2021 богат на юбилеи писателей и поэтов, а юбилейные даты – замечательная возможность вспомнить биографии любимых авторов и еще раз перечитать их произведения.
В феврале исполняется:
580 лет со дня рождения Алишера Навои (1441–1501), великого поэта и мыслителя, государственного деятеля, самой крупной фигуры узбекской (чагатайской) и всей тюркской литературы.
235 лет Вильгельму Карлу Гримм (1786–1859), немецкому филологу, фольклористу, сказочнику («Детские и семейные сказки», «Немецкие предания»).
200 лет А.М. Жемчужникову (1821–1908), русскому лирическому поэту, сатирику, юмористу, одному из создателей образа Козьмы Пруткова.
190 лет со дня рождения Н.С. Лескова (1831–1895), русского писателя, публициста, литературного критика.
185 лет Н.А. Добролюбову (1836–1861), русскому литературному критику, поэту, публицисту («Что такое обломовщина?», «Луч света в темном царстве»).
150 лет украинской поэтессе, писательнице, переводчице Лесе Украинка (1871–1913). Литературоведы ставят ее творчество в один ряд с произведениями Тараса Шевченко.
115 лет А.Л. Барто (1906–1981), русской советской детской поэтессе, писательнице («За цветами в зимний лес», «Игрушки», «Переводы с детского» и прозаических сборников: «Записки детского поэта», «Найти человека»).
115 лет М.М. Джалилю (1906–1944), татарскому поэту и журналисту, военному корреспонденту, Герою Советского Союза («Мы идем», «Моабитская тетрадь»).
110 лет со дня рождения русской писательницы А.А. Кузнецовой (Маркова) (1911–1996) («В Чулымской тайге», «Чёртова дюжина», «Земной поклон» и др. произведения).
90 лет назад родился писатель Г.Н. Владимов (1931–2003), автор книг «Большая руда», «Верный Руслан», «Генерал и его армия».
190 лет Николаю Семёновичу Лескову
Прозёванный гений
…А какие в них ритмы! А какая в них залежь
Слов ядрёных и точных русского языка!
Никаким модернистом ты Лескова не свалишь
И к нему не посмеешь подойти свысока.
Достоевскому равный, он – прозеванный гений.
Очарованный странник катакомб языка!
И. Северянин
2 февраля 2021 года исполняется 190 лет со дня рождения Николая Семёновича Лескова, одного из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой.
Лесков – это исследователь, помещавший свои энциклопедические знания прямо в художественные произведения, и беллетрист, писавший для «желтой» прессы.
Писательскую деятельность Н.С. Лесков начал со статей и фельетонов под псевдонимом М. Стебницкий. Одна из ранних статей – о петербургских пожарах (1862) – послужила началом длительной полемики писателя с революционными демократами.
Творчество Лескова нравилось Ф.М. Достоевскому, некоторое время они сотрудничали в журнале «Время». А.П. Чехов дружил с Лесковым, называл одним из первых своих учителей, в некоторой мере даже подражал его творчеству.
Лесков – это писатель, в разное время любимый каждым – «от царя до пономаря» – и ненавидимый всеми, от либералов до консерваторов.
Идеал Лескова – не революционер, а просветитель, пытающийся усовершенствовать общественный строй при помощи морального убеждения, пропаганды идеалов добра и справедливости («Овцебык», «Загадочный человек», «На ножах», «Некуда». Публицистический роман «Некуда» «сожрала» либеральная критика того времени, он был переиздан лет через сто! Но, оказывается, актуальность его никуда не девается).
Л.Н. Толстой любил Лескова, восхищался, критиковал и называл «самым русским из русских писателей». Лесков показал в своих произведениях героев не только разных социальных кругов, но и разных сословий и разных национальностей.
Писатель создал ряд реалистических рассказов и повестей, в которых дана широкая панорама русской жизни («Погасшее дело», «Язвительный», «Житие одной бабы», «Воительница», «Расточитель»).
В творчестве писателя сильны мотивы самобытности русского народа («Железная воля», «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе»).
Лесков создал образы праведников, могучих духом людей («Соборяне», «Очарованный странник», «Запечатлённый ангел», «Несмертельный Голован», «Печерские антики», «Однодум», «На краю света»).
Особенно подкупает религиозное чутье Лескова. Он христианин, но ярый противник церковной бюрократии. «Запечатленный ангел» – это та самая повесть, которая «нравилась и царю, и пономарю». Действительно, Александр II зачитывался «Запечатленным ангелом» – Лесков даже пользовался «высочайшим» отзывом, чтобы оградить повесть от цензуры.
И когда вам в голову придут вопросы о жизни церковнослужителей, обратитесь к Лескову («Соборяне»). Вы узнаете, какими удивительными бывают эти люди: увлекающимися, сомневающимися, бунтующими, как они проживают каждый день и как уходят в мир иной. И вы можете этому верить, ведь отец Савелий Туберозов «списан» с деда писателя.
Тема гибели народных талантов на Руси раскрыта в повести «Тупейный художник».
В середине 1890-х годов писателя занимает новый для России тип – буржуа («Чертогон», или «Рождественский вечер у ипохондрика»; «Отборное зерно», «Грабёж», «Полуношники»).
Есть у Лескова цикл произведений для детей («Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», «Дурачок»).
Николай Лесков с его обостренным интересом к национальной культуре создал удивительно своеобразный художественный мир и разработал неповторимый – «лесковский» – способ изображения. Очень многие из произведений Лескова имеют под своими названиями жанровые определения, которые им дает Лесков, как бы предупреждая читателя о необычности их формы: «заметки о родовых прозвищах» («Геральдический туман»), «семейная хроника» («Захудалый род»), «наблюдения, опыты и приключения» («Заячий ремиз»), «картинки с натуры» («Импровизаторы» и «Мелочи архиерейской жизни»), «из народных легенд нового сложения» («Леон дворецкий сын (Застольный хищник)»), «отрывки из юношеских воспоминаний» («Печерские антики»), «научная записка» («О русской иконописи»), «историческая поправка» («Нескладица о Гоголе и Костомарове»), «пейзаж и жанр» («Зимний день», «Полунощники»), «рапсодия» («Юдоль»), «рассказ чиновника особых поручений» («Язвительный») и др.
Одно из удовольствий, которое приносит творчество Лескова – разнообразие стилей. Некоторые рассказы схожи с триллерами («Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах»), другие превосходные комедии о провинциальной жизни, рассказы об «обыкновенных чудесах» («Пугало»). Только вы успеваете привыкнуть к одному стилю, он сменяется другим и вновь удивляет вас. Да и сама личность Лескова неординарна. Кстати, можно сказать, что он был основателем вегетарианского движения в России. Он неоднократно писал о вегетарианстве и даже призывал издать кухонную книгу для вегетарианцев.
Что до языка Лескова, то многим его современникам он казался не то сумбуром, не то «перебором», полным «экивоков» и «кунштюков». А другие видели в писателе «кудесника слова» и любовались созданными им «словесными узорами». Сплав литературного и народного языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Лескова, когда образ раскрывается в основном через речевую характеристику. Каждое произведения писателя – самобытно, поэтика произведений также самобытна и неповторима, потому и говорят, что у Лескова – особенный стиль.
Лесков – это один из самых незаслуженно забытых русских писателей и при этом один из самых гениальных.
Очень хотелось, чтобы имя Лескова соединилось со словом «гений». Постояло с ним рядом, погрелось в его лучах, напиталось его сиянием. Потому что Лесков и правда был гений. Но гений он действительно «прозеванный». Прозевали его, потому что со своими карикатурами на нигилистов, а потом с протопопами и дьяконами он все время не попадал в актуальную политическую повестку. Прекрасно ее знал и чувствовал. Но никогда не пытался идти с кем-то в ногу и настаивал на своей непартийности. И был, конечно, «надпартийный» – слово из стихотворения Северянина «На закате». К тому же обладал ужасным характером. Таких не берут в гении! Ни современники, особенно тогдашние законодатели мод, либеральные демократы, ни их наследники, советские чиновники, принимавшие решение о том, кого издавать, а кого погодить.
При жизни его произведения по большей мере вызывали негативное отношение и не принимались большинством передовых людей второй половины XIX века. Но Лесков оказался задвинут и на всю половину ХХ века, даже вышедшее в середине 1950-х его собрание сочинений включает только треть из того, что он написал.
«Сладок будешь – расклюют, горек будешь – расплюют», – говорила Коле Лескову бабушка Акилина Васильевна Алферьева. Пока что возразить нечего. Ведь Лесков по-прежнему не прочитан должным образом. Поистине пророческими оказались слова Л.Н. Толстого о том, что Николай Семёнович Лесков – это «писатель и не нашего настоящего, а еще более отдаленного будущего».
Но если кто-то сегодня откроет для себя рассказы Лескова, язвительные, острые, чудно написанные – очень хорошо.
Список источников и литературы
Лесков Николай Семёнович (4 (16) февраля 1831–21 февраля (5 марта) 1895) : к 190-летию со дня рождения / автор-составитель текста Е. М. Кузьмина ; листов Л. Е. Коршунова ; руководитель и ответственный редактор серии Л. Е. Коршунова. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2020. – 1 папка (24 с., [8] отд. л) : цв. илл. – (Выставка в школьной библиотеке). – Текст : непосредственный.
Смирнов, Г. Глубокий след нелепиц : слова, изобретённые писателем Н. С. Лесковым / Герман Смирнов. – Текст : непосредственный // Природа и свет. – 2011. – № 9. – С. 56–57.
Карсалова, Е. В. Какие дороги ведут к храму : рассказы Н. С. Лескова о праведниках / Е. В. Карсалова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 28–33.
Кретова, А. А. «Завещайте вашему сыну…» : детские рассказы Н. С. Лескова / А. А. Кретова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2005. – № 10. – С. 8–13.
Золотусский, И. Гений излишка / И. Золотусский. – Текст : непосредственный // Нева. – 2002. – № 10. – С. 209–211.
Курчаткин, А. Микула Селянинович русской словесности / А. Курчаткин. – Текст : непосредственный // Смена. – 2002. – № 7. – С. 4–15.
Аннинский, Л. Скитанья «Соборян» / Лев Аннинский. – Текст : непосредственный // Октябрь. – 1985. – № 3. – С. 192–202.
Таких не берут в гении! : почему жизнеописание Лескова захватывает больше, чем злободневный роман? / Ольга Тимофеева. – Текст : электронный // Новая газета. – 2020. – 18 декабря – URL : https://novayagazeta.ru/articles/2020/12/17/88411-takih-ne-berut-v-genii (дата обращения : 29.01.2021).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.