Зимние забавы и
новогодние традиции
глазами наших современников
На Руси, благодаря долгим и снежным зимам, существовало множество зимних игр, состязаний и развлечений. Статьи двенадцатого номера журнала «Родина» знакомят читателей с воспоминаниями наших соотечественников о зимнем отдыхе, костюмированных балах, с историей появления салата «Оливье».
«Каждый народ имеет свои отечественные любимые забавы, показывающие некоторым образом его нрав и душевные наклонности... Для русских главнейшее удовольствие составляют ледяные горы. Горы сии строятся в холодное время не только во всяком городе, но и во всяком почти селении», – писал в конце 1820-х годов дипломат, редактор журнала «Отечественные записки» Павел Свиньин.
Традиционная сельская забава захватила русские города – от столиц до медвежьих углов – в середине XVIII века. На центральных улицах и площадях возводились рукотворные катальные горки, и под горами закипала всесословная праздничная жизнь – балаганы, фейерверки, угощения. Скатился с горы – и сразу окунулся в атмосферу зимнего торжества.
Горы сооружали в начале декабря. Они были открыты по воскресеньям, а на святочной и масленой неделях – ежедневно. Апофеоз зимних катаний приходился на Широкую масленицу и ее проводы. В Прощеное воскресенье горы закрывали до Пасхи. На Святой (Пасхальной) неделе катания возобновлялись, но уже по-летнему – в маленьких колясочках-лубках и на ковриках.
Первой «царственной катальщицей» стала Анна Иоанновна: зимой 1735 года в ее резиденции соорудили широкий ледяной скат (форс), который спускался с верхнего этажа Зимнего дворца во внутренний двор. Придворные дамы и кавалеры с огромной скоростью слетали на санках вниз, сталкивались и опрокидывались под общий хохот, чем ввергали в шок чопорных иностранных гостей.
Для императрицы Елизаветы Петровны строили грандиозные (397 и 270 метров) «катательные увеселительные горы».
Но верхом «горочного» искусства стала полукилометровая катальная гора Екатерины II в Ораниенбауме с четырьмя скатами, с врезанными в них колеями, подъемником и роскошным павильоном, в котором императрица давала парадные обеды. Правда, этот аттракцион был исключительно летним.
Общественные городские горы хотя и были существенно скромнее царских, мало отличались от них по конструкции. На толстые бревенчатые опоры настилали площадку из бруса, с одной стороны к ней пристраивали длинный и весьма крутой скат, с другой – деревянную лестницу. Скат застилали толстыми кусками льда, заливали водой швы между льдинами и длинную ледяную дорожку под горой – раскат, или хвост. Площадку венчали беседкой с башенкой, борта форса украшали елками и флажками. По вечерам гору подсвечивали глиняными плошками с горящей смолой, керосиновыми, а с 1880-х – электрическими фонарями.
К. Беггров. Горы на Царицыном лугу
Горы, как правило, ставили попарно – скатами навстречу на расстоянии не менее 100 метров, чтобы, спустившись с одной горы, можно было тут же взобраться на вторую и прикатиться обратно. Чем больше город – тем больше в нем вырастало ледяных гор. К концу XIX века ледяные горы устраивали не только в местах массовых гуляний, но и на городских катках на льду рек, при спортивных и яхт-клубах.
М. Дамам-Демартре. Петербург начала XIX века. Ледяные горы на Неве.
В деревнях и небольших уездных городах общественные горки-катушки были скромными, не выше 5–6 метров. Их строила, украшала и обкатывала местная молодежь. На горах гуляли всем миром, «чистая публика» обязательно съезжалась посмотреть, как веселится простой люд.
Л. Соломаткин. Масленица
В крупных городах катальные горы принадлежали богатым купцам. Они нанимали плотницкие артели, возводившие величественные конструкции 13–18 метров в высоту, и «каталей» – ловких молодцов, которые перед открытием «объезжали» горы до зеркальной гладкости, а после надевали коньки и скатывали публику на салазках и в шестиместных санях. Работа была веселая и оплачивалась щедро. Но и ответственная – при неумелом «вождении» на такой головокружительной скорости был высок риск покалечить седока.
Катались и без помощников, соревнуясь в удальстве. «Бесстрашные люди кидаются головой вниз, лежа на санях на животе или в любой другой позе. Здесь люди очень ловки в этом в высшей степени национальном развлечении. Оно им знакомо с детства», – писал французский журналист Т. Готье.
Не обходилось без происшествий. Свидетелем одного из них в 1803 году стал немецкий скрипач Л. Шпор: «Четверо пьяных русских столкнулись санками… и жестоко поплатились за своё легкомыслие: все сорвались вниз. Двое погибли на месте, а двух других увезли с переломами. Однако увеселениям всё это нисколько не помешало...»
Ледяные горы приносили горы золотые. Стандартная плата за спуск – копейка, на лучших горах Петербурга и Москвы за билет брали пятак. При этом вплоть до 1867 года никаких сборов в пользу казны за возведение общественных гор не взималось.
Один из столичных подрядчиков, владелец гастрономических магазинов Г.Г. Елисеев, признавался, что катальные горы раз в три года приносили ему новый доходный дом.
В Москве «первый мастер устраивать народные гулянья... фейерверки и ледяные горы» был купец С.И. Шмелев, отец Ивана Шмелева. Писатель вспоминал отцовские горы на Пресне: «Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижаны» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом... Миллион народу!.. За тыщу выручки».
В XX веке величественные ледяные горы покинули городские площади. Но более скромные «катушки» крепко обосновались в парках и жилых кварталах, по сей день оставаясь одним из самых любимых зимних развлечений.
За компанию!
Фестиваль «Ледовая Москва» на Поклонной горе
В 1820-е годы «Русскую гору» возвел в своей резиденции прусский король Фридрих Вильгельм III, тесть Николая I. Она простояла больше 100 лет – до 1934 года! В это же время общественные «русские горки» появились в публичных парках Парижа, произвели большой фурор – и разлетелись по Старому и Новому Свету. Так из русской зимней забавы родился всемирно известный аттракцион.
В России катальные горы с рельсовыми путями и вагонетками на электрической тяге впервые были представлены на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. В 1912-м их установили в первом столичном парке аттракционов. Идея таких «Луна-парков» пришла из Америки, поэтому и горы назвали «американскими».
Впро
Чагадаева, О. Ледяные горы : экстремальная крестьянская забава, которая покорила русских цариц, а следом и всю планету / Ольга Чагадаева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 78–91. – (Тема номера «Русская зима» / Изюминка).чем, среди русской публики механические горы такого ажиотажа, как ледяные, не вызвали. Инженерная мысль лишала катание главной прелести – риска, куража, возможности продемонстрировать ловкость в управлении санями и удаль молодецкую.
В императорской России очень любили зимние балы. Обыкновенно их проводили с 25 декабря до окончания масленичных гуляний. Культура костюмированного бала расцвела в XIX столетии. К маскараду готовились долго, приглашали лучших художников и портных, выбирали определенную тему, навеянную политическими событиями, войнами, новинками техники, театральными премьерами. Порой костюмы были так смелы и необычны, что провоцировали тенденции и даже предугадывали моду будущего.
Хорошилова, О. Княжна Трубецкая, пчела золотая : в каких костюмах блистал на балах и маскарадах высший свет Российской империи / Ольга Хорошилова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 82–91. – (Тема номера «Русская зима» / Наряды).
Маскарадный костюм «Снежные заносы». 1901 г.
Вот что о зимних развлечениях писали в дневниках наши соотечественники.
Эрик Эрстрем. 1812. 9/21 декабря. Нижний Новгород.
На забаву для катания на санках построили ледяную горку – высокое деревянное сооружение с дорожкой изо льда, намерзшего на доски. Люди берут санки подмышку, взбираются по лестнице с одной стороны и съезжают с другой на полной скорости между зелеными еловыми ветвями, воткнутыми в снег вдоль горки.
Но в городе возвели только одну такую горку. Я спросил о причине. – Зачем нам делать горки там, где у нас есть природные?
И то правда. Вряд ли можно построить ледяную горку вровень с внушающими страх обрывистыми склонами Оки и Волги. Спускаясь с таких склонов, можно докатиться до самой Волги. А иной раз на такой горке санки развивают таковую скорость, что на них можно проехать по волжскому льду с версту и более!
Дарья Фикельмон. 1832. 18 февраля/1 марта
…Все уселись в салазки – довольно дикая царская потеха, поскольку все приходят в восторг при виде падающих из саней людей. Сделав большой круг, повернули назад и во весь опор, с опасностью для жизни, понеслись к воздвигнутым перед Елагиным дворцом ледяным горкам, возле которых собралась толпа зрителей. Катались до четырех дня. Я привыкла к этим странным забавам, достойным Севера, где люди испытывают потребность в эмоциях, подлинных или поддельных, чтобы согреть в своих жилах кровь, ведь этот обычай сломя голову спускаться с горок – тоже эмоция. Я испытала истинное удовлетворение оттого, что смогла преодолеть ужасный страх, внушаемый мне этим чудовищным развлечением.
Татьяна Найденова. 1905. 31 декабря 1905/13 января 1906.
Сейчас уже поздно. Мы только час тому назад вернулись из Северского. …Провели мы время весело, забыли про забастовку, хохотали без видимой причины, катались на розвальнях, на санках с горы, на лыжах.
Наталья Миротворская. 1914. 21 ноября/4 декабря.
Каждый день в четыре часа вечера мы ходим гулять. Возьмем салазки и мчимся в поле кататься на импровизированной горе. Гора высокая, уступами. Когда мчишься, подскакиваешь, снег пылью летит в глаза – а нипочем! Втащишь салазки и опять катишься. Не обходится дело без проказ. Подтолкнули салазки, они перевернулись, и летишь со всего размаху в снег.
Выходной. Москва. 1937 год
Григорий Еланцев. 1944. 2 января.
Тепло. Играем в снежки с ребятами-хохлятами. Живут они тоже в дзотике: связисты от «катюш».
С.Е. 1967. 9 апреля. Воскресенье.
В субботу вместо производства пилили дрова. Пришли все, Аркаша Колегов принес «Дружбу», и работа спорилась. Было хорошо и весело, как всегда, когда мы вместе. Я играла в снежки с Колей Чирковым и Мишей Ельдецевым. Я здорово кидала, Коля еле увертывался и не мог в меня попасть. Лишь под конец из-за моей оплошности попал в меня. Я дразнила его: «Вот, не попадешь!» Он смеялся в ответ.
Я все на него смотрела, когда пилила, но только чтобы он не видел.
Мельниченко, М. Ольга Берггольц: хотелось чего-то весёлого, лёгкого, как снег… : зимние забавы в дневниках наших соотечественников (1812–1967) / Миша Мельниченко, Алексей Сенюхин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 70–77. – (Тема номера «Русская зима» / Прожито с Родиной).
После хорошей прогулки неплохо поесть свежеприготовленного салата.
Как его только ни называют – «Русский», «Картофельный», «Столичный». И у каждой хозяйки свой рецепт: с колбасой или курицей, с солеными огурцами или свежими, нарезать крупно или мелко. Но как бы ни разнились рецепты, итог всегда один – любимый, наивкуснейший, легендарный «Оливье», без которого не обходится ни один новогодний стол в России.
«Оливье» – это больше, чем салат. Он не просто создает новогоднее настроение, он и есть новогоднее настроение. Готовьте с удовольствием, а главное – с душой. Возможно, это тот самый секретный ингредиент Люсьена Оливье.
История салата и рецепты его приготовления в статье:
Зайцева, Е. Эпоха «оливье» : аппетитная история салата, без которого в России немыслим новогодний стол / Екатерина Зайцева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 88–91. – (Тема номера «Русская зима» / Угощения).
Символом Нового года в нашей стране является фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Картина была показана 1 января 1976 года. Успех был невероятным: «Иронию судьбы» посмотрело более 100 млн зрителей.
Журнал «Родина» предлагает ответить на вопросы теста, чтобы проверить себя на знание главного новогоднего фильма:
Локалов, А. Как найти в Москве 3-ю улицу строителей? – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 12. – С. 92–93. – (Тема номера «Русская зима» / Фильмография).
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.