2021 богат на юбилеи писателей и поэтов, а юбилейные даты – замечательная возможность вспомнить биографии любимых авторов и еще раз перечитать их произведения.
В январе исполняется:
245 лет Э.Т. Гофману (1776–1822), немецкому писателю («Щелкунчик или мышиный король», «Песочный Человек»).
195 лет М.Е. Салтыкову-Щедрину (1826–1889), русскому писателю («История одного города», «Господа Головлевы»).
155 лет Р. Роллану (1866–1944), французскому писателю («Жан-Кристоф», «Очарованная душа»).
145 лет Д. Лондону (1876–1916), американскому писателю («Морской волк», «Мартин Иден», «Белый клык», «Сердца трех»).
130 лет О.Э. Мандельштаму (1891–1938), одному из крупнейших поэтов XX века.
130 лет И.Г. Эренбургу (1891–1967), русскому писателю, публицисту, журналисту, переводчику.
110 лет Н.М. Артюховой (1901–1990), русской детской писательнице («Подружки», «Трусиха», «Белая коза Альба», «Светлана»).
110 лет А.Н. Рыбакову (1911–1998), русскому писателю («Кортик», «Бронзовая птица», «Тяжелый песок», «Дети Арбата»).
90 лет А.А. Вайнеру (1931–2005) русскому писателю («Визит к минотавру», «Эра милосердия», «Город принял!», «Петля и камень в зелёной траве», «Нелюдь»).
85 лет Н.М. Рубцову (1936–1971), русскому поэту.
195 лет Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину
Пусть меня меньше почитают,
но больше читают
Литература изъята из законов тления.
Она одна не признаёт смерти
М.Е. Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин – русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор).
Сегодня, пожалуй, на слуху только имя. Да и в современном писателю мире труден он был для чтения обывателя. И, тем не менее, он всё более современен. Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина можно назвать энциклопедией русской жизни, энциклопедией критической, которая и сегодня не утратила своей актуальности.
По-разному называли этого великого и непопулярного писателя, что не уменьшает его значения, а, пожалуй, делает ему честь. А. Ухтомский называл его Сократом русской общественной мысли, Г. Успенский радетелем о русской земле, А. Островский – римским пророком, И. Сеченов – прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних.
Л. Толстой писал ему: «У Вас есть всё, что нужно – сжатый, сильный, настоящий язык, характерность, оставшаяся у Вас одних <…> и по содержанию – любовь и потому знание истинных интересов жизни народа».
Сегодня Щедрин упоминается редко, а между тем, он был и есть не только великим художником слова, но и «учителем жизни». В его произведениях много сарказма по поводу современной ему России, а «бич сарказма, – по выражению декабриста М.С. Лунина, – так же сечёт, как и топор палача».
Не всем нравились его обличения российских пороков, презрение к моральному уродству, многие, может быть, видели в его героях и себя; но «…нельзя иначе устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Эти слова принадлежат великому Гоголю, и лучше не скажешь!
Щедрин выражал своё отношение к порокам открыто и смело. Сам он называл себя «будителем общественного сознания». А. Чехов говорил: «Открыто презирать умел один только Салтыков», при этом стоит отметить, что писал он всё же с оглядкой на цензуру.
Сегодняшнему читателю, может быть, трудно понять все нюансы сатиры Салтыкова-Щедрина без знания истории, и всё-таки вдумчивый человек, любящий и ценящий русскую литературу, и сегодня находит в его творениях, по выражению М. Горького, «заветы прошлого и яд настоящего, и загадки будущего».
Он презирал и клеймил все виды лжепатриотизма: милитаристско-государственный, паразитарно-хищнический, охранительно-реакционный.
Тех, кто всегда готов был «выждать потребный момент и как можно проворнее переодеться и загримироваться», называл он «пёстрыми людьми». «Взамен совести выросло у них во рту по два языка, и оба лгут».
Патриотизм Салтыкова-Щедрина выражался прежде всего в любви к своему народу. К нему он относился, как к большому ребёнку, способному и на добрые, и на жестокие опрометчивые поступки. В его художественных образах не стоит искать глумления над народом, «скорее это – страдание и любовь, и неприятие того, что порой делает человек из толпы».
Но окружающая действительность вызывала в нём и другие, совершенно противоположные чувства: «…как бы я не был предан массам, как бы ни болело моё сердце всеми болями толпы, я не могу следовать за нею в её близоруком служении неразумию и произволу».
Щедрин был убеждён, что современная ему Россия не была готова к демократическим преобразованиям, долгие годы крепостного права сказались на народном характере. В успех революционных преобразований он не верил. Значение же интеллигенции ставил очень высоко и всегда выступал против насилия. «Я люблю Россию до боли сердечной, – говорил он, – и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России».
Но не всё мог объяснить себе великий мыслитель, наравне почти с религиозной верой в Россию, считая её загадочной, он не находил причин её экономической и гражданско-правовой отсталости при высоко ценимых в мире достижениях её культуры.
Читая Щедрина сегодня, приходишь к мысли, что не так уж далеко ушли мы от его времени, и та огромная панорама русской жизни, написанная его резкими густыми штрихами, – всё та же наша жизнь. В этой картине и мы с нашим пустословием, забалтыванием актуальных проблем, которые невыгодно решать, и пёстрые люди, и наше молчание, потому что спокойствие нам дороже… Что это? Равнодушие? Трусость? Что бы ни было, это не имеет никакого отношения к патриотизму.
Живя среди своих героев, иногда Щедрину казалось, что бредёт он по какому-то тёмному коридору, из которого не суждено ему выбраться до конца своей жизни. Но вера в грядущую справедливость у него всё же была! Иначе не создавал бы он свои бессмертные творения.
В день юбилея классика известных писателей, критиков, литературоведов, актеров и режиссеров попросили рассказать самое интересное, что они знают о Салтыкове-Щедрине.
Елена Усачева, детский писатель
Самое интересное, что на портретах Салтыков-Щедрин выглядит как спившийся дед, а на самом деле считался красавцем, циником и умницей.
Салтыков-Щедрин в молодости, 1850-е годы
Кроме того, он был очень вспыльчивым человеком. Бывало, за вечер шесть раз ссорился и уходил из гостей, громко хлопнув дверью. Но всякий раз возвращался.
Наиболее часто Щедрин ссорился с родственниками и друзьями из-за того, что изображал их в своих произведениях, а они узнавали. Он запечатлел в виде Арины Петровны в «Господах Головлевых» свою матушку. Когда Щедрин впервые напечатал «Господ», то в них было много сокращений, потому что маменька была еще жива и могла обидеться. Но несмотря на принятые меры, она все равно обиделась, а вместе с ней – все родственники.
Ирина Ковалева, редактор
Самое интересное, что один из лучших наших писателей был еще и чиновником. Причем одним из самых высокообразованных чиновников в нашей стране (учился в Царскосельском лицее). Как было бы замечательно, если бы все или хотя бы половина вице-губернаторов в России были столь высокообразованными, так широко знали бы жизнь провинциальной России, обладали бы такой самоотдачей в государственной работе, желанием улучшить жизнь народа, обладали бы таким наблюдательным умом, острым взглядом и фантастически образным языком.
А. Потехин. Приезд в Вятку Салтыкова-Щедрина
Сколько его бонмо (острота, шутка) вошло в язык! Его оценки до сих пор не устарели:
«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»;
«Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления»;
«Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать»;
«Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль будут давать в морду»;
«Взгляни в лужу – и в ней найдешь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет».
У многих афоризмов писателя есть своя конкретная история, они – плод хорошего знакомства с устройством миропорядка. Как оказывается, не только российского – многие «ценности» оказались удивительно универсальны и продолжают пребывать в веках: «Кредит, – толковал он Коле Персианову, – это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг ‒ клац! ‒ они есть!
‒ Однако, mon cher, если потребуют уплаты? ‒ картавил Коля.
‒ Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить ‒ ну и опять кредит! Ещё платить ‒ ещё кредит! Нынче все государства так живут» («Господа ташкентцы»).
За это высказывание, кстати, Салтыков-Щедрин поплатился должностью вице-губернатора Рязани.
Время, к сожалению, продолжает доказывать справедливость фразы Салтыкова-Щедрина «Когда и какой бюрократ не был убежден, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?».
Теме вечного воровства относятся слова сатирика «Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность особенно необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд».
И фундаментальные проблемы великий писатель не оставил без внимания. «Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные», – писал он, имея в виду тогдашнюю Россию.
Елизавета Александрова-Зорина, писатель
Самое интересное, собрание сочинений Салтыкова-Щедрина состоит из 20 томов. Но даже те, кто пока не выбросили его из домашней библиотеки, открывали от силы 3–4 книги. Большая часть произведений известна разве что щедриноведам (если они еще остались). Зато в интернете огромной популярностью пользуются щедринские афоризмы и лжеафоризмы, едкие, саркастичные реплики о том, что не потеряло актуальности и через 190 лет.
Самая актуальная цитата Салтыкова-Щедрина такая: «Я знал многих из твоих собратий, людей с честным сердцем и непосрамленною душою, которых протесты против торжествующей злобы дня именно ограничиваются только агнчею способностью примиряться со всеми унижениями и оскорблениями. Их втопчут в грязь – они ничего: и в грязи, говорят, живем – что, взяли? Им свяжут руки, их бросят в жертву смрада и мерзости, на них плюют – они оботрутся и опять ничего: нас, дескать, этим не оскорбишь – что, взяли? И в наивности душ своих мечтают, что злоба дня очень огорчена такою их стойкостью! А злоба дня проходит мимо и нагло хохочет...»
Михаил Липкин, переводчик
Самое интересное, что Салтыкову-Щедрину обожают приписывать разные не принадлежащие ему высказывания. Самая известная цитата из Салтыкова-Щедрина – «На патриотизм напирать стали – видать, проворовались» – на самом деле нигде не обнаружена. Но знают и цитируют, потому что она более щедринская, чем сам Щедрин.
Марина Загидуллина, доктор филологии
Самое интересное, что Салтыков-Щедрин – самый пессимистичный русский писатель. Многие пытаются выискать хоть какой-нибудь чахлый оптимизм у Щедрина. Но это бесполезное занятие. Щедрин – человек низкой бархатной ноты, он – доктор, понимающий, что лекарства нет. У Гоголя были просветительские амбиции, он говорил, что мы излечимся то смехом, то религией. Гоголь верил в свет, в звезду. А Щедрин – не верил. В отличие от Гоголя, Щедрин больше знал Россию.
Самая актуальная цитата Щедрина: «Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу – пьют и воруют».
Гениальность Салтыкова-Щедрина в том, что он первым показал абсолютную неизменность нашего общества. Наш общество – такое, какое есть, и другим не будет никогда. Это с молодых лет и тысячей способов доносил Щедрин.
Максим Галкин, юморист
Самое интересное, что Салтыков-Щедрин – неустаревающий писатель. Все его произведения – словно про сегодняшний день написаны: всё актуально.
Владислав Отрошенко, критик
Самое интересное, что Салтыков-Щедрин до сих пор страдает из-за произвола чиновников. Писатель стал первым, кто начал чиновников ругать и бичевать. Бичуя, писатель так сильно обидел чиновников как класс, что те в отместку не хотят поставить памятника.
Александр Клюквин, актер
Самое интересное, что про Салтыкова-Щедрина говорят, будто он противный, пессимистичный, беспросветный. Но это не так. Я понял, что он другой, когда озвучивал его книги. Однажды я записывал его сказку «Коняга» – и мне пришлось дважды прерывать запись. Потому что я плакал. Со мной не происходило такого. Я плакал и понимал, что Салтыков-Щедрин – очень добрый и нежный человек, который любил жизнь, любил животных, любил детей. Люди, которые любят животных, – они добрые люди.
Иллюстрация к сказке «Коняга»
Евгений Каменькович, режиссер
Самое интересное, что Салтыков-Щедрин — очень страшный писатель. Понимаете, не может быть, чтобы режиссер работал над спектаклем – и совсем не поправил текст. Не так давно я поставил «Современную идиллию» Щедрина, и ужас был в том, что я ни одного слова не поправил. Я ничего не менял, ничего не подстраивал под реалии. Понятно, что любой писатель – пророк, но когда настолько пророк, то это уже не восхищение вызывает, а страх.
Марина Загидуллина, доктор филологии
Самое стойкое заблуждение – что Салтыков-Щедрин был бездарным стихоплетом. У него действительно были выпады против поэзии. Он говорил, что это всё равно что идти по веревке, да еще приседать через каждые четыре шага. У него была очень приличная первая книжка стихов, но ее так размазали критики, что навсегда отбили охоту писать стихи. Но так или иначе, в его произведениях полно поэзии. Всю ее он реализовывал в прозе.
Начинать читать Щедрина лучше всего, когда тебе исполнится 70. Студенты и школьники Щедрина не любят, и это неудивительно. Щедрин не работает на маленькое сознание. Нужен жизненный багаж, чтобы вещи, которые казались скучными, приобрели трагизм. И тогда можно открывать «Господ Головлевых» с любого места – и плакать от открывшейся безнадеги.
Щедрин – это писатель, который тычет нас вилкой (или вилами) в бок. Так, чтобы читатель проснулся и начал думать. Например, о том, как устроена наша страна. На эту тему лучше книг, чем книги Щедрина, еще не написано.
Несмотря на то, что писал он почти два века назад, его сюжеты очень похожи на то, что происходит в России сейчас. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что, кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас.
Список источников и литературы
Салтыков-Щедрин (Салтыков) Михаил Евграфович (15.01 (27.01) 1826 – 28.04 (10.05) 1889) : к 180-летию со дня рождения / автор-составитель М. В. Московская. – Москва : Школьная библиотека, 2006. – 1 папка (16, [8] отд. л) : цв. илл. – (Выставка в школьной библиотеке). – Текст : непосредственный.
Лебедев, Ю. В. Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина / Ю. В. Лебедев. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 2–6.
Лебедев, Ю. В. Животворные лучи сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина / Ю.В. Лебедев. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2001. – № 6. – С. 9–15. – (К 175-летию со дня рождения писателя).
Ростовцева, И. «Мелочи жизни» : взгляд из прошлого века / И. Ростовцева. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 1998. – № 1. – С. 118–119.
О Салтыкове-Щедрине, патриотизме и нашем времени / Дмитрий Ромашевский. – Текст : электронный // Проза.ру : российский литературный портал под эгидой Российского союза писателей : сайт. – Москва, 2000. – URL : https://proza.ru/2011/09/01/1335 (дата обращения : 20.12. 2021).
Салтыков-Щедрин: беспощадный гений : почему имя писателя и теперь столь популярно у отечественной интеллигенции / Анна Лощихина. – Текст : электронный // Русский мир : информационный портал фонда «Русский мир» : сайт. – Москва, 2020. – URL : https://russkiymir.ru/publications/201793/ (дата обращения : 20.12. 2021).
Салтыков-Щедрин – пророк, вызывающий страх : популярные актеры, филологи и писатели вспоминают самое важное о Салтыкове-Щедрине в день 190-летия писателя / Евгения Коробкова. – Текст : электронный // Известия. – 2016. –27 января – URL : https://iz.ru/news/602631 (дата обращения : 20.12. 2021).
Подготовила О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова