Те же свистуны, голубятники и хулиганы, взятые под ружье, становятся прекрасными детьми. Секрет в том, что военная игра есть такая же игра, как и уличная, только взятая всерьез: тут тягость труда игрой побеждается, и дети, играя, становятся взрослыми.
М. Пришвин
Игра «Зарница» запомнилась главным приключением пионерского лета: ночной тревогой, погоней за неуловимым диверсантом, поиском пропавшего знамени и, конечно, рукопашной битвой не на жизнь, а на смерть: сорвут один погон – ранен, два – убит. Но придумана была «Зарница» отнюдь не для развлечения.
В октябре 1967 года вступил в силу новый «Закон о всеобщей воинской повинности» на год сокращавший срок службы в армии. Чтобы это не отразилось пагубно на обороноспособности страны, задачу начальной военной подготовки приняла на себя школа. Скучные занятия по гражданской обороне и санитарному делу не способны были заменить действительную армейскую службу или хотя бы пробудить к ней интерес – и тут на помощь пришла игра!
10 января 1967 года газета «Пионерская правда» опубликовала приказ командующего Всесоюзной военно-спортивной игрой «Зарница» маршала артиллерии Героя Советского Союза В.И. Казакова: сформировать отряды и батальоны пионеров 5–8-х классов для участия в новой игре.
В первую всесоюзную игру 1967 года было вовлечено около 6 млн школьников – от берегов Балтики до сопок Приморья. Со следующего года и вплоть до начала 1990-х в «Зарницу» ежегодно играли от 11 до 16 млн школьников из СССР и дружественных стран, что делает ее, безусловно, самой массовой игрой XX века.
Само название «Зарница» должно было напоминать «о больших военных грозах, которые шумели разрушительно на нашей земле во время Гражданской и Отечественной войн».
А зародились организованные военно-спортивные игры в середине 1920-х – когда легендарный маршал Буденный вместе с пионерами «брал Перекоп» на московских Воробьевых горах.
В январе 1941 года Военно-физкультурный отдел «Пионерской правды» при поддержке комсомола организовал и провел по всей стране оборонную военно-тактическую игру «На штурм!». В каждой школе были сформированы отряды юных армейцев. Игра требовала определенных знаний и навыков, и дети к ней готовились по-взрослому: познавали азы военной тактики, мастерили «вооружение», тренировались в беге на лыжах, учились составлять и «читать» карту, ориентироваться по компасу, перевязывать и выносить раненых, то есть в развлекательной, ненавязчивой форме проходили ту самую допризывную подготовку.
Политруками, командирами рот и взводов в игре назначались старшеклассники. Детей делили на Северную и Южную группы. На заранее условленной пересеченной местности «северяне» готовили оборонительный рубеж, а «южане» должны были его обнаружить, прорвать оборону и завладеть знаменем противника. Задача Северной группы – удержать оборону и пойти в контрнаступление.
Понять из правил игры 1941 года, что речь шла о детской игре, а не о настоящих военных учениях, можно было разве что из пункта: «Командирам тщательно проверить перед игрой обмундирование юнармейцев – теплая одежда, обувь, шапки, варежки».
Такие игры проводились и в условиях настоящей войны:1942 год – «Рейд в тыл врага», 1943 – «На разгром!», 1944 – «На штурм!».
В 1960-е годы практику военно-спортивных игр решено было вывести на всесоюзный уровень. Конечно, кардинально поменялась повестка – враг не стоял у ворот. Игры под руководством настоящих фронтовиков стали средством патриотического воспитания поколения, не заставшего войну. Лейтмотив игры – быть достойными памяти отцов, отстоявших Родину. «Боевые операции» приурочивались к памятным датам Великой Отечественной войны, а в «мирное» время юнармейцы не столько ходили строем и упражнялись в точности стрельбы, сколько ухаживали за военными захоронениями, встречались с ветеранами и создавали школьные музеи боевой славы.
О том, какую роль отводили этой игре руководители страны, красноречиво говорит состав ее организаторов и кураторов: ЦК ВЛКСМ, министерство обороны и штаб гражданской обороны, министерство просвещения, ДОСААФ, Комитет по физкультуре и спорту, общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Игру в разные годы возглавляли Герои Советского Союза: маршалы В.И. Казаков, И.Х. Баграмян.
Став официальной игрой пионерии «Зарница» год за годом обрастала правилами и приобретала четкую структуру. Отряд, победивший в школьной игре выходил на районные или городские соревнования. Здесь уже все было по-взрослому: игрой командовал офицер не ниже подполковника, ребята соревновались в точности стрельбы из настоящего автомата, в скорости его сборки и разборки, установки походной палатки, разведения костра, облачения в костюм химзащиты, тушения пожара, оказания первой помощи. Их ждал нешуточный марш-бросок, ориентирование по карте и азимуту.
Победители съезжались на всесоюзный финал, а после – в легендарный «Артек», на слет отрядов-победителей.
Нехитрая состязательная система давала шанс любому ребенку, даже из самой отдаленной сельской школы, выйти на всесоюзное соревнование.
Финальные игры проходили в городах-героях и местах боевой славы и представляли собой поистине грандиозное зрелище. Торжественные парады, созвездие почетных гостей, в судьях – заслуженные мастера своего дела. И, наконец, апофеоз «войны»: целый полк детей под командованием настоящего маршала, в сопровождении танков и под грохот орудий шел в атаку на условного противника!
Для многих из этих атакующих цепей с «Зарницы» началась военная карьера. Миллионы остальных и сегодня с ностальгией вспоминают захватывающее военное приключение.
Об игре «Зарница» читайте в статье:
Чагадаева, О. Генеральский жезл в школьном ранце : чем стала военно-спортивная игра «Зарница» для миллионов советских школьников / Ольга Чагадаева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2021. – № 5. – С. 82–85. – (День пионерии / Игра).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
Методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова
Те же свистуны, голубятники и хулиганы, взятые под ружье, становятся прекрасными детьми. Секрет в том, что военная игра есть такая же игра, как и уличная, только взятая всерьез: тут тягость труда игрой побеждается, и дети, играя, становятся взрослыми.
М. Пришвин
Игра «Зарница» запомнилась главным приключением пионерского лета: ночной тревогой, погоней за неуловимым диверсантом, поиском пропавшего знамени и, конечно, рукопашной битвой не на жизнь, а на смерть: сорвут один погон – ранен, два – убит. Но придумана была «Зарница» отнюдь не для развлечения.
В октябре 1967 года вступил в силу новый «Закон о всеобщей воинской повинности» на год сокращавший срок службы в армии. Чтобы это не отразилось пагубно на обороноспособности страны, задачу начальной военной подготовки приняла на себя школа. Скучные занятия по гражданской обороне и санитарному делу не способны были заменить действительную армейскую службу или хотя бы пробудить к ней интерес – и тут на помощь пришла игра!
10 января 1967 года газета «Пионерская правда» опубликовала приказ командующего Всесоюзной военно-спортивной игрой «Зарница» маршала артиллерии Героя Советского Союза В.И. Казакова: сформировать отряды и батальоны пионеров 5–8-х классов для участия в новой игре.
В первую всесоюзную игру 1967 года было вовлечено около 6 млн школьников – от берегов Балтики до сопок Приморья. Со следующего года и вплоть до начала 1990-х в «Зарницу» ежегодно играли от 11 до 16 млн школьников из СССР и дружественных стран, что делает ее, безусловно, самой массовой игрой XX века.
Само название «Зарница» должно было напоминать «о больших военных грозах, которые шумели разрушительно на нашей земле во время Гражданской и Отечественной войн».
А зародились организованные военно-спортивные игры в середине 1920-х – когда легендарный маршал Буденный вместе с пионерами «брал Перекоп» на московских Воробьевых горах.
