Не секрет, что формируют круг детского чтения родители. Именно они выбирают книжки. Но из того многообразия, что сейчас есть, чаще всего родители выбирают те, на которых выросли сами. И тут случаются «чудеса». Почему-то сын или дочь отодвигают книгу в сторону. Родители хватаются за голову: «Ребёнок отказывается читать!». Собираются заседания учителей, библиотекарей. «Что случилось с детьми? Вот мы в детстве читали-читали, читали-читали…»… Но давайте-ка вернёмся в детство. Читали, предположим, не все. И в то время не было ещё развлекательного телевидения, не было Интернета, компьютерных игр. Ребёнку надо было чем-то себя занять. И ребёнок читал. Но что читали советские дети? Они читали книги о ребятах, таких же, как они. Гайдаровский Тимур, крапивинские мальчишки были их друзьями, ровесниками. Они жили так же, как и они, в той же среде, в то же время или совсем-совсем недавно. У них были одни интересы, одни идеалы, те же реалии существования. Это были современные книги для современных детей.
Но литературные герои остаются жить в том же времени и в том же пространстве, в котором поселил их автор. Они из года в год, стоит только открыть и начать читать книгу, совершают те же поступки, сражаются с теми же хулиганами, побеждают тех же врагов, спасают тех же друзей. А реалии вне книги меняются. Нет уже СССР, нет пионерской организации. Да, моральные нормы и принципы остаются едиными во все времена. На то они и моральные нормы. Но что происходит? Ребёнку, который берёт в руки книгу, приходится продираться сквозь реалии того времени, с которым он не знаком. Ему надо понять, кто такая вожатая Валя, зачем все ходили в красных галстуках, маршировали и собирали макулатуру. Есть конечно любопытные дети, которые подойдут и спросят у родителей, у бабушек, дедушек. Но давайте честно ответим на вопрос: сколько времени есть у современного родителя, чтобы объяснить ребёнку суть происходящего в книге? Сколько времени есть, чтобы объяснить структуру пионерской организации, рассказать о жизни в советское время? Вот и получается, что ребёнку, оставшемуся один на один с непонятными реалиями, проще книгу не читать. Есть, конечно, вариант, что, закрыв глаза на все «непонятности», он с лёту углубится в сюжет. Но такие счастливые совпадения случаются обычно с приключенческими книжками.
Чтобы ребёнку было интересно – нужны книги современные, рассказывающие о том времени, в котором живёт он, о его сверстниках, ровесниках. Ребёнок живёт здесь и сейчас. И это здесь и сейчас нужно ему везде, в том числе и в книге. Когда придёт радость узнавания, радость понимания и принятие того, что книга – это не что-то постороннее, а это про то, что тебя волнует, тревожит, что это что-то о тебе или о таком же, как ты, придёт и любовь к книге, и умение с ней общаться. Тогда проснётся и читательская жадность, любопытство. А вместе с этим и желание узнать, а что было «тогда». И руки потянутся к советской классике и к классике вообще. Но это уже будет опытный читатель, которому не будут мешать непонятные реалии, они будут его только раззадоривать.
Правда, тут появляется одно «но». Современных книг – море! Какую же выбрать? Как узнать, что книга, которую будет читать ребёнок, – не бездушная «подделка», а именно книга настоящая, написанная с душой? Вот об этом и говорили библиотекари МКУ «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» на семинаре «Мир книги: современные проблемы чтения и книгоиздания для детей» проведенном в Центральной детской библиотеке «Лукоморье» 18 апреля. На литературном горизонте постоянно появляются новые имена и лица. К сожалению, мы не так часто обращаем внимание на новые книги, особенно, если их авторы молоды и не так известны, как писатели маститые, хорошо знакомые.
С биографиями самых интересных и обсуждаемых детских писателей и их книгами познакомила своих коллег директор библиотеки Светлана Новоселова. Татьяна Бокова, Григорий Кружков, Тамара Крюкова, Катя Матюшкина, Людмила Матвеева, Валерий Роньшин, Владимир Сотников создали захватывающие сюжеты и замечательных героев, рассказали об их приключениях так, что заслушаешься, добавили капельку настоящего волшебства и покорили сердца своих читателей. Многие из этих авторов удостоены различных литературных премий, а некоторые пока не так известны и признаны. Библиотекари отметили - это действительно достойная литература, чтобы занять свое место на книжном небосклоне.
Участники семинара познакомились также с детскими периодическими изданиями, которые занимают большое место в чтении современных мальчишек и девчонок, а ведущий библиотекарь Наталья Власова провела экскурсию по библиотеке, показывая необычно оформленные книжные выставки, такие как выставка-игрушка, выставка – совет, книжный развал и выставка-гламур. В конце семинара библиотекари – его участники, поделились друг с другом опытом работы по привлечению к чтению современных детей и подростков.