ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |  
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
Временные правила пользования библиотеками
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Краеведческая копилка
 Экологическая страничка
 Детcкая библиотека "Лукоморье"
 Великая Победа
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
 Часто задаваемые вопросы
 Карта сайта
 Финансовая грамотность

 

Юбилей библиотеки
Центральной библиотеке
им.А.Н. Зырянова в 2021г. 145 лет
КАЛЕНДАРЬ
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Мы в социальных

сетях


Центральная библиотека
им. А.Н. Зырянова

Безопасность
Доступная среда
Ресурсы Интернет
Внимание!!!

 
 
 
 
 
 

Расследование «Родины» И будет этот взгляд, и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать…
 

Последние два года в журнале «Родина» существует рубрика, авторы которой по портретам знаменитых русских художников определяют фамилию изображённого на холсте.

 

Об одном из таких расследований рассказано в статье:

Экштут, С. Неизвестная в тёмно-голубом платье : эксперт «Родины» атрибутировал портрет красавицы, хранившей свою тайну более двух с половиной веков / Семён Экштут // Родина. – 2019. – № 1. – С. 58–61. – (Расследование Родины).

 

Хранящийся в Эрмитаже «Портрет неизвестной в темно-голубом платье» кисти Ивана Петровича Аргунова (1729–1802) попал в поле зрения автора статьи почти случайно. Так началось это увлекательное расследование.

 

 

Парадному портрету более 258 лет. Он не только подписан, но и точно датирован художником: 30 ноября 1760 года. Почему-то искусствоведы, настойчиво, но безуспешно пытавшиеся установить имя неизвестной красавицы, не обратили ни малейшего внимания на такую скрупулезную точность мастера. А зря!

Что происходило в этот день в столице Российской империи? Отмечался ежегодный кавалерский праздник ордена св. Апостола Андрея Первозванного – высшей награды государства Российского. Зафиксировав этот факт и предположив, что «Неизвестная в темно-голубом платье» участвовала в празднике, автор в три простых действия определил ее имя.

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. Выяснение имен Андреевских кавалеров, принимавших участие в празднике.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. Установление имени портретируемой.

Девушка или молодая женщина с портрета Аргунова казалась совсем юной: на первый взгляд ей не более 16–18 лет. Последовательно изучив биографии семерых главных гостей праздника, установлено: ни у кого из них не было столь молодой жены. А вот 17-летняя дочь-красавица у одного из кавалеров была.

 

Баронесса Анна Михайловна Строганова, урожденная графиня Воронцова (1743–1769). Единственная дочь руководителя русской внешней политики, канцлера, графа Михаила Илларионовича Воронцова, и Анны Карловны Воронцовой, двоюродной сестры императрицы Елизаветы Петровны, обер-гофмейстерины Высочайшего двора. Крестница императрицы и великого князя Петра Федоровича. Супруга камер-юнкера Высочайшего двора, крупнейшего землевладельца и уральского горнозаводчика, барона, с 1761-го – графа Александра Сергеевича Строганова.

 

Из сказанного ясно, что 17-летняя баронесса Анна Михайловна Строганова занимала совершенно исключительное положение при дворе. Однако не это послужило поводом для написания портрета.

6 (17) октября 1760 года в Вене состоялась свадьба наследника австрийского престола эрцгерцога Иосифа (будущего императора Иосифа II) и испанской инфанты, принцессы Изабеллы Бурбон-Пармской. Камер-юнкер барон Строганов вместе с супругой был послан в Вену для зачтения приветствия Елизаветы Петровны венскому двору по случаю этого бракосочетания. Пребывание Строгановых в Вене было недолгим. Им надлежало вернуться в Петербург накануне 25 ноября: в этот день столица праздновала очередную годовщину восшествия Елизаветы Петровны на престол.

Императрица накануне кавалерского праздника повелела: «В оный день дамам быть в робах» то есть в длинных вечерних платьях для торжественных случаев.

 

 Каким бы кратким по меркам XVIII века ни было пребывание Строгановых в крупной европейской столице, баронесса Анна Михайловна успела обзавестись множеством модных аксессуаров – от парчового темно-голубого платья с низким вырезом до яркой коралловой накидки.

«Я не историк моды, – пишет автор статьи, – поэтому не буду подробно описывать ни фасон платья баронессы, ни наведенный с помощью косметики яркий румянец ее щек, ни модную прическу с высоко зачесанными на лоб напудренными волосами в стиле мадам Помпадур, ни столь же актуальное для той эпохи женское украшение на шее – черную кружевную ленту, которая называлась «тур-де-горж». Очевидно одно: после возвращения из Вены баронесса Анна Михайловна Строганова стала иконой стиля для всех придворных щеголих Петербурга. И это непреложное обстоятельство надо было срочно запечатлеть на портрете».

 

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ. Портретная экспертиза.

Теперь «Неизвестную в темно-голубом платье» следовало сравнить с другими портретами Анны Михайловны. 

 

 

П. Ротари. Портрет графини А.М. Воронцовой (Строгановой). 1756–1762

 

Для сравнительного изучения лица в целом и отдельных его элементов были применены координатные сетки, что позволило сопоставить величину и положение бровей, глаз, носа, губ. Используя методы совмещения и наложения изображения, эксперт сделал вывод: картина Аргунова «Неизвестная в темно-голубом платье» и известный портрет Анны Михайловны Строгановой запечатлели одну и ту же женщину. Таким образом, «Неизвестная в темно-голубом платье» обрела имя, а былая икона стиля стала выразительной приметой «безумного и мудрого» XVIII века, когда Просвещение и галантность шли рука об руку.

 

Четыре факта из частной жизни Анны Строгановой

1. В родительском доме Анна Михайловна воспитывалась вместе с кузиной – графиней Елизаветой Романовной Воронцовой, впоследствии знаменитой княгиней Екатериной Дашковой (1743–1810). Девушки получили блестящее образование: говорили на четырех языках, хорошо танцевали, немного умели рисовать, обладали изысканными и любезными манерами.

«Общая комната, одни и те же учителя, одинаковые платья – все должно было бы сделать из нас два совершенно одинаковых существа: между тем труднее было найти людей более различных во всех обстоятельствах жизни...»

Екатерина Романовна стала близкой подругой и сподвижницей великой княгини Екатерины Алексеевны, участницей дворцового переворота 1762 года, возведшего Екатерину II на престол; культовой фигурой Российского Просвещения.

Уступавшая ей в уме и «учености» Анна Михайловна, затмив кузину красотой, прославилась многочисленными любовными похождениями.

 

2. 15-летнюю Анну Строганову выдали замуж за мужчину, который был на десять лет старше. Одновременно с ней под венец пошли еще две фрейлины Елизаветы Петровны. «По поводу этих трех свадьб держали при дворе пари... кто из троих новобрачных будет раньше всех рогоносцем, и оказалось, что выиграли те, кто держал за Строганова, молодая супруга которого казалась тогда самой некрасивой, самой невинной и наиболее ребенком», – не без злорадства вспоминала впоследствии Екатерина II.

 

3. В зрелом возрасте Анна Михайловна, «легкомысленная красавица» и «очаровательнейшея женщина своего времени» была украшением двора Петра III. В нее были влюблены и бывший фаворит императрицы Елизаветы Петровны, основатель Московского университета И.И. Шувалов, и воспитатель наследника престола Н.И. Панин.

4. Брак Анны Михайловны распался не из-за политических событий: восшествие на престол Екатерины II породило сначала рознь, а затем и открытую вражду супругов. Граф Строганов был приверженцем императрицы, графиня Строганова и ее отец канцлер Воронцов остались сторонниками низвергнутого с престола императора. Канцлер отказался присягать Екатерине II, был подвергнут домашнему аресту и присягнул императрице лишь после смерти Петра Федоровича.

Былая икона стиля вернулась в родительский дом и скоропостижно скончалась в начале 1769 года в возрасте 26 лет. Современники полагали, что ее отравили.

 

Фёдорова О.Ю.,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.

22-10-2019

       



Решаем вместе
Не убран мусор,
яма на дороге,
не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
-->
ОПРОС
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ и КОНКУРСЫ
Знаменательные даты
Внимание!

 

 

 

 

 

 
 

 
 

   
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2020 Ziranov.ru