Заветы экономиста Озерова
Толковые словари дают сугубо техническое объяснение понятия «ретрансляция»: прием сигналов с целью их усиления и дальнейшей неискаженной передачи. Та же цель и у журнала «Родина» – усилить голос предков, передать его нам неискаженным, попытаться его услышать… В этом суть новой рубрики «Сигналы Родины», которую будет вести Яков Миркин.
Кризис финансовой системы, неэффективное использование бюджетных средств, коррупция – проблемы, актуальные и поныне. Оказывается, за сто лет ничего не изменилось. В начале двадцатого века экономист Иван Христофорович Озеров (1869–1942) раскрыл пороки отечественной экономики и призвал с ними нещадно бороться.
Из-под пера Озерова вышли сотни книг и несчетное количество статей. Он читал лекции в нескольких университетах. Ездил по стране и оценивал ситуацию с промышленностью, банками и торговлей прямо на месте. Заводы и фабрики прислушивались к его советам и в итоге наращивали производство.
Но самой большой страстью профессора была финансовая реформа. Каждая его книга так или иначе призывала к структурным переменам. Работы Озерова были манифестом, обращенным к Минфину и Госдуме. И предупреждением: «Если не изменить экономику, страну ждет социальная катастрофа».
Ученый проанализировал бюджет и жестко критиковал его сильную зависимость от одного источника дохода – продажи алкоголя. То же самое мы наблюдаем и сейчас. Только вместо водки – нефть.
С доходами все ясно. Но бюджетные траты — нечто удивительное. О чем в наше время постоянно твердят первые лица государства? О неэффективном использовании средств, о коррупции, о нарушениях при госзакупках. За 110 лет не изменилось ровным счетом ничего. В книге «Финансовая реформа в России: откуда у нас государство берет деньги и на что их расходует» Иван Озеров проанализировал смету казначейства за 1905 год и показал, сколько бюджетных средств уходило на содержание родственников чиновников и знати.
Еще одна тема, актуальная и поныне, – финансирование крупных проектов. Иногда они превращаются в черную дыру, способную поглотить любое количество денег без видимого результата. В 1907 году профессор Озеров издает труд «Как расходуются в России народные деньги?». Краткое содержание книги словами самого автора: «В России можно было начать постройку на несколько тысяч и довести стоимость ее до нескольких миллионов рублей, и все это совершенно безнаказанно… Это – типично для наших порядков».
Лучше всего Ивана Озерова характеризует его отношение к соотечественникам. Он хотел видеть население России грамотным и просвещенным. «Наши расходы на народное образование ничтожны. В настоящее время они не превышают 8–9 копеек», – писал экономист в 1907 году.
Работы экономиста И.Х. Озерова
Сегодня множество параллелей, аналогий, повторений того, что увидел и прогнозировал Озеров 100 лет назад. Как много у него абзацев, глав, страниц, под которыми можно подписаться прямо сейчас. Гипотетический вопрос – а что бы написал Озеров, работай он сегодня рядом с нами? – задавать бессмысленно. Он все уже написал.
Перед вами – прямая речь Озерова. Каждое предложение отмечено ссылкой на источник (их список дан в журнальной статье). Только подзаголовки сегодняшние.
Идеи. Чтобы провести некоторые идеи в сознание нашего общества, надо их повторять и повторять, только тогда они застрянут в головах людей. Капля долбит камень (5, с. 1).
Конкуренты. Мы экономически развиваемся, но идем, к сожалению, медленнее других стран, и в этом великая опасность (3, с. 135). Россия – сказочная страна (4, с. 74). При проведении у нас другой экономической политики раскроются перед массами нашего населения огромные богатства (5, с.1).
Деформации в экономике. Застой в торгово-промышленных сферах коренится в малой емкости нашего внутреннего рынка, малой покупной способности нашего населения. Нам надо вступить на новый путь: не только выкачивать из кармана населения, но пора накачивать в эти карманы (4, с. 172).
У нас недостает множества предметов. У нас недостаток в самом необходимом (3, с. 200).
Надо расширить малую емкость внутреннего рынка путем развития производительных сил страны: усиления промышленности и организации вывоза за границу (4, с. 58, 102). Нужно тщательным образом пересмотреть, что мы ввозим и что мы сами можем добывать у себя (3, с. 67). Весь наш огромный вывоз состоит из сырья и полуобработанных материалов. Это очень невыгодно для нас, для нашего населения. Изделий вывозим на ничтожную сумму (5, с. 328). На крупные суммы ввозятся такие продукты, которые могли быть произведены в России, и это не дает возможности приложить свой труд нашему нуждающемуся населению (5, с. 45).
Русские деньги, вырабатываемые нами с огромным трудом, идут на питание иностранных денежных рынков (5, с. 103). Иностранные капиталы к нам не идут (4, с. 32), питая недоверие к малой покупательной способности нашего населения, к тем условиям, в которые поставлено у нас развитие промышленной жизни (4, с. 99).