В январе 1941 года Военно-физкультурный отдел «Пионерской правды» при поддержке комсомола организовал и провел по всей стране оборонную военно-тактическую игру «На штурм!». В каждой школе были сформированы отряды юных армейцев. Игра требовала определенных знаний и навыков, и дети к ней готовились по-взрослому: познавали азы военной тактики, мастерили «вооружение», тренировались в беге на лыжах, учились составлять и «читать» карту, ориентироваться по компасу, перевязывать и выносить раненых, то есть в развлекательной, ненавязчивой форме проходили ту самую допризывную подготовку.
Политруками, командирами рот и взводов в игре назначались старшеклассники. Детей делили на Северную и Южную группы. На заранее условленной пересеченной местности «северяне» готовили оборонительный рубеж, а «южане» должны были его обнаружить, прорвать оборону и завладеть знаменем противника. Задача Северной группы – удержать оборону и пойти в контрнаступление.
Понять из правил игры 1941 года, что речь шла о детской игре, а не о настоящих военных учениях, можно было разве что из пункта: «Командирам тщательно проверить перед игрой обмундирование юнармейцев – теплая одежда, обувь, шапки, варежки».
Такие игры проводились и в условиях настоящей войны: 1942 год – «Рейд в тыл врага», 1943 – «На разгром!», 1944 – «На штурм!».
В 1960-е годы практику военно-спортивных игр решено было вывести на всесоюзный уровень. Конечно, кардинально поменялась повестка – враг не стоял у ворот. Игры под руководством настоящих фронтовиков стали средством патриотического воспитания поколения, не заставшего войну. Лейтмотив игры – быть достойными памяти отцов, отстоявших Родину. «Боевые операции» приурочивались к памятным датам Великой Отечественной войны, а в «мирное» время юнармейцы не столько ходили строем и упражнялись в точности стрельбы, сколько ухаживали за военными захоронениями, встречались с ветеранами и создавали школьные музеи боевой славы.
О том, какую роль отводили этой игре руководители страны, красноречиво говорит состав ее организаторов и кураторов: ЦК ВЛКСМ, министерство обороны и штаб гражданской обороны, министерство просвещения, ДОСААФ, Комитет по физкультуре и спорту, общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Игру в разные годы возглавляли Герои Советского Союза: маршалы В.И. Казаков, И.Х. Баграмян.
Став официальной игрой пионерии «Зарница» год за годом обрастала правилами и приобретала четкую структуру. Отряд, победивший в школьной игре выходил на районные или городские соревнования. Здесь уже все было по-взрослому: игрой командовал офицер не ниже подполковника, ребята соревновались в точности стрельбы из настоящего автомата, в скорости его сборки и разборки, установки походной палатки, разведения костра, облачения в костюм химзащиты, тушения пожара, оказания первой помощи. Их ждал нешуточный марш-бросок, ориентирование по карте и азимуту.
Победители съезжались на всесоюзный финал, а после – в легендарный «Артек», на слет отрядов-победителей.
Нехитрая состязательная система давала шанс любому ребенку, даже из самой отдаленной сельской школы, выйти на всесоюзное соревнование.
Финальные игры проходили в городах-героях и местах боевой славы и представляли собой поистине грандиозное зрелище. Торжественные парады, созвездие почетных гостей, в судьях – заслуженные мастера своего дела. И, наконец, апофеоз «войны»: целый полк детей под командованием настоящего маршала, в сопровождении танков и под грохот орудий шел в атаку на условного противника!
Для многих из этих атакующих цепей с «Зарницы» началась военная карьера. Миллионы остальных и сегодня с ностальгией вспоминают захватывающее военное приключение.
Об игре «Зарница» читайте в статье:
Чагадаева, О. Генеральский жезл в школьном ранце : чем стала военно-спортивная игра «Зарница» для миллионов советских школьников / Ольга Чагадаева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2021. – № 5. – С. 82–85. – (День пионерии / Игра).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
Методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова