Страшные. Мистические
На 2020 год выпадает две пятницы с датой 13. Этих пятниц многие люди опасаются: в этот день, как гласят приметы, случаются разные неприятности и осечки.
Например, каждый пятый европеец считает число «13» неблагоприятным числом. В некоторых странах на эти дни не назначают деловые встречи, хирургическое операции, так как считается, что риск неудачи возрастает вдвое, отменяют свадьбы.
Современные же суеверия гласят о том, что даже компьютерные вирусы в этот день становятся особенно агрессивны.
Чтобы дурные предзнаменования пятницы 13-го не сбылись, согласно народным поверьям, достаточно просто сходить в церковь.
В этот день уместно поговорить о картинах всемирно известных художников, странных и шокирующих, заставляющих зрителей ужаснуться. (Репродукции картин не приводятся в статье, читатели могут найти и посмотреть их самостоятельно).
Одна из таких работ – триптих немецкого художника Ганса Мемлинга «Страшный суд» (1466–1473). Это одно из самых страшных художественных творений своего времени. Показывая низвержение грешников в Ад, картина должна была подтолкнуть людей к добродетели. Мемлинг усилил ужасающий эффект сцены, добавив подпись: «В аду искупления нет».
«Свежевание Марсия» (создана 1570–1576), художником времен итальянского Возрождения Тицианом. В настоящее время картина находится в Национальном музее в Кромержиже в Чехии. Изображает сцену из греческой мифологии, где с сатира Марсия сдирают кожу за то, что осмелился состязаться с Аполлоном в музыке.
«Юдифь и Олоферн» (1599) Микеланджело де Караваджо. Казнь Олоферна изображали многие великие художники: Боттичелли, Джорджоне, Джентилески, Лукас Кранах старший.
На картине Караваджо изображён самый драматичный момент этой истории – обезглавливание вавилонского полководца Олоферна, который напал на народ Иудеи. Надежды на спасение у горожан не было, поэтому Юдифь оделась в красивые одежды и отправилась в стан врага. Олоферн пленился красотой девушки и проникся к ней доверием. После пира он заснул пьяным, и тогда Юдифь взяла меч и отсекла ему голову, с которой и вернулась в родной город. Вражеская армия в панике разбежалась.
«Избиение младенцев» (1611–1612) Петера Пауля Рубенса –картина, иллюстрирующая библейскую историю о том, как римские солдаты убили всех новорожденных мальчиков в Вифлееме по приказу царя Ирода.
Картина стала самой дорогой из работ мастера, когда-либо проданных (49,5 млн фунтов стерлингов на аукционе Sotheby's в 2002 году).
«Ночной кошмар» (серия из четырех картин) швейцарского живописца Генриха Фюзели была впервые показана в Лондоне в 1782 году, где она шокировала и посетителей, и критиков. Фюзели изобразил инкуба, восседающего на спящей женщине. Инкуб – демон, который является женщине ночью, во время сна.
Всё творчество Фюзели пронизывает «фрейдистское» начало. Не зря репродукция картины «Ночной кошмар» висела в приёмной психоаналитика и психиатра Зигмунда Фрейда.
«Подвешенный» (1796) Уильяма Блейка. Это ужасное творение изображает раба-негра, который был повешен на виселицу с помощью крючка, продетого через его ребра. Работа основана на рассказе очевидца подобной жестокой расправы.
«Сатурн, пожирающий своего сына». Одна из самых известных и зловещих работ испанского художника Франсиско Гойя была нарисована на стене его дома в 1820–1823 годах. Сюжет основан на греческом мифе о титане Хроносе (Сатурне), который опасался, что будет свергнут одним из своих детей и съедал их сразу после рождения.
«Старый рыбак» (1902) венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари. Картина вызывает двоякие чувства – кто-то не может скрыть свой восторг, а кто-то попросту боится изображённого старика. Причина открылась спустя столетие. Секрет раскрывался, когда по центру прикладывалось зеркало. Зеркальные отражения левой и правой частей картины создают два разных изображения – Бог в лодке на фоне спокойного озера или же Дьявол на вулкане и штормовые воды позади. Этим художник заложил в картину философский подтекст – в каждом человеке есть два начала – божественное и дьявольское.
«Дух воды» (1909) Альфреда Кубина – крупнейшего представителя символизма и экспрессионизма. Альфред Кубин один из тех, чье творчество оказалось связано с мотивами безумия. От суицидальных наклонностей его спасли знакомые художники и писатель Герман Гессе. Постоянные галлюцинации, преследовавшие художника, только усиливали градус мрачности в его картинах. Изображения страха перед будущим, мотивов безысходности, безнадежности принесли художнику мировую славу. «Дух воды» – одна из таких работ, изображающих бессилие человека перед морской стихией.
«Крик» (1893–1910). Известнейшее полотно норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. У картины плохая история, пропитанная мистикой и загадками. Ее много раз пытались похитить, но она всегда возвращалась. На протяжении всего своего существования картина негативно воздействовала на людей, как-либо соприкасавшихся с ней. Но не стоит забывать, и сам художник, и вся его жизнь – сплошная черная полоса, пропитанная чередой несчастий и потрясений.
Оценочная стоимость картины – семьдесят миллионов долларов.
К жутким картинам относится полотна Мунка «Мёртвая мать», «Смерть Марата».
«Натюрморт из масок» (1911) немецкого художника-экспрессиониста Эмиля Нольде. Сутью экспрессионизма является искажение реальности, чтобы показать субъективную точку зрения. Эта картина была сделана художником после исследования масок в Берлинском музее.
«Американская готика» – знаменитая картина американского художника Гранта Вуда, созданная в 1930 году. Один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, наравне с «Джокондой» Леонардо да Винчи и «Криком» Эдварда Мунка.
Критики считали, что картина представляет собой сатиру на сельскую жизнь маленьких американских городков.
Вуду удалось передать непривлекательность отца и дочери — плотно сжатые губы и тяжёлый вызывающий взгляд отца, его локоть, выставленный перед дочерью, её стянутые волосы лишь с одним свободным локоном, чуть повёрнутая в сторону отца голова и глаза, полные обиды или возмущения.
«Руки противятся ему» (1972). Художник Билл Стоунхэм. Это, пожалуй, одна из самых нашумевших картин ХХ века, получившая небывалый резонанс в массовой культуре.
На картине мальчик с неясными чертами лица и кукла в рост живой девочки застыли перед стеклянной дверью, к которой изнутри прижаты маленькие ручки детей. Кукла, что стоит рядом с мальчиком, выступает проводником в мир снов, который находится за дверью. Но в мир каких снов...
Картине очень часто приписывают эффект «зловещей долины» –феномен в психологии, состоящий в том, что всякий объект, выглядящий или действующий как человек с минимальными отклонения, вызывает неприязнь и отвращение у наблюдателей. Наше подсознание находит эти мелкие несоответствия, такие, как симметрия, несвойственная обычным людям, и относит их в категории «ненормальности», отчего и появляется защитное чувство отвращения и настороженности. Этим частенько пользуются кинематографисты, вводя в свои фильмы роботов-убийц, кукол и прочую, человекоподобную нечисть.
Обладатели полотна жаловались на плохое самочувствие и жуткие трансформации картины.
«Проигрыш разума перед материей» – картина, написанная в 1973 году австрийским художником Отто Раппом. Он изобразил разлагающуюся человеческую голову, надетую на птичью клетку, в которой лежит кусок плоти.
«Necronom IV» (1977–1979). Это страшное творение Ганса Рудольфа Гигера, швейцарского художника, представителя фантастического реализма. Гигер страдал от ночных кошмаров и все его картины были вдохновлены этими видениями.
Художник известен своей дизайнерской работой для фильма «Чужой». Работа над фильмом принесла ему «Оскар». Фильм стал не только культовым, но и положил начало целой серии ужастиков, комиксов, сиквелов, подражаний.
«Автопортрет» (1995) Кена Карри – современного шотландского художника. Любимая тема Карри – мрачная городская жизнь шотландского рабочего класса и изображение стареющих, изуродованных, а то и разлагающихся тел. Эта тема возникла как реакция на политические и гуманитарные катаклизмы 1990-х годов в Восточной Европе. Например, он живописал свой ужас перед политикой Маргарет Тэтчер. Одна из картин позднего творчества – «Три онколога», посвящённая страху перед раком.
Есть несколько шедевров русской живописи, которые тоже имеют печальные истории. Например, картина «Тройка» Перова, написанная в 1866 году.
Или «Портрет М.И. Лопухиной» (1797) Владимира Боровиковского.
Во времена Пушкина он был одной из главных «страшилок».
Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…
А «Демон поверженный» (1901–1902) оказал пагубное влияние на психику и здоровье его автора – Михаила Врубеля.
Картина уже висела на выставке, а Врубель все приходил в зал и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен – сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.
Изобразительное искусство, как никакое другое, помогает передать страхи и ужасы войны.
Полотно «Герника» Пабло Пикассо – повествование о трагизме войны и страданиях невинных людей.
В 1937 году вся Европа с напряженным вниманием следила за гражданской войной в Испании. 26 апреля немецкая эскадрилья совершила ночной налет на маленький город Гернику, священный для басков – коренного населения Испании.
Картина «Герника» получила всемирное признание.
Герника после бомбардировки 1937года.
П. Пикассо. Герника
«Лицо войны» (1940) – одна из редких работ Сальвадора Дали о Второй мировой войне, не имеет нескольких трактовок или разночтений. Лицо войны, безжизненное и безобразное, покоится на песке бескрайней пустыни, где есть только острые скалы. Беззвучно разверзнутый, искаженный страданием рот. Символы, которые художник использует – извивающиеся змеи и черепа – множатся в геометрической прогрессии в пустых глазницах.
С. Дали за работой над картиной «Лицо войны»
А вот Василий Верещагин из тех художников, которые предоставляют зрителям право самостоятельно искать смысл в картине, делать выводы, выносить уроки.
Василий Верещагин. «Побежденные. Панихида» (1879).
Эта огромная картина (три метра в ширину). Траурное небо. Усеянное трупами поле, которому нет конца. И тишина.
Ещё страшнее становится, когда узнаёшь историю создания картины. Во время штурма Плевны погиб младший брат Верещагина. Художник и сам был ранен, но попытался найти тело брата, чтобы похоронить. Ему это не удалось.
Верещагина за картину сильно ругали. За недостаток патриотизма. Ведь вместо славных побед русской армии художник живописал мерзости войны.
Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.
«Апофеоз войны» – единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета события XIV века, связанные с полководцем Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он жестоко подчинял каждое селение на своем пути.
После захвата Дели были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. Башни, сделанные из голов индийцев, достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
На раме каждой своей работы Верещагин оставлял надпись. На раме «Апофеоза войны» написано: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».
Увы, нельзя сказать, что урок Верещагина усвоен. Но то, что его картина по сей день пугает (притом даже самых сильных и бесстрашных) – уже неплохо.
Но есть мистические картины, которые приносят владельцам удачу и успех.
Например, «Портрет цыганки». С 1897 года загадочная цыганка с портрета неизвестного автора оказывает помощь людям, которые еще не утратили веру в чудеса.
Работы художников можно найти в Интернете, подробнее о картинах узнать из статей:
Конюкова, М. «Страшная женщина» Эдварда Мунка / Мария Конюкова. – Текст : непосредственный // Загадки истории. – 2020. – № 41. – С. 30–31. – (История одной любви).
Александрина, М. Черные ангелы Эдварда Мунка / Марина Александрина. – Текст : непосредственный // Чудеса и приключения. – 2019. – № 7. – С. 94–96.
Александрина, М. Битва с чудовищами на краю бездны / Марина Александрина. – Текст : непосредственный // Чудеса и приключения. – 2014. – № 8. – С. 94–96. – (Вернисаж).
О художнике Верещагине Василии Васильевиче (1842–1904.)
Ардер, А. Эффект Дориана Грея / Андрей Ардер. – Текст : непосредственный // Чудеса и приключения. – 2014. – № 8. – С. 26–30. – (Вечный секрет).
Овчинникова, Н. Тихие американцы / Наталья Овчинникова. – Текст : непосредственный // Вокруг света. – 2014. – № 10. – С. 166–167. – (Культурный код).
Фефелова, Н. Н. «Но красоту её Боровиковский спас» / Н. Н. Фефилова. – Текст : непосредственный // Уроки литературы. – 2010. – № 10. – С. 15.
О портрете М. И.Лопухиной.
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.