Овсяная каша сама себя хвалит,
а гречневую люди хвалят.
Русская поговорка
Эпидемия коронавируса и слухи о закрытии продовольственных магазинов сделали свое дело – многие решили приобрести крупы про запас. И гречка вновь стала одним из символов продуктового ажиотажа.
Гречка – традиционная русская еда. Не во многих странах можно попробовать блюда, приготовляемые из гречневой крупы. Хотя о ней, конечно, знают.
Гречку называли то турецким, то арабским, то сарацинским зерном. На Руси ее название связано с Греций, потому что, как отмечает историк кулинарии Вильям Похлебкин, возделывали ее при монастырях греческие монахи. Это и определило название культуры.
Хотя вообще-то гречиху с древних времен выращивали в Сибири, на Алтае. Она прижилась на Руси потому, что нетребовательна к почве, сама борется с сорняками, не нуждается в удобрениях. Единственный ее недостаток – гречиха боится заморозков, поэтому её всегда сеяли в последнюю очередь. В русском народном календаре даже есть день, именуемый Акулиной Гречишнецей, он приходится на 13 июня. И, как правило, если сеяли в оптимальные сроки, всегда были с урожаем.
Цветёт гречиха посевная
Была такая присказка у наших предков: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной». Потомки гречку не забывают. И пережидают трудные времена, в первую очередь, с ней.
В 2020-м еще живы воспоминания о кризисах прежних годов, с которыми совпадал небывалый рост цен. Гречневая крупа дорожала больше всего. Причину руководители агропродовольственной политики объясняли так: «На деньги, которые человек отдает за пачку гречки, можно купить одну банку консервов, но она съедается за один раз, а пачки гречки хватает надолго».
Сейчас в России гречку употребляют только в виде каши. Блюда из гречневой муки, например, блины встретить можно крайне редко. Не говоря уже о гречневиках. О них, например, рассказывает Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». В Охотном Ряду «на мостовой ходили пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле». А про традиционную кашу пишет: «За кашей, всегда гречневой, с топленым салом, а в постные дни с постным маслом, дело шло веселей: тут уже не зевай, а то ложкой едва возьмешь, она уже по дну чашки стучит».
Иван Шмелев, описывая постный стол в романе «Лето господне», упоминает и о жареной гречневой каше с луком, и о гречневиках, называя их «грешневиками с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!» «С теплою пустотой» – как вам такая начинка?
Гречкой спасались в 1920-е годы, когда резко подорожала ржаная и пшеничная мука. При этом гречку совсем не ценили в ту пору ни пищевики, ни медики. Одни считали ее низкоурожайной, другие едва ли не вредной для здоровья. Все изменилось в 1940-х, когда в Великую Отечественную солдаты питались в полевых кухнях, как правило, гречкой. Эта традиция сохранилась до сих пор – полевые кухни на разных мероприятиях на свежем воздухе угощают гречневой кашей.
Великая Отечественная война. Полевая кухня
В 1950-х гречиху снова «удалили со стола», посчитав устаревшей и нерентабельной. Это действительно не слишком урожайная культура. Колхозникам пшена и ржи часто не доставалось. Но гречка – находилась. Например, Федор Кузькин в повести Бориса Можаева «Живой» констатирует, что в качестве оплаты за «цельный год» работы получил из колхоза «по двадцать одному грамму гречихи в день на рыло…»
К 1990-м гречка на столах была редкостью. По распоряжению Министерства пищевой промышленности и Минздрава эту крупу выдавали только по справкам – больным диабетом.
Именно те события заставили Вильяма Похлебкина написать статью «Тяжелая судьба русской гречихи». В ней он описывает не только историю гречки на Руси, но и объясняет, что на базе грамотного возделывания гречихи можно вести многоотраслевые хозяйства, почти безотходные. Они могли бы заниматься производством гречневой крупы, гречневой муки, меда, воска и прополиса (пасеки при гречишных полях), удобрений, экологического упаковочного материала.
Уборка урожая гречихи в Алтайском крае. Фото А. Кряжева
В последние годы в России не было дефицита гречки. Производится ее больше, чем съедается. Так уж вышло, что вспоминают про гречку в трудные времена. Возможно, оттого вкус у нее непраздничный. Даже Иван Ургант в недавнем выпуске своего шоу на Первом канале признался, что есть гречку невозможно. Но тут ведь важно, кто и как ее Ивану готовил...
«Гречиха – не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия, ибо в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ и которые он считал своими национальными: простота в приготовлении (налил воды, вскипятил не мешая), ясность в пропорциях (одна часть крупы на две части воды), доступность (гречка всегда была в России в избытке с Х по XX век) и дешевизна (вдвое дешевле пшеницы). Что же касается сытности и отменного вкуса гречневой каши, то они – общепризнанны, вошли в поговорки», – пишет Вильям Похлебкин.
И в поговорки, и в художественные произведения, фильмы и мультфильмы («Богатырская каша», современный «Дурацкий русский гречневый каша») и в детские стихи:
Каша из гречки.
Где варилась?
В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
(Зоя Александрова)
…Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою
Из речки залить,
А потом,
А потом
Долго в печке варить,
То получится наша
Любимая каша!
(Иван Мазин)
А певица Анастасия Иванова даже взяла себе творческий псевдоним – Гречка.
Да, гречка остается с нами. Остаётся культовым продуктом русского народа!
Локалов, А. «Гречку любишь? Обожаю!» : почему гречка была и остается главной антикризисной крупой на Руси / Артем Локалов // Родина. – 2020. – № 4. - С. 59-60.
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
Методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.
|
Овсяная каша сама себя хвалит,
а гречневую люди хвалят.
Русская поговорка
|
Эпидемия коронавируса и слухи о закрытии продовольственных магазинов сделали свое дело – многие решили приобрести крупы про запас. И гречка вновь стала одним из символов продуктового ажиотажа.
Гречка – традиционная русская еда. Не во многих странах можно попробовать блюда, приготовляемые из гречневой крупы. Хотя о ней, конечно, знают.
Гречку называли то турецким, то арабским, то сарацинским зерном. На Руси ее название связано с Греций, потому что, как отмечает историк кулинарии Вильям Похлебкин, возделывали ее при монастырях греческие монахи. Это и определило название культуры.
Хотя вообще-то гречиху с древних времен выращивали в Сибири, на Алтае. Она прижилась на Руси потому, что нетребовательна к почве, сама борется с сорняками, не нуждается в удобрениях. Единственный ее недостаток – гречиха боится заморозков, поэтому её всегда сеяли в последнюю очередь. В русском народном календаре даже есть день, именуемый Акулиной Гречишнецей, он приходится на 13 июня. И, как правило, если сеяли в оптимальные сроки, всегда были с урожаем.
Цветёт гречиха посевная
Была такая присказка у наших предков: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец родной». Потомки гречку не забывают. И пережидают трудные времена, в первую очередь, с ней.
В 2020-м еще живы воспоминания о кризисах прежних годов, с которыми совпадал небывалый рост цен. Гречневая крупа дорожала больше всего. Причину руководители агропродовольственной политики объясняли так: «На деньги, которые человек отдает за пачку гречки, можно купить одну банку консервов, но она съедается за один раз, а пачки гречки хватает надолго».
Сейчас в России гречку употребляют только в виде каши. Блюда из гречневой муки, например, блины встретить можно крайне редко. Не говоря уже о гречневиках. О них, например, рассказывает Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». В Охотном Ряду «на мостовой ходили пирожники, блинники, торговцы гречневиками, жаренными на постном масле». А про традиционную кашу пишет: «За кашей, всегда гречневой, с топленым салом, а в постные дни с постным маслом, дело шло веселей: тут уже не зевай, а то ложкой едва возьмешь, она уже по дну чашки стучит».
Иван Шмелев, описывая постный стол в романе «Лето господне», упоминает и о жареной гречневой каше с луком, и о гречневиках, называя их «грешневиками с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!» «С теплою пустотой» – как вам такая начинка?
Гречкой спасались в 1920-е годы, когда резко подорожала ржаная и пшеничная мука. При этом гречку совсем не ценили в ту пору ни пищевики, ни медики. Одни считали ее низкоурожайной, другие едва ли не вредной для здоровья. Все изменилось в 1940-х, когда в Великую Отечественную солдаты питались в полевых кухнях, как правило, гречкой. Эта традиция сохранилась до сих пор – полевые кухни на разных мероприятиях на свежем воздухе угощают гречневой кашей.
Великая Отечественная война. Полевая кухня
В 1950-х гречиху снова «удалили со стола», посчитав устаревшей и нерентабельной. Это действительно не слишком урожайная культура. Колхозникам пшена и ржи часто не доставалось. Но гречка – находилась. Например, Федор Кузькин в повести Бориса Можаева «Живой» констатирует, что в качестве оплаты за «цельный год» работы получил из колхоза «по двадцать одному грамму гречихи в день на рыло…»
К 1990-м гречка на столах была редкостью. По распоряжению Министерства пищевой промышленности и Минздрава эту крупу выдавали только по справкам – больным диабетом.
Именно те события заставили Вильяма Похлебкина написать статью «Тяжелая судьба русской гречихи». В ней он описывает не только историю гречки на Руси, но и объясняет, что на базе грамотного возделывания гречихи можно вести многоотраслевые хозяйства, почти безотходные. Они могли бы заниматься производством гречневой крупы, гречневой муки, меда, воска и прополиса (пасеки при гречишных полях), удобрений, экологического упаковочного материала.
Уборка урожая гречихи в Алтайском крае.
Фото А. Кряжева
В последние годы в России не было дефицита гречки. Производится ее больше, чем съедается. Так уж вышло, что вспоминают про гречку в трудные времена. Возможно, оттого вкус у нее непраздничный. Даже Иван Ургант в недавнем выпуске своего шоу на Первом канале признался, что есть гречку невозможно. Но тут ведь важно, кто и как ее Ивану готовил...
«Гречиха – не просто пищевой продукт, а своего рода символ национального русского своеобразия, ибо в ней соединились те качества, которые всегда привлекали русский народ и которые он считал своими национальными: простота в приготовлении (налил воды, вскипятил не мешая), ясность в пропорциях (одна часть крупы на две части воды), доступность (гречка всегда была в России в избытке с Х по XX век) и дешевизна (вдвое дешевле пшеницы). Что же касается сытности и отменного вкуса гречневой каши, то они – общепризнанны, вошли в поговорки», – пишет Вильям Похлебкин.
И в поговорки, и в художественные произведения, фильмы и мультфильмы («Богатырская каша», современный «Дурацкий русский гречневый каша») и в детские стихи:
Каша из гречки.
Где варилась?
В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!
(Зоя Александрова)
…Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою
Из речки залить,
А потом,
А потом
Долго в печке варить,
То получится наша
Любимая каша!
(Иван Мазин)
А певица Анастасия Иванова даже взяла себе творческий псевдоним – Гречка.
Да, гречка остается с нами. Остаётся культовым продуктом русского народа!
Локалов, А. «Гречку любишь? Обожаю!» : почему гречка была и остается главной антикризисной крупой на Руси / Артем Локалов // Родина. – 2020. – № 4. - С. 59-60.
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
Методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.