Последние два года в журнале «Родина» существует рубрика, авторы которой по портретам знаменитых русских художников определяют фамилию изображённого на холсте.
Об одном из таких расследований рассказано в статье:
Экштут, С. Неизвестная в тёмно-голубом платье : эксперт «Родины» атрибутировал портрет красавицы, хранившей свою тайну более двух с половиной веков / Семён Экштут // Родина. – 2019. – № 1. – С. 58–61. – (Расследование Родины).
Хранящийся в Эрмитаже «Портрет неизвестной в темно-голубом платье» кисти Ивана Петровича Аргунова (1729–1802) попал в поле зрения автора статьи почти случайно. Так началось это увлекательное расследование.
Парадному портрету более 258 лет. Он не только подписан, но и точно датирован художником: 30 ноября 1760 года. Почему-то искусствоведы, настойчиво, но безуспешно пытавшиеся установить имя неизвестной красавицы, не обратили ни малейшего внимания на такую скрупулезную точность мастера. А зря!
Что происходило в этот день в столице Российской империи? Отмечался ежегодный кавалерский праздник ордена св. Апостола Андрея Первозванного – высшей награды государства Российского. Зафиксировав этот факт и предположив, что «Неизвестная в темно-голубом платье» участвовала в празднике, автор в три простых действия определил ее имя.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. Выяснение имен Андреевских кавалеров, принимавших участие в празднике.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. Установление имени портретируемой.
Девушка или молодая женщина с портрета Аргунова казалась совсем юной: на первый взгляд ей не более 16–18 лет. Последовательно изучив биографии семерых главных гостей праздника, установлено: ни у кого из них не было столь молодой жены. А вот 17-летняя дочь-красавица у одного из кавалеров была.
Баронесса Анна Михайловна Строганова, урожденная графиня Воронцова (1743–1769). Единственная дочь руководителя русской внешней политики, канцлера, графа Михаила Илларионовича Воронцова, и Анны Карловны Воронцовой, двоюродной сестры императрицы Елизаветы Петровны, обер-гофмейстерины Высочайшего двора. Крестница императрицы и великого князя Петра Федоровича. Супруга камер-юнкера Высочайшего двора, крупнейшего землевладельца и уральского горнозаводчика, барона, с 1761-го – графа Александра Сергеевича Строганова.
Из сказанного ясно, что 17-летняя баронесса Анна Михайловна Строганова занимала совершенно исключительное положение при дворе. Однако не это послужило поводом для написания портрета.
6 (17) октября 1760 года в Вене состоялась свадьба наследника австрийского престола эрцгерцога Иосифа (будущего императора Иосифа II) и испанской инфанты, принцессы Изабеллы Бурбон-Пармской. Камер-юнкер барон Строганов вместе с супругой был послан в Вену для зачтения приветствия Елизаветы Петровны венскому двору по случаю этого бракосочетания. Пребывание Строгановых в Вене было недолгим. Им надлежало вернуться в Петербург накануне 25 ноября: в этот день столица праздновала очередную годовщину восшествия Елизаветы Петровны на престол.
Императрица накануне кавалерского праздника повелела: «В оный день дамам быть в робах» то есть в длинных вечерних платьях для торжественных случаев.
Каким бы кратким по меркам XVIII века ни было пребывание Строгановых в крупной европейской столице, баронесса Анна Михайловна успела обзавестись множеством модных аксессуаров – от парчового темно-голубого платья с низким вырезом до яркой коралловой накидки.
«Я не историк моды, – пишет автор статьи, – поэтому не буду подробно описывать ни фасон платья баронессы, ни наведенный с помощью косметики яркий румянец ее щек, ни модную прическу с высоко зачесанными на лоб напудренными волосами в стиле мадам Помпадур, ни столь же актуальное для той эпохи женское украшение на шее – черную кружевную ленту, которая называлась «тур-де-горж». Очевидно одно: после возвращения из Вены баронесса Анна Михайловна Строганова стала иконой стиля для всех придворных щеголих Петербурга. И это непреложное обстоятельство надо было срочно запечатлеть на портрете».
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. Портретная экспертиза.
Теперь «Неизвестную в темно-голубом платье» следовало сравнить с другими портретами Анны Михайловны.
П. Ротари. Портрет графини А.М. Воронцовой (Строгановой). 1756–1762
Для сравнительного изучения лица в целом и отдельных его элементов были применены координатные сетки, что позволило сопоставить величину и положение бровей, глаз, носа, губ. Используя методы совмещения и наложения изображения, эксперт сделал вывод: картина Аргунова «Неизвестная в темно-голубом платье» и известный портрет Анны Михайловны Строгановой запечатлели одну и ту же женщину. Таким образом, «Неизвестная в темно-голубом платье» обрела имя, а былая икона стиля стала выразительной приметой «безумного и мудрого» XVIII века, когда Просвещение и галантность шли рука об руку.
Четыре факта из частной жизни Анны Строгановой
1. В родительском доме Анна Михайловна воспитывалась вместе с кузиной – графиней Елизаветой Романовной Воронцовой, впоследствии знаменитой княгиней Екатериной Дашковой (1743–1810). Девушки получили блестящее образование: говорили на четырех языках, хорошо танцевали, немного умели рисовать, обладали изысканными и любезными манерами.
«Общая комната, одни и те же учителя, одинаковые платья – все должно было бы сделать из нас два совершенно одинаковых существа: между тем труднее было найти людей более различных во всех обстоятельствах жизни...»
Екатерина Романовна стала близкой подругой и сподвижницей великой княгини Екатерины Алексеевны, участницей дворцового переворота 1762 года, возведшего Екатерину II на престол; культовой фигурой Российского Просвещения.
Уступавшая ей в уме и «учености» Анна Михайловна, затмив кузину красотой, прославилась многочисленными любовными похождениями.
2. 15-летнюю Анну Строганову выдали замуж за мужчину, который был на десять лет старше. Одновременно с ней под венец пошли еще две фрейлины Елизаветы Петровны. «По поводу этих трех свадьб держали при дворе пари... кто из троих новобрачных будет раньше всех рогоносцем, и оказалось, что выиграли те, кто держал за Строганова, молодая супруга которого казалась тогда самой некрасивой, самой невинной и наиболее ребенком», – не без злорадства вспоминала впоследствии Екатерина II.
3. В зрелом возрасте Анна Михайловна, «легкомысленная красавица» и «очаровательнейшея женщина своего времени» была украшением двора Петра III. В нее были влюблены и бывший фаворит императрицы Елизаветы Петровны, основатель Московского университета И.И. Шувалов, и воспитатель наследника престола Н.И. Панин.
4. Брак Анны Михайловны распался не из-за политических событий: восшествие на престол Екатерины II породило сначала рознь, а затем и открытую вражду супругов. Граф Строганов был приверженцем императрицы, графиня Строганова и ее отец канцлер Воронцов остались сторонниками низвергнутого с престола императора. Канцлер отказался присягать Екатерине II, был подвергнут домашнему аресту и присягнул императрице лишь после смерти Петра Федоровича.
Былая икона стиля вернулась в родительский дом и скоропостижно скончалась в начале 1769 года в возрасте 26 лет. Современники полагали, что ее отравили.
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.