Все, конечно, помнят Робинзона Крузо, героя романа Даниэля Дефо. Попав в результате кораблекрушения на необитаемый остров, Робинзон провёл на нём 28 лет. Удивительных историй выживания «робинзонов» в дикой природе, в тайге и в океане существует немало. Среди «русских Робинзонов» самым известным является Сергей Лисицын.
В 1847 году 24-летний дворянин Сергей Лисицын вступил на палубу корабля, державшего курс на Аляску. Оказался он на нем из-за своего дерзкого нрава. Получив диплом кандидата математических наук Лисицын кардинально меняет ход своей жизни и поступает на службу в гусарский полк. Там он становится инициатором дуэли, за что исключается из армии. Аляска – это новый шанс молодого человека. Туда он направляется в надежде найти себе новое применение.
Однако, раздоры и проблемы будто преследуют Лисицына. На корабле он серьезно повздорил с капитаном и подбивал матросов на мятеж. Разумеется, такой поступок не мог остаться без последствий – по правилам Лисицына следовало осудить на смерть, но капитан поступил милосерднее и… связанного Лисицына высадили на пустынном берегу Охотского моря.
Суровые берега Охотского моря
С завязанными глазами, и минимумом вещей: тремя парами сапог, тулупом, двумя пистолетами, шашкой, кинжалом, карманными часами, складным ножом, двумя флягами с водкой, бритвенным прибором, записной книжкой, огнивом, спичками, запасом чая, сахара, соли, сухарей и гаванских сигар. Прилагалось к этому и ружье с 26 зарядами и записка, написанной капитаном: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь… Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А.М.».
Положение Лисицына представлялось практически безвыходным – с одной стороны ледяные воды Охотского моря, с другой – непроходимая тайга. А будучи потомственным дворянином, он раньше никогда ничего не делал своими руками, полагаясь во всем на крепостных и денщиков.
К чести нашего героя следует сказать, что он не растерялся: в рекордные сроки обустроил себе жилье, смастерил печь, мебель, а также изготовил пращу, лук и стрелы, чтобы благоразумно беречь драгоценные патроны. Впоследствии это решение очень ему помогло, когда зимой на крошечный домик напала целая стая волков. Пригодились патроны и для того, чтобы справиться с медведем, из шкуры которого он сделал себе одежду на зиму. Питался изгнанник в основном рыбой, грибами и ягодами.
Избушка Сергея Лисицына
Однажды, в период весенних штормов, после 7 месяцев одиночества Лисицын нашел на берегу человека без чувств с потерпевшего крушение корабля. Вскоре нашли и обломки самого корабля, а с ним и целый набор строительных и огородных инструментов, оружие, телескоп, подзорные трубы, самовар… В команду Сергея-«Робинзона» вошли «Пятницы» – Василий и Петр, несколько овчарок, котов, 8 холмогорских коров, бык, 16 волов и 26 овец…
С дополнительными рабочими руками, животными и инструментом хозяйство поставили на новый лад: дом расширили и обновили, построили баню, стали делать свое масло, сметану, сыр и творог. Засеяли поле ячменя и ржи, начали переработку ягод и грибов, ловлю рыбы в крупных масштабах.
За время своего отшельничества Сергей Лисицын из задиристого гусара превратился в набожного трудолюбивого человека. В свободное от основных трудов время он занялся геологоразведкой и обучал своих попутчиков астрономии.
О том насколько процветающим стало хозяйство русских «робинзонов» можно судить уже по тому, что они стали страдать от постоянных стычек с китайскими контрабандистами, от которых даже вынуждены были обороняться уцелевшей корабельной пушкой. Это и стало основной причиной, по которой им пришлось покинуть дом с налаженным бытом и, оставив надежду на спасение с моря, пробиваться к людям через материк.
По дороге им встретилось несколько охотников, с которыми они вышли к крупному русскому поселению в Приамурье. Только оттуда Лисицын смог послать родным весть о том, что он жив. Кроме того, написал он и в Русское Географическое Общество о результатах своих геологоразведочных изысканий – на районе его вынужденной ссылки обнаружились залежи золота и меди.
Впоследствии Лисицын был назначен управляющим на открытые им же прииски и вскоре превратился в богатейшего человека и известного мецената. Спасенный Василий остался с ним в качестве его «правой руки», а его сын Петр поступил в Московский университет.
Позаботился Лисицын и о капитане, который когда-то высадил его на берег Охотского моря – он разыскал его и искренне отблагодарил. После смерти капитана Лисицын взял на себя опеку над его детьми и оплатил обучение двух его сыновей в Петербургском университете.
Однажды Лисицын встретился с писателем Николаем Сибиряковым, которому поведал историю своей жизни и тот написал книгу «Сергей Петрович Лисицын – Русский Робинзон».
Помимо истории Сергея Лисицына, есть и целый ряд других удивительных историй выживания наших соотечественников в экстремальных условиях.
В 1742 году на одном из островов восточного Шпицбергена на сушу высадились четверо членов экипажа во главе с Алексеем Химковым с целью поиска прежних зимовок. На утро они не обнаружили командировавшего их корабля – шторм унес его в море, где тот и погиб.
Люди провели на острове 6 лет, но спастись удалось лишь троим из них. На материк они вернулись разбогатевшими благодаря огромному количеству заготовленных шкур животных.
В 1805 году на безлюдном острове Беринга без необходимого снаряжения и запасов оказался полярный охотник Яков Миньков. Высадился он с целью заготовки пушнины и забрать его должны были через месяц, но никто за ним не вернулся. Спасения ему пришлось дожидаться 7 лет.
В 20-е годы XIX века «робинзоном» поневоле оказался граф Федор Толстой, которого аналогично Лисицыну высадили на берег в Арктике за неподобающее поведение. Время своего «заточения» он прожил вместе с чукчами. Через полтора года вернулся домой самостоятельно, преодолев путь от Благовещенска до Санкт-Петербурга.
Среди российских «робинзонов» XX и XXI веков можно назвать: Павла Вавилова и Сергея Ганюшева.
Во времена Великой Отечественной войны в Арктике с потопленного немцами ледокола «Александр Сибиряков» удалось спастись кочегару Павлу Вавилову. Он добрался до острова Белуха и в прибитых к берегу спасательных шлюпках обнаружил запас воды, патронов, галет, а также спальный мешок с теплой одеждой. Жилье Вавилов обустроил в заброшенном маяке. Через месяц над ним пролетел гидросамолет. Заточение Вавилова во льдах продлилось 34 дня. В дальнейшем он продолжил работу на флоте.
Гибель парохода «Александр Сибиряков».
Смимок с крейсера «Admiral Scheer». Фото: centrosib.info.
Обоимов, А. Свет маяка на острове Белуха / Александр Обоимов. – Текст : непосредственный // Чудеса и приключения. – 2020. – № 7. – С. 46–48. – (Цена Победы).
В 2011 году баркас 25-летнего Сергея Ганюшева разбился о скалы во время шторма и он оказался на крошечном островке размерами 50 на 100 метров посреди северных морей без пропитания и воды. У Сергея не было ни спичек, ни приспособлений, чтобы смастерить снасти для ловли рыбы. Он питался лишь морской капустой, пил дождевую воду, а из разбитой лодки построил укрытие от дождя и ветра.
Сергея нашли на 17 сутки его вынужденного заточения. Вертолетчики увидели его совершенно случайно во время другой спасательной экспедиции.
Подробнее о русских «робинзонах» можно прочитать в статье:
Булатова, Л. Робинзонада по-русски : отставной корнет повторил подвиг героя Даниэля Дефо / Людмила Булатова, Константин Ришес. – Текст : непосредственный // Загадки истории. – 2020. – № 5. – С. 34–35. – (Великие первопроходцы).
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова,57).