2021-й год богат на юбилеи писателей и поэтов, а юбилейные даты – замечательная возможность вспомнить биографии любимых авторов и еще раз перечитать их произведения.
В марте исполняется:
200 лет со дня рождения русского писателя-прозаика А.Ф. Писемского (1821–1881) («Тюфяк», «Боярщина»).
150 лет Генриху Манну (1871–1950), германскому писателю («Империя», «Земля обетованная», «В стране чудес», «Молодые годы короля Генриха IV»).
115 лет Н.В. Богданову (1906–1989), советскому детскому писателю («Чудесники», «Партия свободных ребят», «Легенда о московском Гавроше»).
115 лет Мейндерту Дейонгу (Мейндерт Де Йонга (1906–1991), американскому писателю («Последняя маленькая кошка», «Поющий холм», «Колесо на крыше», «Пришла собака», «Большой гусь и маленькая белая утка», «Маленькая корова и черепаха»).
110 лет Теннесси Уильямсу (1911–1983), американскому писателю, сценаристу («Кошка на раскалённой крыше», «Трамвай «Желание», «Орфей спускается в ад»).
105 лет А.И. Мусатову (1911–1976), русскому и советскому писателю («Стожары», «Дом на горе», «Шанхайка», «Большая весна», «Хорошо рожок играет» «Дубовые листья»).
85 лет Вирджинии Гамильтон (1936–2002), детской писательнице («Зили», «Давние истории о Джаду», «Летучий народ»).
85 лет Г.Н. Машкину (1936–2005), советскому и российскому прозаику, детскому писателю («Наводнение», «Синее море, белый пароход», «Родительский день», «Исповедь в Акше»).
200 лет Алексею Феофилактовичу Писемскому
Первостатейный русский писатель
Время –великий мастер разрубать все гордиевы узлы человеческих отношений.
А.Ф. Писемский
Среди писателей-реалистов XIX века Алексей Феофилактович Писемский по праву занимает место рядом с выдающимися современниками – И.С. Тургеневым, Н.С. Лесковым, И.А. Гончаровым, А.Н. Островским. Оригинальность его подхода к проблемам современности, своеобразие точки зрения, с которой он наблюдал коллизии эпохи, типизировал характеры людей дает основание говорить о Писемском, как о неповторимом самобытном явлении русской литературы.
Алексей Феофилактович Писемский происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Одним из знаменитых предков Писемского был святой Макарий Желтоводский, прославленный Церковью.
В семье было десять детей, но из всех выжил лишь Алеша. Свое детство Писемский описал в романе «Люди сороковых годов».
Алексей обучался в Костромской гимназии, здесь впервые стал писать. В 1844 году окончил математическое отделение Московского университета. Главное, что он вынес из университета – «увлечение Белинским, Гоголем и Жорж Санд».
После окончания университета Алексей Феофилактович вернулся в родные места и в течение нескольких лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки дали Писемскому неоценимый материал для творчества.
Так в 1856 году Писемский по заданию министерства несколько месяцев находился в литературно-этнографической экспедиции в Астрахани. Его целью было исследование быта жителей, занимающихся морским делом и рыболовством. Результатом поездки явились очерки «Астрахань», «Бирючья коса», «Баку», «Ток-Карагандинский полуостров и Тюленьи острова», «Татары», «Астраханские армяне», «Калмыки». Впоследствии все они были объединены в цикл «Путевые очерки».
Первым художественным произведением Писемского, появившимся в печати, стал рассказ «Нина» (1848). Именно с этого времени Писемский начал свой, особый путь в литературе.
В этом же году он сочетался браком с дочерью основателя «Отечественных записок», Екатериной Павловной Свиньиной, двоюродной сестрой известного поэта Аполлона Майкова. Это был брак не по страсти, а по разумному выбору. Тем не менее выбор Писемского был удачен, потому что жена его была женщиной редких достоинств. Так, по словам Анненкова, «эта примерная женщина освободила его не только от забот по хозяйству и воспитанию детей, но, что важнее, освободила его и от своего вмешательства в его личную, интимную жизнь, тоже исполненную капризов и порывов; она же и переписала на своем веку по крайней мере две трети всех его сочинений с черновых оригиналов, представлявших всегда страшно запачканную макулатуру из кривых строчек, крупных каракуль и чернильных пятен».
Сюжеты многих своих произведений – романов «Боярщина» и «Богатый жених», повестей «Брак по страсти», «M-r Батманов», рассказов «Комик», «Фанфарон», «Старая барыня», «Тюфяк» Писемский черпал из жизни дворянского круга.
Но эта среда была для него лишена ореола привлекательности. Он безжалостно разрушал поэзию дворянских гнезд, воспетую И. Тургеневым и Л. Толстым. Не только родственные, дружеские, имущественные отношения дворянства выглядят в произведениях Писемского неприглядно, но даже настоящей любви нет места в этом обществе. Ее заменяют или холодная светская игра, или обман.
Художественной вершиной творчества Писемского, высмеявшего бестолковость дворянской жизни и обреченность дворянства, стали не романы, а цикл рассказов «Русские лгуны». «Тут била прямо в глаза русская мещанская жизнь, вышедшая на Божий свет, торжествующая и как бы гордящаяся своей открытой дикостью, своим самостоятельным безобразием», – отзывался о произведениях Писемского Павел Анненков.
В воспоминаниях людей, знавших Писемского, он был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и удивительно скромный. Всеми особенностями своего духовного склада – от неумения усвоить себе иностранную культурность до непосредственности, юмора и меткости суждений простого здорового смысла – он выдавал свою близость к народу, напоминая умного великорусского мужика.
Любовь Писемского к родной земле, ко всему русскому неизменно отражалась в его произведениях. В изображении русского мужика, в передаче народной речи Алексей Писемский никем ни раньше, ни позже превзойден не был.
Хотя писатель «по своему характеру и своим симпатиям сам был из народа», но правда мужицкой жизни показана им без прикрас: «Питерщик», «Леший», «Плотничья артель», «Батька».
С университетских времен Алексей Писемский был увлечен творчеством Н.В. Гоголя. Судя по сохранившимся черновым редакциям, Гоголь во втором томе «Мертвых душ» создал несколько положительных образов честных и неподкупных чиновников. Демократическая критика считала, что такой герой невозможен в силу общественной «гнилости» русской жизни. И вот молодой прозаик Писемский в рассказе «Леший» показал возможность создания положительного образа чиновника –«исправника» Шамаева.
В структуре «Лешего» как бы в зачатке содержатся многие излюбленные черты будущих других произведений А.Ф. Писемского – умение сочетать глубокую серьезность проблематики с увлекательным сюжетом, стремление опираться на ту или иную светлую личность, искать в современности положительного героя, пристрастие к цветастым эротическим линиям и «откровенным» сюжетным сценам. Последнее казалось современникам одной из характерных примет творчества Писемского, так как он считал, что любовное чувство, эрос, сильнее разума, оно способно ввергнуть человека в пучину греха и спровоцировать на непоправимые поступки (рассказ «Старческий грех»).
Самый известный роман писателя «Тысяча душ» (1858) по мнению критиков, предвосхитил идею «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского и открыл «в русской литературе галерею героев, перешагивающих через собственную совесть, совершающих изначальное зло ради будущего добра».
После опубликования романа «Тысяча душ», принесшего Писемскому славу, он печатает серию фельетонов «Никиты Безрылова», которые полны грубых выпадов в адрес революционно-демократической журналистики – «Искры» и «Современника». Редакторы «Искры» пытались вызвать Писемского на дуэль, однако она не состоялась.
Поехав в 1862 году за границу, Писемский познакомился в Лондоне с А.И. Герценом. Знакомство, беседы, принципиальные споры привели Писемского к идейному размежеванию с Герценом. Вероятно, писатель впервые осознал, что Герцен и его сторонники внутри России хотят для своей страны совсем не того, о чем мечтал сам Алексей Писемский как патриот Отечества. Он стремился к конкретным практическим преобразованиям современной действительности и не мог удовлетвориться отвлеченным нравственным идеалом. Но и такого идеала, с помощью которого можно было бы исправить ежедневную практическую жизнь людей, основать ее на справедливых, разумных началах, писатель найти не мог. Испытав все идеалы, он пришел к выводу о несовместимости идеала и действительности и понял это как вечный закон, лежащий в природе общества и человека. Поэтому все поздние романы Писемского «Люди сороковых годов», «В водовороте», «Мещане», «Взбаламученное море» – романы краха иллюзий.
Роман «Взбаламученное море» (1863), был встречен в «демократических» кругах с крайним озлоблением – автора подвергли травле в печати, хулиганы швыряли в него экземпляры романа. Ни один другой автор «антинигилистических» романов столь изощренной травле не подвергался. Алексей Писемский ощущал на себе ненависть задетых им кругов до конца своей жизни.
В XX веке роман «Взбаламученное море» также неизменно подвергался критике как «реакционное» произведение, «слабая» и «неудачная» книга и не был переиздан ни разу.
К 1870-м годам Писемский утратил свое былое влияние в литературе, хотя продолжал плодотворно работать. В романах этого периода не только современность, но и история России («Самоуправцы», «Поручик Гладков», «Милославские и Нарышкины», «Масоны»). Хотя эти произведения не смогли повторить успех лучших романов писателя.
Карл Брож. Иллюстрация к роману А.Ф. Писемского «Масоны»
Обращается писатель и к драматургии. Пьесы «Ваал», «Хищники», «Просвещенное время», «Финансовый гений» писатель посвятил теме буржуазного хищничества, которое считал главным злом современной жизни. Но и пьесы Писемского, кроме «Горькой судьбины», не стали заметным явлением русской драматургии.
В личной жизни по воспоминаниям современников, Писемский «был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и при всем сознании своих заслуг и дарований удивительно скромный».
Жизненные силы Алексея Феофилактовича надломили трагические события – младший сын покончил жизнь самоубийством, а через несколько лет старший сын заболел неизлечимой болезнью.
Скончался Алексей Феофилактович Писемский 21 января 1881 года.
А лексей Писемский – писатель могучего таланта, произведения которого занимают одно из первых мест в русской прозе XIX века. Самостоятельность творческой позиции Писемского, его внутренняя независимость и масштабность художественного мышления заставляют считать Писемского «непризнанным классиком» нашей литературы.
Его творческое наследие анализировалось несравненно меньше, чем творчество Л.И. Герцена или И А. Гончарова, а тем более, Ф.М. Достоевского или Л.Н. Толстого, и ждет своего дальнейшего изучения.
Список источников и литературы
«В водовороте», «Взбаламученное море», «Люди 40-х», «Масоны», «Тысяча душ» : [о литературных героях романов А. Ф. Писемского]. – Текст : непосредственный // Энциклопедия литературных героев : русская литература второй половины XIX века. – Москва, 1998. – С. 358–371.
[О Писемском А. Ф.]. – Текст : непосредственный // История русского романа в 2-х томах. Т. 1 / [редактор Г. М. Фридлендер]. – Москва–Ленинград, 1962. – С. 394–396.
Тюнькин, К. О творчестве Писемского. – Текст : непосредственный // А. Ф. Писемский. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1 / редакционная коллегия Г. А. Бялый, М. П. Еремин, С. А. Макашин. – Москва, 1982. – С. 5–30.
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.