Журнал «Чудеса и приключения» предлагает читателям рубрику – «Славянские древности». В ней в течение года рассказывается о системах летоисчисления, бытовавших в разные исторические эпохи в нашей стране, об исконных, древнерусских названиях месяцев и связанных с ними народных приметах, а также о традиционных верованиях наших далёких предков.
Сентябрь – первый месяц осени. В древнерусском календаре он зачастую именовался хмурень или зоревник. А ещё – вересень, ибо наступало время цветения вереска.
А.А. Шишкин. Из цикла «Славянские боги»
В самом начале сентября, 2-го числа, наши далёкие предки отмечали день памяти вещего князя Олега (879–912). Да-да, того самого, что прибил свой щит к вратам Царьграда и умер, как и предсказали ему кудесники, «от своего коня», будучи укушенным выползшей из его черепа змеёй. Эта стародавняя история красочно и поэтично описана Александром Сергеевичем Пушкиным.
Главной заслугой правления князя Олега стало объединение разрозненных и враждующих друг с другом восточнославянских племён в единое и могучее государство, которому историки позже дали название Древняя Русь.
В.М. Васнецов. Олег у черепа коня. 1889
На исходе первой осенней декады, 8–9 сентября, славяне отмечали праздник Рода и Рожаницы. К этому времени, как правило, уже завершался сбор урожая, заканчивались все работы на полях.
И если Род был символом единства семьи, нерушимости и святости её уз, то Рожаницы держали в своих руках нити людских судеб. Именно они отвечали за судьбу новорождённого ребёнка, ведя его на дорогах Жизни.
Праздник Рода и Рожаницы был женским, ибо женщины были ответственны в прямом и переносном смысле за тепло домашнего очага и продолжение рода.
А.А. Шишкин. Род и Рожаницы
14 сентября славяне отмечали День Огненного Волха. Это был воинствующий бог, охраняющий священный Ирийский сад (славянский аналог рая), и супруг богини весны, любви и добра Лели.
Первоначально Огненный Волх считался одним из самых сильных божеств пантеона тёмных сил, стремившихся захватить власть не только в небесном царстве, но и во всей Вселенной. Но встреча в Ирийском саду с Лелей и её любовь к нему преобразила грозное и коварное божество: он забыл о своих тёмных стремлениях, став небесным стражем райского сада.
В этот день древние русичи ранним утром приходили общиной на капище, где возносили своим богам дары: цветы, мёд и свежевыпеченный хлеб. Наши предки верили, что эти подношения смогут задобрить богов и они будут охранять их семьи от различных невзгод, бед и напастей.
Другим не менее значимым праздником этого же дня было Закрытие Сварги или Вырия. Вырий – это небесный аналог Рая с его вратами.
Небесное Царство богов, или Сварга, согласно представлениям ведической культуры, находилось далеко за облаками или же на берегу синего моря, где всегда спокойно, безмятежно и тепло. По древним преданиям, именно в Вырие находятся души умерших людей, но лишь тех, кто своей праведной жизнью заслужил место в этом райском уголке.
Сюда же прилетают птицы, чтобы переждать зимние холода. При помощи птиц можно было пообщаться с перешедшими в мир иной близкими людьми. Считалось, что 14 сентября небесные врата Сварги закрывались, и богиня Жива, олицетворяющая молодость, цветение и плодородие почвы и всего самого лучшего на планете, покидала Землю, отправляясь в небесный Ирий до следующей весны.
Под конец первого месяца осени, 27 сентября, славяне отмечали Радогощь (Световит), или день осеннего равноденствия. Это был день вознесения благодарностей Богам за урожай и достаток и воздаяния почестей перешедшим в иной мир сродникам.
Радогощь – из четырёх основных славянских праздников (наряду с Колядой, Масленицей и Купалой). Считалось, что с этого времени все Светлые боги покидали мир Яви до будущей весны, передавая бразды правления богу Морозу.
В этот день все жители общины устраивали прощание со Светлыми богами, сжигали чучело соломенной птицы, что символизировало отлёт с земли богов в свои небесные чертоги. Вечером все члены рода проходили очистительный обряд, прыгая через костёр, а волхвы молились о грядущей зиме, о благополучии жителей общины. В домах в этот день зажигался новый огонь, дабы очистить жилище от тёмных сил.
Существовало поверье, что рябина защищает дом от тёмных сил, поэтому в праздник Радогощь ветка этого дерева с красными терпкими ягодами вешалась на оконные рамы для охраны на всю зиму.
Лианозов, М. Ясным утром хмуреня / Марк Лианозов // Чудеса и приключения. – 2019. – № 9. – С. 74–75.
О.Ю. Фёдорова,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова.