Экзотика времён
На 2020 год выпадает две пятницы с датой 13. Этих пятниц многие люди опасаются: в этот день, как гласят приметы, случаются разные неприятности и осечки. Почему люди так боятся этого дня недели?
Согласно самому древнему поверью считалось, в пятницу 13-го слетались на шабаш ведьмы.
Именно в пятницу 13-го Ева вкусила запретный плод и поделилась им с Адамом.
Каин убил своего брата Авеля.
Христа распяли на пятницу, а Иуда, предавший его, являлся 13-м апостолом.
Есть и другие мнения, связанные с событиями истории. Древние римляне считали «13» числом смерти, разрушения, несчастий.
Именно в этот день во Франции в 1307 году Филипп IV Красивый приказал арестовать членов Ордена тамплиеров. Они были обвинены в ереси и богохульстве, подвергнуты пыткам и казнены.
В конце XVIII века суеверие о пятнице 13-го настолько сильно укрепилось в сознании англичан, что власти решили доказать абсурдность этой приметы. Они построили корабль под названием «Пятница», строительство которого началось в пятницу 13-го. На воду его спустили тоже в пятницу 13-го, и на глазах у широкой публики судно вышло в открытое море. С тех пор «Пятницу» больше никто не видел: корабль вместе с экипажем пропал без вести.
В жизни встречаются события, говорить о которых уместно лишь в пятницу, 13-го.
«Хорошенького понемножку!» – сказала бабушка, вылезая из-под трамвая и держа голову подмышкой». Дурацкая московская присказка вспоминается при взгляде на многочисленные «безголовые портреты».
Мода на них зародилась и быстро развилась в Англии XIX века задолго до того, как фотография была признана высоким искусством. Безголовые персонажи с собственной головой подмышкой вдруг стали милы самым традиционным посетителям фотоателье, желавшим запечатлеть себя, с семьёй или друзьями, для потомков.
Родоначальником новой моды можно считать Оскара Густава Рейландера, живописца, довольно известного копииста и родоначальника селфи. Экспериментируя с негативами, он достигал вполне художественного эффекта. Одна из самых известных его фоторабот – «Голова святого Иоанна Крестителя на блюде» (ок. 1858 г.).
В1869 году королева Виктория купила 22 фотографии Рейландера, в том числе и «Голову Иоанна Крестителя». Художник удостаивался приёмов в Букингемском дворце, своей дружбой его одарили великий Чарльз Дарвин (Рейландер иллюстрировал его книгу «Выражение эмоций у человека и животных») и писатель Льюис Кэрролл, который и сам любил фотографировать.
Самым плодовитым мастером, работавшим в жанре «безголовой» фотографии, стал Сэмюэл Кей Балбирни, беззастенчиво размещавший в газетах зазывные объявления: «Леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы!»
И вполне почтенные бюргеры вдруг как с ума посходили! Собирались на сеанс в фотоателье парами или целыми семьями, почти как на праздник. И голова какого-нибудь достопочтенного отца семейства на снимках частенько оказывалась жестоко насаженной на пику, а любимая бабушка позировала, аккуратно уложив свою седую головку с букольками на свои же колени. Или кто-нибудь держал собственную головушку за волосы, словно гигантскую репу, в то время как на плечах у него зияла натуральная дыра…
А на одной из наиболее известных фотографий американского мастера Боулза (1900 г.) слуга подает к столу… отрезанную голову!
Безголовые портреты продержались в моде до 1910-х годов. И как понять: смешно это или страшно? Забавно или противно? И почему вообще возникло это довольно странное явление?
Искусствоведы выдвигают несколько версий. По одной, возникновение и развитие «безголового портрета» было настоящим, авангардным прорывом в бытовой фотографии, смелой пробой постигнуть художественные тонкости монтажа.
Версия вторая – философская: это своеобразный вызов вечности, некая насмешка над смертью ради преодоления извечного страха перед ней.
Версия третья, самая весёлая: эти антифизиологичные портреты – проявление юмора, желания припугнуть знакомых, а потом и вместе посмеяться над «пустой башкой» собственной жены или собственным «безголовым ребёнком»! Недаром всё-таки выражение «английский юмор» имеет довольно специфический оттенок.
Фотографии жанра «безголового портрета» можно найти в Интернете, о самом жанре рассказывается в статье:
Ардер, А. Где ваша голова, сэр? / Андрей Ардер // Чудеса и приключения. – 2018. – № 12. – С. 17–19. – (Экзотика времён).
Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай – фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях. Таким исключительным случаем часто становилась смерть человека: близким хотелось сохранить память о покойном. Этот жанр фотографии назвали «Post-mortem photography».
Пост мортем – это не просто фото умерших, а фото, как будто они до сих пор живы. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека. Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол.
Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполняли как в доме умершего, так и в ателье фотографа. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а порой наносили немного розовой краски в область щёк.
Позднее умерших изображают в гробах, на снимке при этом запечатлевают всех присутствовавших на похоронах. Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в XX веке.
Что касается XXI века, то данные фото считаются противоестественностью, однако жанр «Post mortem» всё же не вымер. В 2017 году в России вышел фильм ужасов «Невеста», где в самом начале киноленты показывают и рассказывают, как фотографы делали снимки мёртвых людей.
Казакова, Р. О чём кричат мумии / Рената Казакова // Чудеса и приключения. – 2019. – № 2.
О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф
методико-библиографического отдела
Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.