В летние дни 1957 года, в разгар холодной войны, «железный занавес», долгие годы висевший над нашим государством, дал трещину. В период хрущевской оттепели СССР в первый раз принял у себя крупнейший по числу участников VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Его участниками стали 34 тысячи человек из 131 страны - такого количества гостей впоследствии не принимал ни один из подобных фестивалей. Наша страна открывала мир. А мир открывал нашу страну...
Фестиваль с простым и несколько наивным лозунгом «За мир и дружбу» проходил с 28 июля по 11 августа. Его символом стал «Голубь мира» руки самого Пабло Пикассо, а официальной песней - всенародно любимые «Подмосковные вечера». Эмблему фестиваля создал московский художник-график Константин Кузгинов. Автор выбрал цветок с пятью разноцветными лепестками, которые символизировали континенты.
Среди членов делегации от Курганской области была и Мария Гребнева. Как активной комсомолке, награждённой медалью «За освоение целинных земель», ей была вручена именная путёвка на фестиваль.
Я навестила Марию Александровну в её однокомнатной квартире в Шадринске. Сейчас ей 88 лет. Живёт одна. На улицу не выходит уже второй год - сложно потом подниматься на четвёртый этаж. Признаётся, что стираются из памяти имена и даты. Шутка ли, 63 года прошло… Но то, что запало в душу когда-то, вспоминается внезапно, словно озарение.
– Работала я заведующей клубом в селе Красномыльском и секретарём комитета комсомола колхоза «Рассвет». Нас из Красномылья на фестиваль три человека ездило. Бачурина помню, ещё девушку, она в клубе работала. Из Кургана больше десяти человек путёвки получили. А так-то нас всех из области полный вагон собралось. На больших станциях наши танцоры и певцы выступать успевали. Даже время остановок согласовывали, чтобы могли программу свою показать!
В Москве жили не то в студенческом, не то в рабочем общежитии. В те дни в столице было много концертных площадок, где выступали известные певцы, музыканты, артисты – Эдита Пьеха, София Ротару…
Мероприятия проходили в основном вечером. Нам, если собиралась группа, давали сопровождающего, он город показывал. Одним гулять тоже разрешали, только просили заранее предупреждать, куда идём. Мы втроём в комнате жили и на все мероприятия ходили втроём. Фестивальная Москва удивляла и поражала размахом представлений. Нам всё интересно было: «Давайте это посмотрим. Давайте к этой делегации сходим». А потом долго не спим, обсуждаем, впечатлениями делимся.
Артистов много выступало. Мне понравился негритянский певец из Америки Поль Робсон. Высоченный, большущий. Я поближе подбираюсь, чтобы рассмотреть получше, а мне: «Гребнева!». Всё под контролем.
Спрашиваю:
– С иностранцами знакомились?
– Знакомились… Разрешали. И они к нам подходили, лопочут по-своему.
– Дарили что-то?
– Дарили. Из своей страны привозили сувениры или покупали тут же. Я домой привозила московские сувениры, да давно уже раздала, и не вспомню уже, что именно.
– А отношения у девчонок с иностранцами были?
– Были… (смеётся). Кому интересно это было.
– Когда вернулись, как вас встречали?
– Ничего особенного не припоминаю, просто на каждом комсомольском собрании просили рассказать о фестивале.
– А родители как отнеслись к тому, что вас на такое крупное мероприятие направили?
– Мы бедненько жили, ехать-то мне не в чем. Мама сказала: «Марийка, надо платьишко новое справить». А сыночек-то милый чернила на новое платье пролил. Реву, да стираю. Да где же чернила-то отстираешь…
До пенсии Мария Александровна трудилась в разных организациях Шадринского района, но и после выхода на заслуженный отдых не могла оставаться без дела, ещё много лет работала в структурных подразделениях централизованной библиотечной системы города Шадринска.
Сегодня все воспоминания остались в альбоме – пригласительные билеты на фестиваль и на мероприятия, фотографии делегации, фото с иностранцами и красивые виды Москвы. Оптимизм, да старые снимки близких людей и спасают Марию Александровну от одиночества.