И так же весело и свойски,
как те арбузы у ворот, –
земля мотается в авоське
меридианов и широт!
А. Вознесенский
Плетеная из суровых ниток, крошечная и невесомая, она стратегически помещалась в карман, портфель или даже в изящную дамскую сумочку. И была всегда готова поймать в свои сети дефицитный товар, который посчастливится достать ее обладателю.
Слово «авоська» впервые прозвучало в октябре 1939 года из уст молодого сатирика Аркадия Райкина. В одном из его юмористических монологов простой работяга, выходя из дома, берет с собой две хозяйственные сетки. Одна из них «авоська» – для необходимых вещей («А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу»), а вторая «напраска» – для ненужных, но все равно купленных.
Шуточное название разлетелось по всему Советскому Союзу и намертво приклеилось к провизионной сетке.
Для миллионов людей авоська была палочкой-выручалочкой, кормилицей. И даже источником вдохновения. Великий клоун Олег Попов поймал в авоську... Солнце! («Солнце в авоське» называлась его известная миниатюра).
Конечно, сама по себе хозяйственная сетка, плетенная из суровой нити, не была ни советским изобретением, ни исключительно советским аксессуаром – во всем мире с такими сумками ходили за продуктами. Например, Антон Павлович Чехов оценил удобство будущей авоськи еще в 1898 году: увидев в Ницце, как местные кухарки ходят на базар с мешками из сетки, он отправил такой «сак» (от фр.sac – сумка) сестре в Мелихово.
Впрочем, на звание изобретателей авоськи претендуют не французы, а чехи. Чешский предприниматель Вавржин Крчил наладил производство сеточек для волос. Но эта затея не окупилась – спрос не оправдывал затраты на производство. Вавржин уже хотел закрыть производство, но ему пришла мысль приделать к сеточке для волос ручки и получилась своего рода сетчатая сумка.
Очевидно, использовать в хозяйстве сеть, аналогичную рыболовной, приспособились значительно раньше. Плетение ее не составляло труда и выполнялось в буквальном смысле вслепую. Недаром в СССР производством хозяйственных сеток занимались инвалиды в учебно-производственных комбинатах и артелях Всероссийского общества слепых. Девять из десяти советских авосек вязали инвалиды, а десятую – заключенные.
В годы Великой Отечественной войны Николай Февр, корреспондент европейской русскоязычной газеты «Новое время», иронизировал: «Авоська стала принадлежностью туалета советских граждан…».
Корреспондент «Красной Звезды» Всеволод Иванов емко описал эту примету военного быта: «Если бы я пожелал дать картину зимы 1943 года в Москве, я снял бы вестибюль «Правды». Открываешь дверь. Блестящие металлические вешалки. Однако пальто нет. А на всех вешалках – авоськи из сеток, в них кастрюльки, какие-то мешки...».
Писатель Александр Фадеев не выпускал авоську из рук даже во время загранкомандировок, что отметил его коллега Борис Полевой: «Как всегда за границей, Фадеев одет с подчеркнутой элегантностью: отлично выглаженный плащ перехвачен поясом, широкая, на французский манер замятая шляпа. А в руках его хозяйственная сумка, какие в Москве называют «авоськами»... Из неё победно торчат аппетитно поджаристые рогалики, из другой высовывает нос копченая колбаса».
В 1960-е годы авоськи стали вязать из капроновых нитей, что сделало полюбившуюся тару еще более компактной и практически невесомой. Авоська «государственного образца» представляла собой сетку из 14 рядов по 24 ячейки. Стоила недорого, а служила верой и правдой не один год.
Изделие выдерживало нагрузку до 70 килограммов, – но при этом нещадно врезалось в руки, поэтому ручки капроновых авосек стали оборачивать искусственной кожей или каучуковыми трубочками.
Кстати, и сетки, и «аксессуары» к ним изготавливались исключительно из производственных отходов – и экономично, и экологично! Цветовая гамма в 1960-е также значительно расширилась – и очереди запестрели нарядными авоськами.
На улицах можно было увидеть авоськи с арбузом, хлебом, вещами. В фильме «Гостья из будущего» Коля Герасимов вышел в магазин за кефиром с авоськой, а в «Бриллиантовой руке» главный герой в авоську клал оружие.
Кроме обычного применения авоськи существовали оригинальные: зимой за неимением холодильника вывешивали за окно продукты; ловили раков; хранили лук и чеснок; носили в пункт приема стеклотару и макулатуру; красили яйца на Пасху (цветные хлопковые авоськи сильно линяли); дворовые мальчишки делали из нее баскетбольную корзину, предварительно отрезав дно.
Производилась авоська до 90-х годов XX столетия. Потом ее место заняли пакеты.
В XXI веке авоська начинает возрождаться. К настоящему времени сумки-авоськи стали популярнее клатчей-медальонов Jacquemus и шопперов Gucci. Большинство авосек производится из био-хлопка. Стоят от 1490 до 6900 рублей и выглядят не хуже сумок премиум-сегмента.
На западе их нарекли гордым «netbag» (сетчатый мешок) и используют не только в стиле уличной одежды, но и на светских мероприятиях.
Авоськи XXI века
Чагадаева, О. Авоська : она была кормилицей и палочкой-выручалочкой в каждой советской семье / ОльгаЧагадаева // Родина – 2020. – № 2. – С. 86–89. – (Легенды Родины).
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.