Менталитет. Хозяйственная деятельность у нас как-то не пользуется почетом и уважением. В русском характере есть что-то аскетическое – пренебрежение к материальным благам. Полное отсутствие творчества, и это в то время, когда жизнь кипит в Европе и в Америке... Там творчество идет вовсю, и темп его поднимается (5, с. 139).
Государство. У нас самодеятельность населения подавлена государством, и потому уже это последнее должно играть у нас большую роль в возбуждении самостоятельности в массах населения (2, с. 376).
У нас все операции государственного хозяйства обходятся чрезмерно дорого (1, с. 3). Казенные операции – вследствие той особой атмосферы, в которой зачастую совершаются эти операции, казна производит крупные переплаты (4, с. 82).
Финансовая политика. Основной задачей нашей финансовой политики должно быть не наложение заплат, а развитие производительных сил страны (5, с. 115).
Где же взять средства? Нам говорят, что этих средств нельзя найти. Для такой великой страны, как Россия, не найти средств -–вещь невозможная, это оскорбительно для нашего патриотического чувства (4, с. 167).
В нашей финансовой политике есть несколько фетишей – это бюджетное равновесие, охрана государственного кредита. Лучшие чаяния русского народа приносятся в жертву бюджетному равновесию. Все знают, что мы искусственно поддерживаем наш кредит, отказывая себе в удовлетворении самых насущных потребностей. (5, с. 123–125).
Давнишняя история, что мы крупные суммы, принадлежащие государственному банку и государственному казначейству, держим за границей у иностранных банкиров, но ведь опять мы этим причиняем крупный ущерб казне, так как процент у нас обычно выше, чем за границей, притом мы деньги занимаем, платя по 5–6%, ну а затем довольствуемся от иностранных банкиров ничтожным процентом (4, с. 106).
Кредит – крылья хозяйственной деятельности (5, с. 290). Вступите на иной путь экономической политики, насадите мелкий кредит..., снимите путы с деятельности всех и каждого в России – и население станет развивать свою деятельность, и в новой атмосфере оно будет делаться сильным и крепким, оно в состоянии будет выдержать экономическую борьбу, и в этой борьбе оно само будет делаться сильнее и крепче (5, с. 50).
Налоги. У нас воздух напоен перспективой массы новых налогов. Нужно думать не столько о приискании черпаков, хотя бы той или иной причудливой формы, чтобы вычерпывать из карманов населения средства, а нужно заботиться о том, чтобы в эти карманы что-нибудь раньше положить, чтобы было что вычерпывать (3, с.111).
Маленький человек. Больно, тяжело за нашу землю, за наше население, понуро ходящее по земле. Но куда же ушел человек с титанической волей? Ведь он у нас был прежде и действовал на исторической арене; ведь мы покорили большие земли, утвердили наше господство в Сибири, на далеком севере – куда же он ушел?
Наша жизнь так сурова для большого человека, что он не может у нас жить. У нас не хотели такого человека – его боялись. У нас желали могильной тишины, среди которой должны были жить маленькие люди и квакать, только квакать, как лягушки в болоте.
У нас боялись сильной, яркой мысли, стальной энергии, таких непоседливых, беспокойных людей у нас не любили, не давали дороги. И когда все же они выходили на нее, им ставили преграды, недоверием окружали самый воздух вокруг них... И достигали того, что сам он превращался в маленького человека, только хотящего, но не могущего творить (3, с. 7–8).
Мы, русские – пессимисты не по натуре, нет, жизнь нас сделала таковыми. В плоть и кровь у нас вошло, что без указки сверху мы ничего не смеем сделать. Мы не кипим работой; у нас нет такого пыла к работе, как у невесты к своему возлюбленному... Вот когда мы загоримся такой работой, таким пылом, тогда – другое дело. Да, перед нами великая задача – пробудить... к смелой творческой работе (5, с. 146).
...и новый человек. Наша настоятельнейшая задача – привить молодому поколению, да и всему русскому обществу – сознание нравственного долга работать (5, с. 20).
Нужно создать крепкое, сильное население, обладающее стальной волей, огромным запасом знаний, которое бы чувствовало себя призванным к творческой роли (5, с. 375).
Мы должны жить вековою жизнью России, а не одним только моментом. Мы должны думать о том, как будут жить наши потомки, и, если бы мы начали 20 лет тому назад, теперь мы были бы при другом положении вещей. Ведь когда-нибудь нужно же нам начать (4, с. 170).
Работы экономиста Озерова актуальны и в наши дни
Миркин, Я. Иван Озеров: ведь когда-нибудь нужно же нам начать! : выдающийся экономист далёкого прошлого рассуждает о первоочередных задачах современной России / Яков Миркин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 53–58. – (Сигналы Родины).
Миркин, Я. Пророк Озеров : от чего предостерегает он нас из дореволюционного далека / Яков Миркин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2019. – № 9. – С. 10. – (Большая родня).
Иван Христофорович Озеров (1869–1942)
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.