«На благо родных палестин: благотворительность в Шадринске»
«Жили в Шадринске купцы меценаты-молодцы…»
А. Брагина
На Руси всегда было немало неравнодушных, «болеющих» душой за свое отечество и свой край людей. Помощь нуждающемуся, заблудшему, сироте в дореволюционной России рассматривалась как неотъемлемая часть христианской морали и нравственных принципов, проявление устойчиво сложившихся представлений о долге и милосердии. «Один из важнейших вопросов нашего времени – это вопрос о благотворительности.
Ни одно сословие, ни одна социальная группа в дореволюционной России не были однородными по своему составу. В них входили люди, сильно различающиеся и по имущественному положению, и по деловым и нравственным качествам. В русском купечестве, в частности, было все: и хорошее и дурное – А.Н. Островский свои персонажи не придумывал, а брал из жизни. Однако превалировало хорошее: трудолюбие, смекалка, широта мышления, готовность к обдуманному риску, честность, искренняя религиозность; преданность национальным традициям, Родине большой и малой; почитание идеалов добра, правды, справедливости. Именно поэтому, с такой готовностью купечество приходило на помощь всем: сирым и обездоленным, Церкви, народному просвещению, отечественным талантам. «С полным основанием можно говорить, — справедливо пишет один из современных исследователей, — что русские купцы и промышленники материально подготовили тот расцвет национальной культуры, который наблюдался в конце XIX – начале XX веков.
В Шадринске, где купцы находились у власти, благотворительность приобрела особый размах. Городская власть сама подавала пример – в числе самых щедрых жертвователей оказывались «городские головы», руководители магистрата, думские гласные. Дума нередко инициировала сбор добровольных взносов на общегородские нужды, на помощь беднякам и сиротам. Бывали случаи, когда с малоимущих списывались налоговые задолженности. В неурожайные годы дума проводила оптовые закупки хлеба для населения.
Обычно из городского бюджета на богадельню приходилось выделять минимальную сумму, так как все расходы покрывались за счет частных пожертвований. В том же 1899 году, по завещанию умершего Андрея Иннокентьевича Исакова, богадельня получила билет Шадринского общественного банка на 3000 рублей и дом, около 200 рублей денег – от разных других лиц, 350 рублей – из общественного благотворительного капитала.
Для престарелых в городе имелась богадельня. Сначала это была богадельня, которая содержалась купеческой вдовой Любовью Фетисовой. В 1839 году она обратилась в городскую думу с просьбой о помощи, сообщая, что ей стало трудно справляться с материальными заботами. В 1853 году открылась городская Александровская богадельня, первоначально на 10 кроватей. Помещалась она в деревянном доме. В 1880 году, в связи с празднованием 35-летия Александра II, число кроватей увеличили до 25, а в 1895 году, в ознаменование бракосочетания Николая II до 40. В это время богадельня уже размещалась в просторном каменном здании. Прием в нее производился с разрешения городской управы. Заведовал богадельней смотритель; под его началом трудились сторож, кухарка и ее помощница.
Во многих завещаниях состоятельных шадринцев упоминалась городская богадельня. Так, купец Уар Тимофеевич Евграфов (умер в 1895г.) завещал «Взнести в капитал» богадельни «всю вырученную за каменный дом со службами и землю, за домашнюю мебель, посуду, вещи и платье сумму и сверх того еще наличного капитала две тысячи шестьсот рублей». Эти деньги «под распоряжением городских голов» должны были «для приращения» суживаться горожанам. Часть средств «из приращения на сумму» поручалось передавать ежегодно в городскую Николаевскую церковь, прихожанином которой был Евграфов, «на благолепие и украшение храма» и служение в день 19 октября заупокойной литургии и панихиды «о упокоении грешной души моей, родственников моих и всех представших в городской богадельне убогих братий».
В 1900 году купец Ф.А. Соснин передал каменный дом по улице Преображенской со всеми службами, участком земли, а также 25 тыс. рублей в бумагах государственной ренты на организацию отдельной женской богадельни. Она получила название Соснинской.
Традиции благотворительности распространялась и на сферу здравоохранения. Первая больница в городе появилась в 1819 голу. Заведена она была по распоряжению пермского губернатора «для призрения одержимых болезнями нижних военных чинов» местной инвалидной команды. Все расходы возлагались на общество шадринских «граждан». Дума пыталась, было отговориться недостатком средств, но безрезультатно. Губернатор повелел составить на месте план нового здания больницы и смету расходов на ее возведение, и все это срочно выслать на утверждение в Пермь, а пока подыскать дом для временного размещения больницы. Больница планировалась на 10 коек.
Городским обществом для больницы был приобретен деревянный дом (за 100 рублей). В ней лечилось и гражданское население Шадринска. С 1830 года городская больница разместилась в каменном здании, пожертвованном городу купцом Ф. Фетисовым. Оно находилось на берегу Исети, место было высокое и сухое. В доме была и ванная комната. Кухня служила одновременно и прачечной. За 1848-1850 годы, например, поступило 129 человек
Город помогал и тем своим жителям, которым требовались значительные средства на получение образования. Психологию «отцов города», в прочем, как и остальных шадринцев, раскрывает отношение Городской Думы к мещанину И. Иванову. Немалые суммы из бюджета Шадринска были израсходованы на его обучение в Екатеринбурге, Петербурге, Париже и Риме. Прославился стипендиат в советское время, став знаменитым скульптором И. Д. Шадром. Кто знает, смог ли он достичь вершин успеха без поддержки родного города, гордого первыми успехами своего земляка?
Вот так, не скупясь на благо родных палестин жили когда-то наши земляки. Зарабатывая большие деньги на торговле, они не забывали выделять средства на нужды города и его жителей. Дай бог, чтобы наши современные бизнесмены брали пример со своих предков и как могли, помогали своему родному Шадринску.
«Жили в Шадринске купцы меценаты-молодцы…»
На Руси всегда было немало неравнодушных, «болеющих» душой за свое отечество и свой край людей. Помощь нуждающемуся, заблудшему, сироте в дореволюционной России рассматривалась как неотъемлемая часть христианской морали и нравственных принципов, проявление устойчиво сложившихся представлений о долге и милосердии. «Один из важнейших вопросов нашего времени – это вопрос о благотворительности.
Ни одно сословие, ни одна социальная группа в дореволюционной России не были однородными по своему составу. В них входили люди, сильно различающиеся и по имущественному положению, и по деловым и нравственным качествам. В русском купечестве, в частности, было все: и хорошее и дурное – А.Н. Островский свои персонажи не придумывал, а брал из жизни. Однако превалировало хорошее: трудолюбие, смекалка, широта мышления, готовность к обдуманному риску, честность, искренняя религиозность; преданность национальным традициям, Родине большой и малой; почитание идеалов добра, правды, справедливости. Именно поэтому, с такой готовностью купечество приходило на помощь всем: сирым и обездоленным, Церкви, народному просвещению, отечественным талантам. «С полным основанием можно говорить, — справедливо пишет один из современных исследователей, — что русские купцы и промышленники материально подготовили тот расцвет национальной культуры, который наблюдался в конце XIX – начале XX веков.
В Шадринске, где купцы находились у власти, благотворительность приобрела особый размах. Городская власть сама подавала пример – в числе самых щедрых жертвователей оказывались «городские головы», руководители магистрата, думские гласные. Дума нередко инициировала сбор добровольных взносов на общегородские нужды, на помощь беднякам и сиротам. Бывали случаи, когда с малоимущих списывались налоговые задолженности. В неурожайные годы дума проводила оптовые закупки хлеба для населения.
Обычно из городского бюджета на богадельню приходилось выделять минимальную сумму, так как все расходы покрывались за счет частных пожертвований. В том же 1899 году, по завещанию умершего Андрея Иннокентьевича Исакова, богадельня получила билет Шадринского общественного банка на 3000 рублей и дом, около 200 рублей денег – от разных других лиц, 350 рублей – из общественного благотворительного капитала.
Для престарелых в городе имелась богадельня. Сначала это была богадельня, которая содержалась купеческой вдовой Любовью Фетисовой. В 1839 году она обратилась в городскую думу с просьбой о помощи, сообщая, что ей стало трудно справляться с материальными заботами. В 1853 году открылась городская Александровская богадельня, первоначально на 10 кроватей. Помещалась она в деревянном доме. В 1880 году, в связи с празднованием 35-летия Александра II, число кроватей увеличили до 25, а в 1895 году, в ознаменование бракосочетания Николая II до 40. В это время богадельня уже размещалась в просторном каменном здании. Прием в нее производился с разрешения городской управы. Заведовал богадельней смотритель; под его началом трудились сторож, кухарка и ее помощница.
Во многих завещаниях состоятельных шадринцев упоминалась городская богадельня. Так, купец Уар Тимофеевич Евграфов (умер в 1895г.) завещал «Взнести в капитал» богадельни «всю вырученную за каменный дом со службами и землю, за домашнюю мебель, посуду, вещи и платье сумму и сверх того еще наличного капитала две тысячи шестьсот рублей». Эти деньги «под распоряжением городских голов» должны были «для приращения» суживаться горожанам. Часть средств «из приращения на сумму» поручалось передавать ежегодно в городскую Николаевскую церковь, прихожанином которой был Евграфов, «на благолепие и украшение храма» и служение в день 19 октября заупокойной литургии и панихиды «о упокоении грешной души моей, родственников моих и всех представших в городской богадельне убогих братий».
В 1900 году купец Ф.А. Соснин передал каменный дом по улице Преображенской со всеми службами, участком земли, а также 25 тыс. рублей в бумагах государственной ренты на организацию отдельной женской богадельни. Она получила название Соснинской.
Традиции благотворительности распространялась и на сферу здравоохранения. Первая больница в городе появилась в 1819 голу. Заведена она была по распоряжению пермского губернатора «для призрения одержимых болезнями нижних военных чинов» местной инвалидной команды. Все расходы возлагались на общество шадринских «граждан». Дума пыталась, было отговориться недостатком средств, но безрезультатно. Губернатор повелел составить на месте план нового здания больницы и смету расходов на ее возведение, и все это срочно выслать на утверждение в Пермь, а пока подыскать дом для временного размещения больницы. Больница планировалась на 10 коек.
Городским обществом для больницы был приобретен деревянный дом (за 100 рублей). В ней лечилось и гражданское население Шадринска. С 1830 года городская больница разместилась в каменном здании, пожертвованном городу купцом Ф. Фетисовым. Оно находилось на берегу Исети, место было высокое и сухое. В доме была и ванная комната. Кухня служила одновременно и прачечной. За 1848-1850 годы, например, поступило 129 человек.
Город помогал и тем своим жителям, которым требовались значительные средства на получение образования. Психологию «отцов города», в прочем, как и остальных шадринцев, раскрывает отношение Городской Думы к мещанину И. Иванову. Немалые суммы из бюджета Шадринска были израсходованы на его обучение в Екатеринбурге, Петербурге, Париже и Риме. Прославился стипендиат в советское время, став знаменитым скульптором И. Д. Шадром. Кто знает, смог ли он достичь вершин успеха без поддержки родного города, гордого первыми успехами своего земляка?
Вот так, не скупясь на благо родных палестин жили когда-то наши земляки. Зарабатывая большие деньги на торговле, они не забывали выделять средства на нужды города и его жителей. Дай бог, чтобы наши современные бизнесмены брали пример со своих предков и как могли, помогали своему родному Шадринску.
А. Брагина