ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Обзор двенадцатого номера журнала «Родина»
 

 

Нашей истории строки

 

Популярный исторический журнал «Родина» – это продолжение традиций научно-популярной исторической журналистики, заложенных создателями одноименного дореволюционного издания еще в 1879 году. Современная «Родина» выходит с 1989 года и неизменно предоставляет читателю богатый просветительский материал.

Наиболее интересными в двенадцатом номере являются статьи раздела «Научная библиотека Родины», они охватывают период с петровского времени до советского периода.

 

 

Гравюра (печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины на которой нанесён рисунок) в Петровскую эпоху была не столько произведением искусства, сколько средством массовой информации. И это отнюдь не парадокс! При отсутствии газет и журналов (первая российская газета «Ведомости» появилась в 1703 году) царю важно было информировать население о ходе Северной войны, и для наглядной визуальной картины использовали гравюру.

Гравюры отображали буквально все стороны русской действительности. Они информировали население о триумфальных шествиях, празднествах, фейерверках, построенных новых кораблях и других важных государственных и придворных событиях.

Военная тема раскрывалась через изображения осад и штурмов крепостей, видов военных кораблей, панорам сухопутных и морских сражений. Широко привлекалась гравюра для фиксации чертежей и схем в учебных пособиях по военному, морскому, инженерному, артиллерийскому делу.

Печатались топографические и географические карты и схемы, виды городов. Большими тиражами штамповались таблицы флагов всех стран, астрономические и математические таблицы.

Планы садов и парков, клейма гербовой бумаги, портреты, «конклюзии» и «тезисы» (композиции философско-религиозного содержания) – все это и многое другое фиксировалось с помощью гравюр.

 

 

А. Шхонебек. Великий государь, царь и великий князь Петер Алексиевич всея великия, и малыя, и белыя России самодержец. 1699 г.

 

Форт Кроншлот у южного побережья острова Котлин

 

Черная, Л. Для чего царю гравюра? : как графическое искусство помогло Петру I построить империю / Людмила Черная. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 108–111. – (Научная библиотека Родины).

 

Изучение такого уникального источника, как жалованные грамоты XVIII–XIX веков, позволяет сделать вывод, что возведение в дворянское достоинство и высочайшее пожалование герба было, с одной стороны, способом награждения, поощрения и социального повышения за труды во благо Отечества, а с другой стороны, средством создания лояльной правительству государственной элиты и создания механизма вхождения в правящее сословие – дворянство.

Афонасенко, И. «В воздаяние ревностных заслуг…» : кому и за что даровались Жалованные грамоты на дворянство и герб в XVIIIXIX веках / Игорь Афонасенко. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 112–115. – (Научная библиотека Родины).

 

XIX век стал эпохой сосуществования сразу нескольких типов освещения. В 1839 году на Дворцовой площади, Невском проспекте, Садовой, Гороховой, Миллионной, Михайловской, Большой и Малой Морских улицах Санкт-Петербурга зажглось около 200 газовых фонарей.

С 1846 года стали устанавливать фонари со спирто-скипидарной смесью. Такие лампы каждое утро отвозили на заправку в специальное депо.

В начале 1860-х на улицах появились керосиновые фонари. В 1873 году возле мастерской Александра Лодыгина – изобретателя лампы накаливания –зажёгся первый в мире уличный электрический фонарь. Несколько лет спустя электрическим светом озарился Литейный мост и участок Невского проспекта, а к началу XX века – весь центр Санкт-Петербурга.


 

Литейный мост. Иллюминация.


До повсеместного появления «лампочки Ильича» оставалось ещё два-три десятилетия

Рябова, С. Да будет свет! : городское освещение преобразило жизнь Москвы и Петербурга конца XIX–начала XX века. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 116–119. – (Научная библиотека Родины).

 

В 1709 году царь Петр Алексеевич широко и ярко отметил победу русского оружия в Полтавской битве. 200 лет спустя, в начале XX века, в Российской империи гремел другой «гром» – революционных потрясений. После подавления революции 1905–1907 годов правительство задумалось о необходимости вернуть подорванный авторитет монархии и сплотить нацию.


Одним из способов консолидации общества и создания патриотических настроений стало празднование военных юбилеев. Первым опытом такого рода были полтавские торжества 1909 года. Цель этих акций – переключение внимания современников на дни славных баталий и громких побед, воссоздание могучей фигуры мудрого правителя, заботящегося о своих подданных и о процветании государства. На этой базе уже можно было развивать концепцию преемственности и распространить «силу побед» прошлого на современность.

На страницах изданий оживали исторические события, а вслед за ними идея национального единения и имперского могущества. Подробно рассматривалась сама Полтавская битва, анализировались ее предпосылки, ход, оценивались последствия для дальнейшего развития страны.

Именно на «эффекте памяти» пытались сыграть организаторы торжеств, стремясь сплотить разобщенных революцией и деморализованных недавним проигрышем в Русско-японской войне (1904–1905) подданных Российской империи.

Лиманова, С. «Полтавский бой» Николая II : празднование 200-летия легендарной битвы император пытался использовать для сплочения нации / Светлана Лиманова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 120–122. – (Научная библиотека Родины).

 

Шпионаж так же стар, как сама история. Дипломатам и послам вменялось в обязанность, по совместительству с их официальной деятельностью заниматься и шпионажем.

Любопытно, что для получения сведений дипломаты активно использовали прессу, центральную, региональную и даже районную, особенно там, где располагались дипломатические представительства. А в 1938 году германские консульства были в Киеве и в Новосибирске, японские – в Благовещенске, Одессе, Новосибирске, Хабаровске, английское консульство располагалось в Ленинграде, итальянское и турецкое – в Одессе.

Общим для всех дипломатов был интерес к городам-портам и городам, где находились предприятия оборонной и тяжелой промышленности СССР, а также к нефтедобывающим регионам. Интерес представляли приграничные города и районы, а также те, где с конца 1930-х был установлен особый паспортный режим.

Активность иностранных представителей по сбору стратегической информации на территории СССР повлияла на принятие постановления ЦК ВКП(б) от 23 марта 1938 года о недопущении на работу на предприятия, в главные управления и в центральный аппарат наркомата оборонной промышленности немцев, поляков, латышей и эстонцев.

В 1939 году зарубежные дипломаты изучали постановления правительств союзных республик и СССР, морские справочники, специальную литературу по твердому топливу и физике, микробиологии, сельскому хозяйству, отраслевые издания по нефтедобыче и даже заводские издания судоремонтных предприятий.

Посольские аналитики полагали, что местная пресса способна предоставить стратегическую информацию в случае будущих боевых действий, помочь ориентироваться на местности.

Газеты и журналы выписывались не только на русском, но и на белорусском, крымско-татарском, немецком, осетинском, польском, татарском, украинском и других языках.


 

В 1930-е советская пресса интересовала не только дипломатов


Сорокин, А. Куда «Ленинский путь» ведёт вражескую разведку? : сотрудники иностранных посольств в 1939 году собирали нужную информацию, до дыр зачитывая советские газеты / Андрей Сорокин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 103–107. – (Научная библиотека Родины).

 

Выпущенный издательством «Научно-политическая книга» сборник рассекреченных архивных документов «Социальная политика СССР в послевоенные годы. 1947–1953» позволяет понять, как противоречивая роль денег в сталинской экономической модели сказывалась не только на жизни простых людей – «колесиков» и «винтиков» могучего государственного механизма, но и на судьбах перспективных проектов, способных эту жизнь улучшить.

В начале 1941 года товарищ Сталин сформулировал одну из главных задач социалистического планирования: «Закрыть источники и клапаны, откуда возникает капитализм...». В апреле 1945 года нашелся человек, фактически подвергший ревизии сталинскую экономическую модель. Это был Григорий Лазаревич Марьяхин (1898–?). В системе Наркомата финансов СССР он занимал пост начальника Управления налогов и сборов.

Марьяхин обладал редким даром прозревать далекое будущее. Если бы Правительство в лице Сталина поддержало его инициативы, Советский Союз имел бы гипотетический шанс из мая 1945 года «перескочить» в 19 ноября 1986 года, когда был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», или в 26 мая 1988 года, когда был принят Закон «О кооперации в СССР».

Экштут, С. Червонец Марьяхина и рубль Сталина : что мы знаем про финансиста, осмелившегося после Великой Отечественной войны спорить с вождём о НЭПе / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 98–102. – (Научная библиотека Родины).

 

Екатерина Фурцева (1910–1974) много лет подряд занимала самые высокие посты в СССР. Она была партийным работником, определявшим судьбу огромного государства.

Это по ее инициативе в Москву привезли «Джоконду», французских импрессионистов, состоялись гастроли Ла Скала, был учрежден Театр на Таганке, возводился Центральный стадион имени В.И. Ленина (ныне «Лужники»), где в 1956 году прошла I Спартакиада народов СССР, строился знаменитый «Детский мир».

Были проведены VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов и Международный конкурс имени П.И. Чайковского, возобновлено проведение Московского международного кинофестиваля.

При этом: Фурцева активно участвовала в идеологических проработках и преследовании инакомыслящих. Под запрет попали многие театральные постановки, она запретила выступать на отечественных сценах М. Ростроповичу и разгоняла выставки художников-абстракционистов.

Андрейкина, Ю. Железный министр советской культуры : 110 лет назад родилась Екатерина Алексеевна Фурцева, оставшаяся в памяти народной министром культуры СССР, который то сурово казнил, то щедро миловал / Юлия Андрейкина. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 130–133. – (Научная библиотека Родины).

 

Ученый-экономист Яков Миркин известен своими блестящими аналитическими статьями о текущем моменте. А еще он пишет неожиданные исторические эссе. Герои его рубрики «Большая родня» – императоры и крестьяне, писатели и банкиры, художники и воины – связаны неразрывными, почти семейными узами. Все они живые, даже если давно ушли. Все они любят Родину. В двенадцатом номере «Родины» статья об Анатолии Фёдоровиче Кони (1844–1927).

Миркин, Я. Кони привередливый : чем не мог поступиться даже под страхом смерти выдающийся судья и великий гражданин / Яков Миркин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 48–53 – (Большая родня).

А.Ф. Кони. Обожаемый народом судья. Всеми любимый прокурор. Ничем не опороченный чиновник высшего ранга в распадающемся государстве.

Как в самую жестокую пору уйти от вертикалей, работая ради тех, кто сохранит культуру. Удерживать свет. Делать единственно возможное во времена жестокостей – публично говорить об этике, о суде – о третьей власти, которая все равно, рано или поздно, возникнет.

Счастливый, в общем-то, человек, ни в чем себе не изменивший. Пример, как не запятнаться, сделав карьеру. Как быть нужным и через 100 лет, чтобы можно было открыть том и начать хотя бы с этих слов: «Правительство всегда смотрело на меня как на только терпимого в рядах государственных слуг человека, пользуясь моими дарованиями и знаниями и моим тяжким трудом и видя во мне нечто вроде Дон Кихота, который добровольно несет иго чиновника... Оно... то думает, что наказывает меня, обходя назначениями и суетными побрякушками, то решается меня награждать, вопреки ясно выраженному мною желанию... Но общество относится ко мне иначе. Оно понимает мое служение родине и с полным доверием обращает ко мне взоры, считая меня носителем нравственных начал. И в настоящее смутное и тревожное время оно ждет от меня слова».

Его слово случилось. Нам и сейчас нужно такое слово, чтобы жить.


 

Анатолий Кони: несколько десятков книг и светлая память потомков

 

Ключевая роль чиновников среднего звена в управлении государством не нашла, увы, отображения в художественных образах. Рубрика «EX LIBRIS РОДИНЫ» представляет сюжеты, которые и не снились литературным классикам.

Экштут, С. Курьер Петров – столоначальнику Васильеву: Извольте выдать дипломатический пачпорт! : о недооцененной роли чиновников и клерков в российской истории / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 62–65. – (EX LIBRIS Родины).

 

В рубрике «Домашний архив Родины» о необычной судьбе призёра Олимпийских игр 1912 года Амоса Каше рассказала его внучка Алла Евгеньевна Кулевская.

«В 1908-м дед был назначен начальником Либавского крепостного военного телеграфа в Кронштадте. Один из лучших стрелков России. Имел много наград. А самую главную в жизни награду завоевал на Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме. А ведь ему было уже 44 года!

Российская команда участвовала в дуэльном соревновании на дистанции 30 метров. Из всей четверки офицеров дед отстрелялся лучше всех, выбив 281 очко. Им вручили медали из настоящего серебра. Увы, дед сдал ее в Торгсин в начале голодных 1930-х.

Дед был победителем в стрельбе из пистолета на первой Российской Олимпиаде в Киеве (1913)., победил и на второй Российской Олимпиаде 1914 года в Риге.

Уже 61-летним участвовал в соревнованиях в стрельбе по тарелочкам на Первой Всесоюзной спартакиаде 1928 года.

Амос Маркович Каш умер в декабре 1948 года. За год до ухода выступил на соревнованиях старейших стрелков Советского Союза».


 

Парад открытия Олимпийских игр в Стокгольме


Долгополова, Е. Серебряный стрелок / Елена Долгополова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 43–47. – (Домашний архив Родины).

 

Сто пятьдесят лет назад молодой Репин обронил в волжской купальне серебряные часы да так и не смог достать их из воды. Остались на вечное хранение на песчаном дне. Зато – сработала примета! – спустя полтора столетия Илья Ефимович вновь вернулся в Самару – на полотнах художника-потомка...

Художник Александр Баканов передал самарскому музею 24 работы, посвящённые 150-летию «бурлацкой» экспедиции Льва Ефимовича Репина. В то самое село Ширяево и тот самый дом, где 150 лет назад квартировал Илья Репин. Здесь он работал над этюдами для картины «Бурлаки на Волге». Само полотно, принесшее молодому художнику мировую славу, было написано уже в Северной столице в 1870–1873 годах. А тем летом в Ширяево он напитывался образами, солнцем, красками.


 

«Репинские» картины Александра Баканова

органично вписались в атмосферу сельского музея


Чечурина, И. Картины с Репиным приплыли… / Ирина Чечурина . – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 58–61. – (Вернисаж Родины).

 

Фотохудожник Константин Кокошкин более 30 лет профессионально занимается фотографией. Из сотен больших и малых российских городов, усадеб, заповедников, памятников истории и красочных ландшафтов, что запечатлел Мастер, особое место в его сердце занимает Кинозёрский национальный парк.

О Кинозёрском парке и фотохудожнике Кокошкине рассказано в рубрике «Дороги Родины».

Кокошкин, К. Это кино? Нет, Кинозерье! : монолог фотохудожника, влюблённого в кусочек русской земли / Константин Кокошкин ; записала Юлия Башарова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 54–57. – (Дороги Родины).

 

Эти и другие статьи можно прочесть в декабрьском номере журнала «Родина».

 

О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

 

29-01-2021

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru