Как время изменило наш мир
В быту нас окружает великое множество предметов, без которых мы не представляем свою жизнь. И каждый из этих предметов имеет дату рождения, изменения за время существования.
Какие же изменения произошли с вещами, которые нас окружают?
Каждый день мы покупаем билет для проезда. А какие самые распространенные билеты в наши дни? Концертный, спортивный, проездной, военный, лотерейный, экзаменационный и еще много-много разных.
«Billetus» в переводе с латинского – «записка, письмо, свидетельство». То есть это документ, свидетельствующий о наличии некоего права у его обладателя. Причем это право может распространяться на конкретное время или быть бессрочным.
Одним из самых распространенных билетов в наше время является билет на развлекательное мероприятие.
А одним из первых массовых развлечений был театр. Считается, что театры возникли в Древней Греции в VI веке до н. э. и были доступны для всех свободных граждан, поэтому вход в театр был бесплатным. Но чтобы занять лучшие места, некоторые приходили в театр еще до рассвета. Позднее плата за вход была введена. Билет представлял собой жетон (тессер), на котором был указан сектор.
В Древнем Риме куда больше любили бои гладиаторов на арене Колизея. Для его посещения римлянину уже нужно было приобрести билет (табель) с номером ряда и места.
Древнегреческие билеты. Персональный театральный билет, 1900-е гг.
Билет на общественный транспорт.
Первым общественным транспортом был гужевой. В России роль билета исполняла подорожная – документ, по которому путешественник мог перемещать по стране. Подорожную обычно предъявляли станционному смотрителю при обмене лошадей.
В Англии, где расстояния значительно меньше, билеты на общественный дилижанс продавал и заполнял от руки кассир. Первыми билетами служили квитанции. Их заполняли вручную, квитанций было три – для пассажира, для ревизора и для отчёта. Третий экземпляр оставался в кассе. Но уже в 1832 году квитанции заменили на восьмиугольные латунные жетоны, на них наносили название компании, станцию назначения и номер.
Когда же в Туманном Альбионе появился железнодорожный транспорт, кассирам пришлось туго, ведь вагон вмещал больше людей, да и в составе было несколько вагонов. Выход нашел в 1842 году сотрудник железнодорожной компании, придумав небольшие картонные билеты. Хотя они нумеровались вручную, но прессом на них выдавливалась информация о маршруте. Позднее была создана билетопечатающая машина, которая изготовляла билеты с нанесением на них серийного номера.
Такие билеты постепенно завоевывали железные дороги других стран. В России и СССР они имели хождение до 80-х годах XX века. В СССР их продавали и на речном транспорте.
В России первой железной дорогой была Царскосельская (открыта в 1837 году).
Пассажир мог купить в кассе металлические жетоны, в народе их называли «жестянки», которые были рассчитаны на многоразовое использование. Они были выполнены из латуни и имели прямоугольную форму с закругленными углами.
На «жестянках» было выбито: номер вагона, место, время отправления и название станции назначения. При выходе из вагона они сдавались поездному кондуктору, который возвращал их снова в кассу. За недостачу билетов кондукторы, в свою очередь, наказывались штрафом.
В 1860 году были введены одноразовые бумажные проездные разноцветные билеты для вагонов разных классов.
Билеты определенного класса сшивались в особые книги по 1000 штук. Книги прошнуровывались и опечатывались. При продаже билеты вырывались из книги, на них проставлялся номер вагона и штемпель с указанием времени отправления поезда. При входе в вагон билеты изымались и помещались в специальную кружку, которая пломбировалась и сдавалась на конечной станции.
Первый электронный билет на проезд был продан в 1996 году американской авиакомпанией Delta Air Lines. Поначалу такой билет имел хождение лишь на внутренних рейсах компании, но уже в 2002 году электронные билеты стали продавать и на других авиалиниях.
Не менее распространенными стали билеты на общественный транспорт: трамвай, троллейбус и автобус.
В разные периоды их продавал кондуктор или пассажиры, кидая деньги в монетоприемник, сами отрывали себе билет.
Именно среди таких билетов люди искали «счастливый», где в серийном номере сумма первых трех цифр равна сумме трех последних.
Интересна история проездных билетов московского метрополитена, открытого в мае 1935-го года. Сначала это были картонные билеты стоимостью 50 копеек. Они проверялись и компостировались контролером при входе на станцию и действовали лишь 35 минут.
В 1936-м году, в метро установили автоматы для продажи бумажных билетов.
Первые жетоны появились в 1935-м году, но широкого распространения не получили. Массовое их внедрение произошло в конце 1950-х.
С 1 января 1961-го года, после денежной реформы в Советском Союзе, проезд стал стоить 5 копеек. Монету опускали в турникет. Данная система оплаты просуществовала целых 30 лет.
С 1990-х годов в оборот были введены металлические жетоны, а позже – пластиковые бледно-зеленого цвета. Их использование прекратилось в 1999-м году.
Следующее поколение проездных – карты с магнитной лентой.
Но и на этом эволюция билетов метрополитена не закончилась. В 2017 году появились проездные в виде брелоков, силиконовых браслетов и керамических колец со встроенным чипом. Теперь проездной не затеряется и будет всегда под рукой — и даже на ней!
К билетам можно отнести денежные купюры и казначейские и банковские билеты, ведь на них писалось: «Государственный казначейский билет» или «Билет Государственного Банка СССР». И на всех современных российских банкнотах указано: «Билет Банка России». По сути, что казначейские, что банковские билеты имеют функцию бумажных денег.
Денежные билеты первоначально появились в Китае в X веке. В Европе бумажные деньги первым выпустил Стокгольмский банк в 1661 году. Все номиналы были рукописными.
Известно, что русские купцы, торговавшие со шведами, проявляли недоверие к подобным билетам. Сохранилась жалоба купца Семена Гаврилова от 1663 года: «Да у них же ныне, вместо денег учинены бумажки… и как у нас купят товары на золотые и на ефимки и вместо золотых и ефимков дают нам такие бумажки…».
В России первые казначейские билеты (ассигнации) были выпущены при Екатерине II в 1769 году. Сырьем для них послужили дворцовые скатерти и салфетки. Но основную массу все же напечатали в сенатской типографии на литой плотной бумаге.
Внешний вид ассигнаций напоминал титульный лист книги: тот же шрифт с завитушками, такая же черно-белая печать и филигрань – фигурные водяные знаки. Надписи на ассигнациях гласили: «Действуетъ къ пользе онаго» и «Любовь къ Отечеству». На оборотной стороне никаких надписей и рисунков не имелось.
Ассигнация, 1769
Лотерейные билеты. Лингвисты считают, что слово «лотерея» имеет франкские корни и произошло от «hlot» – жребий. В английском языке «lot», – доля», в итальянском «lotto» – судьба.
История возникновения лотереи насчитывает не одно тысячелетие. Так, известно, что еще две с лишним тысячи лет назад в Древнем Китае проводились лотереи.
С XV века лотереи начали набирать популярность в Европе. Первое письменное упоминание о проведении лотереи – розыгрыш, организованный вдовой известного фламандского художника Яна Ван Эйка в 1466 году.
В Англии лотереи организовывались государством с 1559 года – с первого года правления королевы Елизаветы I. Полученный доход шел на возведение зданий, восстановление морских портов и на другие общественные нужды.
Гравюра-анонс средневекового лотерейного розыгрыша с рекламой призов
В России первую государственную лотерею учредила Екатерина II. Она издала указ о лотереи, средства от проведения которой предназначались для раненных военнослужащих. Билет был дорог, и участвовать в лотерее могли только обеспеченные люди. Были в России и государственные тиражи, из которых известны два розыгрыша - 1892 года для помощи от неурожая и 1914 года в поддержку пострадавших от войны.
В СССР государственные лотереи получили распространение с самого начала существования государства. Уже в 1950-х годах лотереи начали отчислять процент средств в бюджет. Выигрыши могли быть довольно крупными: квартиры, автомобили, мотоциклы, бытовая техника.
Иногда лотерейные билеты распространялась как нагрузка к покупке, «на сдачу», как часть заработной платы.
Советские билеты денежно-вещевой лотереи военного времени и 1973 года
История билетов в статье:
Ежов, П. Право на обладание / Прохор Ежов // Загадки истории. – 2019. – № 22. – С. 14–15. – (Люди и вещи).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.