лежавших вблизи маршрута ермаковского похода (например, Ивдельский район, Свердловской области).
Постановки народных драм, охватившие к началу XX века буквально всю территорию Урала, стали сокращаться после революции 1905 года.
С приходом Советской власти профессиональный театр стал доступен для народа, это привело к отмиранию народных драм. Хотя в 1940–1950-х годах некоторые следы народных драм обнаруживались в детских играх.
В советское время были попытки возродить народную драму путем обновления ее современной тематикой. Например, в годы Великой Отечественной войны ленинградский поэт Николай Мерцальский, работавший на Урале, пытался: насытить традиционную «Шайку разбойников» актуальным современным содержанием. В результате появилась старая народная уральская драма на новый лад.
Театральные элементы всегда сопровождали исполнение произведений фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен. Сказочник не просто рассказывал, он разыгрывал сказку: изменял голос, жестикулировал, менял выражение лица. Фактически это была игра одного актера. Таких рассказчиков стали называть сказителями.
Русские народные сказители – не только мастера-исполнители, они – хранители русской старины, носители исторической памяти народа. Каждый из них был способен коснуться самого сокровенного в душе человека, изменить его изнутри. Недаром в прежние времена люди приходили к сказителям для исцеления, получения ответов на свои глубинные вопросы.
В русских деревнях сказителей всегда встречали с уважением, рады были принять на постой.
Сказительские традиции особенно сильны были на Русском Севере. Они сохранялись, постепенно угасая, до 1950–60‑х годов.
Мастера-сказители Т.Г. Рябинин (основатель сказительской династии) и В.П. Щеголёнок в 1871 были приглашены в Санкт-Петербург, где поразили аудиторию оригинальными напевами. В 1894 году былины с голоса И.Т. Рябинина были впервые записаны на фонограф.
Об одном из концертов сказительницы Марьи Дмитриевны Кривополеновой писал Борис Пастернак.
Композиторы с энтузиазмом отнеслись к открытию былин. Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский, Аренский ввели их в свои произведения.
Знаменитыми сказители русского Севера считаются Борис Шергин и Степан Писахов, уральским – Павел Бажов.
Известной уральской сказительницей была Клавдия Степановна Копысова. Её вариант «Шайки разбойников» был результатом индивидуального творчества сказительницы.
В Зауралье были сказители, в репертуаре которых состояли сказки для детской аудитории. Иногда это были всего 2–3 сказки, но в них сохранялись диалектные особенности речи. Такие сказки несложны, внимание концентрируется на нравственных качествах героя. Например, сказка «Про Филю и Улю», «Бабушка-задворенка», «Лиса и ремезок».
У башкирского населения Урала были свои сказители – сэсэны, а главным текстом чтения – эпический эпос «Урал батыр». Впервые «Урал батыр» был записан в 1910 году. До этого эпос, который считался и считается у башкир сакральным текстом, передавался из поколения в поколение устной традицией. К заучиванию сакрального текста допускались лишь посвященные сказители. В настоящее время проводятся ежегодные конкурсы чтецов «Урал батыра».
Большая часть татарских дастанов («Идегей», «Славная девушка Тукбика», «Тимер батыр», «Илдан и Гульдан») записаны из уст сказителей.
Таким образом, имея многовековую историю своего развития зрелищно-игровые виды народного искусства привели к рождению профессионального театрального, циркового, эстрадного искусства.
Использованная литература
Народный театр / составил В. П. Бирюков. – Текст : непосредственный // Урал в его живом слове : дореволюционный фольклор / собрал и составил В. П. Бирюков. – Свердловск, 1954. – С. 162–180. – Содержание : Шайка разбойников : [народная драма]. Масляничный указ. Великий грех водку пить : пантомима.
Тимофеев, В. П. Народная драма / В. П. Тимофеев. – Текст : непосредственный // Шадринский гусь, 1999 : краеведческий альманах / редактор А. М. Бритвин. – Шадринск, 1999. – С. 133–145.
Народная драма «Шайка разбойников». – Текст : непосредственный // Шадринский гусь, 1999 : краеведческий альманах / редактор А. М. Бритвин. – Шадринск, 1999. – С. 134–145.
О состоянии сказочной традиции шадринского края во второй половине XX века / В. Бекетова. – Текст : непосредственный // Сказки Шадринского края / составители В. Н. Бекетова, В. П. Тимофеев. – Шадринск, 2001. – С. 3.
Давыдов, Д. А Марья выбирает жениха из комсомольца и кулака : что и как играли театры в сельской местности в 1920-е годы / Денис Давыдов, Ольга Козлова. – Тескт : непосредственный // Родина. – 2017. – № 4. – С 127–130. – (Научная библиотека Родины).
Театрально-игровые формы фольклора. – Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru/151/teatralno-igrovye-formy-folklora/ (дата обращения: 01.04.2022).
Подготовила О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова