ГЛАВНАЯ  |  КОНТАКТЫ  |   Версия для слабовидящих
Поиск :
МБУ ЦБС г.Шадринска
 
 
НАВИГАЦИЯ
 Об учреждении
 Структура, режим работы
 Афиша
 События
 История ЦБС
 Центральная библиотека им. А.Н.Зырянова
 Методическая копилка
 Советует библиограф
 Литературный Шадринск
 Экологическая страничка
 Центральная детcкая библиотека "Лукоморье"
 Гостевая книга
 Подписка ЦБС
 Независимая оценка качества оказания услуг
КАЛЕНДАРЬ
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
КООРДИНАТЫ
641870, Курганская обл.
г.Шадринск, ул.Свердлова,57
тел. (35253) 9-03-26
247mub@shadrinsk.net
Внимание!!!
 
 

 

 

 

     

Славянские древности. Сентябрь
 

Журнал «Чудеса и приключения» предлагает читателям рубрику – «Славянские древности». В ней в течение года рассказывается о системах летоисчисления, бытовавших в разные исторические эпохи в нашей стране, об исконных, древнерусских названиях месяцев и связанных с ними народных приметах, а также о традиционных верованиях наших далёких предков.

 

 

 


Сентябрь первый месяц осени. В древнерусском календаре он зачастую именовался хмурень или зоревник. А ещё – вересень, ибо наступало время цветения вереска.

  

А.А. Шишкин. Из цикла «Славянские боги»

 

В самом начале сентября, 2-го числа, наши далёкие предки отмечали день памяти вещего князя Олега (879–912). Да-да, того самого, что прибил свой щит к вратам Царьграда и умер, как и предсказали ему кудесники, «от своего коня», будучи укушенным выползшей из его черепа змеёй. Эта стародавняя история красочно и поэтично описана Александром Сергеевичем Пушкиным.

Главной заслугой правления князя Олега стало объединение разрозненных и враждующих друг с другом восточнославянских племён в единое и могучее государство, которому историки позже дали название Древняя Русь.

 

В.М. Васнецов. Олег у черепа коня. 1889

 

На исходе первой осенней декады, 8–9 сентября, славяне отмечали праздник Рода и Рожаницы. К этому времени, как правило, уже завершался сбор урожая, заканчивались все работы на полях.

И если Род был символом единства семьи, нерушимости и святости её уз, то Рожаницы держали в своих руках нити людских судеб. Именно они отвечали за судьбу новорождённого ребёнка, ведя его на дорогах Жизни.

Праздник Рода и Рожаницы был женским, ибо женщины были ответственны в прямом и переносном смысле за тепло домашнего очага и продолжение рода.

 

А.А. Шишкин. Род и Рожаницы

 

14 сентября славяне отмечали День Огненного Волха. Это был воинствующий бог, охраняющий священный Ирийский сад (славянский аналог рая), и супруг богини весны, любви и добра Лели.

Первоначально Огненный Волх считался одним из самых сильных божеств пантеона тёмных сил, стремившихся захватить власть не только в небесном царстве, но и во всей Вселенной. Но встреча в Ирийском саду с Лелей и её любовь к нему преобразила грозное и коварное божество: он забыл о своих  тёмных стремлениях, став небесным стражем райского сада.

В этот день древние русичи ранним утром приходили общиной на капище, где возносили своим богам дары: цветы, мёд и свежевыпеченный хлеб. Наши предки верили, что эти подношения смогут задобрить богов и они будут охранять их семьи от различных невзгод, бед и напастей. 

 

Другим не менее значимым праздником этого же дня было Закрытие Сварги или Вырия. Вырий – это небесный аналог Рая с его вратами. 

Небесное Царство богов, или Сварга, согласно представлениям ведической культуры, находилось далеко за облаками или же на берегу синего моря, где всегда спокойно, безмятежно и тепло. По древним преданиям, именно в Вырие находятся души умерших людей, но лишь тех, кто своей праведной жизнью заслужил место в этом райском уголке.

Сюда же прилетают птицы, чтобы переждать зимние холода. При помощи птиц можно было пообщаться с перешедшими в мир иной близкими людьми. Считалось, что 14 сентября небесные врата Сварги закрывались, и богиня Жива, олицетворяющая молодость, цветение и плодородие почвы и всего самого лучшего на планете, покидала Землю, отправляясь в небесный Ирий до следующей весны.

 

Под конец первого месяца осени, 27 сентября, славяне отмечали Радогощь (Световит), или день осеннего равноденствия. Это был день вознесения благодарностей Богам за урожай и достаток и воздаяния почестей перешедшим в иной мир сродникам.

Радогощь – из четырёх основных славянских праздников (наряду с Колядой, Масленицей и Купалой). Считалось, что с этого времени все Светлые боги покидали мир Яви до будущей весны, передавая бразды правления богу Морозу.

В этот день все жители общины устраивали прощание со Светлыми богами, сжигали чучело соломенной птицы, что символизировало отлёт с земли богов в свои небесные чертоги. Вечером все члены рода проходили очистительный обряд, прыгая через костёр, а волхвы молились о грядущей зиме, о благополучии жителей общины. В домах в этот день зажигался новый огонь, дабы очистить жилище от тёмных сил.

  

 

 

 

Существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка этого дерева с красными терпкими ягодами вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму.

 
 

Лианозов, М. Ясным утром хмуреня / Марк Лианозов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 9. – С. 74–75.

 О.Ю. Фёдорова,

ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.


       


ЦПИ
» Центр Правовой Информации при центральной библиотеке им.А.Н.Зырянова осуществляет поиск, подбор правовых актов в электронных базах данных "КонсультантПлюс"
Библиокарта
ВЫСТАВКИ
АКЦИИ
Знаменательные даты
Внимание!

 
   
 
 
 
Россия - без жестокости к детям!
Главная  |  Контакты  | 
Copyright © 2007-2012 Ziranov.ru