ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Концертный, проездной, лотерейный, казначейский…
 

Как время изменило наш мир

В быту нас окружает великое множество предметов, без которых мы не представляем свою жизнь. И каждый из этих предметов имеет дату рождения, изменения за время существования.

Какие же изменения произошли с вещами, которые нас окружают?

 

Каждый день мы покупаем билет для проезда. А какие самые распространенные билеты в наши дни? Концертный, спортивный, проездной, военный, лотерейный, экзаменационный и еще много-много разных.

«Billetus» в переводе с латинского – «записка, письмо, свидетельство». То есть это документ, свидетельствующий о наличии некоего права у его обладателя. Причем это право может распространяться на конкретное время или быть бессрочным.

 

Одним из самых распространенных билетов в наше время является билет на развлекательное мероприятие.

А одним из первых массовых развлечений был театр. Считается, что театры возникли в Древней Греции в VI веке до н. э. и были доступны для всех свободных граждан, поэтому вход в театр был бесплатным. Но чтобы занять лучшие места, некоторые приходили в театр еще до рассвета. Позднее плата за вход была введена. Билет представлял собой жетон (тессер), на котором был указан сектор.

В Древнем Риме куда больше любили бои гладиаторов на арене Колизея. Для его посещения римлянину уже нужно было приобрести билет (табель) с номером ряда и места.

 

Древнегреческие  билеты. Персональный театральный билет, 1900-е гг.

 

Билет на общественный транспорт.

Первым общественным транспортом был гужевой. В России роль билета исполняла подорожная – документ, по которому путешественник мог перемещать по стране. Подорожную обычно предъявляли станционному смотрителю при обмене лошадей.

В Англии, где расстояния значительно меньше, билеты на общественный дилижанс продавал и заполнял от руки кассир. Первыми билетами служили квитанции. Их заполняли вручную, квитанций было три – для пассажира, для ревизора и для отчёта. Третий экземпляр оставался в кассе. Но уже в 1832 году квитанции заменили на восьмиугольные латунные жетоны, на них наносили название компании, станцию назначения и номер.

 

Когда же в Туманном Альбионе появился железнодорожный транспорт, кассирам пришлось туго, ведь вагон вмещал больше людей, да и в составе было несколько вагонов. Выход нашел в 1842 году сотрудник железнодорожной компании, придумав небольшие картонные билеты. Хотя они нумеровались вручную, но прессом на них выдавливалась информация о маршруте. Позднее была создана билетопечатающая машина, которая изготовляла билеты с нанесением на них серийного номера.

Такие билеты постепенно завоевывали железные дороги других стран. В России и СССР они имели хождение до 80-х годах XX века. В СССР их продавали и на речном транспорте.

 

В России первой железной дорогой была Царскосельская (открыта в 1837 году).

Пассажир мог купить в кассе металлические жетоны, в народе их называли «жестянки», которые были рассчитаны на многоразовое использование. Они были выполнены из латуни и имели прямоугольную форму с закругленными углами.

На «жестянках» было выбито: номер вагона, место, время отправления и название станции назначения. При выходе из вагона они сдавались поездному кондуктору, который возвращал их снова в кассу. За недостачу билетов кондукторы, в свою очередь, наказывались штрафом.

 

В 1860 году были введены одноразовые бумажные проездные разноцветные билеты для вагонов разных классов.

 Билеты определенного класса сшивались в особые книги по 1000 штук. Книги прошнуровывались и опечатывались. При продаже билеты вырывались из книги, на них проставлялся номер вагона и штемпель с указанием времени отправления поезда. При входе в вагон билеты изымались и помещались в специальную кружку, которая пломбировалась и сдавалась на конечной  станции.

Первый электронный билет на проезд был продан в 1996 году американской авиакомпанией Delta Air Lines. Поначалу такой билет имел хождение лишь на внутренних рейсах компании, но уже в 2002 году электронные билеты стали продавать и на других авиалиниях.

 

Не менее распространенными стали билеты на общественный транспорт: трамвай, троллейбус и автобус.

В разные периоды их продавал кондуктор или пассажиры, кидая деньги в монетоприемник, сами отрывали себе билет.

Именно среди таких билетов люди искали «счастливый», где в серийном номере сумма первых трех цифр равна сумме трех последних.

 

Интересна история проездных билетов московского метрополитена, открытого в мае 1935-го года.  Сначала это были картонные билеты стоимостью 50 копеек. Они проверялись и компостировались контролером при входе на станцию и действовали лишь 35 минут.

В 1936-м году, в метро установили автоматы для продажи бумажных билетов.

Первые жетоны появились в 1935-м году, но широкого распространения не получили. Массовое их внедрение произошло в конце 1950-х.

С 1 января 1961-го года, после денежной реформы в Советском Союзе, проезд стал стоить 5 копеек. Монету опускали в турникет. Данная система оплаты просуществовала целых 30 лет.

 

С 1990-х годов в оборот были введены металлические жетоны, а позже – пластиковые бледно-зеленого цвета. Их использование прекратилось в 1999-м году.

  

Следующее поколение проездных – карты с магнитной лентой.

 

Но и на этом эволюция билетов метрополитена не закончилась. В 2017 году появились проездные в виде брелоков, силиконовых браслетов и керамических колец со встроенным чипом. Теперь проездной не затеряется и будет всегда под рукой — и даже на ней!

 

К билетам можно отнести денежные купюры и казначейские и банковские  билеты, ведь на них писалось: «Государственный казначейский билет» или «Билет Государственного Банка СССР». И на всех современных российских банкнотах указано: «Билет Банка России». По сути, что казначейские, что банковские билеты имеют функцию бумажных денег.

 Денежные билеты первоначально появились в Китае в X веке. В Европе бумажные деньги первым выпустил Стокгольмский банк в 1661 году. Все номиналы были рукописными.

Известно, что русские купцы, торговавшие со шведами, проявляли недоверие к подобным билетам. Сохранилась жалоба купца Семена Гаврилова от 1663 года: «Да у них же ныне, вместо денег учинены бумажки… и как у нас купят товары на золотые и на ефимки и вместо золотых и ефимков дают нам такие бумажки…».

В России первые казначейские билеты (ассигнации) были выпущены при Екатерине II в 1769 году. Сырьем для них послужили дворцовые скатерти и салфетки. Но основную массу все же напечатали в сенатской типографии на литой плотной бумаге.

 Внешний вид ассигнаций напоминал титульный лист книги: тот же шрифт с завитушками, такая же черно-белая печать и филигрань – фигурные водяные знаки. Надписи на ассигнациях гласили: «Действуетъ къ пользе онаго» и «Любовь къ Отечеству». На оборотной стороне никаких надписей и рисунков не имелось.

 

Ассигнация, 1769

 

Лотерейные билеты. Лингвисты считают, что слово «лотерея» имеет франкские корни и произошло от «hlot» – жребий. В английском языке «lot», – доля», в  итальянском «lotto» – судьба. 

История возникновения лотереи насчитывает не одно тысячелетие. Так, известно, что еще две с лишним тысячи лет назад в Древнем Китае проводились лотереи.

С XV века лотереи начали набирать популярность в Европе. Первое письменное упоминание о проведении лотереи – розыгрыш, организованный вдовой известного фламандского художника Яна Ван Эйка в 1466 году.

В Англии лотереи организовывались государством с 1559 года – с первого года правления королевы Елизаветы I. Полученный доход шел на возведение зданий, восстановление морских портов и на другие общественные нужды. 


Гравюра-анонс средневекового лотерейного розыгрыша с рекламой призов

 

В России первую государственную лотерею учредила Екатерина II. Она издала указ о лотереи, средства от проведения которой предназначались для раненных военнослужащих. Билет был дорог, и участвовать в лотерее могли только обеспеченные люди. Были в России и государственные тиражи, из которых известны два розыгрыша - 1892 года для помощи от неурожая и 1914 года в поддержку пострадавших от войны.

В СССР государственные лотереи получили распространение с самого начала существования государства. Уже в 1950-х годах лотереи начали  отчислять процент средств в бюджет. Выигрыши могли быть довольно крупными: квартиры, автомобили, мотоциклы, бытовая техника.

Иногда лотерейные билеты распространялась как нагрузка к покупке, «на сдачу», как часть заработной платы.

 

 

Советские билеты денежно-вещевой лотереи военного времени и 1973 года

 

История билетов в статье:

Ежов, П. Право на обладание / Прохор Ежов // Загадки истории. – 2019. – № 22. – С. 14–15. – (Люди и вещи).

 

О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

26-11-2019

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru