У каждого человека есть или были учителя. Но только повзрослев, мы понимаем, кем они были для нас, почему одни учителя остались в памяти и в жизни навсегда, а другие забылись, стерлись из памяти. «Открытый урок» – главная тема сентябрьского номера журнала «Родина».
Локалов, А. Учебник родинолюбия : он был издан в 1916 году и исчез в вихре революции / Артём Локалов. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 4–9. – (Первый звонок).
«Начальное землеведение с приложением очерков родиноведения и краткого обзора частей света» – работа педагога, естествоиспытателя Александра Леонидовича Ященко (1868–1938). В наставлении к школьному учебнику автор указывал на важность «воспитания родинолюбия» у учеников младших классов. При этом и свою огромную Родину знал отлично. По воспоминаниям, на лекциях и уроках он говорил не заученными фразами, а живым языком. Таким же языком написал учебник родиноведения.
Даже после революции отмечалось, что «книга Ященко на общем, резко преобладающем сером фоне казенно-чиновничьих учебников царского времени производит впечатление скорее благоприятное» и имела большое развивающее значение для детей. Например, под рубрикой «Наблюдение и опыт» рассказывалось, как на практике крестьяне определяют стороны света.
Учебник был иллюстрирован, в том числе цветными снимками Сергея Прокудина-Горского – пионера цветной фотографии.
Увы, учебный 1916 год стал первым и последним в школьной судьбе «Родиноведения».
В 1937-м создателя учебника обвинили в контрреволюционной деятельности. По одним данным – расстреляли в Горьком. По другим – выпустили из заключения тяжело больным.
Несколько лет назад в Нижнем Новгороде предлагали назвать одну из улиц именем ученого и учителя Ященко. Увы... Но чудом сохранился удивительный учебник. Возможно, лучшей памятью о его создателе станет переиздание «Родиноведения».
А.Л. Ященко и его учебник родинолюбия
Экштут, С. Боевые медали станционного смотрителя : что можно прочитать между строк великой пушкинской повести / Семён Экштут. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 10–15. – (Литература).
190 лет назад – 14 сентября 1830 года, в знаменитую болдинскую осень, – Пушкин написал повесть «Станционный смотритель». Но и сегодня пушкинский шедевр, как выясняется, не до конца прочитан историками – в полном соответствии с пророческими словами Василия Осиповича Ключевского: «Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку».
Сидорин, В. Директор и поэт : как дальновидный руководитель помог Ивану Крылову стать прославленным баснописцем и предприимчивым управленцем / Валентин Сидорин. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 16–18. – (Литература).
В 1812 году Императорская публичная библиотека стала «социальным лифтом» для будущего выдающегося литератора Ивана Андреевича Крылова. Но понять, почему он пришел в Публичку на самую низшую должность, помощника библиотекаря, можно лишь обратившись к его личному делу. Оно находится в отделе архивного хранения Российской национальной библиотеки и сегодня открывается для читателей «Родины».
Иван Андреевич Крылов (1769–1844) до прихода в библиотеку был, что называется, юношей перекати-поле. Пьесы успеха не имели, журналы, в которые писал, закрывались... ИСам Иван Андреевич свое положение описывал так: «Дожил до сорока лет, такое впечатление, что до ста и ничего не добился...»
И если бы не Алексей Николаевич Оленин, ставший в 1811 году директором Императорской публичной библиотеки...
Оленин не регламентировал рабочий день нового сотрудника. Способствовал его знакомству с выдающимися людьми эпохи. А главное, директор всячески поощрял поэтическое творчество усердного помощника библиотекаря. По сути, все бессмертные басни Крылов написал в этот период...
Смирнов, А. Дмитрий Кедрин: Все ребята в меня. Все – рыжие! : 75 лет назад погиб большой русский поэт, до сих пор недооценённый на родине / Андрей Смирнов. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 19–23. – (Литература).
Кедрин Дмитрий Борисович (1907–1945) – один из самых чистых, добрых, образованных и талантливых русских поэтов ХХ века.
Стихотворная драма «Рембрандт» – одно из лучших произведений поэта – вышла в 1940 году. В 1938 году Д. Кедрин создал шедевр русской поэзии XX века – поэму «Зодчие» о строителях храма Василия Блаженного.
Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы – «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алёну-старицу».
Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.
При жизни у Кедрина вышла всего одна книга стихов. В нее вошли семнадцать стихотворений. Все остальные цензура выбросила. А назывался тот сборник: «Свидетели».
Памятник (2007) поэту в Мытищах. Имя поэта носит Центральная библиотека городского округа Мытищи, в Мытищинском музее ему посвящена мемориальная экспозиция. В 1995 году Союзом Писателей России и местной администрацией учреждена ежегодная литературно-художественная премия имени Д. Кедрина «Зодчий».
Симонова, Е. Константин Симонов: Да, враг был храбр. Тем больше наша слава : дочь писателя, учёный-японовед по-новому взглянула на роман отца о боях на Халхин-голе / Екатерина Симонова. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 24–26. – (Литература).
Первый роман Симонова «Товарищи по оружию» посвящен событиям на Халхин-Голе, первой настоящей войне писателя, о которой он говорил, что именно тогда стал военным корреспондентом.
«Отец говорил, что едва ли не лучший солдат в мире – японский, – пишет Екатерина Симонова. – Для него вообще было присуще уважение к противнику. Уважением к врагу при нескрываемой ненависти к нему пронизан роман о монгольских событиях».
«Учитель года-2019» Лариса Арачашвили: Мне трудно что-то сделать с «Войной и миром» : откровенный разговор о профессии, литературе и детях, которые не любят читать / Лариса Гивиевна Арачашвили ; беседовал Владимир Нордвик. – Текст : непосредственный // Родина. – 2020. – № 9. – С. 27–37. – (Литература).
Обладатель почетного звания «Учитель года-2019» Лариса Арачашвили преподает русский язык и литературу в 55-й волгоградской школе «Долина знаний». Минувший учебный год запомнился Ларисе Гивиевне не только победой во всероссийском конкурсе, но и дистанционной работой на удаленке, привыкнуть к которой оказалось даже труднее, чем к обрушившейся известности. Об учениках и коллегах, прошлом и настоящем корреспондент «Родины» говорили с Ларисой Гивиевной в канун 1 сентября.
– А как преподавать литературу старшеклассникам, которые почти поголовно перестали читать?
– Да кто вам это сказал?! Они читают. Но свое, другое. С девочками проще, их привлекаю мелодрамами типа «Виноваты звёзды». Фильм посмотрели, теперь книжку прочтите. С мальчишками сложнее, но для них есть, допустим, «Бегущий в лабиринте». Другое дело, что современных подростков невозможно заставить читать Пушкина или Грибоедова.
– Но именно их вы преподаете в школе.
– Да, проблема. Стараюсь объяснить, что ценности остаются теми же. Разница в языке, стиле, манере изложения описываемых событий. Детям не хватает читательского опыта, кругозора, чтобы продраться через классический слог и понять, к примеру, что такое шлафрок, как он выглядит.
Именно поэтому, когда начинаем изучать «Капитанскую дочку», первые две страницы я читаю с ними. Комментирую практически каждое слово. Объясняю: в тексте нет ничего случайного, даже факт, у кого служил отец Петруши Гринёва, важен, поскольку это единственный полк, который не присягнул царю.
Ребята слушают с открытыми ртами. Потом говорю: всё, дальше сами читаете дома. Ученики приходят на следующий урок и говорят, мол, с вами было интересно, а без вашего рассказа стало скучно.
– Понимаю.
– Хотя текст остался тем же. У ребят нет опыта, знаний, инструментов. Для этого и нужен учитель. Нельзя кинуть ребёнку книжку и сказать: читай. Так не сработает. Они реально не понимают, о чем там речь.
Нередко вынуждена часть урока тратить, чтобы ввести в курс дела, объяснить контекст. Программы по истории и литературе ведь не стыкуются. Этого ребята не проходили, знать не обязаны, а я начинаю рассказывать... Приходится объяснять, что и в каком году случилось, чтобы хотя бы чуть-чуть в тему въехали.
Не менее важно подчеркнуть: сначала 17-летнего героя «Капитанской дочки» звали Петрушей, потом он превратился в Петра Андреевича. И это два абсолютно разных человека. А прошёл лишь год. Вспомните, как Петруша хамил Савельичу, хотя был виноват, поскольку напился, проиграл деньги. Говорю: а теперь представьте свою реакцию на справедливое замечание ваших родителей. Тоже, наверное, будете орать, чтобы не лезли с нотациями? Вот и герой выдает такую же историю.
Ребята начинают задумываться и осознавать его как ровесника, пусть и жившего два с лишним века назад. Так мы и идем – по шажочку. Что помогло Гриневу выстоять в сложной ситуации? Чего вам не хватает? Что вы выбрали бы – жизнь или честь? Большинство отвечают: жизнь. А почему он предпочел честь? Моя цель – научить видеть подтекст.
Учитель заслуживает самого искреннего признания и благодарности. Для настоящего учителя важны не подарки, а внимание и уважение. Лучший подарок – успехи учеников! Радуйте и не забывайте своих учителей.
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.