ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
Временные правила пользования библиотеками
Режим работы библиотек в праздничные дни июня
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Июнь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Центральная библиотека
им. А.Н. Зырянова

Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Пятница, 13!
 

Экзотика времён

 

На 2020 год выпадает две пятницы с датой 13. Этих пятниц многие люди опасаются: в этот день, как гласят приметы, случаются разные неприятности и осечки. Почему люди так боятся этого дня недели?

 

 

 

Согласно самому древнему поверью считалось, в пятницу 13-го слетались на шабаш ведьмы.

Именно в пятницу 13-го Ева вкусила запретный плод и поделилась им с Адамом.

Каин убил своего брата Авеля.

Христа распяли на пятницу, а Иуда, предавший его, являлся 13-м апостолом.


Есть и другие мнения, связанные с событиями истории. Древние римляне считали «13» числом смерти, разрушения, несчастий.

Именно в этот день во Франции в 1307 году Филипп IV Красивый приказал арестовать членов Ордена тамплиеров. Они были обвинены в ереси и богохульстве, подвергнуты пыткам и казнены.

В конце XVIII века суеверие о пятнице 13-го настолько сильно укрепилось в сознании англичан, что власти решили доказать абсурдность этой приметы. Они построили корабль под названием «Пятница», строительство которого началось в пятницу 13-го. На воду его спустили тоже в пятницу 13-го, и на глазах у широкой публики судно вышло в открытое море. С тех пор «Пятницу» больше никто не видел: корабль вместе с экипажем пропал без вести.

 

В жизни встречаются события, говорить о которых уместно лишь в пятницу, 13-го.

«Хорошенького понемножку!» – сказала бабушка, вылезая из-под трамвая и держа голову подмышкой». Дурацкая московская присказка вспоминается  при взгляде на многочисленные «безголовые портреты». 

Мода на них зародилась и быстро развилась в Англии XIX века задолго до того, как фотография была признана высоким искусством. Безголовые персонажи с собственной головой подмышкой вдруг стали милы самым традиционным посетителям  фотоателье, желавшим запечатлеть себя, с семьёй или друзьями, для потомков.

 

Родоначальником новой моды можно считать Оскара Густава Рейландера, живописца, довольно известного копииста и родоначальника селфи. Экспериментируя с негативами, он достигал вполне художественного эффекта. Одна из самых известных его фоторабот – «Голова  святого Иоанна Крестителя на блюде» (ок. 1858 г.).

В1869 году королева Виктория купила 22 фотографии Рейландера, в том числе и «Голову Иоанна Крестителя». Художник удостаивался приёмов в Букингемском дворце, своей дружбой его одарили великий Чарльз Дарвин (Рейландер иллюстрировал его книгу «Выражение эмоций у человека и животных») и писатель Льюис Кэрролл, который и сам любил фотографировать.

 

Самым плодовитым мастером, работавшим в жанре «безголовой» фотографии, стал Сэмюэл Кей Балбирни, беззастенчиво размещавший в газетах зазывные объявления: «Леди и джентльмены на снимках будут  держать в руках собственные головы!»

И вполне почтенные бюргеры вдруг как с ума посходили! Собирались на сеанс в фотоателье парами или целыми семьями, почти как на праздник. И голова какого-нибудь  достопочтенного отца семейства на снимках частенько оказывалась жестоко насаженной на пику, а любимая бабушка позировала, аккуратно уложив свою  седую головку с букольками на свои же колени. Или кто-нибудь держал собственную головушку за волосы, словно гигантскую репу,  в то время как на плечах  у него зияла натуральная дыра…

А на одной из наиболее известных фотографий   американского мастера  Боулза (1900 г.) слуга  подает к столу…  отрезанную голову!

 

Безголовые портреты продержались в моде до 1910-х годов. И как понять: смешно это или страшно? Забавно или противно? И почему вообще возникло это довольно странное явление?

Искусствоведы выдвигают несколько версий.  По одной, возникновение и развитие «безголового портрета» было настоящим, авангардным прорывом в бытовой фотографии, смелой пробой постигнуть художественные тонкости монтажа.

Версия вторая – философская: это своеобразный вызов вечности, некая насмешка над смертью ради преодоления извечного страха перед ней.

Версия третья, самая весёлая: эти антифизиологичные портреты –  проявление  юмора, желания припугнуть  знакомых, а потом и вместе посмеяться над «пустой башкой» собственной жены или собственным  «безголовым ребёнком»! Недаром всё-таки выражение «английский юмор» имеет довольно специфический оттенок.


Фотографии жанра «безголового портрета» можно найти в Интернете, о самом жанре рассказывается в статье:

Ардер, А. Где ваша голова, сэр? / Андрей Ардер // Чудеса и приключения. – 2018. – № 12. – С. 17–19. – (Экзотика времён).

 

Во второй половине XIX века у более-менее обеспеченных людей появился жуткий обычай – фотографировать усопших. Это стало возможным с изобретением дагерротипа: сделать фотографию было дешевле, чем заказать портрет, но все-таки достаточно дорого, чтобы пользоваться этой новинкой часто. К ней прибегали только в исключительных случаях. Таким исключительным случаем часто становилась смерть человека: близким хотелось сохранить память о покойном. Этот жанр фотографии назвали «Post-mortem photography».

Пост мортем – это не просто фото умерших, а фото, как будто они до сих пор живы. Умершего фотографировали таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека. Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол.

Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполняли как в доме умершего, так и в ателье фотографа. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а порой наносили немного розовой краски в область щёк.

 

Позднее умерших изображают в гробах, на снимке при этом запечатлевают всех присутствовавших на похоронах. Этот обычай продержался в Великобритании и США до конца XIX века, а в СССР встречался и в XX веке.

Что касается XXI века, то данные фото считаются противоестественностью, однако жанр «Post mortem» всё же не вымер. В 2017 году в России вышел фильм ужасов «Невеста», где в самом начале киноленты показывают и рассказывают, как фотографы делали снимки мёртвых людей.

Казакова, Р. О чём кричат мумии / Рената Казакова // Чудеса и приключения. – 2019. – № 2.

 

О.Ю. Фёдорова, ведущий библиограф

методико-библиографического отдела

Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

 

 

 

12-03-2020

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Россия - без жестокости к детям!
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru