Павел Андреевич Федотов - русский художник, русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Родился 4 июля 1815 г., Москва. П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой.
Павел Федотов родом из семьи титулярного советника служащего во времена Екатерины II. В 11-ти летнем возрасте подростка отдали учиться в Первый московский кадетский корпус. Обладая незаурядной зрительной памятью, позволяющей легко запоминать любой материал, Павел стал одним из лучших учеников.
В 19-летнем возрасте, получив чин прапорщика, Федотов был направлен в Санкт-Петербург для службы в Финляндском полку. Половину своего офицерского жалования он отправлял в Москву своему престарелому отцу и сестре, поэтому средств на светскую жизнь у юноши уже не оставалось. И от нечего делать он начал рисовать. Их полк был расквартирован невдалеке от Академии художеств и Федотову удалось получить билет на посещение вечерних рисовальных курсов при учебном заведении, где он осваивал академический рисунок.
Свободное же время Павел посвящал карикатурам и наброскам, рисуя забавные сценки полковой жизни. Однажды в 1837 году их полк посетил младший брат императора - князь Михаил Павлович. Под впечатлением Павел Федотов создает акварельную работу на картоне «Встреча великого князя», увидев которую, князь пожаловал офицеру-художнику бриллиантовый перстень. А император, которому доложили о талантливом военном дал тому разрешение покинуть службу и стать живописцем при ежемесячном содержании в 100 рублей.
Однако неожиданная милость царя смутила Федотова, он никак не мог решиться и попросил совета у Карла Брюллова, мнение которого уважал. На что тот резко ответил: «Надо начинать рисовать с младенчества, чтобы приучить руки передавать мысли и чувства…», намекая, что в возрасте Федотова уже поздно мечтать о карьере живописца. Да и сам Павел Андреевич не был уверен в своих силах.
«Встреча Великого князя» П.Н.Федотов. 1837г.
Лишь спустя 7 лет, обретя бесценный опыт, Федотов решается уйти в отставку в чине штабс-капитана. Немалую роль в этом решении сыграл баснописец Иван Крылов, который, увидев карикатуры Федотова, пришел в неописуемый восторг. Крылов написал капитану письмо, в котором говорилось, что "задача художника в современном обществе — обличать скверность русской жизни и тем самым способствовать её улучшению. Миссия трудная, но благородная". Таким образом, Крылов благословил будущего художника на роль «народного нравописателя». Эти строки и подвигли Федотова оставить службу.
В 1844, став «вольным художником», к началу 1850-х году он уже был заправским «человеком искусства». «Страшно, жутко было мне в то время: я все сомневался в своих силах; я все еще не верил себе; мне все еще чудилось, что я простой рисовальщик, а не художник», — вспоминал живописец.
С 1846 по 48-й год художником были написаны знаменитые полотна, принесшие ему все кроме богатства: признание коллег, звание академика, огромную популярность у зрителей. Первым был написан «Свежий кавалер», немного позже — «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа» - картины, названные шедеврами мирового искусства.
«Свежий кавалер», Ф.Н. Федотов.
Завтрак аристократа», Ф.Н. Федотов.
«Сватовство майора», Ф.Н. Федотов.
«Разборчивая невеста», П.Н.Федотов.
Невзирая на славу и почести, художник по-прежнему жил очень бедно, его угнетало безденежье, поэтому ему приходилось работать на пределе человеческих возможностей. Напряженность в работе стала причиной того, что за художником со временем стали замечать странности в поведении. Для тех, кто знал Федотова, его душевная болезнь оказалась громом среди ясного неба. Во время одного из приступов буйного помешательства художника поместили в психиатрическую лечебницу. Осенью 1852 года Федотов в 37-летнем возрасте умер от плеврита.
Работы Федотова можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и в петербургском Русском музее, где также хранятся рисунки, сделанные им в психиатрической больнице. Он по праву считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Художник также создал серию характерных портретов своих современников.
Сейчас многие историки предполагают, что если бы он родился в строгом и амбициозном Петербурге, а не в простодушной "купеческой Москве", не вышло бы из Федотова ни «основателя», ни «родоначальника» того самого критического реализма.
Составила Колчина В.Н., ведущий библиотекарь
Отдела стационарного обслуживания
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова
Павел Андреевич Федотов - русский художник, русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Родился 4 июля 1815 г., Москва. П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А. Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой.
Павел Федотов родом из семьи титулярного советника служащего во времена Екатерины II. В 11-ти летнем возрасте подростка отдали учиться в Первый московский кадетский корпус. Обладая незаурядной зрительной памятью, позволяющей легко запоминать любой материал, Павел стал одним из лучших учеников.
В 19-летнем возрасте, получив чин прапорщика, Федотов был направлен в Санкт-Петербург для службы в Финляндском полку. Половину своего офицерского жалования он отправлял в Москву своему престарелому отцу и сестре, поэтому средств на светскую жизнь у юноши уже не оставалось. И от нечего делать он начал рисовать. Их полк был расквартирован невдалеке от Академии художеств и Федотову удалось получить билет на посещение вечерних рисовальных курсов при учебном заведении, где он осваивал академический рисунок.
Свободное же время Павел посвящал карикатурам и наброскам, рисуя забавные сценки полковой жизни. Однажды в 1837 году их полк посетил младший брат императора - князь Михаил Павлович. Под впечатлением Павел Федотов создает акварельную работу на картоне «Встреча великого князя», увидев которую, князь пожаловал офицеру-художнику бриллиантовый перстень. А император, которому доложили о талантливом военном дал тому разрешение покинуть службу и стать живописцем при ежемесячном содержании в 100 рублей.
Однако неожиданная милость царя смутила Федотова, он никак не мог решиться и попросил совета у Карла Брюллова, мнение которого уважал. На что тот резко ответил: «Надо начинать рисовать с младенчества, чтобы приучить руки передавать мысли и чувства…», намекая, что в возрасте Федотова уже поздно мечтать о карьере живописца. Да и сам Павел Андреевич не был уверен в своих силах.
«Встреча Великого князя» П.А.Федотов. 1837г.
Лишь спустя 7 лет, обретя бесценный опыт, Федотов решается уйти в отставку в чине штабс-капитана. Немалую роль в этом решении сыграл баснописец Иван Крылов, который, увидев карикатуры Федотова, пришел в неописуемый восторг. Крылов написал капитану письмо, в котором говорилось, что "задача художника в современном обществе — обличать скверность русской жизни и тем самым способствовать её улучшению. Миссия трудная, но благородная". Таким образом, Крылов благословил будущего художника на роль «народного нравописателя». Эти строки и подвигли Федотова оставить службу.
В 1844, став «вольным художником», к началу 1850-х году он уже был заправским «человеком искусства». «Страшно, жутко было мне в то время: я все сомневался в своих силах; я все еще не верил себе; мне все еще чудилось, что я простой рисовальщик, а не художник», — вспоминал живописец.
С 1846 по 48-й год художником были написаны знаменитые полотна, принесшие ему все кроме богатства: признание коллег, звание академика, огромную популярность у зрителей. Первым был написан «Свежий кавалер», немного позже — «Сватовство майора», «Разборчивая невеста» и «Завтрак аристократа» - картины, названные шедеврами мирового искусства.
«Свежий кавалер», П.А. Федотов.
Завтрак аристократа», П.А. Федотов.
«Сватовство майора», П.А. Федотов.
«Разборчивая невеста», П.А. Федотов.
Невзирая на славу и почести, художник по-прежнему жил очень бедно, его угнетало безденежье, поэтому ему приходилось работать на пределе человеческих возможностей. Напряженность в работе стала причиной того, что за художником со временем стали замечать странности в поведении. Для тех, кто знал Федотова, его душевная болезнь оказалась громом среди ясного неба. Во время одного из приступов буйного помешательства художника поместили в психиатрическую лечебницу. Осенью 1852 года Федотов в 37-летнем возрасте умер от плеврита.
Работы Федотова можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и в петербургском Русском музее, где также хранятся рисунки, сделанные им в психиатрической больнице. Он по праву считается родоначальником такого направления в русском изобразительном искусстве, как критический реализм. Художник также создал серию характерных портретов своих современников.
Сейчас многие историки предполагают, что если бы он родился в строгом и амбициозном Петербурге, а не в простодушной "купеческой Москве", не вышло бы из Федотова ни «основателя», ни «родоначальника» того самого критического реализма.
Мы с нетерпением ждём, когда завершится время самоизоляции и мы вновь сможем пригласить всех вас посетить зал абонемента Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова, которая располагается по адресу: ул. Свердлова, 57 (1 этаж), чтобы вы смогли взять книги о жизни и творчестве П.А. Федотова домой и насладиться увлекательным чтением. Чтобы не терять драгоценного времени, предлагаем вам почитать воспоминания об этом художнике, которые имеются в фонде Национальной электронной библиотеки:
Дружинин, А.В. Воспоминания о русскком художнике Павле Андреевиче Федотове / А.В. Дружинин. - СПб. : тип. Э. Праца, 1853. - 46 с.
Лебедев, П.С. Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове / П.С. Лебедев. - СПб. : Воен. тип., 1853.- 22 с.
#Оставайтесьдома, ожидайте новостей, берегите себя и читайте интересные книги. Как только мы сможем начать работу в стенах библиотеки, мы ответим на все ваши вопросы по телефонам: 3-38-06, +79225700610, 9-03-29.
Составила Колчина В.Н., ведущий библиотекарь,
редакция и дополнения Стешенко Т.Ю., заведующий
Отдела стационарного обслуживания
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова