ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
Временные правила пользования библиотеками
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Центральная библиотека
им. А.Н. Зырянова

Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

2022 – год культурного наследия народов России
 

Родники народные 

 

 


Наука делает нас богами, искусство – людьми. 

А. Давидович

 

Как известно, частью нематериального культурного наследия народов России является исполнительское искусство – песни, танцы, музыкально-инструментальное исполнение, театр, цирк и сказительство.

Вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа – это музыкальный фольклор. Синоним музыкального фольклора – народная музыка.

В отличие от профессиональной музыки, музыкальный фольклор, как и любой жанр народного творчества, не знает авторства. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется.

 

 

С давних времён народ стремился выразить в музыке свои мысли, переживания, поэтому зарождение музыки относится к глубокой древности. Музыкальные инструменты применялись в военном деле как сигнальные (трубы, рога, набаты, барабаны, накры, флейты, бубны), в охотничьем деле и в пастушеском труде использовались рожки, дудки, волынки; для оповещения населения о важных событиях – колокола и набаты.

Инструментальная музыка имела место в светской культуре, а вот в церковь не допускалась, так как была связана с языческими ритуалами. Поэтому на протяжении нескольких веков велась борьба и с увеселениями, и с музыкальными инструментами, и с организаторами увеселений – скоморохами.

Среди скоморохов были актёры, плясуны, акробаты, дрессировщики, фокусники, жонглёры, певцы и сказители эпических произведений. Немало среди них было и музыкантов – игроков на домрах, гудках, трубах, бубнах, волынках, гуслях. Своими песнями, прибаутками скоморохи высмеивали пороки общества.

Борьба со скоморохами усилилась к середине ХVII века. Так в 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли… и всякие гудебные сосуды, … те бесовские сосуды вынимать и, изломав... жечь».

Так расправились не только со скоморошеством, но и с музыкальными инструментами: к концу ХVII столетия вышла из употребления домра, мало того – исчезли какие-либо упоминания о ней.

Со временем стали появляться другие народные музыкальные инструменты: к концу ХVII–началу ХVIII веков получили распространение балалайка и семиструнная гитара. Конец ХIХ века ознаменован рождением гармоники. Эти инструменты получили особую популярность в среде рабочих и оказали значительное влияние на развитие инструментального и вокального творчества народа.

 

Русская инструментальная музыка необычайно богата и разнообразна. Например, наигрыш. Это народная мелодия, исполняемая на музыкальном инструменте (струнном, духовом, гармонике). Может сопровождаться другими инструментами или пением (частушками). Широко известен наигрыш «Камаринская», представляющая собой ритмичный перепляс в сопровождении весёлых, шуточных частушек:

Русская культура хранит в себе множество самых необычных и завораживающих наигрышей: одни – резвые и живые, другие – протяжные и печальные, но каждый из них по-особенному красив и уникален.


Народные инструменты. Наигрыш

 

Музыкальная жизнь Уральского региона представлена музыкальной культурой татарских, башкирских, удмуртских, северных народов. В процессе колонизации Урала русскими начала формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России.


К концу XIX века на Урале существовали инструменты, как традиционно изготавливаемые: гудки (русские); кобыз (казахский); татарские гусля; дуда (белорусская); так и новомодные, но также производящиеся в крае: гармони, фисгармонии, гусли многострунные, гитары; так и привозимые на Урал: цитры, цимбалы, гитары, балалайки, домры, тамбуры, мандолины, бандуры украинские, колесные лиры.

В Нижнем Тагиле Фёдор Дмитриевич Перминов создал гармонь с собственной оригинальной конструкцией деки. Тагильская гармошка имела свой неповторимый нежный голос и звучала лучше знаменитых вятских тальянок.


Только на Урале (в Пермской, Оренбургской, Тобольской и частично Екатеринбургской губерниях) существовал музыкальный инструмент – уральская бандурка. Изобретена бандурка была под воздействием 7-струнной гитары, но имела 5 струн. Назначением бандурки в музыкальном быту было сопровождение танцев, а главным образом – аккомпанирование балалайке. Бандурка оказалась самым недолговечным музыкальным инструментом, так как существовала только с 30–40 годов XIX века до начала XX века.

 

 

Профессиональная русская исполнительская культура берёт своё начало с православного хорового пения. Мастерству многоголосного пения а’сарpеllа служители культа обучались в монастырях, храмах, позже в духовных училищах и семинариях. Пение являлось обязательным предметом церковно-приходских школ и начальных училищ.

В народном музыкальном творчестве основным исполнительским жанром была песня. Песня звучала во время работы и отдыха. Синтез слова, мелодии и переживания изливался из глубин русского сердца, волновал и бередил душу.

 

Народные песни разнообразны по своему содержанию: эпос (рассказывается какая-нибудь история), лирика (основной упор полагается на чувства) и драма (исполняется какое-либо действие).


Проще всего различать песни по признаку, где и когда они используются. По нему русские песни делятся на:


1. Песни, связанные с календарём, календарными праздниками и обрядами (закликание и встреча весны, весенние и летние хороводы, песни жатвенной страды и сенокоса, колядки и песни-гадания, маслиничные песни).


2. Песни, которые связаны с различными событиями в личной и семейной жизни людей (песни на рождение ребёнка, крестильные песни, колыбельные, детские игровые хороводы, величальные и свадебные, рекрутские песни, похоронные плачи, поминальные молитвы, духовные стихи).


3. Эпические песенные жанры (былина, сказ, скоморошины и небылицы, баллады, исторические песни).


4. Лирические песни (песни о любви – счастливой и неразделённой, протяжные песни, «страдания», городские песни и канты).


5. Песни будней и праздников: трудовые – бурлацкие, артельные, крестьянские песни, праздничные – виватные (торжественные гимны), балаганные, шуточные песни и частушки, солдатские и студенческие песни, мореходные навигационные песни.

 

В Зауралье до XIX века существовала песенная народная культура, которая подразумевала пение под звуки народных инструментов – свистулек, дудок.

Крестьянская культура была неразрывна с играми, посиделками, вечерками, хороводами, где звучали игровые и хороводные песни. На молодёжных вечерках во второй половине XIX века звучала балалайка, реже – гармошка.

Народное музыкальное творчество Зауралья долгое время не изучалось и не записывалось. Организованные изучение песенного фольклора началось в 1972 году. Местом первой народной экспедиции был выбран Далматовский район. Анализ записей показал, что более сохранившимися в Зауралье являются песни свадебного обряда, хоровые песни и частушки. Меньше песен лирических или «проголосных». Редко встречаются исторические, старинные солдатские песни и почти отсутствуют эпические, календарные и песни-плачи.


Песня – душа народа. Загубишь песню – убьёшь душу

 

 

Танцевальный фольклор – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания.

Народный танец делится на 2 основных жанра – хоровод и пляска.

Выделяют хороводы игровые и орнаментальные (плясовые), по форме танца – круговые (движение «по солнцу» и «против солнца») и некруговые (движение цепочкой, спиралью). Все эти соединения зависят от мест проживания. Например, северные хороводы всегда отличались благородностью, выдержанностью и удивительной музыкальностью. В центральных районах России хороводы характеризовались веселостью, беззаботностью и украшались удивительными по своей природе песнями. Юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами, порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью.

В Сибири распространенными стали вечерошные-сидячие хороводы и пляски. Переселенцы, привезя с собой многообразные формы народной хореографии, свято хранили и передавали из поколения в поколение любимые песни, пляски, хороводы. Но суровый климат, тяжелая обувь и теплая одежда повлияли на манеру и характер исполнения танцевальных движений. В танцах появился шаркающий шаг с каблука, приземистая походка, мелкие дроби. В отличие от массовых хороводов возникли хороводы с небольшим количеством исполнителей, которые можно было водить зимой в избе, летом – во дворе или на улице у дома.

 

 

М. Боскин. Хоровод

 

Пляска распространенный и любимый вид народного танца. Для мужской пляски характерны широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость, юмор, внимание и уважение к партнерше. Женскую отличает плавность, величавость, благородство и задушевность (но с задором). 

Для каждой местности присущ свой набор средств выразительности, сообщающий местный колорит танцу. Взять хотя бы кадриль. Кадрили средней части России – московские, тверские имеют различные плясовые приемы. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей. Отличительной чертой уральских и сибирских кадрилей является вращение в парах с различным переплетением рук. Неотъемлемой чертой сибирской пляски является импровизация. В ней танцор раскрывает свои индивидуальные черты, артистизм, проявляет изобретательность.

Пляска

 

Музыкальный фольклор продолжает жить в наши дни, не теряя своей популярности. Множество музыкальных коллективов, профессиональных и любительских, а также отдельные исполнители, занимаются возрождением и поддержанием русской песенной и танцевальной традиции.

 

 

Использованная литература

 

Музыкальное краеведение в сохранении и развитии культуры Зауралья : материалы научно-практической конференции (20 ноября 2003 года) / редактор О. Н. Полетаева. – Курган : Дамми, 2004 – 102 с. – Текст : непосредственный.


Жанры музыкального фольклора. – Текст : электронный // Музыкальный класс. Музыкальная школа онлайн : сайт. – URL:https://music-education.ru/zhanry-muzykalnogo-folklora/ (дата обращения: 02.04.2022)


Русские народные песни Зауралья. – Текст : электронный // Катайск – это мой город : сайт. – URL: https:// kataisk-zayral (ucoz.ru) (дата обращения: 02.04.2022).


Шмелькова, А. А. Русский танцевальный фольклор / А. А. Шмелькова. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2019. – № 51. – С. 482–484. – URL: https://moluch.ru/archive/289/65434/ (дата обращения: 14.03.2022).

 

Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф

методико-библиографического отдела

Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова

 

 

 

 

 

6-04-2022

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru