Нашей истории строки
Популярный исторический журнал «Родина» – это продолжение традиций научно-популярной исторической журналистики, заложенных создателями одноименного дореволюционного издания еще в 1879 году. Современная «Родина» выходит с 1989 года и неизменно предоставляет читателю богатый просветительский материал.
Наиболее интересными в двенадцатом номере являются статьи раздела «Научная библиотека Родины», они охватывают период с петровского времени до советского периода.
Гравюра (печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины на которой нанесён рисунок) в Петровскую эпоху была не столько произведением искусства, сколько средством массовой информации. И это отнюдь не парадокс! При отсутствии газет и журналов (первая российская газета «Ведомости» появилась в 1703 году) царю важно было информировать население о ходе Северной войны, и для наглядной визуальной картины использовали гравюру.
Гравюры отображали буквально все стороны русской действительности. Они информировали население о триумфальных шествиях, празднествах, фейерверках, построенных новых кораблях и других важных государственных и придворных событиях.
Военная тема раскрывалась через изображения осад и штурмов крепостей, видов военных кораблей, панорам сухопутных и морских сражений. Широко привлекалась гравюра для фиксации чертежей и схем в учебных пособиях по военному, морскому, инженерному, артиллерийскому делу.
Печатались топографические и географические карты и схемы, виды городов. Большими тиражами штамповались таблицы флагов всех стран, астрономические и математические таблицы.
Планы садов и парков, клейма гербовой бумаги, портреты, «конклюзии» и «тезисы» (композиции философско-религиозного содержания) – все это и многое другое фиксировалось с помощью гравюр.
|
|
А. Шхонебек. Великий государь, царь и великий князь Петер Алексиевич всея великия, и малыя, и белыя России самодержец. 1699 г.
|
Форт Кроншлот у южного побережья острова Котлин
|
Черная, Л. Для чего царю гравюра? : как графическое искусство помогло Петру I построить империю / Людмила Черная. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 108–111. – (Научная библиотека Родины).
Изучение такого уникального источника, как жалованные грамоты XVIII–XIX веков, позволяет сделать вывод, что возведение в дворянское достоинство и высочайшее пожалование герба было, с одной стороны, способом награждения, поощрения и социального повышения за труды во благо Отечества, а с другой стороны, средством создания лояльной правительству государственной элиты и создания механизма вхождения в правящее сословие – дворянство.
Афонасенко, И. «В воздаяние ревностных заслуг…» : кому и за что даровались Жалованные грамоты на дворянство и герб в XVIII–XIX веках / Игорь Афонасенко. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 112–115. – (Научная библиотека Родины).
XIX век стал эпохой сосуществования сразу нескольких типов освещения. В 1839 году на Дворцовой площади, Невском проспекте, Садовой, Гороховой, Миллионной, Михайловской, Большой и Малой Морских улицах Санкт-Петербурга зажглось около 200 газовых фонарей.
С 1846 года стали устанавливать фонари со спирто-скипидарной смесью. Такие лампы каждое утро отвозили на заправку в специальное депо.
В начале 1860-х на улицах появились керосиновые фонари. В 1873 году возле мастерской Александра Лодыгина – изобретателя лампы накаливания –зажёгся первый в мире уличный электрический фонарь. Несколько лет спустя электрическим светом озарился Литейный мост и участок Невского проспекта, а к началу XX века – весь центр Санкт-Петербурга.
Литейный мост. Иллюминация.
До повсеместного появления «лампочки Ильича» оставалось ещё два-три десятилетия
Рябова, С. Да будет свет! : городское освещение преобразило жизнь Москвы и Петербурга конца XIX–начала XX века. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 116–119. – (Научная библиотека Родины).
В 1709 году царь Петр Алексеевич широко и ярко отметил победу русского оружия в Полтавской битве. 200 лет спустя, в начале XX века, в Российской империи гремел другой «гром» – революционных потрясений. После подавления революции 1905–1907 годов правительство задумалось о необходимости вернуть подорванный авторитет монархии и сплотить нацию.
Одним из способов консолидации общества и создания патриотических настроений стало празднование военных юбилеев. Первым опытом такого рода были полтавские торжества 1909 года. Цель этих акций – переключение внимания современников на дни славных баталий и громких побед, воссоздание могучей фигуры мудрого правителя, заботящегося о своих подданных и о процветании государства. На этой базе уже можно было развивать концепцию преемственности и распространить «силу побед» прошлого на современность.
На страницах изданий оживали исторические события, а вслед за ними идея национального единения и имперского могущества. Подробно рассматривалась сама Полтавская битва, анализировались ее предпосылки, ход, оценивались последствия для дальнейшего развития страны.
Именно на «эффекте памяти» пытались сыграть организаторы торжеств, стремясь сплотить разобщенных революцией и деморализованных недавним проигрышем в Русско-японской войне (1904–1905) подданных Российской империи.
Лиманова, С. «Полтавский бой» Николая II : празднование 200-летия легендарной битвы император пытался использовать для сплочения нации / Светлана Лиманова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 120–122. – (Научная библиотека Родины).
Шпионаж так же стар, как сама история. Дипломатам и послам вменялось в обязанность, по совместительству с их официальной деятельностью заниматься и шпионажем.
Любопытно, что для получения сведений дипломаты активно использовали прессу, центральную, региональную и даже районную, особенно там, где располагались дипломатические представительства. А в 1938 году германские консульства были в Киеве и в Новосибирске, японские – в Благовещенске, Одессе, Новосибирске, Хабаровске, английское консульство располагалось в Ленинграде, итальянское и турецкое – в Одессе.
Общим для всех дипломатов был интерес к городам-портам и городам, где находились предприятия оборонной и тяжелой промышленности СССР, а также к нефтедобывающим регионам. Интерес представляли приграничные города и районы, а также те, где с конца 1930-х был установлен особый паспортный режим.
Активность иностранных представителей по сбору стратегической информации на территории СССР повлияла на принятие постановления ЦК ВКП(б) от 23 марта 1938 года о недопущении на работу на предприятия, в главные управления и в центральный аппарат наркомата оборонной промышленности немцев, поляков, латышей и эстонцев.
В 1939 году зарубежные дипломаты изучали постановления правительств союзных республик и СССР, морские справочники, специальную литературу по твердому топливу и физике, микробиологии, сельскому хозяйству, отраслевые издания по нефтедобыче и даже заводские издания судоремонтных предприятий.
Посольские аналитики полагали, что местная пресса способна предоставить стратегическую информацию в случае будущих боевых действий, помочь ориентироваться на местности.
Газеты и журналы выписывались не только на русском, но и на белорусском, крымско-татарском, немецком, осетинском, польском, татарском, украинском и других языках.
В 1930-е советская пресса интересовала не только дипломатов
Сорокин, А. Куда «Ленинский путь» ведёт вражескую разведку? : сотрудники иностранных посольств в 1939 году собирали нужную информацию, до дыр зачитывая советские газеты / Андрей Сорокин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 103–107. – (Научная библиотека Родины).
Выпущенный издательством «Научно-политическая книга» сборник рассекреченных архивных документов «Социальная политика СССР в послевоенные годы. 1947–1953» позволяет понять, как противоречивая роль денег в сталинской экономической модели сказывалась не только на жизни простых людей – «колесиков» и «винтиков» могучего государственного механизма, но и на судьбах перспективных проектов, способных эту жизнь улучшить.
В начале 1941 года товарищ Сталин сформулировал одну из главных задач социалистического планирования: «Закрыть источники и клапаны, откуда возникает капитализм...». В апреле 1945 года нашелся человек, фактически подвергший ревизии сталинскую экономическую модель. Это был Григорий Лазаревич Марьяхин (1898–?). В системе Наркомата финансов СССР он занимал пост начальника Управления налогов и сборов.
Марьяхин обладал редким даром прозревать далекое будущее. Если бы Правительство в лице Сталина поддержало его инициативы, Советский Союз имел бы гипотетический шанс из мая 1945 года «перескочить» в 19 ноября 1986 года, когда был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», или в 26 мая 1988 года, когда был принят Закон «О кооперации в СССР».
Экштут, С. Червонец Марьяхина и рубль Сталина : что мы знаем про финансиста, осмелившегося после Великой Отечественной войны спорить с вождём о НЭПе / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 98–102. – (Научная библиотека Родины).
Екатерина Фурцева (1910–1974) много лет подряд занимала самые высокие посты в СССР. Она была партийным работником, определявшим судьбу огромного государства.
Это по ее инициативе в Москву привезли «Джоконду», французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке, возводился Центральный стадион имени В.И. Ленина (ныне «Лужники»), где в 1956 году прошла I Спартакиада народов СССР, строился знаменитый «Детский мир».
Были проведены VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов и Международный конкурс имени П.И. Чайковского, возобновлено проведение Московского международного кинофестиваля.
При этом: Фурцева активно участвовала в идеологических проработках и преследовании инакомыслящих. Под запрет попали многие театральные постановки, она запретила выступать на отечественных сценах М. Ростроповичу и разгоняла выставки художников-абстракционистов.
Андрейкина, Ю. Железный министр советской культуры : 110 лет назад родилась Екатерина Алексеевна Фурцева, оставшаяся в памяти народной министром культуры СССР, который то сурово казнил, то щедро миловал / Юлия Андрейкина. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 130–133. – (Научная библиотека Родины).
Ученый-экономист Яков Миркин известен своими блестящими аналитическими статьями о текущем моменте. А еще он пишет неожиданные исторические эссе. Герои его рубрики «Большая родня» – императоры и крестьяне, писатели и банкиры, художники и воины – связаны неразрывными, почти семейными узами. Все они живые, даже если давно ушли. Все они любят Родину. В двенадцатом номере «Родины» статья об Анатолии Фёдоровиче Кони (1844–1927).
Миркин, Я. Кони привередливый : чем не мог поступиться даже под страхом смерти выдающийся судья и великий гражданин / Яков Миркин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 48–53 – (Большая родня).
А.Ф. Кони. Обожаемый народом судья. Всеми любимый прокурор. Ничем не опороченный чиновник высшего ранга в распадающемся государстве.
Как в самую жестокую пору уйти от вертикалей, работая ради тех, кто сохранит культуру. Удерживать свет. Делать единственно возможное во времена жестокостей – публично говорить об этике, о суде – о третьей власти, которая все равно, рано или поздно, возникнет.
Счастливый, в общем-то, человек, ни в чем себе не изменивший. Пример, как не запятнаться, сделав карьеру. Как быть нужным и через 100 лет, чтобы можно было открыть том и начать хотя бы с этих слов: «Правительство всегда смотрело на меня как на только терпимого в рядах государственных слуг человека, пользуясь моими дарованиями и знаниями и моим тяжким трудом и видя во мне нечто вроде Дон Кихота, который добровольно несет иго чиновника... Оно... то думает, что наказывает меня, обходя назначениями и суетными побрякушками, то решается меня награждать, вопреки ясно выраженному мною желанию... Но общество относится ко мне иначе. Оно понимает мое служение родине и с полным доверием обращает ко мне взоры, считая меня носителем нравственных начал. И в настоящее смутное и тревожное время оно ждет от меня слова».
Его слово случилось. Нам и сейчас нужно такое слово, чтобы жить.
Анатолий Кони: несколько десятков книг и светлая память потомков
Ключевая роль чиновников среднего звена в управлении государством не нашла, увы, отображения в художественных образах. Рубрика «EX LIBRIS РОДИНЫ» представляет сюжеты, которые и не снились литературным классикам.
Экштут, С. Курьер Петров – столоначальнику Васильеву: Извольте выдать дипломатический пачпорт! : о недооцененной роли чиновников и клерков в российской истории / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 62–65. – (EX LIBRIS Родины).
В рубрике «Домашний архив Родины» о необычной судьбе призёра Олимпийских игр 1912 года Амоса Каше рассказала его внучка Алла Евгеньевна Кулевская.
«В 1908-м дед был назначен начальником Либавского крепостного военного телеграфа в Кронштадте. Один из лучших стрелков России. Имел много наград. А самую главную в жизни награду завоевал на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. А ведь ему было уже 44 года!
Российская команда участвовала в дуэльном соревновании на дистанции 30 метров. Из всей четверки офицеров дед отстрелялся лучше всех, выбив 281 очко. Им вручили медали из настоящего серебра. Увы, дед сдал ее в Торгсин в начале голодных 1930-х.
Дед был победителем в стрельбе из пистолета на первой Российской Олимпиаде в Киеве (1913)., победил и на второй Российской Олимпиаде 1914 года в Риге.
Уже 61-летним участвовал в соревнованиях в стрельбе по тарелочкам на Первой Всесоюзной спартакиаде 1928 года.
Амос Маркович Каш умер в декабре 1948 года. За год до ухода выступил на соревнованиях старейших стрелков Советского Союза».
Парад открытия Олимпийских игр в Стокгольме
Долгополова, Е. Серебряный стрелок / Елена Долгополова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 43–47. – (Домашний архив Родины).
Сто пятьдесят лет назад молодой Репин обронил в волжской купальне серебряные часы да так и не смог достать их из воды. Остались на вечное хранение на песчаном дне. Зато – сработала примета! – спустя полтора столетия Илья Ефимович вновь вернулся в Самару – на полотнах художника-потомка...
Художник Александр Баканов передал самарскому музею 24 работы, посвящённые 150-летию «бурлацкой» экспедиции Льва Ефимовича Репина. В то самое село Ширяево и тот самый дом, где 150 лет назад квартировал Илья Репин. Здесь он работал над этюдами для картины «Бурлаки на Волге». Само полотно, принесшее молодому художнику мировую славу, было написано уже в Северной столице в 1870–1873 годах. А тем летом в Ширяево он напитывался образами, солнцем, красками.
«Репинские» картины Александра Баканова
органично вписались в атмосферу сельского музея
Чечурина, И. Картины с Репиным приплыли… / Ирина Чечурина . – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 58–61. – (Вернисаж Родины).
Фотохудожник Константин Кокошкин более 30 лет профессионально занимается фотографией. Из сотен больших и малых российских городов, усадеб, заповедников, памятников истории и красочных ландшафтов, что запечатлел Мастер, особое место в его сердце занимает Кинозёрский национальный парк.
О Кинозёрском парке и фотохудожнике Кокошкине рассказано в рубрике «Дороги Родины».
Кокошкин, К. Это кино? Нет, Кинозерье! : монолог фотохудожника, влюблённого в кусочек русской земли / Константин Кокошкин ; записала Юлия Башарова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 54–57. – (Дороги Родины).
Эти и другие статьи можно прочесть в декабрьском номере журнала «Родина».
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.