Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое.
Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий)
К людям, которые способны облегчить чужие страдания, исцелить от ран, прогнать недуг на Руси всегда относились особенно. Их уважали, им поклонялись, а порой даже обожествляли. Многих из целителей церковь канонизировала как святых.
Цикл статей о том, как жили эти подвижники, каким образом возвращали силы и здоровье людям, публикуется в журналах «Будь здоров» и «Чудеса и приключения».
Совсем недавно был причислен к лику святых страстотерпец Евгений Боткин, последний лейб-медик Императора Николая ІІ. «Верою, верностью, трудом» – такие слова выбрал Евгений Сергеевич Боткин (1865–1918) для девиза на своем гербе. В этих словах сконцентрировались глубокое внутреннее благочестие, жертвенное служение ближнему, непоколебимая преданность Царской семье и верность Богу и Его заповедям во всех жизненных обстоятельствах, верность до конца.
Евгений Сергеевич Боткин родился в семье светилы медицинской науки – Сергея Петровича Боткина. Слава отца открывала ему все двери, однако он решил начать врачебную деятельность в Мариинской больнице для бедных.
В 1897 году Евгений Боткин получил звание приват-доцента по внутренним болезням с клиникой. Молодой доктор начал преподавать. О чем же сказал он на своей первой лекции? О профессиональных навыках медика? О необходимости правильной диагностики? О достижениях современной медицины? Нет. Он сказал о том, что врач, прежде всего, должен проявлять милосердие, искреннее сердечное участие и сочувствие к больному человеку: «Так не скупитесь же, приучайтесь щедрой рукой давать сочувствие тому, кому оно нужно...». Служение медика Евгений Сергеевич считал истинно христианским деланием, сродни священническому.
В 1904 году началась русско-японская война. Евгений Сергеевич, оставив жену и четверых маленьких детей, добровольцем отправился на Дальний Восток. За мужество и самоотверженность он был награжден орденами святого Владимира IV и III степени с мечами и произведен в звание статского советника.
Евгений Сергеевич Боткин, период русско-японской войны
В 1905 году доктор Боткин вернулся в Санкт-Петербург и снова приступил к преподавательской работе в Военно-медицинской академии. Его имя становилось все более известным в столичных кругах. Книга «Свет и тени русско-японской войны» для многих открыла новые стороны личности доктора Боткина. Если раньше его знали как высокопрофессионального медика, то написанное открыло для всех его христианское, любящее, безгранично сострадательное сердце и непоколебимую веру в Бога.
Императрица Александра Федоровна, прочитав книгу, пожелала, чтобы Евгений Сергеевич стал личным доктором Императора.
В 1908 года, император Николай II подписал указ о назначении доктора Боткина своим лейб-медиком. Семья Боткиных переехала в Царское Село.
Император отличался хорошим здоровьем и не нуждался в постоянном наблюдении врача, главными пациентами доктора стали императрица и наследник.
С цесаревичем Алексеем у Евгения Сергеевича сложились особенно близкие и дружественные отношения. «Я вас люблю всем своим маленьким сердцем», – говорил Алексей доктору.
Княжны Мария и Анастасия с доктором Боткиным
В 1910 году Евгению Сергеевичу пришлось понести личный подвиг самоотвержения и всепрощения: от него ушла жена. Ни словом не упрекнул он любимую супругу, взяв всю вину за случившееся на себя. Все четверо детей решили остаться с отцом.
В 1914 году началась Первая мировая война. Доктор Боткин просился на фронт, однако Император поручил ему оставаться при Государыне и детях в Царском Селе, где их стараниями стали открываться лазареты.
Доктор Боткин в это время продолжал активно участвовать в деятельности Красного Креста: инспектировал госпитали, по просьбе императрицы помог устроить в Крыму санаторий, организовать санитарный поезд для перевозки раненых к месту отдыха.
Первая мировая война потребовала от России мобилизации всех сил, и прежде всего военных. Два юных сына доктора Боткина, Дмитрий и Юрий, решили пойти на войну добровольцами. В первый же год войны Дмитрий Боткин героически погиб.
С началом революции и отречением Государя Государыня с детьми были арестованы и заключены под стражу. Ситуация осложнялась болезнью детей. Доктор Боткин дежурил у постелей больных, почти не отлучаясь от них. Вскоре в Царское Село приехал Император и присоединился к арестованным. Евгений Сергеевич остался с царской семьёй, несмотря на то, что должность его была упразднена, и ему перестали выплачивать жалованье.
В 1917 года семью отправили в Тобольск. Приближенным императора был предложен выбор: либо находиться с узниками и разделить с ними заключение, либо покинуть их. И этот выбор был поистине страшен. Все понимали, что остаться в этой ситуации с Государем – значит обречь себя на тяжкие лишения и скорби, на заключение, а может быть, и на смерть. Многие придворные отказались сопровождать Государя. Доктор Боткин оказался среди немногих, кто добровольно последовал за Государем в тобольскую ссылку.
В сентябре в Тобольск к Евгению Сергеевичу прибыли дочь Татьяна и сын Глеб.
В апреле 1918 года арестанты были переведены в Екатеринбург. Слугам вновь было предложено покинуть арестованных, но все отказались. Детей Боткин оставил в Тобольске.
Во время екатеринбургского заключения Романовых Боткин взял на себя обязанность общаться с представителями новой власти, передавать им просьбы от арестованных. Даже комендант Я.М. Юровский отмечал необыкновенную преданность Евгения Сергеевича царственным узникам.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года доктор Боткин, вместе с Царской семьей, был расстрелян в подвале дома Ипатьева. Кончина его не была мгновенной: после долгой пальбы в подвале комендант Юровский увидел, что Евгений Сергеевич полулежит, опершись на руку, – он был еще жив. Юровский выстрелил в него, и этот выстрел оборвал земную жизнь доктора Боткина, открыв для него врата в жизнь иную.
…Умереть за Царя и Отечество. Что это означает? В православной России это означало умереть за Христа. Такую смерть Христос принимает как мученичество за Него Самого: приносящие «жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых». Так и доктор Боткин – страстотерпец Евгений – вступил в этот светлый сонм. В 2016 году Русская Православная Церковь причислила его к лику святых.
Дни памяти праведного Евгения Боткина, врача, страстотерпца:
17 июля, 7 февраля, 9 июня.
Орловская, И. Верою, верностью, трудом / Ирина Орловская. –Текст : непосредственный // Будь здоров. – 2019. – № 12. – С. 82–89, 4-я стр. облож.
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.