Лидер среди светских сплетен
Что бы ни говорили, это был союз двух ярких личностей. Он – богач, меценат, покровитель наук и искусств, она – племянница недавнего властителя Европы, женщина редкой красоты.
История отношений уральского заводчика Анатолия Демидова и принцессы Матильды, дочери младшего брата Наполеона I Жерома Бонапарта, была хорошо известна в аристократических кругах Европы и России в начале 40-х годов XIX века. И, конечно, была темой для светских сплетен.
К. Брюллов. Парадный портрет А.Н. Демидова
Ф.К. Винтерхальтер. Матильда Летиция Вильгельмина Бонапарт
Праздное любопытство искало ответ на вопрос – по любви или по расчету. И если по расчету, то с чьей стороны его больше. Со стороны Анатолия – фаната Наполеона, мечтавшего хоть как-то приобщиться к ореолу славы своего кумира. Или со стороны Матильды и ее отца Жерома, который после изгнания Наполеона из Европы испытывал постоянные финансовые затруднения.
Чтобы соответствовать статусу своей возлюбленной, Демидов приобретает титул князя Сан-Донато, а также выкупает заложенные Жеромом драгоценности из приданого дочери. Этот широкий жест шокировал европейскую знать, в светских салонах восхищались щедростью и богатством владельца Нижнетагильского горнозаводского округа – русский мужик выложил за бриллианты более миллиона франков.
О том, с какими же чувствами готовилась к замужеству Матильда, можно судить по строкам из ее письма подруге, написанного 10 сентября 1840 года: «Я на пике всех своих желаний и так счастлива, что не нахожу слов…».
Пока 18-летняя Матильда грезила о предстоящем замужестве, отец и будущий супруг вели переговоры о приданом невесты и материальных обязательствах жениха по отношению к семье Бонапартов. Их итогом стал тридцатистраничный брачный договор. В договоре была обозначена сумма, которую Анатолий должен ежегодно выделять жене, с оговоркой, что часть ее предназначается для Жерома. Эта сумма позволила тестю серьезно поправить свое финансовое положение.
Однако союз Анатолия и Матильды продлился недолго и закончился громким скандалом. Ветреная Матильда не была образцом супружеской верности. На балу-маскараде в честь дня рождения Анатолия она оскорбила герцогиню де Дино, за что тут же, на глазах у гостей, получила от мужа две пощечины. В ответ принцесса прилюдно назвала Демидова рогоносцем. Тот приволок скандалистку в спальню, привязал к кровати и выпорол плетью.
Демидов хотел прогнать супругу, лишив средств, но Матильда пожаловалась императору Николаю I, который недолюбливал Анатолия. После встречи с царем, Демидов распорядился выделить бывшей супруге весьма щедрое содержание. До конца жизни она получала по 200 тысяч франков в год (50 тысяч рублей). Учитывая, что прожила она 84 года, сумма, полученная ею от доходов Нижнетагильских заводов, составила почти 3 миллиона рублей!
Неудачный брак не повлиял на почитание Анатолием Демидовым памяти Наполеона. Он выделил церкви крупную сумму денег с пожеланием, чтобы ежегодно 5 мая, в день смерти Наполеона, служили торжественную мессу. Традиция сохраняется до сих пор.
Демидов собрал большую коллекцию из личных вещей Наполеона, автографов и портретов, картин на темы наполеоновской эпопеи, оружия и костюмов эпохи. В 1851 году выкупил у семьи Наполеона виллу Сан-Мартино на острове Эльба.
В этом же году Луи Наполеон совершил государственный переворот и стал императором Франции Наполеоном III. Не последнюю роль в этом сыграли средства, полученные от продажи виллы...
Отголоски европейского скандала добрались и до Нижнетагильского завода. После свадьбы Анатолий Николаевич велел управляющим подыскать «…живописное местечко близ завода и непременно у воды, для постройки жилого дома для жены…». Так на карте Нижнетагильского завода появилось «матильдово предместье».
Дом был построен бывшим крепостным инженером и механиком, управляющим технической частью демидовских заводов на Урале, Фотием Ильичём Швецовым.
Но через некоторое время приходит распоряжение предать забвению имя Матильды Бонапарт. Участок земли был передан для «пароходных изысканий». С ним связаны многие страницы из истории становления русского речного пароходства в бассейне Оби и на Байкале, и даже с историей первого плавания по Северному морскому пути.
Позднее «теремок» стали использовать в качестве гостиницы для размещения приезжих специалистов. Так в 1899 году в доме принимали членов российской научной экономической экспедиции Д.И. Менделеева и К.Н. Егорова.
После установления на Урале Советской власти, здесь, в разное время, находились клуб, комитет ВЛКСМ, детский сад, база отдыха, работали спортивные секции.
Дом Швецова не перестраивался вплоть до начала 30-х годов ХХ века. В 2013 году решили вернуть к жизни старинную усадьбу. Все деревянные конструкции были снесены, «Демидовская дача» поднялась уже в камне и стало филиалом музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
Вид на усадьбу Швецова (фото неизв. авт. начала ХХ в.). Современный вид здания
А.Н. Демидов в середине 1830-х годов организовал на свои средства первую в России научную экспедицию по изучению сырьевых ресурсов Крыма и Донбасса. Участвовать в ней были приглашены видные российские и зарубежные ученые.
Богато иллюстрированное четырехтомное издание с результатами работы экспедиции увидело свет в Париже в 1842 году.
Первый (вступительный) том Анатолий Николаевич написал сам, обобщив собранные материалы по этнографии и статистике обследованных земель. На русском языке он был опубликован в 1853 году. Расходы на эту экспедицию и последовавшие за ней публикации превысили 450 тысяч рублей.
Не менее продуктивной была деятельность Анатолия Демидова и на посту президента Императорского Минералогического общества, которое он возглавлял и финансово поддерживал с 1844 по 1865 год.
Немало сделал Анатолий и для популяризации русской культуры за рубежом. Благодаря ему, европейская общественность познакомилась с шедеврами русского зодчества по рисункам французского художника А. Дюрана, экспедицию которого по России Анатолий финансировал. Демидов впервые представил европейскому зрителю искусство архитектора К.А. Тона, помогал известному русскому певцу Михайлову-Остроумову совершенствовать свое певческое искусство в Италии.
Находясь вдали от России, Анатолий Демидов не забывал и о своей нижнетагильской вотчине. При нем и его брате в Нижнем Тагиле было построено новое каменное здание центрального госпиталя (ныне это Демидовская больница). В 1854 году в Тагиле открылась первая публичная библиотека, куда предписывалось «постепенно собрать ... все важнейшие и лучшие книги России». В первой половине XIX века в Нижнетагильском горном округе Демидовых на «господский кошт» содержались горнозаводское Выйское училище, приходские и ремесленная школа, «практические классы» для детей рабочих, художественная школа, две библиотеки, краеведческий музей и даже театр.
Скончался Анатолий Демидов 29 апреля 1870 года в возрасте 57 лет и был похоронен в Париже в родовой усыпальнице Демидовых на кладбище Пер-Лашез.
После развода Матильда жила в Париже. В её литературном салоне собирался весь цвет литературных, художественных и политических кругов Парижа. У неё любили бывать Гюстав Флобер, Тома Кутюр, Жюль и Эдмон де Гонкуры, Проспер Мериме, Теофиль Готье, Марсель Пруст (как реальное историческое лицо принцесса Матильда введена писателем в цикле его романов «В поисках утраченного времени»), русские писатели Иван Тургенев и Владимир Сологуб. За щедрость по отношению к людям искусства Матильда заслужила прозвище «Богоматерь искусства».
До глубокой старости она сохранила свежий ум, подвижность, продолжала свои опыты в живописи, интересовалась фотографией, которая развивалась во Франции не без её поддержки. Фотографировалась Матильда часто, многие её фотоизображения сейчас хранятся в частных коллекциях
После женитьбы Наполеона III Матильда на правах родственницы императора имела огромное влияние при дворе. Уже в возрасте 82 лет отметила заключение франко-русского альянса тем, что приняла в Париже русского императора Николая II и его супругу. Она приняла их в усыпальнице своего дяди – Наполеона I.
Умерла в Париже в 1904 году, в возрасте 83 лет.
Собрания Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» содержат документы на французском языке, относящиеся к семье Матильды де Монфор Бонапарт, датированные 1840–1850 гг. Письма ранее не публиковались и на русский язык не переводились. Сканы документов впервые представлены в статье:
- Таньшина, Н. Русское замужество племянницы Наполеона / Наталья Таньшина
// Родина. – 2019. – № 10. – С. 108–111. – (Научная библиотека Родины).
- Коряков, А. Англичане на своём железе подделывали клеймо Демидовского завода : история нижнетагильского завода, тридцать лет назад ставшего музеем / Алексей Коряков // Родина. – 2017. – № 12. – С. 128–131. – (Научная библиотека Родины). -
Фёдорова О.Ю., ведущий библиограф
методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.