Журнал «Библиотека» – массовый профессиональный иллюстрированный журнал по вопросам теории и практики библиотечного дела. На страницах журнала № 6 за 2021 год освещаются вопросы специфики работы различных видов библиотек, проблемы социологии чтения, методической работы, подготовки и повышения квалификации библиотечных работников, внедрения новых технологий, патриотического просвещения. Журнал богато иллюстрирован.
Аничкина, Е. Космическая «Одиссея»: прокладывая путь к звездам / Е. Аничкова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 62–63. – (Сохраняя традиции – создаем будущее).
Из опыта проведения акции «Библионочь – 2021» в Орловской ОДБ им. М.М. Пришвина.
Бесстремянная, Ю. Отбор изданий – процесс творческий : порядок направления изданий в фонды / Ю. Бесстремянная. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 28–30. (Фонды. Обязательный экземпляр).
Статья главного библиотекаря РГБ. Автор отмечает: «Научный отбор изданий, поступающих в фонды Российской государственной библиотеки, является одним из важнейших направлений работы специалистов-комплектаторов. Единый профиль комплектования фондов РГБ – это нормативный документ, регламентирующий отбор всех видов изданий для включения и распределения их в систему фондов. В основном пополнение фондов осуществляется за счет обязательного экземпляра российских изданий».
Большакова, М. Мир, точно терем расписной : от дополнительной реальности к песочной терапии / М. Большакова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 72–75. – (Территория равных возможностей. Социальная адаптация).
Амурская областная детская библиотека больше пяти лет реализует программы, нацеленные на формирование творческих способностей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. В 2019-2020 гг. благодаря поддержке дальневосточного «Сбербанка» библиотекарям удалось реализовать проект «Читаем, обсуждаем, творим: особые дети в библиотеке». Его цель – социокультурная реабилитация ребят с ОВЗ средствами инновационной развивающей среды в библиотеке. Благодаря психологической поддержке и возможностям творческой самореализации они стали более открытыми, общительными. Родители, овладев современными методиками, сумели сделать домашние занятия эффективнее.
Брежнева, В. Нужен грамотный специалист? Целевой договор вам в помощь! / В. Брежнева. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 31–33. – (Кадровый вопрос. Высшая школа).
Автор статьи, декан библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры пишет: «Договор о целевом обучении позволяет совместить потребности всех заинтересованных сторон, которыми выступают государство, Министерство культуры РФ, библиотеки, образовательные организации и сами выпускники…».
Буздукова, О. К финансовой грамотности – вместе! : В альянсе с банкирами / О. Буздукова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 24–27. – (Грани сотрудничества. Вопросы экономики).
Из опыта совместной работы Брянской областной детской библиотеки – филиала БОУНБ им. Ф.И. Тютчева и Центрального банка Российской Федерации по теме «Финансовая грамотность детей и подростков».
Гарипова, Г. Салют на молоке и астра из ромашки / Г. Гарипова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 63–64. – (Сохраняя традиции – создаем будущее)
Из опыта проведения акции «Библионочь – 2021» в Ембаевской сельской библиотеке, структурном подразделении ЦБС Тюменского муниципального района.
Григорьева, А. Единство и контраст, или Как отличить хаос от гармонии : Свод правил в помощь декораторам / А. Григорьева. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 78–80. – (Пространство: от идеи – к решению. Искусство оформления)
В прошлых выпусках журнала (№№8,10,11 за 2020 г. и №3 за 2021 г.) уже рассказывалось о различных вариантах дизайна интерьера библиотек и других площадок, используемых для общения с читателями. При этом упоминалось о декоре, способном сделать результат законченным, приятным для глаз. Эта тема достойна отдельного рассмотрения. Каждый предмет декора можно разобрать на вполне определенные составляющие. Приведенные в статье правила подскажут, что именно желательно учитывать в оформительской работе и какими принципами стоит руководствоваться.
Журнист, Л. Необычный десант в поисках клада / Л. Журнист. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 64. – (Сохраняя традиции – создаем будущее).
Из опыта проведения акции «Библионочь – 2021» в Каменской детской библиотеке Республики Бурятия.
Козлова, Т. Формулировать цели, ставить задачи, отвечать на вопросы : Размышления на основе мониторингов и действующих практик / Т. Козлова.– Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 5. – С. 17–20. – (Школа методиста. Замечания аналитика).
Автор статьи, заместитель директора Фонда поддержки культурно-образовательных программ «Взаимодействие», предлагает эффективную модель методической службы. Результативность заложена в комплексном подходе: анализ текущего состояния дел, выявление проблемных мест, составление плана действий, формирование единой структуры. В качестве примера успешной работы приводится рассказ коллеги – специалиста Юсьвинской Центральной библиотеки Пермского края Г.А. Баяндиной.
Макарова, Н. И open talk, и «Книжный сомелье»… : Регион 63: территория свободного диалога : [беседа с директором ОЮБ г. Самары] / Н. Макарова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 40–45. (Званый гость. Трибуна директора).
Специалисты Самарской ОЮБ во главе со своим руководителем инициируют разнообразные проекты, принимают активное участие в профессиональных конференциях, заседаниях и круглых столах, выступая не только в качестве слушателей, но и роли приглашенных спикеров. Осуществляют методическую поддержку библиотек региона, работающих с молодежью. Активно развивают добровольческое движение. Обо всем этом директор рассказывает в интервью.
Мартышкова, Е. В фокусе – юные : через игру к пониманию законов / Е. Мартышкова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 48–50. – (Гражданином быть обязан. Правовой ликбез).
Из опыта работы Кормиловской межпоселенческой центральной библиотеки по правовому просвещению. В 2014 году здесь был реализован проект «Право со знанием!» - Next. В 2017-2019 годах – «Закон обо мне – мне о законе». С 2020 года ведется активная работа в рамках проекта «Азбука права». Проходят игры, турниры, презентации, практикумы.
Михеева, Т. «Все, что делается с любовью, и есть настоящая магия» : Тамара Михеева о королевском уже, гостях с далекой планеты и секретах волшебства : [беседа с детским писателем]. / Т. Михеева.– Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 76–77. – (Литературная гостиная. Беседа с писателем).
На вопросы отвечает Т.В. Михеева, автор книг для детей «Лысый остров», «Две дороги – один путь», «Дети дельфинов» и другие.
Морковкина, А. Бегут века, а сказки не кончаются / А. Морковкина. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 61. – (Сохраняя традиции – создаем будущее).
Из опыта работы Саратовской областной библиотеки для детей и юношества им. А.С. Пушкина по реализации онлайн-проекта «Жили-были сказки».
Пушкарская, Е. Какой он, эффективный пресс-релиз : Выстраиваем коммуникации со СМИ / Е. Пушкарская. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 13–18. (Курс на развитие. Связи с общественностью).
Е.О. Пушкарская – дипломированный специалист по связям с общественностью, 19 лет работает в этом направлении. В 2020 году признана лучшим пиарщиком по итогам Всероссийского конкурса «Библиотеки. ПРОдвижение». Автор статьи отмечает: «Качественное информационное сообщение, отправленное по нужному адресу и в правильное время, способно привлечь к библиотечному мероприятию новую аудиторию, помочь позиционированию учреждения и формированию лояльности у потенциальных партнеров. Но каким образом подготовить такой документ? Как плодотворно взаимодействовать с медиапространством? Тут есть свои нюансы. Поговорим о них подробнее…»
Русина, А. Завтраки с Президентской : Утренний разговор на актуальные темы / А. Русина. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 19–23. – (Курс на развитие. Коммуникационные технологии).
В начале самоизоляции Свердловский региональный центр Президентской библиотеки организовал серию встреч, очень быстро переросших в цикл методических мероприятий, на которых рассматривались вопросы продвижения в сети ресурсов Президентской библиотеки. К онлайн-беседам подключились представители других субъектов Российской Федерации. Проект «Завтраки с Президентской» - это возможность обсудить с коллегами самые актуальные темы, быть услышанными, найти единомышленников и, конечно, поучиться в легкой, ненавязчивой форме.
Смагин, М. Семь уровней неприкосновенности : принципы защиты аккаунта / М. Смагин. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 37–39. – (Электронная среда. Правила безопасности).
Обеспокоенность по поводу блокировки, взлома профиля в соцсети или утечки авторского контента обычно возникает у нас после того, как одна из этих неприятностей случилась. Когда проблема требует неотложного решения, мы начинаем в спешке искать выход. Но ведь профилактика всегда лучше лечения. Автор статьи предлагает взять на вооружение основные правила, которые помогут свести к минимуму риск «аварийных ситуаций».
Суворова, В. В залах – делегаты, на экранах – тысячи участников : Каким запомнился нам Конгресс-2021 / В. Суворова.– Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 7–12. – (Государство. Библиотека. Общество).
Конгресс РБА-2021 прошел с 16 по 20 мая в г. Петрозаводске республика Карелия в очно-дистанционном режиме. На участие в XXV Конгрессе РБА подали заявки и зарегистрировались свыше 1000 человек, 424 выступили с докладами. На сайте РБА доступны видеозаписи: церемонии открытия и пленарного заседания от 17 мая, итогового пленарного заседания и церемонии закрытия от 20 мая.
Филиппова, О. Оратор Говоруша обучает и вдохновляет : развиваем навыки сценической речи / О. Филиппова.– Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 51–53. – (Культурно-досуговая деятельность. Мир детства).
Уроки по развитию навыков сценической речи особенно актуальны для ребят 5-7 лет. Автор статьи успешно проводила такие занятия до пандемии. Однако вынужденный переход с очной формы обучения на дистанционную вызвал много вопросов. О том, каким образом удалось наладить процесс и что представляют собой тренинги в онлайн-режиме, читайте в материале главного библиотекаря Нижегородской государственной областной детской библиотеки им. Т.А. Мавриной.
Шлютова, С. Для творцов малого жанра : Подарок финалистам – публикация в сборнике / С. Шлютова.– Текст : непосредственный // Библиотека. – 2021. – № 6. – С. 58–60. – (Планета чтения. Конкурсы).
Автор статьи, менеджер Центра поддержки и развития чтения в своей статье отмечает: «Самарская областная универсальная библиотека оказалась центром притяжения прозаиков – любителей малого жанра сначала в области, а затем по всему миру. Короткие рассказы стали объединяющим фактором для пишущей молодежи и маститых литераторов, считающих своим долгом передать опыт и знания начинающим коллегам. В марте 2021 г. в Самарской ОУНБ завершился уже VIII Международный конкурс «Сестра таланта», Он стал рекордным по географическим показателям: в нем приняли участие авторы из 11 стран мира, а также из 69 регионов России. Свои работы направили 759 авторов в возрасте от 12 до 30 лет, пишущих на русском языке».
Малахова О.В.,
заведующий методико-библиографическим отделом