2021-й год богат на юбилеи писателей и поэтов, а юбилейные даты – замечательная возможность вспомнить биографии любимых авторов и еще раз перечитать их произведения.
В октябре исполняется:
230 лет С.Т. Аксакову (1791–1859), русскому писателю, автору книг «Аленький цветочек», «Детские годы Багрова-внука», «Рассказы о родной природе».
175 лет итальянскому писателю Эдмондо Де Амичис (1846–1908). «Учительница», «Школьные товарищи», «Дневник школьника», «Сердце», «От Апеннин до Анд».
125 лет русскому советскому прозаику, сценаристу, поэту Е.Л. Шварцу (1896–1958). «Новые приключения Кота в Сапогах», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени».
115 лет Т.Н. Тэсс (1906–1983), советской писательнице, автору книг «Американки», «Друзья моей души», «Невидимый свидетель».
90 лет Ю.С. Семенову (1931–1993), русскому советскому писателю. «Семнадцать мгновений весны», «ТАСС уполномочен заявить…», «Майор Вихрь», «Петровка, 38», «Гибель Столыпина», «Тайна смерти Петра I» и др.
90 лет А.И. Приставкину (1931–2008), советскому и российскому писателю, общественному деятелю.
90 лет прозаику Г.Я. Горбовскому (1931–2019). «Городские вывески», «Веснушки на траве», «Разные истории».
К 90-летию со дня рождения А.И. Приставкина
Оголённая душа
Анатолий Приставкин был наделен даром, который сейчас становится все более и более редким – это дар сердечности, отзывчивости на чужую беду, готовности понять и принять ее как свою собственную. Все его книги пронизаны этими чувствами.
В. Жириновский
Творчество Анатолия Игнатьевича Приставкина (1931–2008) можно условно разделить на четыре части: военное детство – книги «Ночевала тучка золотая», «Кукушата или жалобная песнь для успокоения сердца», «Судный день»;
работа в Комиссии по помилованию при Президенте РФ – роман-исследование «Долина смертной тени» (которую сам автор характеризовал как «плач по России»);
«просто про жизнь» – «Синдром пьяного сердца», «Нина Ивановна» и другие;
сказки – «Летающая тётушка», «Король Мармелажка Первый».
Читатель знает Анатолия Приставкина по его пронзительным книгам о военном детстве, которые добавляют много нового к восприятию и пониманию войны, да и сегодняшнего дня – тоже.
Приставкин как никто другой умел наблюдать. И помнить. Написать «Кукушат» или «Тучку...» можно, лишь испытав всё на собственной шкуре. Обе книги рассказывают о детдомовцах 10–12 лет в годы войны. В «Кукушатах» – не просто детский дом, но ещё и «спецуха» – интернат для детей «врагов народа».
В этих книгах Анатолий Приставкин не делает выводов, не обличает зарвавшихся чиновников, не даёт оценок. Просто рассказывает, практически пишет дневник, достаточно скупым (но, ни в коем случае, не скудным) языком. Выводы делает читатель.
Два этих произведения ценны ещё и тем, что повествование ведётся от лица ребёнка 10–11 лет, и ни разу писатель не перешёл на «взрослый» язык. Верится, что рассказывает именно ребёнок – голодный, оборванный сирота. Только в повести «Ночевала тучка золотая» автор иногда, явно намеренно, делает вставки от себя сегодняшнего, взрослого человека, всё описанное пережившего в детстве.
За повесть «Ночевала тучка золотая» Анатолию Приставкину в 1988 году присудили Государственную премию СССР. Это произведение, затрагивающее тему депортации чеченского народа 1944 года, получило мировое признание – повесть была переведена более чем на 30 языков, только в России её тираж составил 4,5 миллиона экземпляров.
Помимо литературного творчества, Анатолий Приставкин занимался серьёзной общественной работой: в 1991 году возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководство международного комитета за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина», с 1993 года возглавлял Комиссию по помилованию при Президенте РФ.
Эта работа дала ему пищу для написания невыносимо тяжёлой «Долины смертной тени». «Моя книга не только о заключённых. О тех, кто сидит в камерах смертников. Она обо всех нас. О каждом, кто причастен к этой криминальной зоне, которая зовется Россия», – так автор рассказывал о книге.
С «Тучкой» или «Кукушатами» всё понятно: каждый, кто прочтёт, даже самый плохой человек, – сочувствует, сопереживает этим детям. А как воспринимать книгу «Долина смертной тени»? На чью сторону становиться, кого считать жертвой?
Мало того, что у Приставкина в связи с большой общественной работой нет времени писать другие книги, отложены в долгий ящик уже начатые рукописи. Так ещё приходит страх за собственного ребёнка. У Приставкина-папы, месяцами, годами работающего с уголовными делами, страх за свою дочь усиливается до самой высокой ноты, до навязчивой идеи.
Дочь Анатолия Приставкина Мария в интервью в 2015 году сказала: «Многие судят о папе по одной книге, по «Тучке». Тема войны, безусловно, была главной темой его жизни. Но в «Синдроме пьяного сердца» и в сказках совершенно другой Анатолий Приставкин – с особым языком, с юмором. А сказки вообще родились из рассказов для меня. Мне и в голову не приходило, что рассказанное мне вечерами записывается и превращается в «Летающую тётушку».
Выставка книг А. Приставкина
Великое множество трудных вопросов – и из прошлого, и по поводу современной жизни. Множество недетских вопросов – и о детях, и о взрослых.
Неудивительно, что скончался Приставкин от инфаркта. Какое сердце выдержит такую чудовищную тяжесть?!
Конечно, кто, если не Анатолий Приставкин с его оголённой открытой душой написал бы «Долину смертной тени»?! Но, вероятно, крайне расточительно со стороны политической общественности привлекать к работе в Комиссии Анатолия Приставкина, Фазиля Искандера, Булата Окуджаву, лишив читателей их ненаписанных талантливых произведений.
С другой стороны, «поэт в России – больше, чем поэт». И Анатолий Приставкин наряду с другими своей жизнью доказал это.
Список источников и литературы:
Оголенная душа / Нина Шамарина. – Текст : электронный // Портал больших литературных возможностей. Статьи : сайт. – URL : https://pechorin.net (дата обращения 27.09. 2021).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова