В апреле 2021 года Центральной библиотеке им. А. Н. Зырянова исполнится 145 лет.
В юбилейный год, еженедельно, мы публикуем факты и события из истории библиотеки. Приглашаем желающих опубликовать свои воспоминания, фотофакты, посвященные Центральной библиотеке им. А.Н. Зырянова, используя хештэг #нашаисториябиблиотекаЗырянова
В рубрике «Жизнь моя, библиотека» рассказываем о ветеранах библиотечного дела.
Сереброва Алевтина Максимовна
Сереброва Алевтина Максимовна (1900–1995) – культпросвет работник, директор Шадринской районно–городской центральной библиотеки(1932–1941), участница Всесоюзного совещания библиотекарей-отличников (1936), руководитель кинотеатра «Октябрь». В годы Великой Отечественной войны – пропагандист-политрук эвакогоспиталя № 3108.
Молодой коммунист Сереброва Алевтина Максимовна была направлена райкомом партии на заведование Шадринской районно-городской центральной библиотекой в 1932 году. Из воспоминаний А. М. Серебровой: «В предвоенные годы коллектив библиотеки активно включился во Всесоюзный конкурс библиотек, за период которого книжный фонд ее пополнился на 4 тысячи томов. Более 800 книг, приходившихся уже в обветшалое состояние, было переплетено и возвращено к жизни. В связи с улучшением работы библиотеки увеличилось и количество читателей, причем в читальном зале – почти в три раза, а на абонементе – на 600 человек. Количество передвижных библиотек возросло до 44, они обслуживали более, чем двух тысяч читателей, и в их распоряжении было более 5 тысяч книг».
И этот колоссальный труд был высоко оценен. Директор библиотеки была приглашена в Москву на совещание библиотекарей-отличников, где ее наградили Почетной грамотой. Библиотеке выделили 3 тысячи рублей на приобретение новых книг. На всю жизнь запомнила Алевтина Максимовна счастливые дни пребывания в столице. Особое впечатление осталось от встречи с Надеждой Константиновной Крупской, ее сердечные практические советы и напутствия помогали в дальнейшей работе.
Под руководством энергичной, инициативной Алевтины Максимовны Серебровой библиотека стала лучшей в Челябинской области. «В библиотеке, в связи с 17-ой годовщиной со дня смерти Ленина проходит ряд читок-бесед. 14 января в токарном цехе моторного завода проведена читка-беседа о жизни В. И. Ленина, обмен книгами там же на читке. Книгоноша тов. Давыдова группе малограмотных работниц цветочного цеха промартели «Маяк» в обеденный перерыв читала книгу «Детские и школьные годы Ильича». Среди читателей растет спрос на марксистскую литературу. В 1940 году такой литературы было выдано в 2 раза больше, чем в 1938 году».
При библиотеке работали комната по изучению марксистко-ленинской теории и консультационный пункт по самообразованию. В консультационном пункте учителя раз в неделю с 16-00 до 18-00 часов, давали учащимся консультации по русскому языку, математике и физике.
В статье «Семь тысяч читателей», опубликованной в районной газете «Путь к коммуне» 7 мая 1941 года Алевтина Максимовна Сереброва отмечает: «Только за годы сталинских пятилеток приобретено 32586 книг, растет и число читателей, теперь их более 7000. Проводится работа вне библиотеки, организуются читки в мастерской легпрома, мотороремонтном заводе, железнодорожном училище и др. Всего было 155 читок, охват 5879 человек. В библиотеке работают Отличники библиотечного дела: В. С. Дроздова, З. П. Пичугова, А. Р. Зайцева. Помогают читатели–книгоноши: Тоня Мальцева, М. А. Давыдова, А. И. Мальцева».
В июле 1941 года А. М. Сереброва по предложению райкома партии перешла работать агитатором на призывной пункт, в 1942 году – в госпиталь № 3108. Из воспоминаний Алевтины Максимовны Серебровой: «В эвакогоспитале № 3108 я фактически выполняла функции политрука. Эвакогоспиталь располагался на территории Советской больницы. Каждый день старалась побывать во всех пяти отделениях, поговорить с людьми. В палату заходила лишь только в том случае, если в ней был порядок: прибранные постели, ухоженные раненые.
Если, зайдя в палату, замечала непорядок, то только здоровалась и тут же покидала ее. Однажды едва успела появиться на территории госпиталя, как мне уже передают: «Метелева вызывает» (она была начальником медчасти госпиталя).
– Ну, укротительница, – говорит, – иди в палату. И называет номер. Ночью было поступление, так один раненый обидел медсестру. Парень красавец, шевелюра пышная, а одной ноги нет. Сестра к нему, что, мол, надо полностью обрабатывать раненых при поступлении в госпиталь, а он ее матом (при поступлении в госпиталь раненых полагалось обязательно стричь). «Ну, что же, – думаю, – будем работать».
– Зашла в палату, а в ней 8 человек, подсаживаюсь к каждому на кровать, разговариваем. У всех порядок, а этот, новенький, замечаю, лежит небрежно, постель не прибрана. Поговорила с ранеными и направилась к выходу. А он ко мне с вопросом:
– Вы что же, товарищ политрук, со всеми поговорили, а со мной не хотите?
Присаживайтесь, у меня места много (это намек на то, что у него нет ноги).
– А кто это у нас появился такой неприбранный? Новенький, что ли? – спрашиваю.
А ему все: «Мы тебе говорили, мы тебе говорили». Так состоялось наше знакомство. Где шуткой, где словом удалось разговорить парня.
Родом он оказался из Гомеля. Невесту его фашисты угнали в Германию, отца повесили, мать, не выдержав горя, умерла. «Для чего мне жить, к тому же без ноги – никакая девушка не полюбит меня»,
– заключил парень. В то время мы с семьей жили по улице Уральской, 9.
На уплотнение к нам поселили семью эвакуированных евреев из Ленинграда. Один сын у них погиб, а второй, Саша, был без ноги. Уже в Шадринске он познакомился с девушкой Зиной, она работала в фотографии. Поженились. Позже они все уехали в Ленинград. Вечером я завела с ним разговор. Договорились, что я похлопочу в артели «Кооператор», чтобы его отпустили на некоторое время, а Саша тем временем поговорит в госпитале с гомельским парнем. В назначенный день я намеренно пришла в госпиталь попозже, чтобы молодые люди смогли поговорить без свидетеля. Меня он (гомельский парень) встретил с большим нетерпением и радостью:
– Товарищ политрук, ко мне человек приходил! Он тоже без ноги, как и я, а женился!
В общем, договорились мы с ним, что перед медсестрой Надей, которой он нахамил, извинится, и позволит сделать с собой все, что работникам госпиталя необходимо исполнить.
А с медсестрой я тоже поговорила, и дала ей наказ – поухаживать за парнем. Как-то он с радостью сообщил мне, что Надя пригласила его в кино. А я специально только что договорилась о кинопередвижке для госпиталя, чтобы раненые могли посмотреть фильм. И Наде наказала, чтобы в кино сидела с ним рядом. Сама же я намеренно будто этого не замечала. После кино гомельчанин встретил меня возле госпиталя:
– Товарищ политрук, я в кино ходил и вместе с Надей сидел!
– Ну, что, полюбят тебя девушки?
Он засмущался, скромно заулыбался. К парню вернулась вера в жизнь».
Суровая правда войны. Главы из летописи Центральной библиотеки им. А. Н. Зырянова / составители О. В. Малахова, Л. В. Ляпустина. – Текст : электронный // Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система г. Шадринска» : сайт. – Шадринск, 2020 – URL: http://ziranov.ru/up/index.php?newsid=2934 (дата обращения : 15.03.2021).
Ляпустина Л.В., заведующий сектором
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова