Забытое ремесло
30 октября 1837 года в России было открыто движение по Царскосельской железной дороге. И сразу же в стране появилась новая профессия. За безопасностью движения стали следить обходчики.
Путевой обходчик
Главной обязанностью железнодорожного обходчика в Российской империи был не только осмотр рельсов, шпал, сооружений и путевых устройств, но и выполнение работ по уходу за участком.
Обходчик был обязан внимательно осматривать рельсовые стыки, осуществлять замену стыковых болтов, добивать расшатавшиеся костыли, подтягивать гайки, пополнять шпальные ящики щебнем, осуществлять покраску маячных шпал, пикетных столбиков.
На одного обходчика в среднем приходился участок протяженностью 7–8 верст. Выходя на дежурство, он всегда брал с собой два сигнальных флажка – зеленый и красный. Позднее зеленый был заменен на желтый.
В снаряжении обходчика были гаечный ключ, длинный молоток и комплект петард, уложенных в специальный пенал. Не забывал он и о мешке с едой.
Обходчик знал свой участок досконально – каждую шпалу, каждый пикетный столбик. Причем не только знал, но и любил – столбики для красоты иногда выкладывал звездочками из красного кирпича. Машинисту паровоза на фоне четко выровненных откосов и бровок такой столбик был виден издалека.
Обходчик имел стабильную зарплату и постоянный паспорт. Кроме этого, ему полагались бесплатная форма, жилье и дрова. Еще одна полезная «льгота» – неограниченный размер покоса. Ведь большинство обходчиков были бывшими крестьянами и по привычке держали домашнюю птицу и скот.
Каждый обходчик имел будку, где жил порой вместе с семьей. Все они строились по определенному стандарту и располагались в основном на полянах вдоль железнодорожного полотна. Около каждой такой будки весной расцветали сады и сажались огороды.
Днем и ночью, в дождь и лютую стужу по рельсам шел человек в форменной фуражке. Именно от него зависело, не случится ли беда с поездом, который промчится здесь через час-другой. Своим зорким глазом он мог издалека заметить кривизну рельсов и другие дефекты.
В случае обнаружения опасности обходчик выхватывал красный флажок (ночью – красный фонарь) и изо всех сил бежал навстречу приближающемуся поезду.
Подавался и звуковой сигнал, для этого и нужны были петарды. Они крепились на головку рельса. Когда на петарду наезжало колесо, раздавался громкий хлопок, который слышал машинист. Он сразу понимал, что впереди какая-то неприятность, и останавливал состав.
Профессия обходчика существовала и в советское время.
Но в конце 1950-х годов крест на профессии поставил министр путей сообщения СССР Б. Бещев. Говорят, что он как-то заявил: «Как ни поеду с объездом, все они со своими флажками стоят и ничего не делают».
Но несмотря на самодурство министра, бросать рельсы без присмотра было нельзя. Так что вскоре на смену обходчику пришла специальность монтера пути.
Монтёр пути
Об этой достойной и необходимой железнодорожной профессии читайте в статье:
Елисеев, В. Дозорный с молотком : зачем обходчик подкладывал под колёса поезда петарды? / Виктор Елисеев // Загадки истории. – 2018. – № 36. – С. 28.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.