Библио-S-путник
В 90-е годы XX века чудесная сила телеэкрана вновь возродила интерес публики к позабытым, казалось бы, именам писателей «второго ряда» русской классической литературы. Один из них – Всеволод Владимирович Крестовский (1839–1895). Его криминальный бестселлер «Петербургские трущобы» был несколько раз переиздан огромными тиражами...
Бытописатель «бандитского Петербурга» был отпрыском старинного, хотя и обедневшего дворянского рода. В 1850 г. мальчика привезли в столицу и отдали в гимназию. Здесь большое участие в его судьбе принял преподаватель русского языка В.И. Водовозов, открывший в своем воспитаннике недюжинный литературный талант.
Именно Водовозов летом 1858 г. познакомил начинающего стихотворца, поступившего на историко-филологический факультет Петербургского университета, с известным поэтом Л.А. Меем и членами его кружка, среди которых 19-летний Всеволод Крестовский вскоре занял весьма заметное положение.
Крестовский сделал ряд превосходных переводов из Горация, Сафо, Анакреонта. Но прославила молодого поэта его собственная лирика –гражданская («Владимирка» – песня, популярная в революционной среде, «Полоса», «Возок», «Кузнец») и любовная (цикл «Испанские мотивы»).
Особенной популярностью выразительные и мелодичные стихотворения Крестовского (некоторые из них положены на музыку) пользовались среди молодежи, производя настоящий фурор на студенческих сходках.
Да что студенты! Сам Федор Михайлович Достоевский заучивал стихи Крестовского наизусть! И творчество Достоевского, проникнутое пафосом горячего сочувствия к «униженным и оскорбленным», к «маленьким людям» большого города, нашло живейший отклик в чуткой душе Крестовского.
Доброта, способность сопереживать были отличительными чертами его натуры. Еще ребенком Всеволод выпрашивал у матери деньги для бедных, делился лакомствами с детьми дворовых крестьян.
Один случай поразил юного студента особенно. Однажды он увидел, как мужчина бил полупьяную женщину. Зрители поощряли его хохотом. Окровавленная женщина плакала и произносила самые циничные ругательства, мешая их с французскими словами и фразами, выдавая тем самым свою былую принадлежность к «сливкам» общества.
Вскоре Крестовский узнал ее историю, которая глубоко запала ему в душу, дав толчок к возникновению замысла романа о людях петербургского «дна». Он получит название «Петербургские трущобы», а жертва происшествия выведена там под именем княжны Анны Чечевинской.
С этого случая Крестовский начал внимательнейшим образом изучать «физиологию» Петербурга. В течение девяти месяцев, облачившись в грязные лохмотья и выдавая себя за беспаспортного бродягу, Крестовский исследовал злачные места столицы, побывав в самых отвратительных и жутких притонах, где беседовал по душам с нищими, ворами, аферистами и проститутками.
И. Глазунов. Набережная. 1982
«Гидом» писателя являлся знаменитый сыщик Иван Дмитриевич Путилин. Это был виртуоз сыска. Путилин досконально изучил петербургские трущобы и знал всю подноготную преступного мира, с которой и познакомил Крестовского. У писателя было разрешение на свободное посещение тюрем, больниц и прочих учреждений, а петербургская прокуратура открыла для него судебные архивы.
На строго документальной основе Всеволоду Крестовскому удалось создать настоящую энциклопедию потаенной жизни Петербурга, проведя ошеломленного читателя по тюремным камерам и полицейским участкам, ночлежкам и публичным домам, дешевым трактирам и воровским притонам, психиатрическим лечебницам и секретным убежищам сектантов-хлыстов.
В телевизионной версии романа практически весь этот громадный материал остался за кадром. Создатели фильма воспользовались лишь авантюрной фабулой книги Крестовского. Для самого автора захватывающий сюжет был лишь средством, чтобы привлечь внимание читателя к нечеловеческому существованию обитателей «дна», способом без прикрас показать Петербургу сытых Петербург голодных.
Кадр из сериала «Петербургские тайны» (1994–1998)
В 1864 году «Петербургские трущобы» начали печататься в журнале «Отечественные записки» и сразу вызвали небывалый интерес.
Отношение к роману было неоднозначным. И. Тургенев назвал его «чепухой», известный издатель и журналист А. Суворин иронически отметил «стенографизм» произведения. А Владимир Иванович Немирович-Данченко, напротив, относился к большинству читателей, хваливших роман, особо подчёркивая динамичность действия.
Отдельное издание романа разошлось мгновенно. Чтобы получить его в библиотеке, нужно было ждать очереди месяц и более. Массовый характер приняли экскурсии по описанным в романе злачным местам («Ерши», «Малинник», «Вяземская лавра»).
Между тем критика встретила роман довольно холодно. Его отнесли к разряду «бульварных», не заслуживающих серьезного внимания, пренебрежительно отзываясь как о книге, так и об ее авторе. Это была месть за позицию, занятую Всеволодом Владимировичем по отношению к польскому и русскому революционному движению. (Российская демократическая интеллигенция тогда всецело сочувствовала борьбе поляков за независимость своей родины. Крестовский же полагал, что русский человек не может сочувствовать тем, кто стреляет в русских солдат).
Чтобы покончить с гонениями, писатель в 1868 г. поступил юнкером в 14-й уланский Ямбургский полк, размещавшийся в Гродненской губернии. Вскоре он был произведен в офицерский чин.
Шефом полка являлась великая княгиня Мария Александровна. Она захотела, чтобы была составлена история части. Выполнение задачи поручается Крестовскому. После двух лет архивных разысканий этот обширный труд был написан и торжественно вручен великой княгине. В награду Всеволода Владимировича перевели в лейб-гвардии Уланский Его Величества полк.
В 1875 г. уже сам император Александр II лично поручил Крестовскому составить историю улан Его Величества, что и было с блеском выполнено.
Во время этой работы писатель наткнулся на множество интереснейших фактов из эпохи Павла I, казалось, так и просивших, чтобы их перенесли на бумагу в виде исторической повести. Итоги архивных разысканий Крестовского, легли в основу исторической повести «Деды».
В 1877 году началась война с Турцией, и Крестовский был командирован в действующую армию. Он редактировал «Военно-летучий листок», посылал военные корреспонденции в газеты и журналы.
Ему удалось принять непосредственное участие в боях. С отрядом генерала Карцова участвовал в переходе через Балканы по легендарному Траянову перевалу. Здесь русские войска столкнулись с наибольшими трудностями при переходе через горы. Был конец декабря, разыгралась вьюга. Пушки пришлось тащить на салазках. Солдаты шли по пояс в снегу. У некоторых шла горлом кровь. Крестовский лично руководил тяжелыми работами по расчистке пути к Траяну, а затем участвовал в ночном бою за вершину перевала.
Итогом балканской эпопеи стали два тома очерков «Двадцать месяцев в действующей армии (1877–1878)», а также боевые награды (ордена святой Анны, святого Владимира и святого Станислава).
В.В. Крестовский. 1880
Не расставался Всеволод Владимирович с пером и далее. Выходили в свет новые его романы: «Жид идёт», «Кровавый пуф», «В дальних водах и странах», «Уланы цесаревича Константина», «Тамара Бендавид» и др.
Но в истории русской литературы он остался как автор «Петербургских трущоб».
Селезнёв, Ф. «Бандитский Петербург» Всеволода Крестовского : собирая материал для криминального бестселлера XIX века, автор выдавал себя за бродягу / Фёдор Селезнёв // Родина. – 2019. – № 2. – С. 105–108. – (Научная библиотека Родины).
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.