Николай Алексеевич Островский (16.09.1904–22.12.1936) стал сочинять роман «Как закалялась сталь» в 26 лет. Михаил Шолохов написал «Тихий Дон» в 21 год.
Когда они были подростками, разразилась Гражданская война. Оба видели, как менялась власть, переходя из рук в руки, как убивали друг друга красные и белые. О чем молодыми издали романы, поставившие их в один ряд с классиками.
О том, что Шолохов не автор романа, начали злословить после его выхода. Когда не стало советской власти, за которую сражался комсомолец Островский, начали открыто отнимать авторство и у писателя Островского: слепой, парализованный, за него написал кто-то другой.
Учитывая многочисленные свидетельства современников, письма писателя и его друзей, ставить под сомнение авторство Николая Островского вроде бы странно. Однако кое-какие несостыковки вызывают вопросы.
В письме своему брату Дмитрию 2 ноября 1926 года Николай Островский жалуется на отсутствие каких-либо литературных идей, в то время как супруга писателя Раиса Мацюк вспоминала этот период совершенно иначе: «Осенью в свой распорядок дня Николай включил новую графу «писание». «Писанию» теперь отводилась большая часть дня, примерно часа четыре. Каждое утро после завтрака Николай просил дать ему чернила, вынимал из-под подушки объёмистую тетрадь и начинал писать».
Когда Раиса спрашивала, о чём он пишет, он отшучивался. Но при этом иногда так увлекался, что его было трудно оторвать.
В книге «Николай Островский» Раиса вспоминает, как однажды муж попросил её отправить большой пакет в Одессу. А через несколько недель получил письмо с восторженными отзывами, советами и пожеланиями. Вот только сама рукопись так и не пришла обратно. Затерялась. А это был единственный экземпляр романа «Повесть о «котовцах».
Интересно, что об утраченном черновике, помимо Раисы Мацюк, вспоминает только Екатерина, старшая сестра Николая.
В романе «Как закалялась сталь» есть похожий эпизод: ослепший Корчагин послал три главы задуманной книги в Одессу, и на обратном пути рукопись пропала, тоже единственный экземпляр.
Разумеется, Островский мог отразить реальный факт в своём романе. Но почему он ни разу не упомянул об этом в письмах друзьям? Ведь для литератора потеря рукописи – это настоящее несчастье.
После выхода книги «Как закалялась сталь» и до 1991 года роман издавали 750 раз на 75 языках народов Советского Союза, переводили книгу чаще всех русских классиков.
В 1942 году в осажденном Ленинграде роман, напечатанный вручную десятитысячным тиражом, был распродан за два часа.
Трижды «Как закалялась сталь» экранизировалась. Первый раз это случилось в 1942 году, в разгар Отечественной войны, когда решалась судьба государства. Картина срочно понадобилась, как танки и самолеты, как оружие для победы. Павел Корчагин вдохновлял народ на фронте и в тылу.
В Москве есть улица имени Павла Корчагина, единственная, названная именем героя романа.
Но нет больше на Тверской, 14, в доме, где последний год жил и умер писатель, музея Николая Островского.
Литературный «Дом-музей Н. Островского» работает в Новороссийске, на улице Васенко, в доме, где жил Н. Островский. Его центральным экспонатом стала книга «Как закалялась сталь» с автографом автора.
В школах России дети больше не учат крылатые слова: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»
В школьной программе по русской литературе нет романа «Как закалялась сталь». В списках книг для чтения на каникулах книга не значится.
На филологических факультетах университетов о Николае Островском умалчивают, как прежде предавали забвению многих замечательных русских писателей…
Повесть Николая Островского «Как заклялась сталь» изгнана из российской школьной программы, но история жизни Павки Корчагина, а по сути – самого Николая Островского, – до сих пор вдохновляет миллионы людей в мире. Она весьма любима и почитаема в Китайской Народной Республике, где входит-таки в школьную программу. Согласно опросам, «Как закалялась сталь» стоит на первом месте в ряду русской литературы, любимой китайцами. Эту книгу издают огромными тиражами, а в 2000-м году экранизировали в виде 20-серийного телефильма.
В российской театральной жизни интерес к повести никогда не затухал насовсем. Так в 2015 году Московский молодежный театр под руководством Вячеслава Спесивцева поставил спектакль по роману Островского.
В 2017 году, в год 100-летия Великой Октябрьской революции, интерес к произведению со стороны театральных деятелей усилился. Уже несколько театров ставили свои версии спектакля – учебный театр Екатеринбургского государственного театрального института, Тольяттинский драматический театр «Колесо» им. Г.Б. Дроздова.
После премьеры в Тольятти режиссёр Михаил Чумаченко сказал: «Этот спектакль не столько о революции и совсем не о том, хорошо – революция, или плохо – революция. Это разговор о жизни человека – одного человека, – который оказался внутри огромного исторического катаклизма, в котором он выбирает свою дорогу. Мы его не обвиняем, мы ни в коем случае его не возвеличиваем. Мы говорим о том, что «времена не выбирают, в них живут и умирают».
Но сколько бы ни говорили о том, что постановка посвящена жизни одного отдельно взятого человека в сложное время, спектакль по повести «Как закалялась сталь» в принципе не может быть безыдейным, бессмысленным. Не такое оно произведение. Это Павка выбрал время, в котором ему жить и умирать, а не наоборот.
Павки Корчагины не рождаются в болоте довольства и покоя. И потому спектакль раз за разом проходит в заполненном молодыми людьми зале, которые в конце вечера аплодируют стоя, долго не отпуская артистов.
Не зря Андре Жид, французский писатель, лауреат Нобелевской премии, сказал: «Я не могу говорить об Островском, не испытывая чувства глубочайшего уважения. Если мы были не в СССР, я бы сказал: «Это святой». Религия не создала более прекрасного лица. Вот наглядное доказательство, что святых рождает не только религия. Лишенная контакта с внешним миром, приземленности, душа Островского словно развивалась вверх».
Н.А. Островский и А. Жид
Возможно, и нам пришло время перечитать роман Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь».
Полную версию, почему книга, изученная миллионами советских читателей, не имеет безупречной истории, можно прочитать в статье:
Скопич, Ю. Тетрадь из-под подушки : кто написал роман «Как заклялась сталь»? / Юлия Скопич. – Текст : непосредственный // Чудеса и приключения. – 2019. – № 11. – С. 42–45. – (Хранители памяти).
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.